Военная и экономическая помощь СССР Китаю в подготовке к японо-китайской войне (1937–1945)

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 12:25, курсовая работа

Описание работы

Цель работы — Описать военную и экономическую помощь СССР Китаю в подготовке к японо-китайской войне (1937–1945).
Для достижения поставленной цели, ставим следующие задачи:
Описать вторжение японских агрессоров в Китай;
Определить позиции США, западных держав и Лиги Наций в отношении японской агрессии в Китае;
Проследить борьбу СССР и патриотических сил Китая за организацию коллективного отпора японским милитаристам;

Содержание

Введение …………………………………………………………………….3 стр.
Глава I. Военное и экономическое положение Китая в начале японо-китайской войны (1937-1945)
Вторжение японских милитаристов в Китай………………5 стр.
Позиция США, западных держав и Лиги Нации в отношении японской агрессии в Китае…………………………………10 стр.
Глава II. Борьба СССР и патриотических сил Китая за организацию коллективного отпора японским милитаристам.
2.1. Восстановление дипломатических отношений СССР с Китаем………………………………………………………………………17 стр.
2.2. Помощь СССР Китаю в создании единого национального фронта………………………………………………………………………21 стр.
Заключение ……………………………………………………………….. 33 стр.
Список литературы ………………………………………………………. 35 стр.

Работа содержит 1 файл

Военная и экономическая помощь СССР Китаю в подготовке к японо-китайской войне (1937–1945) ИСАА.doc

— 158.50 Кб (Скачать)

Английский  монополистический капитал занимал  в Китае еще более важные экономические  позиции. Общая сумма британских капиталовложений достигла 1486,5 млн. америк. долларов5. Кроме того, в Китае имелась разветвленная сеть английских банков со значительным числом отделений. Англия также занимала первое место в судоходстве Китая.

Германские  монополии, как известно, упорно добивались восстановления экономических и  политических позиций в Китае, потерянных ими в первую мировую войну. Крупнейшие концерны заключали многочисленные контракты на строительство заводов, фабрик и железных дорог. Немецкие монополисты предоставляли кредиты и займы, поставляли машины, автомобили, паровозы, химикалии.

Позиции Франции  и Италии в Китае были слабее. Зато французский империализм владел на Дальнем Востоке богатой колонией — Индокитаем.

Американское, английское, французское и немецкое правительства с тревогой следили  за непрерывно и быстро усилившимся  экономическим, торговым и военным  наступлением Японии на азиатском континенте. Они понимали, что Япония добивается не только господства в Китае, но и контроля над всей Восточной и Юго-Восточной Азией, а также над бассейном Тихого океана.

В этих условиях стратегия США состояла в том, чтобы в ходе войны Япония и  Китай взаимно истощали друг друга. США рассчитывали использовать Японию для подавления национально-освободительного движения в Китае. Все это должно было обеспечить США более благоприятные условия для занятия господствующего положения в экономике Китая. Кроме того, монополисты США были заинтересованы в расширении военных действий в Китае, ибо поставки воюющим сторонам вооружения приносили огромные прибыли. Также, США стремились столкнуть Японию с Советским Союзом.

Англия также  рассчитывала, что путем небольших уступок японскому агрессору в Северном Китае им удастся направить японскую агрессию против СССР и добиться этим ослабления Японии как конкурента.

Планы Франции  были направлены на сохранение своих  позиций в Индокитае, а также  в Южном Китае посредством  направления агрессии на север.

Что касается Германии и Италии, вступивших на путь развязывания войны в Европе, то они вступили в поддержку японского агрессора, рассчитывая договориться с Японией  о совместном ограблении Китая. Также  стремились отвлечь внимание и силы США, Англии и Франции к этому району и облегчить свои агрессивные действия в Европе.

Вашингтон не спешил выступать с официальными заявлениями  по поводу событий на Дальнем Востоке. Дипломатия США разрабатывала внешнеполитическую программу с целью усиления своих позиций на Дальнем Востоке.

16 июля 1937г. Государственный  департамент США опубликовал  декларацию, которая изобиловала  словами о «миролюбии и гуманности»  и возвещала, что основными  принципами американской внешней  политики являются соблюдение  международных соглашений, свобода торговли и уважение принципа равных возможностей6. В декларации ни слова не было сказано об ответственности Японии за действия в Китае. Текст декларации был вручен 62 странам, что имело целью подчеркнуть намерение США выступить в роли «международного арбитра» на Дальнем Востоке.

Англия с  тревогой следила за политикой Вашингтона. Она опасалась, что США возьмут  в свои руки инициативу урегулирования японо-китайских отношений. 15 июля поверенный в делах Доддс посетил министра иностранных дел Японии и спросил, может ли Британия быть полезной в урегулировании отношений между Японией и Китаем. Готовясь к роли посредника, министр иностранных дел Англии Иден заявил, что военные действия в Северном Китае не спровоцированы Японией, и что акта агрессии Япония не совершила, и что в Китае нет войны, а только конфликт «локального» характера7.

Стремясь перехватить  инициативу, государственный секретарь  США Хэлл заявил 21 июля японскому  послу Сайто, что правительство  США готово принять участие в разрешении конфликта между Японией и Китаем8.

Таким образом, ни США, ни Англия не признали действия Япония агрессивными, а, напротив, наперебой  предлагали агрессору свои услуги.

Необходимо  также иметь в виду, что США  и Англия были для Японии главными поставщиками военно-стратегических материалов и усилением своих поставок способствовали возникновению и расширению войны.

За первые шесть  месяцев 1937г. монополии США продали  Японии железа, стали, меди, нефти гораздо  больше, чем за соответствующий период 1936г. Американские поставки дефицитных материалов возросли в 1937г. более чем в 3 раза по сравнению с 1936г. Структура экспорта США в Японию резко изменилась за счет повышения удельного веса военных материалов. Если в 1937г. весь американский экспорт по сравнению с 1936г. увеличился на 41%, то экспорт военных материалов за то же время возрос на 124%. Из всего ввоза в Японию материалов и оборудования для использования в военных целях поставки США составляли 54,4%9.

Большое значение для Японии имели также закупки военно-стратегических материалов в Англии и странах Британской империи. Английские поставки составляли 17% всего импорта японских военных материалов.

Совершенно  иной была картина в отношении  торговли с Китаем. В связи с  войной, и особенно японской морской блокадой, торговля США и Англии с Китаем стала быстро сокращаться: если экспорт США в Китай за первое полугодие 1937г. составлял 115386 тыс. долл., то за второе полугодие того же года он упал до 73473 тыс. кит. долл. В сентябре 1937г. торговля США через Шанхай сократилась в 7 раз по сравнению с июлем того же года, а Англии в 4,5 раза10. Это также резко ухудшило экономическое положение Китая.

30 августа 1937г.  правительство Китая направило  генеральному секретарю Лиги  Наций сообщение об агрессивных  действиях Японии в Китае.

Англия и  Франция, занимавшие в Лиге Наций  ведущее положение, не были намерены выступать против Японии. Желая выяснить позицию США, не состоявших членом Лиги Наций, Лондон обратился к американскому  правительству с вопросом, будет  ли оно представлено в Женеве. США ответило согласием.

15 сентября состоялось  открытие очередной Ассамблеи  Лиги Наций, перед которой стояла  задача: обсудить ситуацию на  Дальнем Востоке в связи с  вероломным вооруженным вторжением  Японии в Китай. Лига Наций  не могла отказать Китаю в его просьбе, т. к. статья 10 Устава Лиги обязывала ее гарантировать территориальную неприкосновенность и политическую независимость каждого члена Лиги. Кроме того, статья 16 Устава провозглашала, что война против одного из членов Лиги означает совершение акта войны против всех остальных членов Лиги, и предусматривала к агрессору экономических и военных санкций.

В день открытия сессии Ассамблеи представитель  китайского правительства Веллингтон Ку призвал Лигу Наций помочь Китаю.

Но, несмотря на важность разыгравшихся на Дальнем Востоке событий, Ассамблея не имела особого желания обсуждать просьбу Китая. Только представитель СССР М. М. Литвинов указал, что сохранить мир возможно лишь путем коллективного отпора агрессии и последовательного проведения коллективной безопасности, с помощью активной борьбы за мир против войны.

Предложения Советского Союза не были, однако, рассмотрены  Ассамблеей. Последняя предложила Дальневосточному совещательному комитету 23-х, созданному еще в период захвата Японией  Северо-Восточного Китая, изучить сложившуюся ситуацию в Китае.

Таким шагом  Лиги Наций Япония была вполне удовлетворена. Она направила дополнительные войска в Китай. Японские самолеты бомбили  города Китая, убивая тысячи мирных жителей.

В связи с  этими событиями по всему миру прошли демонстрации с требованиями совместных действий всех государств против агрессии Японии в Китае. Но Лига Наций не делала никаких попыток к серьезному рассмотрению вопроса о событиях в Китае.

21 сентября состоялось  первое заседание Комитета 23-х. Приглашенные на заседание участники конфликтов — Япония и Италия отказались прислать своих представителей. Однако и после этого комитет продолжал бездействовать.

Китайский народ  и мировая общественность были возмущены  позицией западных держав и Комитета 23-х. 21 сентября китайский представитель направил генеральному секретарю Лиги Наций ноту, в которой сообщал, что Япония продолжает бомбардировку китайских городов и настоятельно просил положить конец бесчеловечным действиям Японии.

Правительства США, Англии и Франции не могли больше делать вид, что ничего не произошло. Они направили в Токио формальные ноты протеста против воздушных бомбардировок Нанкина, Кантона и других городов.

Но Лига Наций  и в этот напряженный момент продолжала бездействовать. Однако 27 сентября Комитет 23-х собрался на очередное заседание, единственным решением которого было решение создать специальный подкомитет для изучения положения на Дальнем Востоке.

3 октября китайская  делегация вручила генеральному  секретарю Лиги Наций ноту, перечислявшую новые факты зверства агрессора. В тот же день представитель японского министерства иностранных дел официально заявил, что никакие резолюции не смогут заставить Японию отказаться от принятого ею курса.

По всему  миру вновь прокатилась волна возмущения. Народы требовали от Лиги Наций не резолюций, а действий. Антияпонское движение охватило самые различные слои общества в Великобритании. И английское правительство не могло с этим не считаться. 1 октября британское посольство вручило госдепартаменту США меморандум, в котором говорило, что «готово рассмотреть вопрос о бойкоте Японии, хотя оно и не совсем уверено в его эффективности»11. Спустя пять дней госдепартамент ответил, что американское правительство не намерено принимать участия в санкциях против Японии.

5 октября сессия  Ассамблеи Лиги Наций приступила  к обсуждению рекомендаций Комитета 23-х. Снова в проектах резолюций  действия Японии не были названы  агрессивными. Резолюция, принятая  на сессии, рекомендовала всем  членам Лиги воздержаться от всяких действий, направленных к ослаблению сопротивления Китая, и предлагала рассмотреть, насколько они могут индивидуально оказать помощь Китаю.

В результате Лига Наций по существу отказалась выступить  против Японии и помочь, как то предписывалось статьей 16 Устава, жертве агрессии — Китаю. Становилось очевидным, что Лига Наций продолжала, как и прежде политику уступок агрессору. Как известно, при ее систематическом попустительстве Япония оккупировала Северо-Восточный Китай, Италия захватила Абиссинию, германо-итальянский фашизм проводил вооруженную интервенцию против Испанской Республики.

Таким образом, Лига Наций, западные державы и США  оставили китайский народ в одиночестве  перед лицом японской агрессии, отклонив предложения СССР об организации  коллективного отпора агрессору.

 

 

Глава II. Борьба СССР и патриотических сил Китая за организацию коллективного отпора японским милитаристам.

 

2.1. Восстановление дипломатических отношений СССР с Китаем.

 

В результате, в  начале 30-х годов Китай по существу оказался один на один с японским агрессором.

К этому времени  Чан Кайши убедился в тщетности  надежд на поддержку Китая в конфликтах с Японией со стороны Лиги Наций, Англии и США. И в поисках союзников  против дальнейших домогательств Японии стал интересоваться возможностью улучшения отношений с Советским Союзом.

Еще летом 1934г. он договорился с профессором  пекинского университета Цин-Хуа, видным специалистом по истории международных  отношений Цзян Тинфу о его  поездке в Москву с неофициальной  миссией — выяснить, согласится ли советское правительство вести с Чан Кайши переговоры об улучшении китайско-советских отношений (Чан Кайши хорошо помнил о резко враждебном к нему отношении в Советском Союзе как к палачу революции в 1927г. и организатору карательных походов против КПК, Советских районов и китайской Красной армии).

Министр финансов нанкинского правительства Кун  Сянси в беседе с советским  полпредом в Китае Д. В. Богомоловым  передал просьбу Чан Кайши  «оказать содействие профессору Цзяну» в Москве. Принимая Цзян Тинфу в Москве, заместитель наркома иностранных дел СССР Б. С. Стомоняков рассеял опасения Чан Кайши, заявив, что «при определении наших политических отношений с Китаем сегодняшнего дня, и в частности отношений с Чан Кайши, который играет руководящую роль в Китае, мы, конечно, ни в какой степени не исходим из воспоминаний и чувств, а исходим из общности интересов наших стран и искренне желаем развития и укрепления отношений»12.

18 октября 1935г.  состоялась конфиденциальная встреча  советского полпреда Д. В. Богомолова с Чан Кайши, на которой обсуждался вопрос о заключении торгового договора и пакта о ненападении.

Еще 12 декабря 1932г. было подписано соглашение об официальном  восстановлении дипломатических отношений. Следует подчеркнуть, что мотивы, которыми при этом руководствовались гоминьдановские правители Китая, отнюдь не вытекали из интересов мира на Дальнем Востоке. Чан Кайши и его окружение полагали, что советско-китайское сближение ухудшит отношения Советского Союза с Японией и поможет вовлечь СССР в войну с ней.

На улучшение  отношений с СССР гоминьдановцев толкало и мощное давление патриотических сил внутри Китая, которые видели в СССР надежнейшего союзника в борьбе против японской агрессии.

Тем не менее, восстановление дипломатических отношений с  Советским Союзом упрочило международные позиции Китая, создало предпосылки для дальнейшего развития и укрепления советско-китайских отношений, что в свою очередь могло бы повлиять на сдерживание японской агрессии.

Информация о работе Военная и экономическая помощь СССР Китаю в подготовке к японо-китайской войне (1937–1945)