Алкоголизм как вид девиантного поведения

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 21:51, реферат

Описание работы

Социальная норма – это необходимый и относительно устойчивый элемент социальной практики, выполняющий роль инструмента социального регулирования и контроля. “Социальная норма, - отмечает Я.И. Гилинский, - определяет исторически сложившийся в конкретном обществе предел, меру, интервал допустимого (дозволенного или обязательного) поведения, деятельности людей, социальных групп, социальных организаций”.

Содержание

Ведение
1. Девиантное поведение. Основные подходы к объяснению девиантного поведения.
2. Основные причины девиантного поведения
3. Алкоголизм как вид девиантного поведения
4. Социальный контроль над девиантным поведением
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Реферат социология.docx

— 38.29 Кб (Скачать)

Министерство  образования и науки Украины

Донецкий  Национальный Технический Университет

                                                                  Кафедра социологии и политологии 
 
 
 
 

                     Реферат по социологии на тему:

                «Алкоголизм как  вид девиантного поведения» 
 
 
 

                                                                  Выполнила студентка группы МПТ  -09

      Макиенко Екатерина

                                                                  Проверила Самойленко Н.В. 
 
 
 

      
 
 

                        План

    Ведение

1.   Девиантное поведение. Основные подходы к объяснению девиантного поведения.

2.    Основные причины девиантного поведения

3.    Алкоголизм как вид девиантного поведения

4.    Социальный контроль над девиантным поведением

    Заключение

  Список  литературы 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

Девиантное поведение, понимаемое как нарушение социальных норм, приобрело в последние годы массовый характер и поставило эту проблему в центр внимания социологов, социальных психологов, медиков, работников правоохранительных органов.

          Объяснить причины, условия и факторы, детерминирующие это социальное явление, стало насущной задачей. Ее рассмотрение предполагает поиск ответов на ряд фундаментальных вопросов, среди которых вопросы о сущности категории “норма”(социальная норма) и об отклонениях от нее. В стабильно функционирующем и устойчиво развивающемся обществе ответ на этот вопрос более или менее ясен.

Социальная  норма – это необходимый и  относительно устойчивый элемент социальной практики, выполняющий роль инструмента социального регулирования и контроля. “Социальная норма, - отмечает Я.И. Гилинский, - определяет исторически сложившийся в конкретном обществе предел, меру, интервал допустимого (дозволенного или обязательного) поведения, деятельности людей, социальных групп, социальных организаций”.

Социальная  норма находит свое воплощение (поддержку) в законах, традициях, обычаях, т.е. во всем том, что стало привычкой, прочно вошло в быт, в образ жизни большинства населения, поддерживается общественным мнением, играет роль “естественного регулятора” общественных и межличностных отношений. Английский мыслитель Клайв С. Льюис склонен видеть в моральных нормах своего рода “инструкции”, “обеспечивающие правильную работу человеческой машины”. Но в реформируемом обществе, где разрушены одни нормы и не созданы даже на уровне теории другие, проблема формирования, толкования и применения нормы становится чрезвычайно сложным делом. Можно понять полное горечи высказывание А. Солженицына: “Какая это реформа, если результат ее – презрение к труду и отвращение к нему, если труд стал позорным, а жульничество стало доблестным?”. Полемизирующий с А. Солженицыным по ряду вопросов, связанных с оценкой нынешней ситуации в России, Г. Померанц тоже приходит к близкому, по сути, выводу: “Вышла не свобода как в Германии или Франции, т.е. жизнь по закону, а воля – бандитам убивать, ворам – воровать, интеллигентам – свободно высказывать, что на душе. К сожалению, достаточно духовной силы, чтобы перевесить, переупрямить хаос, не оказалось, не надо ее собирать”.

Конечно, российское общество не может долго  оставаться в таком положении.

Девиантное поведение значительной массы населения воплощает сегодня наиболее опасные для страны разрушительные тенденции.

     2. Девиантное поведение. Основные подходы к объяснению девиантного поведения.

Нормативные системы общества не являются застывши, навсегда данными. Изменяются сами нормы, изменяет отношение к ним. Отклонение от нормы столь же естественным, как и следование им. Полное принятие нормы вы в конформизме, отклонение от нормы — в различных видах девиации, девиантного поведения. Во все времена общество пыталось подавлять нежелательные формы человеческого поведения. Резкие отклонения от средней нормы, как в положительную, так и в отрицательную стороны грозили стабильности общества, которая во все времена ценилась превыше всего. Социологи называют отклоняющееся поведение девиантным. Оно подразумевает любые поступки или действия, не соответствующие писаным или неписаным нормам. В некоторых обществах малейшие отступления от традиции, не говоря уже о серьезных проступках, сурово карались. Все находилось под контролем: длина волос, форма одежды, манеры поведения. Так поступали правители древней Спарте в V в. До нашей эры и советские партийные органы в XX в. Борьба с девиациями часто перерождалась в борьбу с разнообразием чувств, мыслей, поступков. Обычно она ока нерезультативной: через какое-то время отклонение возрождаются, и в еще более яркой форме. В конце80-х годов советская молодежь подражала западным моделям поведения настолько откровенно, что бороться с этим обще было не в силах. В большинстве обществ контроль девиантного поведения несимметричен: отклонения в плохую сторону осуждаются, а в хорошую — одобряются. В зависимости от того, позитивным или негативным является отклонение, все формы де­виаци можно расположить на некотором континууме. На одном его полюсе разместится группа лиц, проявляющих максимально неодобряемое поведение: революционеры, тер, предатели, преступники, вандалы. На другом полюсе расположится группа с максимально одобряемыми отклонениями: национальные герои, выдающиеся артисты, ученые, писатели, художники и политические лидеры, миссионеры, передовики труда. Если мы проведем статистический подсчет, то окажется, что в нормально развивающихся обществах и в обычных условиях на каждую из этих групп придется примерно по 10—15% общей численности населения. Напротив, 70% на­селение страны составляют «твердые середняки» — люди с несущественными отклонениями.

Итак, всякое поведение, которое вызывает неодобрение  общественного мнения, называется девиантным. Это чрез широкий класс явлений: от безбилетного проезда до убийства человека. В широком смысле девиант — лю­бо человек, сбившийся с пути или отклонившийся от нор. При такой постановке вопроса следует говорить о формах и размерах отклонения. К. видам (или формам) девиантного поведения относят уголовную преступность, алкоголизма, наркоманию, проституцию, гомосексуализм. В узком понимании под девиантным поведением понимаются такие отклонения, которые не влекут за собой уголовного наказания. Иначе говоря, не являются противопоказанными. Совокупность противоправных поступков, или преступлений, получила в социологии особое название — делинквентное (буквально — преступное) поведение. Оба знания широкое и узкое — одинаково употребляются в социологии.

     Каковы же причины девиации? В  конце XIX и начале XX в. Были распространены биологические и психологические трактовки причин девиации. Итальянский врач Цезаре Ломброзо считал, что существует прямая связь между пре поведением и биологическими особенностями человека. Он утверждал, что «криминальный тип» есть результат деградации к более ранним стадиям

человеческой  эволюции. Этот тип можно определить по таким характерным чертам, как выступающая нижняя челюсть, пониженная чувствительность к боли. Теория Лом получила широкое распространение, и некоторые мыс стали его последователями — они тоже устанавливали связь между девиантным поведением и определенными физическими чертами людей. Уильям X. Шелдон  (1940), известный американский пси и врач, подчеркивал важность строения тела. Он считают, что у людей определенное строение тела означает при характерных личностных черт. Эндоморфу (чело­век умеренной полноты с мягким и несколько округлым телом) свойственны общительность, умение ладить с людьми и потворство своим желаниям. Мезоморф (чье тело от силой и стройностью) проявляет склонность к бес, он активен и не слишком чувствителен. И, наконец, эктоморф, отличающийся тонкостью и хрупкостью тела, склонен к самоанализу, наделен повышенной чувствительностью и нервозностью.

Опираясь на исследование поведения двухсот  юношей в центре реабилитации, Шелдон сделал вывод, что наиболее склонны к девиации мезоморфы, хотя они отнюдь не всегда становятся преступниками.

Теория  аномалии получает дальнейшее развитие у Р. Мертона. Главной причиной девиации он считает разрыв меж целями общества и социально одобряемыми средствами осуществления этих целей. В соответствии с этим он выделил типы поведения, которые, с его точки зрения, являются вместе с тем типами приспособления к обществу. Мертон показывает это на примере отношения американцев к та цели, как достижение богатства.

     Первый тип поведения — «конформность» — предполагает соответствие и культурным целям, и средствам. Второй тип девиантного поведения — «инновация» — предполагает согласие с целями, но отрицание социально одобряемых средств их достижения. Принимая, например, цель достижения богатства, представители низшего класса не могут пользоваться такими средствами достижения, как занятие престижной деятельностью, образование, экономический успех. Отсюда предрасположенность к незаконным способам осуществления цели: рэкету, спекуляции, шантажа, торговле наркотиками. Третий тип — «ритуализм» — предполагает, наоборот, отрицание целей, но принятие традиционных, одобряемых обществом средств их достижения. Он обычно выражается в снижении уровня притязаний и часто встречается, по мне­нию Мертона, у представителей низшего слоя среднего класса. Это может служить источником девиантного поведения, например, у бюрократа, абсолютизирующего формальные процедуры. Четвертый тип — «ретретизм» — предполагает отри и цели, и средств. Более всего ретретизм характерен для лиц, оказавшихся вне общества: бродяг, наркоманов, пьяниц и др., которые отказываются от поиска безопасносно, престижа, притязаний на достоинство. Пятый тип — «бунт» — предполагает отчуждение от целей и стандартов и формирование новых целей и средств.

Известный социальный антрополог Я. Линтон ввел понятие модальной и нормативной личности. В результате сход процессов социализации (а практически каждое обще и государство много усилий тратят на образование, воспитания и поддержание культурных стандартов жизни своих молодых и зрелых граждан) люди отнюдь не ведут себя как «инкубаторные», хотя могут попадать в сходные обстоятельства и выглядеть, на первый взгляд, похожими.

     Нормативная личность — та, черты которой лучше всего выражают данную культуру, это как бы идеал личности данной культуры.

     Модальная личность — статистически  более распрост­раненны тип отклоняющихся от идеала вариаций. И чем более нестабильным становится общество (например, в транзитивные периоды системных  преобразования), тем относительно больше становится людей, социологический тип которых не совпадает с нормативной личностью. И, наоборот, в стабильных

обществах культурное давление на личность таково, что человек в своих взглядах, поведении и фантазиях все меньше и меньше отрывается от навязанного «идеального» стереотипа. Он хорошо знает, каким он должен быть, а послушных и понятливых общество обычно поощряет: они — основа социальной стабильности, по стабильно и их вознаграждение за «примерное поведение». Основные причины девиантного поведения

Существуют  общие причины девиантного поведения для всех групп “риска”:

     Социальное неравенство. Это находит  выражение в низком, подчас нищенском уровне жизни большей части населения, в первую очередь молодежи; в расслоении общества на богатых и бедных; безработица, инфляция, коррупция и т.д.

   Морально-этический фактор девиантного поведения выражается в низком морально-нравственном уровне общества, бездуховности, психологии вещизма и отчуждении личности. Жизнь общества с рыночной экономикой напоминает базар, на котором все продается и все покупается,  торговля рабочей силой и телом является рядовым событием. Деградация и падение нравов находят свое выражение в массовой алкоголизации, бродяжничестве, распространении наркомании, “продажной любви”, взрыве насилия и правонарушениях. Окружающая среда, которая нейтрально благосклонно относится к девиантному поведению. Молодые девианты в большинстве своем выходцы из неблагополучных семей.

Неблагоприятные условия жизни и воспитания в  семье, проблемы овладения знаниями и связанные с этим неудачи в учебе, неумение строить взаимоотношения с окружающими и возникающие на этой основе конфликты, различные психофизические отклонения в состоянии здоровья, как правило, ведут к кризису духа, потере смысла существования.

    

Алкоголизм  как вид девиантного поведения.

С давних пор человечеству известны опьянительные напитки. Изготавливались они из растений, и их по было частью религиозного ритуала, которым со празднества. Сравнительно дешевый способ получения крепких напитков был освоен в XVI в. Коренные перемены произошли после того, как был открыт промышленный способ получения этилового спирта. Именно это от­крытие сделало возможным массовое потребление алкоголя, и в XVIII в. Пьянство приобрело широкий размах в та европейских странах, как Англия, Германия, Швеция и др. Примерно в это же время в России быстро входит в упот­ребление водка. Можно сказать, что XIX в. породил, а XX в. усугубил весьма сложную проблему для человеческой — проблему алкоголизма.

Фактически  алкоголь вошел в нашу жизнь, став элемент социальных ритуалов, обязательным условием официальной церемоний, праздников, некоторых способов время, решения личных проблем. Однако эта социо –культурная ситуация дорого обходится обществу. Как свидетельствует статистика, 90% случаев хулиганства, 90% изнасилований при отягчающих об нападения, нанесение тяжких телесных повреждений в 70% случаев совершаются лицами в нетрезвом состоянии; около 50% всех разводов также связано с пьянством. Также выборочные обследования показали, что на крупных промышленных предприятиях алкоголь употребляется 99% мужчин и 97% женщин. Чаще всего мотивом  пьянства является: развлечение, воздействие ближайшего окружения, соблюдение питейных традиций, празднование памятных  дат, супружеские, семейные неурядицы, неприятности на работе. Изучение различных аспектов потребления алкоголя и его последствий представляет большую сложность. По ка критериям можно судить об алкогольном положении и его динамике? Как правило, используются три группы социальных показателей остроты алкогольной проблемы и масштабов распространения пьянства в стране: во-первых, уровень потребления алкоголя на душу населения и структуру потребления; во-вторых, характеристики массового поведения, являющегося следствием потребления спиртного; в-третьих, ущерб, причиненный экономике и обществу пьянством. Показатель уровня потребления алкоголя имеет смысл только в сочетании с данными о структуре потребления. Следует учитывать и еще целый ряд характеристик, напри, регулярность потребления, длительность, связь с при пищи. Важны и особенности распределения общего объема потребления алкоголя среди населения: численность и состав пьющих, непьющих, пьющих умеренно; распределение потребления алкоголя между мужчинами и женщин, по возрастам и другим социально-демографическим признакам. Поведение при одинаковой степени опьянения и оценки этого поведения также существенно различаются в - и этнических группах. Все перечислен­ные характеристики входят в понятие модели алкогольного потребления. В истории борьбы общества с алкоголизмом можно об два направления. Во-первых, ограничение доступности спиртных напитков, сокращение их продажи, повышение цен, ужесточение карательных мер за нарушение запретов и ограничений. Во-вторых, усилия, на на уменьшение потребности в алкоголе, улучшение социальных и экономических условий жизни, рост об культуры и духовности, спокойная, взвешенная информации о вреде алкоголя, формирование у населения безалкогольных стереотипов поведения. История борьбы с алкоголизмом знала и попытки введе на территории некоторых стран «сухого закона» (Анг, США, Финляндия, Россия). Все они не достигли своей цели, потому что наличие алкоголя — не единственная и не главная причина существования алкоголизма. Проблема преодоления пьянства и алкоголизма является сложнейшей, она включает экономический, социальный, культурный, пси, демографический, юридический и медицинс­кие аспекты. Только с учетом всех этих аспектов, возможно, ее успешное решение.

Информация о работе Алкоголизм как вид девиантного поведения