Американская социология: основные этапы развития и направления

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2013 в 20:30, контрольная работа

Описание работы

Уже в конце XIX в. центр прикладной социологии, т.е. практического менеджмента, перемещается из Англии в Америку. Деятельность «ранних научных менеджеров» отражала эпоху классического капитализма – господство средних и мелких предприятий, свободу рыночной конкуренции, университетские идеалы науки. На смену ему приходит неклассический, или монополистический, капитализм, для которого характерны господство крупных корпораций, монополия на рынке, превращение науки в непосредственную производительную силу. В Западной Европе социология долго развивалась на инициативной основе.

Содержание

Введение ст.3
1.Прикладная социология ст.4
2.Ранний период ст.5
2.1 Научная организация труда ст.6
2.2 Эмпирические социологические исследования в ранний период ст.7
3. Средний период ст.8
3.1 Бихевиоризм ст.10
3.2 Чикагская щкола ст.11
3.3 Хоторнские эксперименты ст.14
4. Третий этап ст.15
4.1 Доктрина «человеческих отношений» ст.16
4.2 Иерархическая теория потребностей ст.17
4.3 Двухфакторная теория мотивации и
теория стилей управления ст.18
5. Социология США в настоящее время ст.19
Заключение ст.22
Список литературы ст.23

Работа содержит 1 файл

Контр.раб_по_социологии.docx

— 48.49 Кб (Скачать)

Федеральное агентство по образованию

 

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

«Санкт-Петербургский  государственный

 инженерно-экономический  университет»

 

Кафедра социологии

 

 

 

Контрольная работа по дисциплине

СОЦИОЛОГИИ

 

на тему: «Американская социология: основные этапы развития и направления»

 

 

 

Выполнил:                     Губенок А.М.                                .

                                                                              (Фамилия И.О.)

Студент      I   курса 5л 10м       специальность   080502/6

                                                           (срок обучения)

Группа     7/801        № зачет. книжки        08027                 .

Подпись _____________________

 

 

 

 

Преподаватель:_____Закормаев Н.А._________________

Должность:________профессор______________________

                                                                          уч. степень, уч. звание

Оценка:________________ Дата: _____________________

Подпись:__________________________________________

 

 

 

 

Санкт-Петербург

2011

 

СОДЕРЖАНИЕ:

Введение           ст.3

1.Прикладная социология        ст.4

2.Ранний период          ст.5

2.1 Научная организация труда       ст.6

2.2 Эмпирические социологические  исследования в ранний период ст.7

3. Средний период         ст.8

3.1 Бихевиоризм         ст.10

3.2 Чикагская щкола        ст.11

3.3 Хоторнские эксперименты      ст.14

4. Третий этап          ст.15

4.1 Доктрина «человеческих отношений»     ст.16

4.2 Иерархическая теория потребностей     ст.17

4.3 Двухфакторная теория мотивации  и 

теория стилей управления     ст.18

5. Социология США в  настоящее время      ст.19

Заключение          ст.22

Список литературы         ст.23

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Уже в конце XIX в. центр прикладной социологии, т.е. практического менеджмента, перемещается из Англии в Америку. Деятельность «ранних научных менеджеров» отражала эпоху классического капитализма – господство средних и мелких предприятий, свободу рыночной конкуренции, университетские идеалы науки. На смену ему приходит неклассический, или монополистический, капитализм, для которого характерны господство крупных корпораций, монополия на рынке, превращение науки в непосредственную производительную силу. В Западной Европе социология долго развивалась на инициативной основе. Например, О. Конт не имел постоянного заработка, и многие социологи, за исключением Г. Зиммеля, М. Вебера, Э. Дюркгейма, были вынуждены работать вне университетской сферы. В США же социология с самого начала начинает складываться как университетская наука. В 1892 году была открыта первая в мире кафедра социологии и социологический факультет в Чикагском университете (декан Дж. Смолл). В 1901 году курс социологии преподавался в 169 университетах и колледжах, а к концу 80-х годов почти в 250.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Прикладная  социология

Что же понималось под прикладной социологией в ранний период? Под  ее практическим приложением понималась не специальная система мероприятий  с собственной процедурой и налаженным механизмом внедрения, как это принято  сейчас, а подвижнический акт выдающейся личности. «Научный менеджмент» конца XIX – начала XX в. являл собой именно такой подвижнический акт выдающихся социальных инженеров – Ф. Тейлора, Г. Эмерсона, Г. Тауна, С. Томпсона. Не пренебрегали практической деятельностью и академические социологи: А. Смолл служил в Гражданской федерации Чикаго, У. Томас – в Вице-комиссии Чикаго, Р. Парк – в городской Лиге Чикаго. Чикаго появился на социологической карте Америки не случайно. Именно с Чикагской школой связывают расцвет эмпирической, а во многом и прикладной социологии (исследования урбанизации, экологии, трудовых отношений) в ранний период.

Впервые вопрос о прикладной социологии в США возник в 1895 г. Обществоведы активно обсуждали предназначение социологии и роль в ней научной теории. Что является конечной целью социологии – создавать новое знание или помогать решать конкретные социальные проблемы? Окончательного решения так и не было найдено, ибо с того времени берут начало две основные ориентации социологии: базисная социология и прикладная социология.

Прикладная социология – (англ. applied sociology) – совокупность теоретических моделей, методологических принципов, методов и процедур исследования, а также социальных технологий, конкретных программ и рекомендаций, ориентированных на практическое применение, достижение реального социального эффекта. В США прикладную социологию называют также «проблемно ориентированной», «прикладной социальной наукой», «ориентированной на клиента», в то время как академической социологией считается фундаментальная, базисная, чистая, «ориентированная на дисциплину» наука. Прикладная социология – это социологическая работа, сделанная для кого-то. Обычно это клиент или заказчик: государственное учреждение, правительственные организации, частная фирма, федеральные органы власти и др. Прикладная социология в США отличается от академической не только содержанием и характером научной деятельности. Главное здесь – ориентация на практическую пользу, а не на прирост знания, научный вклад в фундаментальные открытия. Она иначе связана с заказчиком, здесь приняты другие критерии оценки конечного результата, оплаты труда и профессиональной карьеры, в гораздо большей степени прикладники зависят от экономического положения компании-работодателя и конъюнктуры на рынке труда. Исторические корни прикладной социологии восходят к работам де Токвилля, Дюркгейма, Смолла. Последний еще в 1895 г. высказал идею о необходимости прикладных работ в американской социологии. Именно с этого момента специалисты начинают периодизацию прикладной социологии и выделяют три этапа.

 

2. Ранний период

Для ранней фазы (1895–1920) характерен интерес к социальным реформам, понимание научной теории как совокупности философских рассуждений об идеальной модели общества, а ее практического использования – скорее как подвижнического акта одиночки, чем запланированной системы мероприятий. Эмпирических знаний о реальных процессах в обществе явно недоставало. Поэтому те, кто задумывался о каких-то инновациях, социальных проектах, преобразовании практических отношений людей, вынуждены были ориентироваться скорее на теоретические построения и здравый смысл. Да и теория тогда понималась либо как совокупность социально-философских суждений, либо как философская дискуссия о различиях между должным и реальным. Напомним, что это был период увлечения так называемыми социальными исследованиями, цель которых заключалась в социальном диагнозе злободневных проблем общества, привлечении к ним внимания со стороны прессы и разработке практических рекомендаций.

 

2.1 Научная организация  труда

Значительное развитие в США  получили исследования по социологии труда и управления, так называемый «научный менеджмент». Еще в 90-х годах американский ученый и несомненный лидер этого движения Фредерик Уинслоу Тейлор (1856–1915) произвел комплексные исследования на предприятиях и создал первую и самую эффективную в мире систему НОТ (научная организация труда). Тейлор подробно изучил социально-экономическую организацию предприятия и пришел к выводу, что технические и организационные нововведения сами по себе неэффективны. Они упираются в так называемый «человеческий фактор», в материальное и моральное стимулирование, в искусство администрации управлять предприятием. Тейлору приписывают открытие модели «экономического человека», который якобы не видит в работе иного смысла, как только получить больше денег. Тем не менее, как показывает более детальный анализ его высказываний, Тейлор не считал деньги ни главным, ни единственным мотиватором. Он полагал, что прибавка к зарплате «съедается» плохой организацией труда и произволом администрации. Стоит рабочему сегодня выработать больше, как завтра ему снизят расценки и принудят трудиться больше за те же деньги. Рабочие, прекрасно осведомленные об этом, придумали контроружие – сознательное ограничение нормы выработки. Тейлор первым из ученых раскрыл и объяснил явление рестрикционизма (от англ. restriction – ограничение), т.е. феномен «работы с прохладцей», сознательное ограничение рабочими выработки. По Тейлору, в основе этого феномена лежит механизм группового давления и блокирования формальных норм с помощью неформальных, для того, чтобы воспрепятствовать стремлению предпринимателей увеличивать эти нормы выработки через понижение расценок. Тейлор разработал и внедрил сложную систему организационных мер – хронометрию, инструкционные карточки, методы переобучения рабочих, плановое бюро, сбор социальной информации, новую структуру функционального администрирования. Сначала администрация должна научиться управлять по-новому, а затем уже может требовать добросовестного труда. Немалое значение он придавал стилю руководства, правильной системе дисциплинарных санкций и стимулированию труда. Его дифференциальная система оплаты – успевающий дополнительно вознаграждается, а лодырь депремируется – предполагала, что в научно организованном производстве человек не может получить незаработанные деньги. Система Тейлора имеет комплексный характер: она перестраивает не только структуру управления предприятием, но и самые элементарные, повседневные трудовые приемы человека. Ни до, ни после никто уже не претендовал на подобный универсализм.

Ф. Тейлор является лидером «научного менеджмента», в который кроме него входили Г. Эмерсон, Ф. Джилбретт, Г. Таун, С. Томпсон и др. В свою очередь «научный менеджмент» составлял лишь одно из направлений – американское – в так называемой «классической» школе менеджмента. К. ней причисляют немца М. Вебера, француза А. Файоля, англичан Л. Урвика и Л. Гьюлика (они разработали «синтетическую» теорию управления, которая формализует и обобщает подходы Тейлора, Вебера, Файоля).

 

2.2 Эмпирические  социологические исследования в  ранний период

Эмпирические социологические  исследования диктовались общественными  потребностями. Большое место в  них занимают проблемы социализации различных социальных групп, адаптация  к новым для людей социальным и культурным условиям. В этом плане  наибольшее влияние на разработку социологии в США оказало вышедшее в 1918 г. двухтомное исследование Ф. Знанецкого и У. Томаса «Польский крестьянин в Европе и Америке», где рассматривались проблемы адаптации эмигрантов к условиям США. В этой работе были вычленены основные принципы методологии и методики конкретно-социологических исследований. Самой ранней формой эмпирических исследований надо считать социальные обследования, возникшие вначале в Англии, а затем получившие массовое распространение (начало 20 в.) в США. Одно из первых в Америке социальных обследований было проведено В. Дюбуа в 1899 г. Оно называлось «филадельфийский негр» и было посвящено проблемам нищеты среди негритянского населения Америки. В течение 15 месяцев Дюбуа, негр по происхождению, опросил 9 тыс. человек и собрал уникальные сведения о жилищных условиях, работе, доходах и образовании негритянского меньшинства Филадельфии. В дальнейшем расовая проблема получила широкое развитие в работах чикагских социологов. Так, в 1919–1922 гг. Чарльз Джонсон провел обследование «Чикагский негр», посвященное расовым стереотипам и предрассудкам. Оно строилось на анализе личных документов, материалов интервью (автор провел 274 двухчасовые интервью) и анкетирования (опрошены 865 служащих – негров), газетных публикаций. Еще большую известность получила работа Пауля Келлога «Питтсбургское обследование. 1909–1914 гг.» Изучались занятость населения и доходы, состояние здоровья, санитарные условия труда и быта, жилище, уровень образования, налоги, преступность и правопорядок, рекреация. К 1928 году в США было проведено 154 «общих» обследования и 2621 специализированное.

 

3. Средний период

Исследователи истории социологии считают, что если в XIX веке центром  социологической мысли была Западная Европа, то начиная с 20-х годов XX в. США прочно удерживают позиции лидера в мировой социологии. Решающее влияние на бурное развитие социологии в США оказали два взаимосвязанных фактора: быстрое прохождение социологией всех пяти стадий внешней институционализации и большой объем конкретных, эмпирических социальных исследований, ставших приоритетным направлением в американской социологии в период с 1920 по 1950 г. В это время интенсивно разрабатываются методология, статистические методы анализа и техника сбора информации. Уже в первой методологической программе – физикализме – Дж. Ландбергом (30-е гг.) заявлены центральные принципы количественной методологии: операционализм, квантификация и бихевиоризм. Большая заслуга в институционализации эмпирической и прикладной социологии принадлежит Лазарсфельду. В начальный период своей деятельности он основал в Германии небольшое частное предприятие под названием «Экономико-психологический исследовательский институт», в котором со своими коллегами-студентами бихлеровского семинара проводил коммерческие исследования. Благодаря усилиям П. Лазарсфельда, Г. Блейлока, П. Бриджмена, У. Огборна, Р. Мертона, Г. Зеттерберга закладывается математико-статистический и методико-методологический фундамент эмпирической социологии. Проникновение математики в социологию обогатило ее кластерным, факторным, корреляционным, лонгитюдным и другими методами анализа данных, а взаимодействие с психологией привело к развитию точных методов измерения явлений: тестов, шкал, социометрии, прожективных, психодиагностических процедур и т.д. Статистические методы в инструментарии социологических исследований окончательно возобладали в 1940-е гг., В 1941 г. вышел первый учебник статистики для социологов, большое значение стало придаваться и оценке репрезентативности данных.

Эмигрировав в 1934 г. в США, Лазарсфельд перенес на американскую почву принципы организации научного предприятия неуниверситетского типа. В послевоенный период институты прикладной социологии быстро появляются при американских и европейских университетах.

 

 

 

3.1 Бихевиоризм

Проведение эмпирических социологических  исследований и создание различных  прикладных теорий базировались на определенных методологических установках. Долгое время в США в методологии  социологических исследований господствовал бихевиоризм.

Бихевиоризм (от англ. behaviour – поведение) утверждает, что социология – это поведенческая наука, или наука о человеческом поведении. Основоположниками бихевиоризма были Э. Торндайк, Д.Б. Уотсон, Б. Скиннер. Согласно учению бихевиористов, все поведение человека сводится к стимулам и реакциям. Меняя стимулы, вы задаете определенные реакции. Следовательно, поведение человека в значительной мере управляемо. Бихевиористы рассматривали задачу социологии как создание науки об управлении людьми.

Бихевиоризм абсолютизирует эмпирические методы исследования. Смысл исследования социологов, с точки зрения его  представителей, состоит не в объяснении, а в описании поведения. Поэтому  главные усилия исследователя должны быть сосредоточены на собирании  фактов и их описании. Всякая попытка  объяснения может привести только к  искажению, затмению фактов, к идеологическим спекуляциям. Исходя из этой установки  бихевиористы рассматривают наблюдение и эксперимент как основные методы исследования. При обработке данных абсолютное предпочтение отдается количественным, математическим и статистическим методам.

Положительным в методологии бихевиоризма является стремление к строгости  и точности социологических исследований. Однако абсолютизация поведенческого аспекта, внешних форм исследования и количественных методов анализа  ведет к упрощенному взгляду  на общественную жизнь в целом  и на личностное взаимодействие, в  частности, так как наблюдаемые  объекты по многим существенным параметрам не могут быть изморены. Для проведения глубоких социологических исследований необходимо создание предварительных  рациональных конструкций в виде научных гипотез, понятийного аппарата и т.д. Не менее важное значение имеет разработка методологии проникновения во внутренний интимный мир человеческой личности, познание ее ценностных, психологических и иных мотиваций. Поиски таких методологий в американской социологии привели к разработке функционализма, структурно-функционального анализа и других теорий. Рассмотрение этих теорий будет проведено в последующих темах в связи с анализом тех или иных актуальных проблем социологии.

Информация о работе Американская социология: основные этапы развития и направления