Социальная работа в вооруженных силах

Автор: Инна Юлина, 14 Сентября 2010 в 22:55, реферат

Описание работы

Социальная работа в течение нескольких столетий осуществлялась преимущественно частными лицами и церковью, а с начала XIX века ею стали заниматься общественные организации. Еще при Иване Грозном была сформулирована идея государственной помощи нуждающимся, хотя свое воплощение она получила только во времена Екатерины II, которая завершила начинания Петра I в сфере призрения.

Содержание

Введение …………………………………………………………………..……1.
1. Первые попытки социальной защиты военнослужащих…………….……2.
2.Становление социальной работы в Вооруженных силах: современный аспект……………………………………………………………………….….10.
3. Технологии социальной работы с военнослужащими…………………...18.
Заключение…………………………………………………………………….23.
Список литературы……………………………………………………………25.

Работа содержит 1 файл

Социальная работа в ВС.doc

— 126.00 Кб (Скачать)

      Другой  приют предназначался для офицеров и носил название «Алексеевского приюта для раненых, увечных и престарелых офицеров». В 1916 г. благотворительный городок во Всехсвятском состоял из 19 отдельных корпусов, 16 из которых были жилыми.

      Масштабы  первой мировой войны потребовали  нового уровня решения проблемы оказания помощи раненым и увечным воинам. В начале войны на взлете всеобщего  патриотического подъема возникли Всероссийский земский союз помощи больным и раненым воинам и Всероссийский союз городов. В рамках этих союзов развернулась обширная деятельность по оказанию помощи больным и раненым воинам. Созданные союзом общественные организации занимались оборудованием госпиталей, санитарных поездов, пунктов питания, заготовкой медикаментов и белья, обучением медицинского персонала и проч. В виду постановления съезда городских голов в Москве 8 и 9 августа (1914 года) об учреждении Всероссийского Городского Союза помощи больным и раненым воинам и семьям призванных запасных, Министр Внутренних Дел входит с всеподданнейшим докладом о разрешение городам вступать в состав означенного Союза.

      Союз  городов занимается:

      оказанием содействия городам по содержанию и  оборудованию недостающего числа кроватей.

      Организацией питательных пунктов.

      Организацией  осведомительных бюро.

      Оборудованием санитарных поездов.

      Устройством разборных платформ.

      Устройством центральных складов белья, перевязочных средств, медикаментов и медицинских  инструментов.

      Снабжением  городов медицинским персоналом.

      Устройством сборов пожертвований в кассу.

      Союз  городов покупал своим раненным одежду когда они были в госпитале  и по выходу.

      Союз  городов занимается протезной деятельностью  и организацией санаторного лечения.

      В Москве 14 апреля 1915 г. был создан городской Попечительный об увечных воинах совет, который взял на себя заботу по организации дела восстановления трудоспособности увечных воинов путем создания соответствующих лечебных учреждений, обучения раненых грамоте и ремеслам. В столичных университетских городах, располагающих квалифицированными кадрами, было решено создать несколько физико-механо-ортопедических институтов с общим числом 3 тысячи коек. На реализацию этой программы было отпущено около 18 миллионов рублей. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    2.Становление социальной работы

    в Вооруженных силах: современный аспект

     Социальная  работа - это работа по  оказанию помощи индивидам или социальным группам, которые находятся в трудной жизненной ситуации, уязвимом положении, не могут самостоятельно справиться со своими затруднениями и поэтому нуждаются в содействии специалистов.

       На первый взгляд военнослужащие, находящиеся в нормальных социальных обстоятельствах, по самому характеру своей деятельности, набору личностных качеств, соответствующих этой деятельности, не могут относиться к уязвимым слоям населения: это, как правило, люди среднего возраста, считающегося наиболее благоприятным, их состояние здоровья находится под неусыпным профессиональным наблюдением, наконец, представители Вооруженных Сил, одного из наиболее уважаемых социальных институтов, обладают высоким социальным статусом, и их материальное положение весьма устойчиво.

     Однако  сама специфика профессиональной деятельности, связанной с воинской службой, содержит в себе определенные объективные факторы, которые негативно влияют на военнослужащих и выполнение ими определенных функций.. Это характерно для вооруженных сил любого современного общества, но особенности положения военнослужащих в Российской Федерации обусловливают особую сложность их социальной ситуации, и это не может не сказываться на их самочувствии и деятельности.

     Прежде  чем рассматривать комплекс проблем  людей, несущих военную службу, необходимо привести некоторые дефиниции, которые в соответствии с действующим законодательством устанавливают статус определяемых явлений.

     Гражданин, проходящий военную, службу, является военнослужащим и имеет правовое положение, определяемое законом.

     Военная служба — особый вид государственной  службы граждан в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках (пограничные войска; внутренние войска; войска правительственной связи., обеспечивающие связь с органами военного управления; железнодорожные войска Российской Федерации; войска гражданской обороны), органах внешней разведки и федеральных органах государственной безопасности (Закон Российской Федерации «О воинской обязанности и военной службе», разд. VI, ст. 35).

     Для проходящих военную службу устанавливаются  составы военнослужащих: солдаты и матросы; сержанты и старшины; прапорщики и мичманы; а также офицеры; младшие, старшие, высшие. От принадлежности к тому или иному составу зависит статус военнослужащего, его субординационная позиция, материальное положение, косвенно — состояние здоровья, семейные обстоятельства и др. Поэтому социальные проблемы военнослужащих в известной степени могут быть сгруппированы в зависимости от их принадлежности к тому или иному составу2.

     Военная служба может осуществляться по призыву (для солдат и матросов, сержантов и старшин) или по контракту — для всех составов военнослужащих. В Российской Федерации солдатский и сержантский состав Вооруженных Сил комплектуется преимущественно по призыву, на основе всеобщей воинской повинности, хотя в последние годы предприняты определенные действия для формирования профессиональной армии и организации военной службы солдат и матросов, сержантов и старшин на добровольной контрактной основе.

     Призыву на военную службу в мирное время  подлежат граждане мужского пола, в возрасте от 18 до 27 лет, не имеющие права на освобождение или отсрочку от призыва. От призыва освобождаются:

     •  признанные негодными или ограниченно  годными по состоянию здоровья;

     •  проходящие или прошедшие военную  или альтернативную службу;

     •  прошедшие военную службу в вооруженных  силах другого государства;

     • имеющие неснятую или непогашенную судимость за совершение тяжкого преступления;

     •  гражданин, родной брат которого погиб  или умер во время

     прохождения военной службы по призыву.

     Некоторым категориям призывников устанавливается  отсрочка от призыва (например, на время обучения на дневном отделении высшего учебного заведения и в других случаях); условия и сроки таких отсрочек устанавливаются федеральными законодательными органами и могут изменяться.

     Сроки военной службы по призыву устанавливаются законодателем, для проходящих военную службу по контракту — контрактом.

     Проблемы  военнослужащих (и их семей) обусловлены  возложенными на них обязанностями по вооруженной защите государства, предусматривающей выполнение поставленных задач в любых условиях, в том числе с возможным риском для жизни. Это определяет особенности той социально-ролевой системы, в которой они действуют. Функциональные обязанности военнослужащих строго регламентированы, а субординационная структура является жестко иерархической. Приказы вышестоящих лиц не обсуждаются и подлежат неукоснительному выполнению независимо от отношения к приказу того лица, которое его получает. Кроме того, у военнослужащего (и в ряде случаев его семьи) отсутствует возможность выбора занятия и места жительства. Человек, проходящий воинскую службу, часто подвергается воздействию неблагоприятных факторов: эмоциональная и физическая перегрузка, воздействие шума, вибрации, химических реагентов, замкнутого пространства, монотония, сенсорная депривация, постоянный вынужденный контакт с другими военнослужащими, отсутствие возможности уединения, межличностная напряженность, межличностные конфликты.

     Все проблемы и кризисы российского  общества находят отражение в Вооруженных Силах, одном из социальных институтов страны. Так, снижение качества здоровья и интеллекта населения приводит к тому, что на военную службу попадают лица с серьезными соматическими или психическими заболеваниями (с другой стороны, непосильные армейские нагрузки, некачественное питание с выраженным белково-витаминным дефицитом приводят к появлению или обострению у военнослужащих различных заболеваний); рост преступности в обществе, увеличение масштабов наркомании и алкоголизма обусловливают повышение числа преступлений, совершаемых военнослужащими, опасность для самих военнослужащих стать жертвой преступления со стороны своих коллег.

     Одна  из острых проблем современных российских Вооруженных Сил — наличие нескольких статусных систем в ее рядах: официальная (формальная) «уставная» система взаимоотношений, определяемая общим законодательством и ведомственными документами (уставами, инструкциями и т.д.); «дедовская» система, т.е. неформальный, но, тем не менее, широко распространенный приоритет старослужащих солдат, насаждаемый ими самими, и угнетение, унижение новобранцев; «земляческая» статусная система, в соответствии с которой власть и влияние в воинских коллективах распределяются в зависимости от принадлежности к определенной территориальной или национальной группировке. Наличие нескольких статусных систем является отражением характерной для современного общества аномии, т.е. распада прежних ценностных систем, и симптомом общесоциального морально-психологического кризиса. Следствием подобного положения являются снижение управляемости воинскими коллективами, падение дисциплины, насилие, которому зачастую подвергаются военнослужащие, распространение суицида в Вооруженных Силах, причем не только среди рядового и сержантского состава, что, как правило, обусловлено «неформальными» отношениями в воинских коллективах, но и среди офицеров.

     Вследствие  социально-экономических трудностей, которые испытывает страна, задерживается  выплата денежного содержания военнослужащим, распадается система материально-технического снабжения, устаревают техника и вооружение. Крушение прежней идеологической системы, в которой Вооруженные Силы занимали одно из ведущих мест как символ государственности, патриотизма, священного долга защиты Отечества от внешних врагов, отсутствие других ценностей, которые должны были прийти на смену прежним, являются причиной морально-психологического кризиса многих военнослужащих, ощущения ими бесцельности своей деятельности, падения престижа воинской службы, массового уклонения от призыва в армию, неуверенности военнослужащих в стабильности своего существования, своем будущем.

     Всеобщность воинской службы не кажется обществу оправданной: большинство населения поддерживает переход Вооруженных Сил на контрактный принцип формирования и исключительно добровольное несение гражданами воинской службы. Отсутствие гарантированного Конституцией права на альтернативную воинскую службу, слабая юридическая и социальная защищенность всех категорий военнослужащих, экономические и бытовые трудности — все это отягощает морально-психологическое самочувствие военнослужащих.

     Неясность планов военной реформы, кадровых перспектив военнослужащих, массовые увольнения офицерского состава без предоставления положенных им по закону жилья и выплат, трудности с устройством на работу по окончании военной службы создают еще один проблемный комплекс «переходного» периода — между окончанием военной службы и адаптацией к гражданской действительности.

     Особую  группу составляют проблемы участников войн и вооруженных конфликтов, и их реадаптация к мирной жизни. Во-первых, лица, получившие ранения или, тем более, утратившие полностью здоровье, трудоспособность, способность к социальному функционированию, не пользуются в настоящее время адекватным уровнем социального обеспечения; они и их семьи имеют целый ряд материальных, финансовых, жилищных, медицинских и социальных проблем, на решение которых ни у них самих, ни у государства в настоящее время не хватает ресурсов.

     Во-вторых, эти военнослужащие, даже те, которые  не получили ранений в подобных вооруженных конфликтах, являются носителями так называемого «посттравматического стрессового синдрома».

     Впервые подобное состояние было диагностировано у американских ветеранов вьетнамской войны, а впоследствии — у многих участников «странных» вооруженных конфликтов. Его основные симптомы: слабость психики, при которой незначительные проблемы воспринимаются как непреодолимые препятствия, толкающие людей на проявление агрессии или самоубийства, чувство вины перед погибшими (за то, что остался жив), негативное или пренебрежительное отношение к со-' циальным институтам. Причем такие явления со временем не исчезают: психологические проблемы бывших «вьетнамцев» обострились спустя 15—20 лет после окончания войны; среди них на треть больше самоубийств и разводов и наполовину больше больных алкоголизмом и наркоманией по сравнению со средними показателями по стране.

     Психологический стресс приводит к развитию таких психосоматических заболеваний, как язва, гипертония, астма и др. Самое болезненное воздействие на участников таких войн оказывают отчужденность общества, развенчание целей и методов войны.

Информация о работе Социальная работа в вооруженных силах