Основы организации морально-психологического обеспечения деятельности войск

Автор: Гоша Ваюсов, 11 Июня 2010 в 00:36, лекция

Описание работы

По подсчетам военных специалистов, только после 1945 г. на нашей планете приходилось на каждый год в среднем по пять войн и военных конфликтов. В этих условиях поддержание высокой боевой готовности Вооруженных сил России к отпору любой внешней агрессии, включая вооруженные вылазки международного терроризма, остается приоритетной задачей военной политики государства, в которой особое внимание уделяется роли морально-психологического фактора в современной войне.

Содержание

При рассмотрении 1-ого вопроса основное внимание обучаемых сосредоточить на раскрытии структуры морально-психологического фактора и причинах возрастания его роли в современных условиях. Раскрыть механизм влияния морального фактора на деятельность в различных сферах жизнедеятельности общества.
При рассмотрении 2-ого вопроса раскрыть систему поддержания морально-психологического состояния военнослужащих, особенности процесса формирования и поддержания морально-психологического состояния. Указать, какие требования учитываются командирами, штабами, органами воспитательной работы в процессе формирования морально- психологического состояния.
При рассмотрении 3-ого вопроса раскрыть содержание основных видов морально-психологического обеспечения.
Подводя итоги занятия напомнить тему и цели занятия и дать занятия на самостоятельную подготовку. Ответить на поставленные вопросы.

Работа содержит 1 файл

МПО-1.docx

— 1.05 Мб (Скачать)

      Психологическая помощь рассматривается как система психологических технологий, методов и приемов, проводимых с пострадавшими военнослужащими и гражданским персоналом, обеспечивающая преодоление психотравмирующих последствий боевой обстановки и восстановление психологической готовности к дальнейшему выполнению стоящих боевых задач. Она оказывается в целях сохранения и восстановления нарушенного функционального состояния психики военнослужащих в результате боевого воздействия противника.

     В задачи психологической помощи входит:

  1. прекращение или снижение интенсивности действий психотравмирующих факторов боевой обстановки, включая ликвидацию или блокирование источников психотравматизма;
  2. диагностика и коррекция психологического состояния пострадавших военнослужащих, восстановление их боеспособности;
  3. психологическая поддержка боевой активности военнослужащих;
  4. изоляция военнослужащих и локализация подразделений и частей, подвергшихся деморализации с целью предотвращения панических и пораженческих настроений в войсках (силах);
  5. эвакуация и госпитализация военнослужащих, получивших тяжелые боевые психические расстройства, с целью оказания квалифицированной медицинской помощи.

     Различают три вида психологической помощи: первую, квалифицированную и специализированную.

     Непосредственно в боевых порядках (в частях и  подразделениях) или на поле боя  нуждающимся оказывается первая психологическая помощь в виде само- и взаимопомощи силами, как самих воинов, так товарищами по подразделению или специально подготовленными военнослужащими.

     В ближайшем тылу квалифицированная психологическая помощь будет оказываться силами войсковых психологов, специалистов центров (пунктов) психологической помощи и реабилитации во взаимодействии с группами психофизиологического обеспечения военно-медицинской службы.

     Специализированная  психологическая  помощь при тяжелых психотравмирующих поражениях оказывается потерпевшим в специализированных военно-лечебных заведениях, где имеются необходимые средства и специалисты.

     В структуре психологической работы важное место занимает психологическая реабилитация военнослужащих, гражданского персонала и членов их семей как система специальных восстанавливающих мероприятий по приведению в норму утраченных или нарушенных психических функций и способностей военнослужащих к нормальной деятельности в результате психотравмирующего воздействия факторов боевой обстановки. Кроме того, она включает проведение психологической и психофизиологической экспертизы военнослужащих, а так же рационального распределения личного состава с учетом его функционального состояния.

     Основными целями психологической реабилитации личного состава являются восстановление физической и боевой способности, предупреждение (профилактика) инвалидности и социально-психологическая  адаптация военнослужащих после  участия в боевых действиях.

     Психологическая реабилитация проводится войсковыми (флотскими) психологами совместно со специалистами  центров (пунктов) психологической помощи и реабилитации во взаимодействии со специалистами военно- медицинской и других служб частей и соединений. Она включает в себя проведение психологической и психофизиологической экспертизы военнослужащих на завершающем этапе медицинской реабилитации в госпиталях и санаториях, которая дает квалифицированное заключение об их функциональном состоянии и рекомендации по дальнейшему распределению в части и подразделения.

      В рамках психологической реабилитации решаются следующие актуальные задачи: снятие психоэмоционального напряжения и страха, коррекция психологического состояния психотерапевтическими, психоформакологическими и физическими  средствами; формирование у военнослужащих необходимых волевых качеств; оптимальное  разрешение психотравмирующей ситуации; диагностика функционального состояния  физиологических систем организма  военнослужащего; проведение профессионально-психологической  реабилитации, а при утрате профессиональной пригодности - профессиональной переориентации и др.

      Нередко в ходе реабилитации военнослужащим назначается психологическая коррекция. Она предполагает организованное психологическое воздействие на военнослужащих, имеющих отклонения от социальной или психической нормы с целью устранения неблагоприятных психических образований и формирования у них качеств, необходимых для военной службы и ведения боя. Программа коррекции включает психологическую и педагогическую части. Психологическая часть планируется и осуществляется специальными методами психологом части (корабля 1 ранга). Педагогическая часть осуществляется командирами (начальниками), их заместителями по воспитательной работе на основании рекомендаций психолога части (корабля 1 ранга). Рекомендации командирам, их заместителям по воспитательной работе должны быть конкретными и понятными. Ответственность за обоснованность рекомендаций и их эффективность несет психолог.

      Общее организационно-методическое руководство  психологической работой в Вооруженных  Силах осуществляет Главное управление воспитательной работы Вооруженных  Сил Российской Федерации. Органы воспитательной работы отвечают за планирование, методическое обеспечение, организацию, проведение и качество психологической работы с военнослужащими, членами их семей  и гражданским персоналом Вооруженных  Сил. Командиры (начальники) ставят своим  заместителям по воспитательной работе задачи по организации и проведению психологической работы, поддержанию  необходимого уровня морально-психологического состояния личного состава, сплочению  воинских коллективов, укреплению воинской дисциплины и правопорядка. Непосредственно  в частях и подразделениях психологическую  работу осуществляют штатные психологи. Эффективность психологической работы достигается единством действий и согласованностью мероприятий, проводимых командирами (начальниками) и органами воспитательной работы.

      Организация и проведение психологической работы осуществляется на основе следующих  принципов: учить войска тому, что необходимо в бою, сознательности и активности; системности и последовательности в подготовке; опасности и риска; коллективности и самостоятельности действий; максимальное приближение форм и методов психологической подготовки к реальным боевым условиям; индивидуальный подход в обучении и оказании помощи и другие.

     Практика  психологической работы в частях и подразделениях, участвующих в  боевых действиях, показывает, что ее основными формами являются социально- психологическое изучение; психодиагностика; психологическое консультирование, психологическая профилактика и психологическая коррекция, а так же немедицинская психотерапия.

     Среди факторов, оказывающих решающее влияние  на эффективность психологической работы в частях и подразделениях, необходимо выделить целенаправленное проведение мероприятий по психологической подготовке, психологическому сопровождению, психологической помощи и реабилитации; своевременное проведение психологической оценки обстановки, прогнозирования и расчета психогенных потерь; единство действий и согласованностью проводимых командирами (начальниками), органами воспитательной работы и военно-медицинской службой.

     К основным силам и средствам психологической работы в войсках (силах) относятся штатные психологи и медицинский персонал, комнаты психологической разгрузки, полосы психологической подготовки и имитационные средства, тренажерные комплексы, средства психодиагностики, методики и средства психологической помощи и реабилитации. В целях наращивания уровня психологической работы, маневра ее силами и средствами на главных направлениях (районах) боевых действий соединения, части в определенных командиром местах располагаются специализированные подразделения органов воспитательной работы - стационарные и мобильные центры (пункты) психологической помощи и реабилитации соединения (части).

     3. Военно-социальная  работа.

     Следующим видом морально-психологического обеспечения  выступает военно-социальная работа. В широком смысле слова военно-социальная работа - это деятельность органов военного управления, осуществляемая во взаимодействии с органами государственной власти и общественными объединениями в целях реализации государственной социальной политики в Вооруженных Силах, оказания помощи военнослужащим, членам их семей и гражданскому персоналу в решении их социальных проблем, создания надлежащих социальных условий для успешного выполнения боевых задач, стоящих перед войсками (силами).

     В узком смысле слова военно-социальная работа как вид морально- психологического обеспечения представляет собой  систему согласованных, целенаправленных организационных, правовых, социально-экономических  и воспитательных мероприятий, направленных на реализацию социальных гарантий военнослужащих и членов их семей, предусмотренных  законами и иными нормативными правовыми  актами.

     Военно-социальная работа организуется и проводится в  целях создания социальных условий  для эффективного выполнения личным составом своих служебных обязанностей в ходе боевых действий войск (сил), поддержания в частях и подразделениях правопорядка и воинской дисциплины, практической реализации социальных гарантий военнослужащих и членов их семей, предусмотренных  законами и другими нормативными правовыми актами для военного времени.

      Военно-социальная работа решает следующие основные задачи: реализация мер по обеспечению социальной защиты военнослужащих и членов их семей в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами; соблюдение международных правил ведения военных действий, обращения с ранеными и больными, гражданским населением в районах боевых действий, а так же военнопленными; изучение и прогнозирование развития социальных процессов в воинских коллективах и районах дислокации; выработка, принятие и реализация управленческих решений по осуществлению социальной защиты личного состава; организация правового воспитания различных категорий военнослужащих, разъяснение правовых актов о правах и льготах военнослужащих. Кроме того в круг задач военно-социальной работы входит оказание индивидуальной социальной помощи военнослужащим; обучение должностных лиц частей и подразделений правовым основам осуществления социальной защиты своих подчиненных; рассмотрение и разрешение жалоб и заявлений по социальным вопросам жизнедеятельности военнослужащих и членов их семей; взаимодействие с органами государственной власти, местного самоуправления и общественными организациями в интересах решения социальных проблем военнослужащих и членов их семей.

      Командир  части является организатором военно-социальной работы. Он направляет деятельность своего заместителя и аппарата по воспитательной работе на организацию военно-социальной работы в подразделениях и части. Кроме того, он издает приказы и  другие акты военного управления, посредством  которых осуществляет реализацию законодательства о социальной защите личного состава  в период подготовки и в ходе ведения  боевых действий. Непосредственную ответственность  за состояние и организацию военно-социальной работы, проведение воспитательных мероприятий  по поддержанию воинской дисциплины и предотвращению в воинской части (на корабле) несет офицер по социальной работе и профилактике правонарушений. Он подчиняется заместителю командира части (корабля 1 ранга) по воспитательной работе.

      Содержание  военно-социальной работы определяется руководящими документами и обеспечивает реализацию ее целей и задач (рис. 4). Помимо представленных на рис. 4 основных компонентов военно-социальная работа в частях и подразделениях включает в себя оказание помощи личному составу  в разрешении возникающих социальных проблем; подготовку предложений по совершенствованию нормативной  базы социальной защиты военнослужащих и членов их семей; проведение консультаций представителей органов военного управления по осуществлению военно-социальной работы, укреплению воинской дисциплины и правопорядка; забота о качественном питании личного состава; участие  в решении вопросов медицинского обслуживания и медико-социальной реабилитации, эвакуации семей военнослужащих, материально-бытового обеспечения, денежного  довольствия, проведении военно-ритуальных мероприятий; изучение и реализация предложений, заявлений и жалоб  военнослужащих и др.

      Содержание  и организация военно-социальной работы отражаются в графической  части плана морально-психологического обеспечения (рабочая карта) и пояснительной  записке к ней.

      Основными принципами военно-социальной работы являются принцип законности, принцип социальной справедливости, принцип адресности и персонификации, принцип системности, принцип активности и гибкости, принцип превентивности, принцип профессиональной компетентности военных кадров, включая военно-социальных работников1.

      Военно-социальной работе, проводимой в частях и подразделениях присущи такие функции как нравственно-гуманистическая, информационно- коммуникативная, регуляционно-профилактическая, организационно- методическая, деятельностно-обеспечивающая, социально-психологическая, защитная, консультативная, координационная и др.

 

      К основным методам военно-социальной работы относят диагностический, прогностический, организационный, предупредительно-профилактический, социально-медицинский, социально-педагогический, социально-бытовой, коммуникативный и др.

      В армейских и флотских частях реализуется  система работы должностных лиц  по организации военно-социальной работы. Она представляет собой единство обеспечивающих мер, реализацию должностными лицами служебных обязанностей, поэтапное  решение определенного круга  военно-социальных задач и совокупность согласованных и периодически проводимых мероприятий на всех

Информация о работе Основы организации морально-психологического обеспечения деятельности войск