Американский период творчества П.А. Сорокина

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 01:49, курсовая работа

Описание работы

Личность Питирима Александровича Сорокина - одна из наиболее эрудированных, противоречивых и выдающихся личностей в истории социологии. Но, как это ни парадоксально, значимость ее не оценена в полной мере ни в американской, ни в отечественной социологии. Тем более очевидной становится в настоящее время актуальность всестороннего и внимательного изучения творчества, трудов, концепций и идей этого талантливейшего ученого.

Содержание

Введение стр.1
П.А. Сорокин: жизнь и судьба стр.6
Истоки философских и общесоциологических взглядов П.А. Сорокина, целостность и единство его научного творчества русского и американского периодов. стр.16
Направления научной деятельности П.А. Сорокина американского периода стр.20
Концепция социальных нарушений и их роль в жизнедеятельности общества стр.21
Теория истории и социокультурной динамики стр.26
Интегрализм – парадигмальная основа мировоззрения стр.30
Теория социальной любви и творческого альтруизма стр.32
Заключение стр.34
Список использованной литературы стр.35
Библиография основных трудов П.А. Сорокина на русском языке стр.36
Современные переиздания и переводы трудов П.А. Сорокина стр.41
Список основных работ, посвященных творчеству П.А. Сорокина стр.42

Работа содержит 1 файл

Американский период научного творчества П.А. Сорокина..docx

— 141.03 Кб (Скачать)

   рождения  ученого  (февраль  1999  года)  учеными  было  даже   высказано

   предположение  о грядущем в XXI веке  «сорокиновском  ренессансе»,   «…так

   как  в   его  творчестве  гармоничным   о бразом   соединились   высочайший

   профессионализм   и  истинный  гуманизм,  мудрая  объясняющая   теория   и

   действенный технологизм, безупречные нравственные стандарты и покоряющая

   мощь интеллекта».[11]

      Все   вышеупомянутые  факты   и   тенденции,   несомненно,   доказывают

   актуальность  рассмотрения и изучения   американского   периода  творчества

   П.А. Сорокина. 
 
 

      Анализ  литературы 

      Анализ  литературы необходимо начать  с краткого  обзора  тех   трудов  и

   статей, которые  принадлежат самому Питириму  Александровичу.

      Прежде  всего необходимо упомянуть его двухтомник «Система социологии».

   Это   переиздание   содержит    материал    биографического    характера,

   перекликающийся, а местами полностью совпадающий со  статьей в журнале

   «СОЦИС» Липского А.В., Кротова П.П. «Зырянский след в биографии Питирима

   Сорокина».  Том  2  содержит  комментарии   В.В.  Сапова,   полезные   как

   дополнительная  информация о работе и  структуре   социологического  знания

   Сорокина. Особый  интерес представляет  имеющиеся   в  конце  второго  тома

   рецензии  и критические отзывы о   книге современников Сорокина.

      «Общедоступный  учебник социологии.  Статьи  разных  лет»  представляет

   собой краткое  изложение 2-х томов «Системы  социологии»  и  начало,  тоже

   краткое, третьего тома. Кроме того, имеются статьи Сорокина, в основном,

   его русского  периода, из американского периода  есть 2  статьи:  «На  лоне

   природы» (1923)  и «Причины войны и  условия   мира»(1944)  .  Критическая

   статья  Сапова,  описывающая «эволюцию теоретических воззрений»   П.А.

   Сорокина  имеет, на мой  взгляд,  несколько   неточностей.  Остановлюсь  на

   одной. Он  пишет, что Эволюцию Сорокина  можно представить как  переход   от

   марксизма  к идеализму. Но необходимо  отметить, что марксистская идеология

   никогда не  была особенно близка П.А. Сорокину, он  и  сам  упоминал,  что

   сразу определил  свои политические приоритеты  –  это  партия  социалистов-

   революционеров (эсеров).  Он,  конечно,  пытался   «вступить»  в  общество

   марксистов  и даже написал заявление (ему  было отказано), но это отнюдь  не

   означает, что  он разделял  их  принципы  и   идеи,  более  того,  он  был,

   наверное, самым  ярым их критиком.

      Книга  «Человек.  Цивилизация.  Общество»   -  одна  из  самых  удачных

   попыток передать  многогранное творчества социолога российскому читателю.

   Здесь собраны  воедино отрывки многих главных  работ американского периода:

   «Долгая   дорога»,   «Социология  революций»,  «Социальная  и   культурная

   мобильноть», «Кризис нашего времени», а также  книга  содержит  несколько

   работ из  рукописного наследия. В предисловии  А.Ю.  Согомонова  «Судьбы и

   пророчества  Сорокина» содкржится как биографическая  информация,  так и

   описание  основной его идеи – интегрального  синтеза.

      Книга  «Главные тенденции нашего времени»  представляет  собой  одну  из

   популярных  адаптаций  для  читателей   его  четырехтомника  «Социальная  и

   культурная  динамика»,  но  содержит  также   дополнительную  теоретическую

   информацию. Прежде всего  следует выделить  такие главы как «Взаимная

   конвергенция  Соединенных Штатов и СССР  в  смешанный  социокультурный  тип

   (перекликается по содержанию с его статьей в «СОЦИС» «Общие  черты и

   различия  между Россией и США»), а также  пятую главу «Таинственная энергия

   любви»  о   его  концепции   творческого   альтруизма,   которая   целиком

   воспроизводится  в «СОЦИС» №8,9 за 1991 год с   комментариями  Сапова.  Это

   издание –  второе,  переработанное  и   дополненное  тремя  приложениями  –

   именным   указателем,  словарем  иноязычных  слов,и  списком трудов  П.А.

   Сорокина , опубликованных на русском языке.  Также здесь есть  обзорная

   критическая  статья Т.С. Васильевой, ценностью  которой является проведение

   параллелей  и  различий  циклических   теорий   Сорокина,   Данилевского,

   Шпенглера,  Тойнби – это очень ценная  информация сравнительного характера.

        Последняя  книга,  изданная  в  2000  году  –  «Заметки   социолога:

   социологическая  публицистика» содержит в себе  практически все его статьи,

   очерки, заметки,  в газетах «Воля народа»   и  других,  а  также   несколько

   рецензий.  Ценности  в  отношении   данной   курсовой   работы   она   не

   представляет, но здесь содержится превосходно  составоленная  библиография

   его трудов, которая  легла в основу  представленной  в данной  работе;

   исключение  составила часть со списком  литературы на  иностранных   языках,

   занимающей   много   страниц   и   бесполезной   для   нас   при   поиске

   первоисточников.

      В  учебниках по истории социологии  удслось почерпнуть не очень большое

   количество  информации.

      С.С.  Новикова в своем учебном пособии  «История развития  социологии  в

   России» , представляет основные  его этапы,  отметив П.А.  Сорокина  во

   втором этапе (1890-  нач.  20  века)  в школе неокантианства.  Однако,

   подробно  останавливаясь на перечне   его  трудов  ,  биографии и анализе

   главных трудов  русского периода, американский  период  ею  совершенно  не

   освещен. Она  останавливается в своем описании  на депортации 1922 года.

      Следующий  учебник «История русской социологии 19 –20 веков»  посвящает

   П.А. Сорокину 9 главу (автор ее  мною  не  уточнялся),  отмечая  его   как

   представителя  бихевиористической социологии. Содержит довольно  подробное

   для учебника  жизнеописание, скурпулезный анализ  «Системы  социологии»  ,

   кратко освещает  идеи работ  американского   периода.  Источник  информации

   весьма полезный.

      В  «Истории русской социологии»  А.Н. Медушевского Сорокину посвящена  9

   глава.  Содержание  информативно,  изложение  теоретично,   лаконично   и

   последовательно,  однако воспринимается тяжело.

      Статьи  Сорокина в журнале «СОЦИС»,  публикуемые, если проанализировать

   по годам,  с завидным  для  других  социологов  постоянством,  в   основном

   приводятся  без комментариев. Как правило,  присутствует только  информация

   о годе  написания, месте первого опубликования  и об основной идее статьи.

      К   сожалению,   многие  статьи,  напечатанные  в  журнале,   дублируют

   опубликованные в книгах, хотелось бы побольше статей редких,  неизвестных

   российскому   читателю.  Из  таких  статей  следует  отметить   следующие:

   «Историческая  необходимость», «Колонизационные  вожделения»,  «Условия  и

   перспективы  мира без войны», «Социализм и  социальное равенство».

      Среди  других статей, комментировать моторые я не буду,  следует особо

   отметить  следующие: «Моя философия   –  интегрализм»,  «Социология  вчера,

   сегодня, завтра»,  «Забытый  фактор  войны»,  очень   полезные  для  более

   полного понимания  сущности теоретических идей  Сорокина.

      Литература  критического характера,  если  не  считать  упомянутые  уже

   комментарии  и критические  статьи  в   учебниках  и  книгах,  представлена

   статьями  в  журнале  «СОЦИС»  различных   авторов.   Считаю   необходимым

   рассмотреть  отдельно русских и американских  авторов.

      Из  русских авторов особо следует   выделить  В.В.  Сапова  – он  очень

   активно печатается  в журнале, и не только по  сорокиновской  тематике,  но

   все  же  большинство  его  статей  посвящены  Сорокину.  Из  его   статей

   необходимо  выделить следующую – «Питирим Сорокин: моментальный снимок  на

   фоне России и Америки» - кратко, информативно, логично.

      В  биографическом плане интерес  представляют статьи «Автографы  Питирима

   Сорокина»,  «П.А.  Сорокин  и  М.М.  Ковалевский»,   «Зырянский  след   в

   биографии  Питирима Сорокина», «Фрагменты  из воспоминаний»,  «Эпистолярное

   наследие  П. Сорокина» (авторы разные).

      С  точки зрения анализа сорокиновских идей ценны статьи Голосенко  И.А.

   «П, Сорокин о внутренних нарушениях  социального порядка»и Ю.В.  Яковца

   «Великие  прозрения Питирима  Сорокина».  Последняя  из  указанных   статей

   содержит  попытку «примерить» прогнозы  Сорокина  на  реалии  сегодняшнего

   дня.

      Из  иностранных авторов  наиболее  системно   и  необычно  представляет

   материал  Б.В. Джонстон. Его статья  «Питирим  Сорокин и социокультурные

   тенденции  нашего времени» во многом  перекликается с  одноименной   статьей

   Бондаренко  В.М. и статьей Ю.В. Яковца.

      В.Джеффрис     рассматривает    «четыре    фундаментальных    принципа

   интегрализма, производные от  идей  Сорокина».  Описание  его несколько

   туманно   и   запутанно;   прочитав   его   статью,    кратко,    тезисно

   охарактеризовать  эти четыре принципа я не  смогла, но понятно одно  –   то,

   как он  их называет в подразделах,  не соответствует  содержанию  разделов.

   Он опирается  на принцип «Золотого Правила», которое  не  совсем,  на  мой

   взгляд, верно  трактует  относительно  сорокиновской  теории.  Он  пишет:

   «Интегральная  социальная наука сосредоточена   на  причинах  и  следствиях

   Золотого  Правила,  выраженного  в   добродетелях  и  пороках»   и   особо

   подчеркивает  «концепты добродетели  и   порока».  Но  если  следовать   его

   логике, то  интегральное  общество  должно  в  итоге  представлять  собой

   совокупность  одних до бродетелй, что есть утопия в чистом виде,  даже  сам

   Сорокин неоднократно  подчеркивал  невозможность   существования  подобного

   общества, невозможность  полного избавления от пороков,  стремясь  в  своей

   концепции   интегративного  общества  освободится   от  самых  тяжелых   и

Информация о работе Американский период творчества П.А. Сорокина