Блокирование аэродромов противника

Дата добавления: 20 Ноября 2012 в 22:57
Автор: s********@ya.ru
Тип работы: доклад
Скачать полностью (18.53 Кб)
Работа содержит 1 файл
Скачать  Открыть 

Блокирование аэродрома противника.docx

  —  21.06 Кб

Блокирование аэродромов противника

Обычно блокированию подвергались одновременно несколько  аэродромов и в большинстве случаев  те, по которым должны были действовать  наши штурмовики или бомбардировщики. Соседние с ними аэродромы не всегда подвергались воздействию с воздуха, вследствие чего противник имел возможность  поднять своих истребителей и  направить их к заблокированному аэродрому для оказания сопротивления  нашим истребителям.

Тактика наших истребителей при блокировании состояла в том, что они прибывали за 3–5 мин  до появления над целью бомбардировщиков или штурмовиков и наносили удары  по вражеским истребителям на стоянках, а затем блокировали аэродромы  с воздуха на время, необходимое  нашим самолетам для выполнения задачи.

Блокирование аэродромов противника выполнялось группами в  составе, как правило, эскадрильи истребителей. Самолеты эшелонировались по высотам  и действовали в следующем  порядке. Нижняя группа (ударная) штурмовыми действиями уничтожала истребители  на земле и в первую очередь  взлетающие самолеты противника. Группа, располагавшаяся в среднем ярусе, была прикрывающей; она обеспечивала действия ударной группы и оказывала  ей помощь в уничтожении взлетающих самолетов. Выше группы прикрытия находилась группа резерва, которая отражала атаки  истребителей противника, находившихся в воздухе и прибывших с  других аэродромов для деблокирования, и уничтожала самолеты противника при  выходе их из боя или при занятии  ими исходного положения для  атаки.

Примером блокирования аэродромов являлись действия 101 иап 329 ИАД в период проведения наступательной операции войск 2-го Белорусского фронта в начале 1945 г.

В целях обеспечения  действий бомбардировочной и штурмовой  авиации перед началом наступательной операции войск 2-го Белорусского фронта штабом 4 ВА был разработан план боевых действий соединений и частей по уничтожению  авиации противника на его основных аэродромах в Восточной Пруссии  и Северной Польше.

Согласно этому  плану приказом командира 329 ИАД 101 иап была поставлена задача: в 15.00 13.1.45 г. нанести бомбо-штурмовой удар по аэродрому Гросс-Шиманон в целях уничтожения базирующихся на нем истребителей.

С летным составом тщательно  изучили маршрут полета, основные ориентиры, выгодные подходы к цели.

Аэродром и расположение на нем самолетов противника изучались  по фотопланшету и карте масштаба 1:25000. Для выполнения удара было подготовлено 30 истребителей, из которых 16 имели подвесные баки с горючим. В их задачу входило нанести удар по самолетам противника на аэродроме. На остальные 14 самолетов возлагалось прикрытие действий штурмующей группы и подавление средств ПВО аэродрома пушечно-пулеметным огнем.

Для уточнения данных о цели была выслана пара разведчиков  – командиров авиаэскадрилий; они  были затем ведущими штурмовых групп.

Разведчики на цель зашли с тыла со снижением до бреющего полета (50–20 м). В момент прохождения над аэродромом Гросс-Шиманен разведчики были обстреляны редким огнем МЗА. Летчики распределили между собой секторы наблюдения, ведущий просматривал южную часть аэродрома, ведомый – северную. Уход от аэродрома разведчики совершили на высоте 10–15 м над лесом, используя его для маскировки полета.

Разведкой было установлено, что расположение аэродрома Гросс-Шиманен соответствовало ранее полученным данным. Вдоль южной границы аэродрома проходит бетонированная полоса шириной до 60 м, в северо-западном углу аэродрома – ангар, около которого находились один самолет четырехмоторный и семь ФВ-190, северо-западнее ангара в лесу и вдоль северной границы на запад – рассредоточено до 10 самолетов разных типов, в северо-восточном углу аэродрома в лесу также расположено 5–7 самолетов разных типов. В юго-западной части аэродрома имеется второй ангар, у которого находилось до 10 самолетов. В восточной части аэродрома была обнаружена четверка дежурных истребителей типа ФВ-190, пара из которых после прохода разведчиков над аэродромом взлетела и преследовала их до линии фронта.

В 15.00 согласно плану  группы были над целью.

Истребители подошли  к аэродрому с северо-восточной  стороны. Бомбометание производилось  с пикирования (приложение 11). Первое звено одной парой штурмовало дежурные самолеты, вторая пара подавляла  батарею МЗА, расположенную в  западной части аэродрома между  ангарами. Второе звено нанесло удар по самолетам противника, находившимся в северо-восточном углу аэродрома. Третье звено бомбило, а затем  пушечно-пулеметным огнем расстреливало  самолеты на стоянке, расположенной  в лесу в западной части аэродрома. Четвертое звено бомбило и  штурмовало самолеты и ангар, расположенные  в юго-западной части аэродрома.

Прикрывающая группа обеспечивала действия штурмующих групп.

Командир 101 иап возглавлял группу прикрытия и одновременно руководил ходом штурмового удара. Выбор места в строю давал ему возможность наблюдать за ходом выполнения удара и вместе с этим своевременно вносить коррективы в действия групп, производящих штурмовку аэродрома. Штурмовка аэродрома длилась 15 мин. Каждое звено произвело 2–3 захода. При этом нужно отметить как отрицательное явление, что отдельные экипажи, увлекаясь штурмовкой, нарушали боевые порядки в группах. Оторвавшись от группы, экипажи действовали одиночно и, как правило, были невнимательны к подаваемым командам, что тормозило сбор групп и затрудняло управляемость ими.

По наблюдениям  экипажей, в результате штурмового удара по аэродрому Гросс-Шиманен противнику нанесен следующий ущерб: сбито 3 ФВ-190 при взлете; сожжено на земле 5 ФВ-190; создано два очага пожара: один в районе ангара в северо-западной части аэродрома, второй 300–400 м восточнее ангара.

После того как Гросс-Шиманен был занят нашими войсками, специально выезжавшая на аэродром комиссия обнаружила разбитыми на аэродроме и на окраине леса 6 Ме-109 и 6 ФВ-190.

Интересен пример блокирования аэродрома Цеханув истребителями 229 ИАД. Он находился в 20 км от объекта удара наших штурмовиков, в интересах которых и блокировали аэродром.

При вычислении времени  появления истребителей над аэродромом Цеханув предполагалось, что истребители противника смогут взлететь с него лишь через 4–5 мин после пересечения штурмовиками линии фронта.

Исходя из такого расчета, был сделан вывод, что истребителям необходимо приступить к блокированию вражеского аэродрома не позже чем  за 9-10 мин до появления штурмовиков над целью. Общая продолжительность блокирования составляла 25 мин.

Летный состав тщательно  изучил по фотоснимкам и схемам подходы  к аэродрому и расположение на нем самолетов, бензоскладов и точек ЗА. Для выполнения задачи из состава эскадрилий были выделены ударные группы и отдельные пары самолетов, каждая из которых получила свои цели, подлежащие уничтожению или подавлению.

Удар штурмовиков  был намечен на 12.00 29 сентября 1944 г.

В 11.20 вылетели 6 Ла-5 159 иап под управлением командира полка. На каждом самолете этой группы были подвешены по две бомбы АО-25. Линию фронта ударная группа пересекла на высоте 2000 м. В это время радиолокационной станцией обнаружения в районе Макув, Цеханув, Млава были засечены отдельные группы по два – четыре самолета противника. Эти данные были немедленно переданы по радио истребителям, которые с получением сигнала усилили наблюдение за воздухом. Не доходя 10 км до аэродрома Цеханув, ударная группа перестроилась в правый пеленг и с ходу попарно стала пикировать на стоянки вражеских самолетов, находившиеся на северной окраине аэродрома. В момент появления наших истребителей над аэродромом противника на нем было рассредоточено свыше 20 Ме-109.

Часть наших истребителей сбросила бомбы с высоты 800 м и произвела по два захода, обстреляв пушечным огнем самолеты противника, стоявшие в укрытиях и возле них. Один самолет противника пытался подняться в воздух, но был уничтожен на взлете. Другая часть истребителей подавила огонь зенитной артиллерии.

В ходе нанесения  ударов некоторые истребители противника пытались рулить или взлететь со стоянки. Наши летчики из состава ударной  группы немедленно переходили в пикирование  и вели последовательные атаки такого самолета до тех пор, пока он не был  подбит или уничтожен.

После пикирования  на цель и обстрела ее летчики на повышенной скорости переходили к набору высоты и вновь занимали выгодную исходную позицию для повторной  атаки или нападения на другую цель. Действия истребителей были активными  и согласованными. От возможных ударов истребителей противника с верхней  полусферы они обеспечивались прикрывающим звеном.

Удар по аэродрому  Цеханув явился полной неожиданностью для противника. Его зенитные средства открыли огонь только после разрывов бомб, сброшенных первой парой наших истребителей.

Штурмовики появились  над объектами своих действий в 12.01. В процессе нанесения ими  удара 4 Ме-109 на высоте 2500 м пытались атаковать пару Ла-5 из числа истребителей непосредственного сопровождения, но после кратковременного воздушного боя один вражеский истребитель был подбит, а остальные вышли из боя. В дальнейшем штурмовики противодействия в воздухе не встречали и, нанеся противнику большой материальный ущерб, без потерь вернулись на свой аэродром.

Наши истребители, блокировавшие аэродром Цеханув, свою задачу выполнили полностью – они не дали подняться в воздух ни одному из вражеских самолетов, чем обеспечили от противодействия воздушного противника наших штурмовиков.

Подобные примеры  действий истребителей позволяют сделать  вывод, что блокирование аэродромов противника являлось достаточно эффективным  способом обеспечения истребителями  действий других родов авиации. Успех  применения этого способа обеспечения  во многом определялся умением начать блокирование аэродромов раньше, чем  противник мог поднять в воздух хотя бы часть своих истребителей.


Описание работы
Обычно блокированию подвергались одновременно несколько аэродромов и в большинстве случаев те, по которым должны были действовать наши штурмовики или бомбардировщики. Соседние с ними аэродромы не всегда подвергались воздействию с воздуха, вследствие чего противник имел возможность поднять своих истребителей и направить их к заблокированному аэродрому для оказания сопротивления нашим истребителям.
Содержание
содержание отсутствует