Адаптация первокурсников

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2011 в 19:23, реферат

Описание работы

Цель – выявить особенности социально-психологической адаптации студентов первого курса к обучению в ВУЗе, дать соответствующие рекомендации студентам, способствующие наиболее благоприятной адаптации личности в студенческой среде.
В соответствии с объектом, предметом и целью исследования были определены следующие задачи:
раскрыть сущность процесса адаптации в психолого-педагогической литературе;
определить условия эффективности процесса адаптации;
исследовать психологическое состояние студентов в процессе адаптации;
раскрыть и обосновать сущность и особенности социальной адаптации личности в условиях студенческой среды;
выявить особенности социально-психологической адаптации студентов и ее влияние на учебную деятельность;
сделать выводы по исследуемым материалам;
на основе сделанных выводов предложить рекомендации, позволяющие снизить влияние дезадаптирующих факторов на процесс адаптации студентов.

Работа содержит 1 файл

реферат перво-и.doc

— 68.00 Кб (Скачать)
 
 

                  
 
 
 
 
 
 

РЕФЕРАТ

      Адаптация первокурсников 

                                                                 
 

                                                          

                                                               

Введение

      Адаптация первокурсников – это сложный  процесс приспособления к новым  условиям учебной деятельности и  общения. Период адаптации дает возможность  осуществить проверку социально-психологической  подготовки учащихся к обучению, спрогнозировать  возможность их дальнейшего продвижения и развития. Различная обстановка по-разному влияет на поведение и психологическое состояние первокурсников. Одно поведение, одни чувства в обществе друзей, другое – в незнакомом коллективе, третье – на виду у преподавателей. Некоторые преподаватели о первокурсниках, только поступивших в ВУЗ, к сожалению, судят по первому впечатлению, забывая, что у каждого из них свой период адаптации. Необычная, новая обстановка, новые товарищи, незнакомые преподаватели, множество трудностей – все это может отрицательно воздействовать на психику первокурсника и сделать его на какой-то период пассивным, осторожным, или, наоборот, неуравновешенным, раздражительным1.  

      Наибольшие  трудности связаны с изменением привычного ритма жизни, недостатком  времени на самоподготовку и его правильным использованием, а также разлукой с родителями2.

      Исследование  особенностей социально-психологической адаптации студентов первого курса в первые месяцы обучения в ВУЗе, является актуальной проблемой. 
 
 
 
 

      Объект  исследования: особенности социально-психологической адаптации первокурсников к обучению в Нижневартовском государственном гуманитарном университете.

      Предмет исследования – характеристики процесса адаптации студентов первого курса к новым условиям образовательной деятельности и особенностям студенческой среды.

      Проблема  исследования: психологическое состояние студентов первого курса.

      Цель – выявить особенности социально-психологической адаптации студентов первого курса к обучению в ВУЗе, дать соответствующие рекомендации студентам, способствующие наиболее благоприятной адаптации личности в студенческой среде.

      В соответствии с объектом, предметом  и целью исследования были определены следующие задачи:

  1. раскрыть сущность процесса адаптации в психолого-педагогической литературе;
  2. определить условия эффективности процесса адаптации;
  3. исследовать психологическое состояние студентов в процессе адаптации;
  4. раскрыть и обосновать сущность и особенности социальной адаптации личности в условиях студенческой среды;
  5. выявить особенности социально-психологической адаптации студентов и ее влияние на учебную деятельность;
  6. сделать выводы по исследуемым материалам;
  7. на основе сделанных выводов предложить рекомендации, позволяющие снизить влияние дезадаптирующих факторов на процесс адаптации студентов.

      Студенческая  жизнь начинается с первого курса. И потому успешная, эффективная, оптимальная  адаптация первокурсников к жизни и учебе в ВУЗе – залог дальнейшего развития каждого студента как человека, гражданина, будущего специалиста. Этим определяется и исследовательский, и практический интерес к изучению разнообразных и противоречивых проблем адаптации первокурсников3.

      Между характером оценки адаптации к студенческой жизни и социальным самочувствием  студента существует тесная взаимосвязь: чем труднее и дольше шел процесс адаптации, тем ниже социальное самочувствие студентов. Социальное самочувствие первокурсника тесно взаимосвязано с его общей удовлетворенностью своей студенческой жизнью.

      Отличительной чертой ВУЗа от школы является самостоятельная деятельность студентов. На самом деле подобное положение вещей преподаватели часто связывают с межэкзаменационным оцениванием, сведенным до минимума. Нерегулярность учебно-методического воздействия (консультации, тестирование, контроль) приводит к снижению успеваемости.

      Трудности, с которыми сталкивается любой учащийся, имеют прямое отношение к учебному процессу и заключаются в следующем:

– качественность восприятия и обработки получаемой информации;

– личностная адаптация к условиям ВУЗа;

– раскрытие своего творческого потенциала.

      Адаптация студентов первого курса рассматривается  как совокупность трех аспектов, отражающих основные направления деятельности студентов:

– адаптация к условиям учебной деятельности (приспособление к новым формам преподавания, контроля и усвоения знаний, к иному режиму труда и отдыха, самостоятельному образу жизни и т.п.);

– адаптация к группе (включение в коллектив сокурсников, усвоение его правил, традиций);

– адаптация к будущей профессии (усвоение профессиональных знаний, умений и навыков, качеств).

            В реальной жизни  эти аспекты неразрывно связаны  между собой.

      Педагогическое  управление процессом адаптации предполагает:

  1. информирование студентов о трудностях адаптационного периода и способах их преодоления;
  2. формирование у студентов стремления к оптимальной адаптации, перестройке поведения, совершенствованию своей личности в соответствии с новыми вузовскими требованиями, т.е. активизация самовоспитания;
  3. помощь студентам в организации самовоспитания4.
 

Рекомендации  для куратора группы

      Одной из эффективных форм управления адаптационным  процессом является кураторство. От куратора группы во многом зависит успешность адаптации первокурсников к новой социальной среде, налаживание деловых и личных контактов между членами группы. Успех деятельности куратора группы 1-го курса во многом зависит от четкого осмысления и определения основных направлений, от оптимального выбора форм и методов воспитания, значительно повышающих эффективность управления адаптационным процессом первокурсников к учебному заведению5.

      Основными направлениями комплексной  системы организационно-педагогических мер, которые позволяют куратору оптимизировать работу и быстрее достичь необходимых результатов, являются:

  • проведение работы по ознакомлению студентов с особенностями учебно-воспитательного процесса в вузе, профессиональному ориентированию;
  • ознакомление куратора с социально-демографическими характеристиками студентов, изучение черт характера, уровня знаний и общественной активности;
  • изучение формирующейся системы межличностных отношений;
  • развитие у первокурсников недостающих организаторских умений и навыков;
  • оказание помощи в научной организации труда студентов;
  • оказание помощи студентам в организации самовоспитания6.

      Основными задачами куратора на начальном этапе формирования профессиональных интересов являются:

– выявление у студентов мотивов поступления в данной учебное заведение, степени понимания специфики и характера получаемой профессии;

– определение степени сознательности выбора учебного заведения и профессии, диагностика данных, которые могут и должны быть развиты в процессе подготовки будущих специалистов7.

      Куратору  необходимо главное внимание уделить  активному ознакомлению студентов  с требованиями, предъявляемыми профессией к личности специалиста. Представляется также необходимым развитие познавательного интереса к научным и профессиональным требованиям через организацию внеучебной деятельности студентов – основной формы работы куратора8.

      Авторы  многих исследований показывают, что  у студентов имеется определенная потребность в самообразовании, но уровни этой потребности различны. Задача куратора состоит в том, чтобы создать условия для ее удовлетворения, сформировать побудительные мотивы к самообразованию у каждого студента, оказать необходимую помощь. Мера помощи должна быть строго определена индивидуальными особенностями и возможностями студента.

      Общеизвестно, что успешность социально-психологической  адаптации связана с развитием  группы как коллектива. Каждый куратор  должен уметь использовать удобные и легкие в обработке методики диагностики, обеспечивающие глубокое и всестороннее проникновение во внутреннюю структуру группы. Кроме того, для интенсификации адаптации студентов к условиям нового учебного заведения важное значение имеет интенсивность дружеских связей в группе9.

      Для успешной адаптации первокурсника  к вузовской среде может быть эффективно следующее:

  1. Самостоятельный выбор возможностей для творческой самореализации (КВН, творческие объединения вуза и факультетов, секции и др.);
  2. Участие первокурсников в общественных объединениях вуза (волонтерский клуб, органы студенческого самоуправления, спортивные секции и др.);
  3. Налаживание контактов со студентами академической группы, студентами старших курсов, активом факультета и вуза;
  4. Организация совместного досуга студентов на факультетах и в общежитиях;
  5. Приобщение первокурсников к традициям факультета;
  6. Активное участие в мероприятиях факультета и университета10.

      Для большинства молодых людей период обучения в вузе становится своеобразным переходом к более взрослой и самостоятельной жизни, где нужно максимально осознавать свою автономность и в тоже время ответственность за происходящие действия, поступки. Это период становления качественно новых отношений с другими людьми, обществом, период познания своих сильных и слабых сторон, период осознания целей и перспектив своего дальнейшего развития11. 

Программа адаптации для первокурсников  разработанная студентами 5-го курса

      Мы  предлагаем описание последовательности действий, которые были предприняты в ходе создания и реализации программы адаптации первокурсников.

      Первый  этап – знакомство со студентами первого курса входящих в состав исследуемой группы.

      Второй  этап – студентам были розданы тесты-опросники, позволяющие провести всестороннее исследование личности учащегося. Кроме того, с помощью данных тестов удалось выявить трудности, встающие на первом году обучения и снижающие успеваемость студентов.

      На  данном этапе удалось выяснить, что  в  процессе адаптации студенты часто  испытывают следующие трудности:

· отрицательные  переживания, связанные с уходом бывших учеников из школьного коллектива с его взаимной помощью и моральной  поддержкой;

· неопределённость мотивации выбора профессии, недостаточная  психологическая подготовка к ней;

· поиск  оптимального режима труда и отдыха в новых условиях;

· отсутствие навыков самостоятельной работы, неумение конспектировать, работать с  первоисточниками, словарями, справочниками  и др12.

      Третий  этап – проведение экскурсии по ВУЗу, ознакомление с его историей и  основными правилами, а также знакомство с преподователями кафедры документоведения и всеобщей истории. Студенты ознакомились с переодической печатью выпускаемой ВУЗом.

      Также была проведена экскурсия по библиотеке. Студенты были ознакомлены с правилами пользования библиотекой, с организацией библиотечно-библиографического обслуживания и справочно-библиографическим аппаратом.

      Для закрепления полученной первокурсниками  информации, нами был разработан информационный буклет включающий в себя: сведения о преподовательском составе кафедры, а также графике работы кабинетов, библиотеки, столовой и др. В буклет включена история развития Нижневартовского государственного гуманитарного университета, в частности кафедры документоведения и всеобщей истории.

Информация о работе Адаптация первокурсников