Информационная безопасность войск и защита личного состава от негативного информационного воздействия

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2010 в 22:30, реферат

Описание работы

Из истории можно узнать, что информационное воздействие применяется очень давно. Например, листовки. Несмотря на то, что первые формы листовок существовали и в рукописном виде, листовки как массовое явление появились вскоре после изобретения книгопечатания и по мере роста грамотности населения. Первоначально именно в этом виде издавались правительственные распоряжения. Но уже во время Крестьянской войны в Германии в 1524—1526 гг. распространялись революционные листовки. С развитием технологий печати, СМИ и рекламной отрасли, стало преобладать рекламная функция листовки.

Содержание

1.Литература
2.Вступительная часть
3.Проблема информационной безопасности
4.Локальные войны современности и информационная безопасность
5.Защита от негативного воздействия противника
6.Заключение

Работа содержит 1 файл

Влияние негативной информации на психику воина.docx

— 51.82 Кб (Скачать)

     Защита  от негативного воздействия противника

     Прогнозирование  информационно-психологического воздействия  предполагает решение ряда задач. Прежде всего, необходимо выявить  силы информационно-психологического воздействия, которые могут быть привлечены для  осуществления  информационно-психологических  акций. 

     В  основе  такого  прогноза должно лежать  глубокое  знание  реального  положения дел в своих подразделениях, текущего уровня морально-психологического состояния личного состава. Вместе с тем можно заранее предположить, что специалисты по информационно-психологическому воздействию не упустят возможности идеологически и психологически обыграть такие события и факты, как недостатки в их материально-техническом обеспечении;  наличие неопытных руководителей;  неблагоприятные события и процессы в стране; низкий уровень подготовки личного состава; просчеты в информировании личного состава;  факты нарушения дисциплины и законности,  национальные и иные противоречия и др.

     Профилактика  информационно-психологического воздействия  предполагает осуществление ряда мероприятий, направленных на снижение восприимчивости  и подверженности личного состава  информационно-психологическому воздействию.

     Вековая народная мудрость сформулировала две  закономерности  восприятия  человеком  окружающего мира:  «Чего не знаю - того боюсь» и «Предупрежден, значит защищен».  Практика показывает, что если в экстремальной обстановке внезапно наступает событие, по отношению к которому у человека нет опыта реагирования, его поведение становится непредсказуемым. Например, листовка, психологическое воздействие которой исследовалось на одном из учений армии США. В ней утверждалось: «Это не листовка,  призывающая вас к сдаче в плен.  Вас не просят сдаваться - вы сами будете вынуждены в течение часа прибежать к американцам  за  помощью.  Этот простой кусочек бумаги радиоактивен. Пока вы читаете эти строки, через ваши пальцы пройдет достаточное количество рентгеновских лучей, чтобы создать в теле смертоносную дозу радиации.  Листовка специально обработана  для  того,  чтобы умертвить вас в течение нескольких часов,  если вы не перейдете к нам и не обратитесь к нам за помощью.  Мы гарантируем вам  спасение».  Ясно, что влияние этой информации на психологически неподготовленного военнослужащего может быть шокирующим.  Знание же  о самой возможности подобной провокации существенно снижает психологический эффект ее воздействия.  Чем больше будет  знать  сотрудник о возможных методах и средствах информационно-психологического воздействия противника, тем менее восприимчивым к ним  он окажется при проведении специальных операций.

     В ходе контрпропаганды используется набор приемов, условно обозначаемых словами, отражающими физическую характеристику этих действий:

     1. Зонтик – прием, при котором  сообщения не достигают целевой  аудитории –  это ограничение  или закрытие информационных  каналов.

     2. Воронка – прием, при котором  сообщение нейтрализуется суммарным  действием других сообщений.

     3. Колесо – прием, при котором в массовом сознании одно сообщение заменяется другим  с более важными приоритетами.

     4. Замена – прием, при котором опровержение строится на основании акцентирования на других  блоках схемы коммуникации (типа отсылки «сам дурак», когда сомнению подвергается не само сообщение, а, например, говорящий).

     Опыт  свидетельствует о том,  что  необходимо тщательно подходить  к подбору лиц для работы на средствах связи и управления. Среди них не должно быть людей  психически неуравновешенных,  невыдержанных, с демонстративной акцентуацией характера, трусливых.  Их повседневная деятельность должна  быть  взята  под строгий контроль руководителей, их заместителей по воспитательной работе,  непосредственных начальников.  Эти  люди должны хорошо представлять, что окружающие могут интерпретировать те или иные их реакции,  настроения,  высказывания как прямое следствие  обладания соответствующей информацией.

          Во время проведения специальных  операций, мероприятий оперативно-служебной  деятельности на руку противодействующей  стороне могут специально или  неосознанно играть некоторые  средства массовой  информации. Поэтому  руководителям, их заместителям  по воспитательной работе, психологам  необходимо  предусмотреть комплекс  мероприятий по общению с представителями  СМИ (порядок предоставления им  информации;  организация  контактов   с сотрудниками;  распространение  среди личного состава печатных  изданий и др.).

     Срыв  информационно-психологического воздействия  предполагает быстрое выявление  средств информационно-психологического воздействия,  их немедленное подавление. Реализуемые бандформированиями и криминальными структурами подрывные акции подлежат немедленному и квалифицированному анализу, выявлению их целей, возможной динамики, степени действенности. Ни одна из них не должна оставаться без соответствующего контрпропагандистского ответа.

     Не  менее важным является решительное  пресечение  командирами любых  проявлений  слухов, распространения  панических настроений, провокационных действий. Подразделения, подвергшиеся деморализации, должны  надежно  изолироваться  от  других до момента  полного восстановления в них  организации,  дисциплины и  порядка.

     Для оказания психологической помощи военнослужащим,  подвергшимся психотравматизации, необходимо их своевременно направлять к психологам для коррекции и реабилитации.

     Ликвидация  последствий негативного информационно-психологического воздействия предполагает анализ и  оценку ее результатов,  причин эффективности,  наиболее слабых мест в системе информационно-психологической  защиты личного состава; оказание психологической  помощи нуждающимся сотрудникам; восстановление организованности подразделений; применение соответствующих санкций к  паникерам,  определение мер по оптимизации всей системы  противодействия   психологическим операциям противодействующей стороны.

    Противодействие и защита войск от негативного  информационного воздействия противника является важной составной частью морально-психологического обеспечения их боевых действий. Оно  осуществляется командирами, штабами, органами воспитательной работы на всех, этапах подготовки и решения боевых задач. Эффективность информационно-психологического противодействия будет выше тогда, когда оно планируется и осуществляется с учетом особенностей психологических  операций противника, реального морально-психологического состояния своих войск и складывающейся обстановки, ведется непрерывно и  комплексно, учитывает психологические  закономерности восприятия человеком  информации и т.д. Таким образом, негативное информационное воздействие  противника в современной войне  рассматривается в качестве важного  и эффективного средства достижения тактических, оперативных и стратегических целей. Они могут осуществляться как самостоятельно, так и в  комплексе со средствами боевого  поражения. Противодействие негативному  информационному воздействию предполагает осуществление прогнозирования, профилактики, срыва и ликвидации последствий  информационно-психологического воздействия  противника на личный состав частей и  подразделений.

 

Заключение

    Все сказанное выше позволяет констатировать, что в мире появился новый вид  боевых действий - информационно-психологическое  противоборство. Новое «не смертельное психологическое» оружие используется как эффективный способ достижения политических, экономических, военных целей еще до этапа применения военной силы. Оно представляет собой самостоятельный, эффективный и сравнительно дешевый вид оружия современной и будущей войны. Армия, которая будет иметь превосходство в качественно-количественных характеристиках этого оружия, в опыте его боевого применения, окажется более эффективной на поле боя современной войны.

    Командиры, штабы, органы воспитательной работы должны хорошо представлять, что для победы над противником недостаточно физически  сохранить своих солдат и не всегда самым эффективным является уничтожение  солдат неприятеля. Успех современного боя на три четверти зависит от реального соотношения морально-психологических  возможностей противоборствующих сторон. Искать и находить средства повышения  морального духа своих войск и  снижения морально-психологического состояния  войск противника, эффективно осуществлять информационно-психологическую защиту подчиненных и вести непрерывное, жесткое, изматывающее психологическое  давление на противника - это не только черты таланта современного военного руководителя, но требование современной боевой практики.

    В настоящее время мир поворачивается к высоко заряженному полю битвы  идей. Это уже не тот мир, в котором  материальная база являлась предметом  ожесточенного соперничества. В  этом формирующемся мире ключ к успеху будет в умелом управлении информационными  возможностями и ресурсами, т.е. стратегическом планировании и управлении.

Информация о работе Информационная безопасность войск и защита личного состава от негативного информационного воздействия