Анализ деятельности и опыта работы общественной организации по месту жительства

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2011 в 00:00, курсовая работа

Описание работы

Цель: изучить особенности технологии организации деятельности общественных объединений, функционирующих в социально-культурной сфере.
Задачи:
Изучить теоретико-методологические основы технологий социально-культурной деятельности общественных организаций.
Исследовать технологии социально-культурной деятельности по видам деятельности общественных организаций.
Обобщить и проанализировать опыт работы общественной организации по месту жительства (Совет общественного самоуправления микрорайона «Жулебино»).

Содержание

Введение 2
Глава 1. Социально-культурная деятельность общественных
организаций в России: теория и методология 4
1.1Теоретико-методологические основы технологий
социально-культурной деятельности общественных организаций4
1.2Технологии социально-культурной деятельности по
видам деятельности общественных организаций 7
Глава 2. Анализ деятельности и опыта работы общественной
организации по месту жительства (Совет общественного
самоуправления микрорайона «Жулебино») 14
Заключение 19
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Курсовая Тех.основы СКД.docx

— 49.53 Кб (Скачать)

Технологии  межнационального и  межкультурного обмена и сотрудничества.

 Говоря  о межнациональных отношениях, необходимо  рассматривать их как сложное  социально-психологическое явление.  Они в определенной мере затрагивают  систему моральных норм и нравственных  ценностей, которые составляют  основу межнациональных отношений. Российская Федерация – объединение многих национальных республик, и в этих условиях большое значение приобретает деятельность различных социально-культурных институтов как элемента развития национальной культуры, межнационального общения, взаимодействия и взаимообогащения национальных культур. Они способствуют дальнейшему углублению межнациональных отношений, созданию условий свободного развития духовной жизни и языков народов России, равных возможностей культурно-досуговой деятельности для всех национальностей. Этнонаправленные технологии составляют основу возрождения национальных культурных традиций, фольклора, декоративно-прикладного искусства, народных промыслов и ремесел. Диапазон этнонаправленных технологий, используемых как на федеральном, так и региональном уровнях, достаточно широк. Он включает в себя организацию мероприятий, способствующих развитию сотрудничества между субъектами Российской Федерации, странами СНГ, странами дальнего зарубежья в области науки, образования, здравоохранения, культуры и искусства, реализации государственной национальной политики.

 Обобщив  вышесказанное, можно сделать  следующий вывод: разнообразие  форм социально-культурных технологий  хорошо осваивают и применяют общественные организации. Это позволяет им выходить на более высокий уровень деятельности, который предполагает развитие профессионализма и применение инновационных технологий, что способствует расширению сферы деятельности и увеличению числа участников. Таким образом, на основе вышесказанного, можно сделать следующий вывод: общественные организации и движения выступают как выразители интересов отдельных социальных слоев и групп, а также как субъекты реформационного процесса. Они способны представлять интересы населения, взаимодействовать с властью, в определенных случаях оказывать давление на нее. Общественные движения, выступая в качестве одной из самых динамичных организационных форм, быстрее других адаптируются к новым социальным условиям, аккумулируют новые идеи, приспосабливаются к изменившимся правилам. Особенностью современного общества является появление гибких социальных структур, в качестве которых выступают общественные организации и движения, позволяющие сочетать свободу и интересы индивидов с общими принципами, регулирующими их совместную деятельность.

У общественных объединений впереди много работы. Необходимо развивать естественный баланс всех возможных форм взаимодействия государственного, общественного и  коммерческого сектора, искать новые  формы социального партнерства. Сейчас складывается уникальная ситуация для развития межсекторного взаимодействия, разработки его механизмов, совершенствования  правовой базы. Можно уверенно сказать, что деятельность общественных объединений  ускоряет развитие демократических  процессов в регионе. Реальность подтверждает, что опыт социальных коммуникаций, накопленный гражданским  сектором, успешно трансформируется в новые эффективные формы  управления общественной жизнью. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2. Анализ деятельности и опыта работы общественной организации  по месту жительства (Совет  общественного самоуправления микрорайона «Жулебино») 

     Территориальное общественное самоуправление, являясь неотъемлемой и органичной частью местного самоуправления, становится одной из основ формирующегося гражданского общества. Реализация права на самоуправление создает условия для участия граждан в решении вопросов местного значения. Система территориального общественного самоуправления является наиболее специфической сферой возникновения и реализации общественных инициатив. Проблематика соседского сообщества минимизирует отчуждение, а влияние условий проживания па социальное поведение трудно переоценить. В свою очередь социальное поведение способно оказывать существенное влияние на эти условия. Не вдаваясь в юридические вопросы сравнения совета самоуправления и общественной организации, а рассматривая только социально-психологические и деятельностные аспекты, необходимо отметить самое главное – деятельность и общественной организации и совета самоуправления направлена на решение актуальных социальных проблем по принципу «Видим проблему - можем решить». В эти организации приходят люди инициативные, социально активные, предприимчивые, энтузиасты, составляющие главный ресурс и главное богатство организации. Построение организационной структуры управления, менеджмента во многом схоже.

   Однако совет самоуправления и общественная организация имеют и много отличий:

Общественная  организация  работает в соседском сообществе, где в условиях неоднородного расселения горожан по национальному, по социальному статусу и т.д. постоянно присутствует конфликт интересов. Общественная организация  работают среди единомышленников или среди понимающих общие задачи людей. В своей деятельности не привязаны к территории. Имеет очень сложный порядок создания, избирается на конференции представителей или прямом сходе совершеннолетних жителей с соблюдением кворума. Представительность и публичность в деятельности очень важны. Должны добиваться переизбрания, отчетность перед всеми жителями ежегодная.  Создаются по упрощенной схеме (в соответствии с Законом РФ «Об общественных объединениях»), так как для деятельности и взаимодействия это вопрос несущественный. Уровень публичности определяется самой общественной организацией, а не определяется законом. Избирается из незнакомых друг другу людей, которым только предстоит создать команду единомышленников. С момента создания - это команда единомышленников. Обладает правом добровольного выбора деятельности, но на практике, по требованию жителей, начинают постоянно отвечать за весь комплекс проблем территории.  Обладают правом добровольного выбора направлений и способов деятельности. Привязаны территориально, поэтому ограничены в ресурсах, в том числе людских; спонсорах, помещениях и пр.. которых может быть недостаточно. Могут перемешаться по городу, менять местонахождение. Более привлекательны для спонсоров.  

  Советы самоуправления создаются на различных территориях, которые имеют зачастую различные проблемы, поэтому каждый совет имеет свою специфику. Границы, в которых осуществляется самоуправление, определяются населением, по договоренности с администрациями районов. У администрации нет потребности разделять территорию как-то планомерно или в обязательном порядке принимать во внимание каждый пустырь. Население, обозначая самоуправление территории, должно иметь собственное ощущение себя как сообщества. Это видение может со временем измениться, тогда встает вопрос об изменении границ. Граница территории совета самоуправления должна определяться исходя из сложившейся системы коммуникаций и размещения объектов социальной инфраструктуры - детских садов, школ, остановок транспорта, ландшафта, узнаваемости людей, наличия доверия между ними.

 Количество  жителей в микрорайонах, в которых  созданы советы самоуправления, колеблется от 0,2 тысяч и (на  территориях индивидуальной застройки)  до 30 тысяч («спальные» микрорайоны  многоэтажной застройки). Совет самоуправления «Жулебино» представляет достаточно показательную модель «зонтичной организации», которая обеспечивает и координирует работу нескольких небольших клубов, по существу, общественных организаций клубов, а именно:

Клуб  «Здоровье» для пенсионеров;

Клуб  садоводов-любителей;

 Клуб  любителей танцев;

 Трудовой  лагерь для подростков;

Советов ветеранов микрорайона и крупных  предприятий;

Ассоциация  старших по домам;

 координирует  деятельность Общества по защите  прав потребителей. 

 В Совете микрорайона «Жулебино» существует смешанная форма самоуправления, где в совете самоуправления наряду с ассоциацией профессионалов работают активные граждане - жители. Однако все члены совета избираются на конференциях представителей независимо от того, просто ли это активный житель, депутат городской Думы, директор школы или кто-либо другой. В целом, все советы самоуправления решают социальные проблемы территорий, улучшая качество городской жизни, объединяя при этом все ресурсы территории, при этом практически все советы самоуправления города являются юридическими лицами.

  Направления деятельности.

 Безусловно, в первую очередь, основные  направления работы совета самоуправления  определяют люди, то есть тот  состав активистов, который вошел  в совет самоуправления. Совет  самоуправления имеет несколько  направлений деятельности: самое  главное – это благоустройство  территории микрорайона, параллельно  с этим важное значение имеют  и другие направления: работа  с молодежью, культура, социальная  защита или вопросы развития самоуправления. В настоящее время нет ни одного совета, который бы, подобно администрации района, охватывал сразу всю проблематику территории; наблюдается некоторая «специализация» в деятельности советов. Совет самоуправления «Жулебино»: организует ежегодную акцию «Чистый город» на территории микрорайона, круглый год работает трудовой лагерь для подростков, развивает сеть кружков и секций для различных возрастов и категорий населения, ежеквартально проводит массовые мероприятия (дворовые праздники, экскурсии и семинары).

  Финансирование.

 В  бюджете города в статье «Прочие  расходы» предусмотрена отдельная  строка «Содержание советов самоуправления»,  где заложены средства на поощрение актива. Все условия финансирования, равно как и другие взаимоотношения советов самоуправления и администраций районов, определены в договоре о сотрудничестве. Но отдельные полномочия передаются по отдельным договорам, разрабатываемым для конкретных ситуаций и проблем, исходя из возможностей и пожеланий сторон. Например, договор о совместной деятельности районной администрации с советом самоуправления, в соответствии с которым денежные средства за право аренды земельного участка, предназначенного для автостоянок и металлических гаражей, поступают на внебюджетный расчетный счет и делятся в следующих пропорциях: 25% остаются администрации, 75% поступают на расчетный счет совета. На эти средства совет организует уборку мусора и вывоз его на свалку на закрепленной территории, очистку от снега, озеленение территории, содержание газонов, клумб, решает другие вопросы, связанные с содержанием территории.

     Если в совете самоуправления есть сильный «хозяйственник», то, как правило, там организуется какой-то вид работы с хозяйственным уклоном, например, обслуживание мини-рынка (по соглашению с мини-рынком, при этом часть средств будет поступать на счет совета), либо сбор вторичного сырья, либо оказание иных услуг для населения. Советы самоуправления организуют очистку склонов оврагов, берегов прудов, озеленяют пустыри в микрорайонах по договорам с муниципальным управлением по экологии и природопользованию. По договорам с городским центром занятости населения советы самоуправления организуют общественно полезную работу для безработных и летнюю занятость подростков. Для софинансирования проектов и решения социальных вопросов микрорайонов активно привлекаются спонсоры. Все советы самоуправления ведут учет средств как финансовых, так и материальных, оцененных в денежном эквиваленте. Эти показатели доводятся до всех членов советов на отчетных конференциях, отражаются в ежеквартальных отчетах в администрацию. Подлежит оценке и главный ресурс и достояние совета самоуправления - труд волонтеров, «добровольцев», энтузиастов. Одним из основных показателей экономической эффективности действия советов самоуправления является привлеченность средств: соотношение бюджетных средств, которые выделяются на поощрение активных советов самоуправления, к средствам, привлеченным по различным программам, мероприятиям, проводимым в рамках деятельности советов самоуправления.

  Эффективность.

 Советы  самоуправления активно участвуют  в решении конкретных социальных  проблем города, причем, помимо улучшения микроклимата и взаимоотношений в микрорайонах, работа советов дает экономический эффект. Для успешной работы на территории советы самоуправления привлекают спонсорские средства и используют безвозмездный труд граждан. В городе существует система непрямого финансирования советов самоуправления. Во-первых, существуют различные льготы: советы самоуправления имеют самую низкую арендную плату за помещения в городе (ниже общественных организаций инвалидов и др.); налог на землю также один из самых низких, потому что в стоимость аренды помещений входит и плата за землю под зданием. Во-вторых, в рамках городской целевой Программы поддержки общественного самоуправления и общественных инициатив проводятся различные учебные мероприятия, семинары (с привлечением специалистов из Москвы и других регионов) по обучению фандрайзингу, основам управления и бухгалтерского учета в общественных организациях, осуществляется информационная поддержка советов самоуправления через издание и распространение специальных брошюр, в том числе, методических пособий.

  Участие в конкурсах.

 Быстрыми  темпами в районе Жулебино  развивается конкурсная система распределения средств среди советов самоуправления и общественных организаций и финансирование проектов советов самоуправления по решению социальных проблем территории. Советы в рамках своей деятельности начинают переходить к программно-целевому методу работы. Наличие проекта, конкретных мероприятий, четких целей и задач - все это удобнее и для самих советов, и для их потенциальных спонсоров и партнеров. Такому подходу советы обучаются в процессе подготовки проектов на городской конкурс. В ближайшее время Советам общественного самоуправления можно будет предложить место в плане социально-экономического развития районов и города. Советы уже сейчас в состоянии решать вопросы, связанные с использованием земель, экологией, коммунальным хозяйством, созданием детских клубов по месту жительства, организацией досуга населения микрорайона и т.д. У жителей есть очень интересные предложения, совместная реализация которых снимала бы социальное напряжение на территории, а активное население реализовывало бы свои инициативы, формировалось бы доверие к местной власти. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Анализ деятельности и опыта работы общественной организации по месту жительства