Индивидульный подход в воспитании воинов

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 16:11, реферат

Описание работы

Индивидуальный подход в воспитании означает учет сильных и слабых сторон личности, анализ внешних и внутренних ее проявлений (целей, действий, настроений, интересов и т. д.).

Работа содержит 1 файл

РЕФЕРАТ по МВР.doc

— 71.50 Кб (Скачать)

Предисловие

Личность человека, военнослужащего - явление уникальное. Эта уникальность, во-первых, состоит  в том, что человек является высшей ценностью и творцом всего  сущего. Во-вторых, в том, что каждый человек неповторим и наделен  только ему присущими чертами и качествами.

В-третьих, уникальность заключается в необычайном взаимодействии в процессе всей жизнедеятельности  человека личных факторов, влияющих на его формирование и развитие. Наконец, в-четвертых, она проявляется в  том, что его формирование и воспитание является делом многогранным, сложным, творческим, кропотливым, требующим от всех педагогов высокого уровня военно-профессиональной, педагогической и методической культуры.

Соответствие  воспитательных воздействий индивидуальным и коллективным особенностям военнослужащих является одной из специфических педагогических закономерностей, а индивидуальный и дифференцированный подход к воспитанию - это не только принцип, но и важный критерий оценки эффективности процесса воспитания и степени его индивидуализации. Кроме того, целенаправленная и систематическая индивидуальная воспитательная работа выступает весьма существенной составляющей в перечне уставных обязанностей командиров и начальников всех степеней.

 Успешная  реализация этих требований во  многом зависит от правильного понимания сущности, содержания индивидуальной воспитательной работы, глубокого знания и умелой реализации всего многообразия ее методов.

Индивидуальный  подход в воспитании означает учет сильных и слабых сторон личности, анализ внешних и внутренних ее проявлений (целей, действий, настроений, интересов и т. д.).

Опыт показывает, что не все категории воспитателей достаточно хорошо знают своих подчиненных  даже в пределах уставных обязанностей. Некоторые офицеры ограничиваются знанием только биографических сведений о воинах, которых явно недостаточно для индивидуального подхода в воспитании. Другая часть воспитателей хорошо знает подчиненных, но не использует активно эти знания в своей работе. А ведь давно известна педагогическая истина: всякое узнавание чего-либо нового о человеке должно немедленно претворяться в практическое действие, практический совет, стремление помочь воспитуемому.

Уровни развития различных качеств у воинов далеко не одинаковы. Это обстоятельство с  необходимостью предполагает индивидуальный подход к выбору методов, форм, приемов и средств педагогического воздействия на них. Если воин способный, общий уровень его развития высок, то работу с ним нужно строить так, чтобы он не переоценивал свои силы, не зазнавался, помогал другим. Слабо развитые воины заслуживают особого внимания. Здесь необходимо проявить терпение, выдержку, чтобы вселить уверенность в воспитуемого, помочь ему подняться до уровня передовых. Воины со средним уровнем развития необходимых качеств (а их бывает до 50% в подразделениях) как бы незаметны в службе, но это не значит, что такую категорию воспитуемых можно оставить без внимания. Наоборот, они нуждаются в поддержке, результаты их работы должны быть оценены по достоинству. Им также необходимо ориентироваться на достижение более высокого уровня.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Индивидуальная воспитательная работа

Индивидуальная  воспитательная работа - это базирующееся на всестороннем изучении личности систематическое и целенаправленное воздействие командира (начальника) на сознание, чувства, волю и поведение военнослужащего с учетом возрастных, социальных, психологических и других особенностей, условий службы, быта и отдыха в интересах его всестороннего развития и подготовки к успешному выполнению воинского долга.

1.1 Целью индивидуально-воспитательной работы является выявление: личного отношения военнослужащего к обязанностям военной службы, сослуживцам, воинскому коллективу; проблем личностного и бытового характера; информации о нарушении уставных правил взаимоотношений; полноты обеспечения положенными видами довольствия; особенностей межличностного, межнационального и межрелигиозного общения.

1.2 Основными требованиями индивидуально-воспитательной работы являются:

  • глубоко и всесторонне знать индивидуальные особенности каждого воина и с учетом их организовывать воспитательную работу;
  • всесторонне знать групповые особенности воинов и учитывать их в воспитательной работе;
  • определять воинам задания в соответствии с их индивидуально-психологическими особенностями, прогнозируя их отношения и поведение;
  • наряду с другими формами и методами широко использовать индивидуальную воспитательную работу с каждым воином. Активно использовать воспитательные возможности коллектива;
  • постоянно анализировать итоги воспитательной работы, своевременно вносить коррективы в методику воспитания с учетом меняющихся индивидуальных и групповых особенностей воинов и др.

 

  1. Формы воспитания военнослужащих

В решении многообразных  воспитательных задач положительно зарекомендовали себя самые распространенные формы и методы воспитания подчиненных.

Форма воспитания - это организационная сторона воспитания военнослужащих, предполагающая определенные состав и группировку воспитуемых, структуру и содержание воспитательных мероприятий, место и продолжительность их проведения.

2.1 Основными формами реализации задач индивидуального воспитания военнослужащих являются:

    • психолого-педагогическое наблюдение;
    • изучение документов, характеризующих военнослужащего;
    • переписка с родственниками военнослужащего;
    • индивидуальные воспитательные беседы;
  • анализ итогов боевой, караульной и внутренней служб, боевой подготовки, показателей воинской дисциплины;
    • беседы с сослуживцами и командирами (начальниками);
    • поздравление с днем рождения;
    • социально-психологические исследования и др.

Раскроем данные формы индивидуального воспитания.

Психолого-педагогическое наблюдение - это изучение индивидуальных психологических качеств военнослужащего, его реакции на влияние внешних и внутренних факторов в воинском коллективе, уровня взаимоотношений с другими военнослужащими, начальниками и подчиненными.

Изучение  документов, характеризующих военнослужащего - это ознакомление с документами, находящимися в личном деле военнослужащего, учетно-послужными формами, протоколами офицерского собрания, собрания воинского коллектива, на которых обсуждался военнослужащий.

Переписка с родственниками военнослужащего - это направление писем родственникам военнослужащего с информацией об условиях службы военнослужащего, анализ их ответов.

Категорически нельзя вмешиваться в личную жизнь военнослужащего путем информирования членов его семьи о событиях, не связанных с военной службой.

Индивидуальная  воспитательная беседа - это разговор между должностным лицом органа военного управления (командиром) и военнослужащим по заранее оговоренной (запланированной) теме, предполагающий обмен мнениями между ними.

 Индивидуальная  воспитательная беседа имеет  цель, вопросы для обсуждения. По  итогам беседы делается вывод.

 При проведении  индивидуальной воспитательной  беседы должностные лица должны  уважать национальные, религиозные чувства военнослужащего, соблюдать чувство такта, не допускать грубости.

 С согласия  военнослужащего могут задаваться  вопросы, касающиеся внутрисемейных  отношений и отношения к религии.

Анализ итогов боевой, караульной и внутренней служб, боевой подготовки, показателей воинской дисциплины - это изучение результатов служебно-боевой деятельности военнослужащего, их влияния на внутреннее состояние личности, положение в воинском коллективе.

Беседы с  сослуживцами и командирами (начальниками) - это изучение индивидуального мнения членов воинского коллектива о военнослужащем, складывающемся в ходе совместного выполнения служебно-боевых задач, решения бытовых проблем.

Поздравление  с днем рождения - это мероприятие, в ходе которого в день рождения военнослужащего отмечаются его заслуги, происходит чествование в воинском коллективе. Поздравление военнослужащего производится на общем собрании, служебном совещании, перед строем.

Социально-психологические  исследования - это изучение личности по результатам исследований, проводимых должностными лицами, составление психологического портрета военнослужащего.

 Под методами  воспитания военнослужащих принято  понимать способы педагогического  воздействия командиров (начальников)  на сознание, чувства и волю военнослужащих с целью формирования у них необходимых качеств и привычек поведения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 Методы воспитания военнослужащих

Наиболее эффективными традиционными методами индивидуального  воспитательного воздействия на военнослужащего и взаимодействия с ним являются следующие.

1) Убеждение. Предполагает воздействие на сознание военнослужащего с целью помочь осмыслить суть идей, норм и требований, сформировать у него готовность принять их, превратить в руководство к действию. Таким образом, в процессе убеждения мировоззренческие, нравственные, эстетические, правовые и другие идеи превращаются в личные принципы и позиции военнослужащего, в систему мотивов его поведения.

 2) Поощрение. Применяется в случаях, когда необходимо отметить серьезные достижения и поступки военнослужащего. Данный метод представляет собой совокупность приемов и средств морального и материального стимулирования военнослужащих. Поощрение выполняет также оценочную и стимулирующую функции. В нем выражаются положительная оценка, общественное признание и одобрение успехов военнослужащего. На основе оценки начальника у подчиненного вырабатываются объективные представления о своих качествах, правильная самооценка. В практике воспитательной работы широко используются такие поощрительные меры воспитательного воздействия, как:

  • публикация статей и заметок об успехах и положительных поступках военнослужащих в стенгазетах, боевых листках, листках-молниях, фотогазетах и многотиражной печати и отправка этих сообщений на родину отличившихся;
  • сообщение о положительных поступках военнослужащего через радиоузел части;
  • чествование отличившихся военнослужащих на собраниях и сообщение об этом их родителям;
  • вручение на митингах и собраниях отдельным военнослужащим переходящих призов и вымпелов;
  • организация выступлений лучших военнослужащих перед сослуживцами по обмену опытом учебы и службы.

3) Одобрение, похвала. Выражается короткой репликой, подтверждающей, что подчиненный действует правильно, его поступок положителен («Молодец», «Правильно», «Верно», «Так держать» и т.п.). Похвала - более развернутая оценка с анализом действий, поступков военнослужащего («... рядовой Сапиев проявил старание, стал относиться к выполнению своих служебных обязанностей значительно лучше прежнего»). Она показывает положительное отношение, расположение к подчиненному, что подчеркивают приветливая улыбка, дружеский жест и др.

4) Доверие. Его сущность заключается в поручении подчиненному определенного ответственного дела. Доверие радует и воодушевляет военнослужащего, развивает чувство долга и ответственности, укрепляет дисциплину, организованность и активность.

 При реализации  приема важно правильно выбрать  поручение. Оно должно быть для подчиненного интересным, соответствовать его способностям. Процесс исполнения должен быть увлекательным, посильным, но не легким, иначе задача не вызывает необходимого волевого усилия. Непосильная же задача приведет к охлаждению и утрате интереса к ней. Иногда лучше поставить задачу, которая выполняется в сравнительно короткий срок, чтобы подчиненный сразу увидел результаты своего труда.

 Деятельность  в условиях доверия характеризуется  большим накалом чувств военнослужащего,  психологическим состоянием, благоприятствующим формированию положительных черт характера, мотивов и линии поведения, подлежащих закреплению или корректировке.

Многократные  правильные поступки служат упражнением  для формирования высоконравственных качеств. Военнослужащий не должен подозревать, что предлагаемое ему дело носит специальный воспитательный характер.

5) Воспитание на примерах. Смысл метода состоит в том, чтобы помочь военнослужащему найти пример для подражания, создать эмоциональную увлеченность им, пробудить стремление подняться до его уровня в поведении, в своих действиях.

 Нередко  подчиненные осознанно и неосознанно  копируют своего командира, особенно  в трудных жизненных ситуациях.  Это повышает моральную ответственность  и требовательность командира  подразделения к своим действиям и поведению.

6) Воспитательная беседа. Применяется в целях оказания влияния на взгляды и убеждения военнослужащего. Условно беседу можно разделить на три основных этапа.

1-й  этап - вступление. Главная задача - снять напряжение и настороженность (психологи считают, что при обращении к человеку по важным вопросам тот воздвигает перед собой защитный психологический барьер). Для снижения психологического барьера можно применить несколько способов: назвать военнослужащего по имени и отчеству; сказать несколько теплых слов в адрес подчиненного; добиться от оппонента до начала изложения им сути дела слова «да»; спросить о делах, проблемах оппонента, о здоровье и успехах членов его семьи (если знаете их или знакомы с ними); выразить признательность собеседнику за то, что он согласился откровенно обсудить возникшую проблему; признать, что раньше также ошибались или что допустили ошибку во взаимоотношениях с ним.

Информация о работе Индивидульный подход в воспитании воинов