Психологическая работа подразделения

Автор: a*********@list.ru, 28 Ноября 2011 в 12:05, курсовая работа

Описание работы

В современных условиях, когда информация и средства управления ею становятся самостоятельным фактором победы, роль психологических возможностей отдельных людей и воинских частей значительно взрастают. Новые тенденции развития сил, средств и способов вооруженной борьбы, в том числе несмертоносных, обусловили резкое возрастание зависимости исхода сражений от соотношения психологических возможностей сторон.

Содержание

Введение
1 Психологическая работа в Вооруженных Силах РФ
1.1 Основные направления психологической работы
1.2 Организация и содержание психологической работы
1.3 Психологическая профилактика нарушений воинской дисциплины
2 Перевоспитание отдельных военнослужащих как психолого-педагогическая проблема
2.1 Задачи перевоспитания
2.2 Основные методы и способы перевоспитания военнослужащих
2.3 Деятельность заместителя командира роты по воспитательной работе по изучению лиц, требующих повышенного психолого-педагогического внимания
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Психологическая работа подразделения.doc

— 180.50 Кб (Скачать)

      Сущность  метода "взрыва" заключается во внезапном раскрытии воину степени  педагогической трудности его как  личности, содержания его отклонений в поведении от уставных норм в  форме, побуждающей его сделать педагогически и социально целесообразный выбор.

      На  практике метод "взрыва" осуществляется в естественных и специально организованных условиях, посредством таких приемов, как:

      - нагнетание отрицательных переживаний до предела;

      - доведение до абсурда негативной линии поведения, когда собственные недостатки неприятны;

      - столкновение ложных идеалов с настоящими;

      - осуждение в коллективе, коллективный гнев, бойкот, отвращение и др.

      В реализации исправительной и компенсирующей функций процесса перевоспитания наряду со "взрывом" используется метод перевода трудного воина в другой коллектив. Данный метод осуществляется путем перемещения воина внутри коллектива подразделения, перевода его в другое подразделение, в другую часть и т.д.

      Корректирующая функция процесса перевоспитания реализуется через методы критики и самокритики и опосредованного педагогического воздействия. Метод критики и самокритики направляется воспитателями подразделений на устранение у трудных воинов негативных личностных качеств, на развитие у них высокого чувства ответственности за свое поведение и состояние воинской дисциплины. Метод критики и самокритики осуществляется приемами тактичного осуждения, самоосуждения, переориентации сознания и самосознания и другими.

      В деятельности по перевоспитанию применяется метод опосредованного педагогического воздействия, тесно связанный с критикой и самокритикой. Чтобы искоренить те или иные негативные качества у трудных подчиненных, офицеры подразделений вместо своего непосредственного воздействия на них могут обращаться к помощи коллектива роты (батареи), взвода, отделения. При этом создавать такую обстановку, когда в процессе перевоспитания участвует уже весь воинский коллектив.

      Практика  свидетельствует о различном  характере отношения перевоспитуемых воинов к опосредованным педагогическим воздействиям: бесконфликтное принятие мнения коллектива; внешнее согласие с его требованиями при внутреннем расхождении; открытое неприятие требований коллектива; самоопределение, характеризующееся сознательной солидарностью с мнениями и взглядами товарищей по коллективу, и др.

      В целях перевоспитания помимо уставных дисциплинарных мер офицеры подразделений  применяют педагогические приемы поощрения (доверие, одобрение, благодарность, похвала, выражение положительного отношения, забота, награда, письмо на родину и др.) и принуждения (осуждение, огорчение, упрек, предупреждение, запрет, возмущение и др.). Особенности использования данных приемов педагогических воздействий в процессе перевоспитания заключаются в том, что воспитателям приходится нормализовать отношения с перевоспитуемым воином, включать его в деятельность воинского коллектива, раскрывать перед товарищами по службе положительные и отрицательные качества такого воина, четко аргументировать педагогические меры воздействия и вызывать соответствующее психологическое состояние перед тем, как объявить то или иное поощрение либо взыскание.

      Наряду  с названными методами и приемами в процессе перевоспитания можно  использовать различные средства и  формы педагогических воздействий на трудных воинов. Как показывает практика, в условиях воинской деятельности они достаточно разнообразны и позволяют успешно решать задачи воспитания и перевоспитания. Их применение в каждом конкретном случае перевоспитания трудных воинов в подразделениях зависит от характера педагогической трудности воинов, причин наличия у них отрицательных качеств, реальных возможностей армейской службы. Практика показывает, что комбинации методов, приемов, средств и форм процесса перевоспитания, определяющих основные его пути, могут быть многочисленными и разнообразными. Это позволяет добиться определенных результатов в искоренении у трудных военнослужащих негативных качеств личности.

      Таким образом, овладение содержанием, организацией и методикой индивидуальной воспитательной работы с военнослужащими является важным направлением психолого-педагогической деятельности офицера в подразделении. Степень участия должностных лиц подразделения в проведении индивидуально-воспитательной работы и степень охвата ею военнослужащих подразделения могут служить одним из критериев эффективности функционирования воспитательной системы подразделения. Перечисленные методы и приемы перевоспитания трудных военнослужащих могут служить надежной методической базой осуществления данного процесса в подразделении, а сама готовность коллектива к перевоспитанию - выступать в качестве еще одного критерия эффективности воспитательной работы в подразделении. 

2.3 Деятельность заместителя  командира роты  по воспитательной  работе по изучению лиц, требующих повышенного психолого-педагогического внимания 

      В период прохождения стажировки в 15 мотострелковом полку, 2 мотострелковой дивизии, в должности заместителя  командира роты материального обеспечения  по воспитательной работе, проводил работу по изучению лиц склонных к употреблению спиртных напитков, наркотических веществ. Также была проведена работа по изучению лиц склонных к суициду, дезертирству и уклонений от воинской службы.

      Были  проведены тесты с данными  военнослужащими, собранны автобиографии с лиц требующих повышенного психолого-педагогического внимания, проведены беседы с отдельными военнослужащими. Также была проанализирована работа командиров взводов и командира роты с данными категориями военнослужащих.

      Практика  показывает, что мерами организационного и воспитательного характера возможно предотвращение многих суицидов на стадии формирования суицидальных замыслов. В интересах выработки наиболее эффективных мер в профилактике самоубийств прежде всего необходимо разобраться в причинах и условиях их совершения. В то же время, работа офицера в соединении (части) осуществляется на основе план - задания, утвержденного старшим воинским начальником. Этот план является алгоритмом действия при расследовании суицидального происшествия

      В заключении хочу обратить внимание на то, что "трудный" - это широкое, обобщенное понятие, которое включает различные типы военнослужащих с  отклонениями в социально-педагогическом, психологическом и физическом развитии, отличающихся дисгармоничным соотношением положительных и отрицательных качеств. Также необходимо акцентировать внимание на сущностных характеристиках основных этапов педагогической диагностики, и особое внимание сосредоточить на следующих положениях:

      а) воспитательную работу с "трудными" военнослужащими нельзя сводить к отдельным мерам, необходима система педагогических воздействий всех категорий офицеров;

      б) воспитательная работа должностных  лиц подразделения (части) результативна  в тех случаях, когда она четко  спланирована и опирается на основы педагогической науки. 
 
 

      Заключение

      Командиры и их заместители по воспитательной работе должны четко видеть взаимосвязь, различия и взаимообусловленность  таких понятий, как дисциплина и  дисциплинированность. Это даст им возможность правильно определять свое отношение к поведению подчиненных, вырабатывать способы воздействия на них, организовывать весь сложный комплекс управляющих действий по поддержанию и укреплению дисциплины.

      Авторитарность  командиров находится в прямой зависимости  от их авторитета, отражает воздействие командира на подразделение, а авторитет- это своеобразная форма взаимоотношений. Под авторитетом принято понимать социально психологическое влияние одного человека ( или группы лиц) на других людей, например руководителя на подчиненных, учителя на учеников, командира на солдат, коллектива на личность вышестоящего органа на подчиненную организацию и т.п.

      Командиру важно знать содержание и качество коллективных мнений, существующих в  подразделении: по каким проблемам  позиции определились и сблизились, в какой мере они соответствуют задачам повышения боеготовности подразделения и воспитания воинов, какие мнения находятся в стадии формирования, как идет сам процесс консолидации взглядов и отношений, какую роль играют в этом процессе отдельные члены коллектива

 

       Список использованной литературы 

      1. Абдурахманов Р. Военная психология. М.: МПСИ.-2008 .-894 С.

      2. Анцупов А., Ковалев В. Конфликты  в подразделениях, основные способы  их предупреждения и разрешения // Ориентир. - 2002. - № 2.

      3. Буранов С. Особенности взаимоотношений в воинском коллективе // Ориентир. - 2004. - № 7.

      4. Варваров В.И., Мерзляк Л.Е. Командир  и подчинённые. М.: Воениздат, 2000.- 423 с.

      5. Гурин В. Социально-психологические  основы взаимоотношений в воинском  коллективе и пути их укрепления // Ориентир. - 2001 - №7.

      6. Жомини Г. Очерки воинского искусства. М.: Воениздат, 2000 г. Т.1.-156.

      7. Караяни А.Г., Сыромятников И.В.  Прикладная военная психология  М.: Питер. - 2006 г.-457.

      8. Кулаков В.Д. Воинский коллектив и дисциплина. М., 2001г.-354 С.

      9. Маклаков А. Военная психология  М.: Питер.-2007 .-256С.

      10. Урбанович А. Современная военная  психология М.: Харбест 2003г. 345 С.

Информация о работе Психологическая работа подразделения