Система субъективных критериев достижения цели

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2012 в 19:31, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования заключается в изучении стилевых особенностей саморегуляции подростков .
Объект: саморегуляция как психологический феномен.
Предмет: специфика саморегуляции подростков .

Работа содержит 1 файл

курсовик.doc

— 133.00 Кб (Скачать)

Таким образом, саморегуляция человека имеет две  формы: произвольную (осознаваемую) и  непроизвольную (неосознаваемую). Произвольная саморегуляция связана с целевой  деятельностью, тогда как непроизвольная связана с жизнеобеспечением, не имеет целей и осуществляется в организме на основе эволюционно сложившихся норм.

Саморегуляция пронизывает все психические  явления, присущие человеку - саморегуляция  отдельных психических процессов: ощущения, восприятия, мышления и др.; саморегуляция собственного состояния или умение управлять собой, ставшее свойством человека, чертой его характера в результате воспитания и самовоспитания. Включая саморегуляцию социального поведения субъекта. Одной из особенностей саморегуляции стала ее уровневость, связанная с уровневостью психического отражения. Уровни саморегуляции следующие: регуляция психических процессов; действия с помощью этих психических процессов; обстоятельств жизни посредством этих действий; управление собой в процессе изменения этих обстоятельств [20].

К общим закономерностям  саморегуляции относятся их реализация в индивидуальной форме, зависящей  от конкретных условий, от типа нервной  системы, от личных качеств субъекта и его привычек в организации  своих действий. Метод саморегуляции основан на единстве и взаимодействии сознания и подсознания, слова и чувства, мышления и воображения. Слово исходит от самого человека и направленно на эмоциональную сферу, благодаря чему активизируется воображение. Осуществляется волевой акт, физическое и психическое расслабление, самоконтроль за дыханием и другими функциями организма.

Саморегуляция в учебно-педагогической деятельности включает в себя умение управлять  своими эмоциональными состояниями. Негативные эмоции преодолеваются с помощью физических действий, способствующих спокойному состоянию: занять непринужденную позу, установить медленное и глубокое дыхание, расслабить мышцы тела и лица [6].

Психическая саморегуляция  представляет собой совокупность приемов  и методов самокоррекции психофизиологического состояния человека, благодаря которым достигается оптимизация психических и соматических функций организма.

Принцип саморегуляции  проявляется как форма взаимодействия организма, при которой отклонение от нормы является причиной (стимулом) возвращения к норме. Этот принцип впоследствии стали называть „золотым правилом саморегуляции“. Сон является естественной саморегуляцией [1].

Саморегуляция человека - сложное понятие, поэтому  рассмотрим основные концепции ее сущности в следующем параграфе.

1.2 Психологические концепции саморегуляции  человека

 

Существует  множество различных концепций  относительно саморегуляции человека. Условно их можно подразделить на биологические (физиологические) и  психологические. Мы в данной работе рассмотрим психологические концепции.

Под саморегуляцией О.А. Конопкиным понимается системно-организованный процесс внутренней психической  активности человека по инициации, построению, поддержанию, управлению разными видами и формами произвольной активности, непосредственно реализующей достижения принимаемых человеком целей.

Система субъективных критериев достижения цели является функциональным звеном, специфическим  для психической регуляции. Она  несет функцию конкретизации  и уточнения исходной формы и  содержания цели.

Контроль и  оценка реальных результатов - регуляторное звено, несущее оценки текущих и  конечных результатов относительно системы принятых субъектом критериев  успеха. Здесь происходит обеспечение  информацией о степени соответствия и несоответствия между запрограммированным ходом деятельности, ее эталонными и конечными результатами и реальным ходом достижения.

Специфика реализации коррекции системы саморегулирования  состоит в том, что если конечным моментом такой коррекции является коррекция собственно исполнительских действий, то первичной причиной этого может служить изменение, внесенное субъектом по ходу деятельности в любое другое звено регуляторного процесса.

Все звенья регуляторного  процесса, будучи информационными образованиями, системно взаимосвязаны и получают свою содержательную и функциональную определенность лишь в структуре целостного процесса саморегуляции [7].

Ю.А. Миславский же в контексте изучения личностной саморегуляции включает в состав структурно-функциональных компонентов  системы саморегуляции личности ценности и цели, идеалы и образ „Я“, а также уровень притязаний и самооценку. Эти компоненты, по его мнению, соотносимы с моделью осознанной регуляции О.А. Конопкина и являются процессуальной, динамичной формой существования этих компонентов, как системы, детерминирующей активность личности [12].

Ю.А. Голикова и  А.Н. Костин предложили модель саморегуляции, которая получила название „Обобщенная  модель регуляции психической деятельности“. В качестве саморегуляции представили  модель, которая сочетает системный и межсистемный подход. Эта модель отражает как целостность, так и неустойчивость, неупорядоченность процессов регуляций.      В модели психическая активность распределяется на три типа: текущая, ситуационная и долгосрочная.

Текущая активность инициализируется с необходимостью обеспечения непосредственного реагирования на события, ситуативная - поиском выхода из некоторой ситуации, долгосрочная - формирование общей стратегии поведения. Психическая регуляция в целом включает в себя три самостоятельные системы: текущую, долгосрочную, ситуативную.

В каждой из этих систем выделяется по три уровня регуляции. В системе  текущей регуляции это уровни активационно-энергетической стабилизации, непосредственного взаимодействия и опосредованной координации. В системе ситуативной регуляции - уровни ситуационного реагирования, эмоционального овладения и чувственной устремленности. В системе долгосрочной регуляции - уровни программно-целевой организации, личностно-нормативных изменений, мировоззренческих коррекции.

Инициирующим фактором процессов  регуляции рассматривается несоответствие между объективной действительностью  и субъективным, „внутренним миром" человека, возникающее вследствие субъективно  значимых изменений в них. Человек  стремится оценить и понять происходящие изменения, т.е. преодолеть указанное несоответствие, что и направляет, организует его дальнейшую активность. Степень несоответствия определяет как тип психической активности (текущую, ситуативную, долгосрочную), так и класс проблемностей (или разные формы несоответствия - неопределенности, неоднозначности, затруднения): проблемные моменты (когда отмечается незначительная степень несоответствия), проблемные ситуации (с достаточно существенной степенью соответствия) и проблемы (с наиболее серьезной степенью несоответствия). Данные классы проблемностей являются средством содержательного анализа особенностей психической активности и регуляции.

Несмотря на совпадения названий типов психической активности и  систем регуляции, они не идентичны. При объединении трех перечисленных систем, ситуативная является центральной, с ней может состыковываться система текущей регуляции к нижнему уровню и долгосрочной - к верхнему. Это может быть обеспечено, если верхний уровень системы текущей регуляции и нижний уровень системы долгосрочной регуляции будут направлены на организацию ситуативной активности, т.е. той же, что и в системе ситуативной регуляции. Два других уровня в системах текущей (нижний и средний) и долгосрочной (средний и высший) регуляции, а также все три уровня в системе ситуативной регуляции будут связаны с одноименными типами активности.

В системе текущей регуляции  происходит адаптация психофизиологических процессов обеспечение жизнедеятельности  организма и контакта человека с  действительностью.

Ситуативная регуляция выражается в эмоциональных стенических  и астенических реакциях на необычные, внезапные события, прерывающие  текущую активность, которые либо заставляют мобилизовать ресурсы организма  в случае потенциальной опасности (т.е. в защитных реакциях боязни, тревоги, страха, напряжения и возбуждения), либо приводят к расслаблению в случае приятных, позитивных впечатлений (т.е. реакции удовольствия, восторга, радости, восхищения). Регуляция проявляется в форме моральных, интеллектуальных, эстетических чувств, связанных с необычностью, новизной, неожиданностью переживаний, которые заставляют человека изменить поведение и деятельность, совершить некоторый поступок.

Долгосрочная регуляция  направлена на поиск и формирование целей и программ деятельности. Также происходит анализ, оценка общих особенностей деятельности, организация и планирование в целом, выработка личной стратегии поведении. Регуляция происходит на уровне профессиональных, социальных, моральных и нравственных норм поведения и деятельности, выработанных и принятых личностью. Коррекцию и дополнение системы знаний, убеждений, идеалов о природе, человеке, обществе реализует уровень мировоззренческих коррекций.

Каждому типу психической  активности соответствует определенный временной масштаб процессов ее протекания, который увеличивается по мере возрастания уровня регуляции. Поэтому, когда какой-либо из уровней регуляции становится ведущим в оперативной системе, он неизбежно должен накладывать ограничения на время ее существования, так как в противном случае произойдет переход к временному масштабу психической активности другого типа, и будет возникать несоответствие между типами психической активности и временными масштабами их протекания. Следовательно, длительность циклов регуляции для каждого из уровней должна находиться в определенном диапазоне, а последовательность проблемностей, входящих в соответствующий алгоритм их разрешения, не может быть бесконечной.

Выдающимся современным  деятелем отечественной психологии является В.И. Моросанова. Она вплотную занимается проблемой саморегуляции и предложила понятие индивидуального стиля саморегуляции личности. Под данным понятием она понимает средство реализации субъектного подхода к исследованию индивидуально-типических форм произвольной активности человека [13; 15].

В.И. Моросанова опирается  на следующие представления. Согласно взглядам С.Л. Рубинштейна, специфическими способами реализации психической  активности являются сознание и действие. Активность человека как индивида, личности и индивидуальности осуществляется в форме действия, т.е. различных видов активности и регулируется сознанием, в форме процессов саморегуляции различных видов активности [21].

Индивидуальные формы  активности человека осуществляются, с одной стороны, сообразно конкретным жизненным обстоятельствам, а с другой стороны - в той форме, как они обуславливаются и детерминируются его индивидуальными свойствами. Можно выделить две формы индивидуального стиля: индивидуальный стиль реализации действия, т.е. разных видов активности, и индивидуальный стиль функционирования сознания, т.е. саморегуляция этой активности. Индивидуальный стиль активности и индивидуальный стиль саморегуляции активности нужно рассматривать как два соответствующих индивидуальных способов существования человека. Эти способы существования взаимосвязаны, один предполагает другой и не существует без другого. Обе формы связаны с взаимодействием человека с миром: человек - саморегуляция активности - реализация активности - действительность.

Такая обобщенная схема взаимодействия человека с миром в случае конкретного субъекта может быть представлена следующим образом: субъект - индивидуальный стиль саморегуляции активности - индивидуальный стиль активности - требования действительности.

Индивидуальный стиль  есть индивидуальное своеобразие саморегуляции и реализации произвольной активности человека. Индивидуальный стиль саморегуляции характеризуется индивидуально-типическим комплексом ее стилевых особенностей.

К стилевым особенностям саморегуляции  относятся:

1) индивидуальные особенности регуляторных процессов, реализующих основные звенья системы саморегуляции, например, планирование, моделирование, программирование и оценка результатов. Индивидуальные различия заключаются в неравномерной развитости этих процессов;

2) особенности, характеризующие функционирование всех звеньев системы саморегуляции и одновременно являются регуляторно-личностными свойствами, например, самостоятельность, надежность, гибкость, инициативность. В силу их системного характера могут быть как предпосылками формирования того или иного стиля регуляции, так и новообразованиями в процессе его формирования.

Система саморегуляции  по В.И. Моросановой рассматривается  как целостная, замкнутая структура, открытая информационная система, реализуемая  взаимодействием функциональных звеньев, основанием для выделения которых служат присущие им специфические регуляторные функции, системно взаимодействующие в общем процессе регуляции независимо от конкретных психических средств и способов их реализации. Модель осознанного саморегулирования включает в себя следующие звенья: цели деятельности, модели значимых условий. Программы исполнительских действий, критериев успешности, оценки и коррекции результатов. Каждое из звеньев реализуется соответствующим регуляторным процессом: планирование целей, моделирование условий. Программирование реализации активности, оценивания и коррекции результатов активности.

Стилевые особенности  приобретают черты конкретного стиля саморегуляции в том случае, когда под влиянием требований конкретной деятельности и личностных переменных формируется индивидуально-типический комплекс стилевых особенностей регуляторных процессов.

Стиль саморегуляции  не является пассивным интегратором влияния внешних и внутренних условий существования человека, а представляет собой результат аккумуляции наиболее типичных способов регуляции достижения целей, сформировавшихся у субъектов. Понятие индивидуального стиля включает в себя не только приспособительную активность, но и активность человека, преобразующего окружающий мир и себя как субъекта этой активности.

Информация о работе Система субъективных критериев достижения цели