Агрессивное поведение подростков

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 12:28, курсовая работа

Описание работы

Цель, объект, и предмет исследования обусловили необходимость
постановки и решения ряда взаимосвязанных исследовательских задач, которые заключаются в следующем:
Изучить и проанализировать состояние проблемы;
Определить роль социального педагога в коррекции агрессивного поведения
подростков.

Содержание

Введение
Глава I. Теоретико-эмпирические основы исследования агрессивного поведения подростков.
Понятие, виды и структура «агрессии». Причины агрессивного поведения подростков.
Характеристика агрессивного поведения подростков.
Глава II. Анализ практики коррекции агрессивного поведения подростков социальным педагогом и пути ее совершенствования.
2.1. Коррекция агрессивного поведения подростков в работе социального педагога.
2.2. Пути совершенствования работы социального педагога с агрессивными подростками.
Заключение.
Список литературы.

Работа содержит 1 файл

Социальная психология Агрессивное поведение подростков.docx

— 77.77 Кб (Скачать)
 

                             
 
 
 
 

Курсовая  работа на тему:

«Агрессивное  поведение подростков» 

                          

                                       

     
 
 
 

Оглавление:

Введение

Глава I. Теоретико-эмпирические основы исследования агрессивного поведения подростков.

    1. Понятие, виды и структура «агрессии». Причины агрессивного поведения подростков.
    2. Характеристика агрессивного поведения подростков.

Глава II. Анализ практики коррекции агрессивного поведения подростков социальным педагогом и пути ее совершенствования.

     2.1. Коррекция агрессивного поведения подростков в работе социального педагога.

     2.2. Пути совершенствования работы социального педагога с агрессивными подростками.

Заключение.

Список литературы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Введение

     Социальные, экономические, экологические и  другие проблемы современного российского  общества оказывают существенное влияние  на личностное развитие и поведение  подрастающего поколения. Особую тревогу  вызывают прогрессирующая отчужденность, повышенная тревожность, цинизм, духовная опустошенность многих школьников, что  нередко ведет к проявлениям  агрессивности. Наиболее заметным это  становится в подростковом возрасте.

     Повышенная  агрессивность подростков является одной из наиболее острых проблем  не только для педагогов, родителей, психологов и социальных педагогов, но и для общества в целом. Нарастающая  волна подростковой преступности и  увеличение числа подростков, склонных к агрессивным формам поведения, выдвигают на первый план задачу изучения психологических условий, вызывающих эти опасные явления. Особенно важным изучение агрессивности является в  школьном возрасте, когда эта черта  находится в стадии своего становления  и когда еще можно предпринять  своевременные корригирующие меры.

     Те  или иные формы агрессии характерны для большинства подростков. Однако известно, что у определенной категории  подростков агрессия как устойчивая форма поведения не только сохранятся, но и развивается, трансформируясь  в устойчивое качество личности. В  итоге снижается продуктивный потенциал  подростка, сужаются возможности полноценной  коммуникации, деформируется его  личностное развитие. Агрессивный подросток  приносит массу проблем не только окружающим, но и самому себе.

      В последние годы научный интерес  к проблемам подростковой 
агрессивности существенно возрос. Однако, несмотря на значительное 
количество исследований, посвященных этой тематике, ключевые 
вопросы, связанные с природой и источниками агрессивности, остаются 
открытыми. 

      В связи с увеличением числа  агрессивных подростков в современных  условиях можно выделить следующую  проблему: отсутствие систематизированной  работы социального педагога с подростками, склонными к агрессии.

      В соответствии с проблемой исследования была выдвинута цель и определены объект и предмет исследования.

     Цель - обоснование коррекционной работы социального педагога с подростками, склонными к агрессии.

Объект  данного  исследования - деятельность социального  педагога, предмет  - коррекционная  работа социального педагога с подростками, склонными к агрессии.

     Цель, объект, и предмет исследования обусловили необходимость 
постановки и решения ряда взаимосвязанных исследовательских задач, которые заключаются в следующем: 
 

  1. Изучить и проанализировать состояние проблемы;
  2. Определить роль социального педагога в коррекции агрессивного поведения 
    подростков. 

      В исследовании была сформулирована  следующая гипотеза: если коррекционная  работа социального педагога в образовательном  учреждении с агрессивными детьми будет  носить комплексный характер, то уровень  агрессивных детей будет намного  ниже

      В исследовании для решения поставленных задач, были использованы следующие  диагностические методы: теоретический анализ литературы, опрос, проективные методики, обобщение опыта работы социального педагога. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава I. Теоретико-эмпирические основы исследования агрессивного поведения  подростков.

     1.1. Понятие, виды и структура «агрессии». Причины агрессивного поведения подростков.

     К настоящему времени различными авторами предложено множество определений  агрессии, ни одно из которых не может  быть признано исчерпывающим и общеупотребительным.

     Наиболее  общим определением агрессии является поведение, причиняющее ущерб. Причем ущерб может быть как прямым (нападение), так и косвенным (распространение  порочащих слухов). В качестве синонимов  к понятию агрессии используются понятия «деструктивность», «напористость», «нападение», «насилие», «разрушительность», «жестокость». Термином «агрессивность» обозначают ситуацию или личностную склонность к разрушительному поведению. Н.Д. Левитов описал состояние агрессивности как стеничное переживание гнева с потерей самоконтроля.

     По  форме агрессия подразделяется на физическую (избиение, ранение, изнасилование) и  вербальную (оскорбление, распространение  клеветы, отказ общаться); прямую и  косвенную. А. Басс ввел понятия враждебной и инструментальной агрессии. Враждебная агрессия мотивируется негативными эмоциями и намерением причинить зло. При инструментальной агрессии, наоборот, преследуются цели, не связанные с причинением вреда, т.е. агрессия становится инструментом личного обогащения или продвижения. В случае инструментальной агрессии страдания жертвы обычно не попадают в поле внимания субъекта.

     Додж  и Койе выделили реактивную и проактивную агрессию. Реактивная агрессия является ответом на кажущуюся или реальную атаку, угрозу. Проактивная агрессия (запугивание, принуждение) инициируется зачинщиком для удовлетворения собственных потребностей. Проактивная агрессия часто направлена на более слабое, беззащитное существо. Проактивная агрессия может быть враждебной (месть за неудачу случайно встретившемуся человеку) и инструментальной (преследование для достижения власти в группе; наемное убийство).

     Э. Фромм разграничил злокачественную и доброкачественную агрессию. Так, доброкачественная агрессия способствует поддержанию жизни и является адаптивной. К доброкачественной агрессии относится самооборона, а также псевдоагрессия, при которой ущерб наносится ненамеренно. Псевдоагрессия включает в себя несчастные случаи, игровую агрессию (фехтование, борьба) и агрессию как социально приемлемое самоутверждение в условиях конкуренции.

     Злокачественную агрессию Э. Фромм определяет как деструктивность, не связанную с сохранением жизни. Он описывает виды деструктивности в более широком социальном и культурном контексте, чем в большинстве современных монографий, Кроме мстительности и специфического характера, Э. Фромм выделяет экстатическую деструктивность, порождаемую некоторыми религиозными культами, идеологическими движениями, а также оргиями, которые растормаживают подавленные влечения. Последний вид агрессии приводит к служению идеалу разрушения и к хронической ненависти.

     Агрессивные действия могут быть как произвольными, так и непреднамеренными. Неприемлемое непреднамеренное агрессивное поведение  может быть как случайным, так  и слабо осознаваемым. Так, в состоянии  физиологического аффекта сознание сужается, резко снижается самоконтроль, и личность может совершить опасные  агрессивные действия, не отдавая  себе полного отчета в происходящем. Отдельно следует упомянуть о  патологической агрессии, которая может  быть следствием психотического состояния и требует медицинского вмешательства. Иррациональные убеждения, внутренние голоса, параноидальная подозрительность, идеи о божественных посланиях, мания величия — все это может выступать как патологический стимул к агрессии. Она может выступать как субъективно воспринимаемое средство самозащиты, воплощение идей мессианства, проявления героизма и т.д. Однако наличие диагностированной психической аномалии еще не является достоверным прогнозом совершения деструктивных актов.

     А.  Басе и А.Дарки выделяют следующие 5 видов агрессии:

  1. Физическая агрессия (физические действия против кого-либо);
  2. Раздражение (вспыльчивость, грубость);
  3. Вербальная агрессия (угрозы, крики, ругань и т.д.);

    4) Косвенная  агрессия, направленная (сплетни, злобные  шутки) и ненаправленная (крики  в толпе, топанье и т.д.);

               5) Негативизм (оппозиционное поведение).

      Ю.Б. Можгинский выделяет два вида патологической агрессии -психотическую и трансформированную. Психотическая агрессия совершается под действием галлюцинаций и бред и характеризуется нелепостью разрушительных поступков. Жестокое поведение при трансформированной агрессии первоначально адекватно сложившейся ситуации, но в какой-то момент трансформируется в агрессивно-патологические действия с признаками немотивированного насилия. По данным Ю.Б. Можгинского, среди подростков, совершивших убийства, максимально жестокие агрессивные действия, - 82% здоровы, 12% невменяемы, т.е. характеризуются патологической агрессивностью. Из последних 6% действовали под влиянием бреда и галлюцинаций (психотическая агрессия) и 6% проявили трансформированную агрессию. Трансформированная агрессия часто является патологической компенсацией комплекса ущербности и обиды, результатом длительного стресса и глубинного кризиса личности.

     Не  менее существенно рассматривать  агрессию не только как поведение, но и как психическое состояние; знать его феноменологию, выделяя  познавательный, эмоциональный и  волевой компоненты.

Познавательный  компонент заключается в ориентировке, которая требует понимания ситуации, видения объекта для нападения  и идентификации своих «наступательных  средств».

     Некоторые психологи, как, например, Лазарус, считают основным возбудителем агрессии угрозу, что последняя вызывает стресс, а агрессия является уже реакцией на стресс. Следует, однако, отметить, что далеко не всякая угроза вызывает агрессивное состояние, а с другой стороны, отнюдь не всегда агрессивное состояние провоцируется угрозой. Вместе с тем в тех случаях, когда агрессия вызывается угрозой, правильное понимание этой угрозы, ее объективный анализ и оценка - весьма важные познавательные элементы агрессивного состояния. От этого понимания зависит само возникновение данного состояния, его форма и сила. Переоценка угрозы может вызвать отказ от агрессии как средства борьбы и сознание своего бессилия.

     Исключительно важен и эмоциональный компонент  агрессивного состояния. Здесь, прежде всего, выделяется гнев. Часто человек  на всех этапах агрессивного состояния - при подготовке агрессии, в процессе ее осуществления и при оценке результатов - переживает сильную эмоцию гнева, иногда принимающую форму  аффекта, ярости. Но не всегда агрессия сопровождается гневом и не всякий гнев приводит к агрессии. Более  того, совсем неверно было бы считать каждый гнев провоцирующим агрессии. Существует «бессильный гнев» при фрустрации, когда нет никакой возможности снять барьер, стоящий на пути к цели. Так, иногда подростки переживают гнев по отношению к старшим, но этот гнев агрессией даже в словесной форме обычно не сопровождается.

     Эмоциональная сторона агрессии не исчерпывается  гневом. Особый оттенок этому состоянию  придают переживания недоброжелательности, злости, мстительности, а некоторых  случаях и чувства своей силы, уверенности. Бывает и так, что агрессор переживает радость, приятное чувство, патологическим выражением которого является садизм.

     Серьезное значение имеет и такой компонент  агрессии, как ее волевая сторона. Причем в агрессивном действии имеются  все формальные качества воли: целеустремленность, настойчивость, решительность, а в  ряде случаев инициативность и смелость. Дело в том, что агрессивное состояние  часто возникает и развивается  в борьбе, а всякая борьба требует  вышеназванных волевых качеств.

Информация о работе Агрессивное поведение подростков