Языя, речь, речевая деятельность

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 10:24, лекция

Описание работы

Понятие языка и речи, функции языка и речи. Речевая деятельность , функции речевой деятельности. Соотношение речевой деятельности и мышления

Работа содержит 1 файл

язык и речь лекция 2.docx

— 154.32 Кб (Скачать)

  Ко  вторым – «надстроечным» видам речевой  деятельности относятся чтение и  письмо. Эти виды РД формируются  на основе двух первых – слушания и  говорения (письмо вообще нередко определяется как отображение устной речи «в письменной форме»). Являясь вторичными по происхождению, чтение и письмо представляют собой  более сложные виды РД. Педагогическая практика показывает, что для того, чтобы ребенок смог овладеть ими, необходимо специальное целенаправленное обучение.

  – Различные виды речевой деятельности предполагают и различные способы формирования и формулирования мысли (предмета РД), разные формы организации речевого общения и соответствующие формы речи. Таких форм, по определению И.А. Зимней, существует три – внешняя устная, внешняя письменная и внутренняя речь. Речь, являясь преимущественно средством и формой общения, реализует эту функцию посредством разных видов и форм речи. Выделяют три основных вида речи: (1) устная (внешняя) речь – экспрессивная (разговорная) речь и импрессивная речь (т. е. восприятие и понимание речи), (2) письменная речь, включающая письмо и чтение, (3) внутренняя речь, обеспечивающая и опосредующая оба первые два вида речи – устную и письменную.

    Таким образом, речевая коммуникация –  это общение людей, понимаемое в  широком смысле слова не только как  разговор или беседа, а как любое  взаимодействие с целью обмена информацией (чтение, письмо и т. д.).

    Основная  цель речевого общения – обмен  информацией. В соответствии с этим задачи, которые решает человек в  процессе общения, можно свести к следующим основным:

    • эффективное получение информации;

    • эффективная передача информации;

    • достижение поставленной цели путем  убеждения собеседника и побуждения его к действию;

    • получение дополнительной информации о собеседнике;

    • позитивная самопрезентация.

    Эффективное получение информации относится  как к устной, так и к письменной речи и зависит от уровня владения навыками чтения и слушания. Эффективная  передача информации (в письменной и устной формах) предполагает владение навыками письма и говорения. Достижение поставленной цели путем убеждения собеседника предполагает знание основных риторических приемов (как в устной, так и в письменной речи), а также владение речевыми тактиками убеждения и побуждения. Получение дополнительной информации о собеседнике возможно на основе знания основных закономерностей функционирования языка в обществе (чтобы определить уровень социально-культурного развития человека, его социальную принадлежность), умения различать оттенки интонации и голоса собеседника (чтобы оценить его эмоциональное состояние), умения интерпретировать содержание его высказываний и понять возможный подтекст. Позитивная самопрезентация означает способность произвести хорошее впечатление на собеседника (или на читателя) и предполагает владение основами культуры речи, что включает в себя и знание норм языка, и умение «исполнить» свою речь в приятной для собеседника манере, продемонстрировав свои положительные качества.

  В соответствии с этими задачами и  построен курс «Основы речевой коммуникации». Две следующие главы первого  раздела знакомят с формами функционирования языка в обществе, с понятием речевой  нормы и основными принципами культуры речи. Последующие разделы  – практическая часть курса –  посвящены совершенствованию навыков  основных видов речевой деятельности, вопросам этики и психологии общения, обучению деловому общению с помощью  деловых игр.

  Вопросы и задания

  1. Можно ли назвать речевым общение между глухонемыми людьми?
  2. 3. Известно, что попугаи могут произносить человеческие слова. Является ли разговор с говорящим попугаем коммуникацией?
  3. Словосочетание «уважаемые товарищи» употребляется, как правило, в фатической функции, т. е. для установления контакта с окружающими. Приведите другие примеры.
  4. Прочитайте предложение: «Человек состоит из трех слогов». Скажите, в какой функции употребляется слово «человек» в данном предложении? Какое значение имеет слово «речь» в предложении: «Его речь была нелогичной»? Конкретизируйте это предложение, выразив разные значения термина «речь»: а) речевая деятельность, б) продукт деятельности.

Информация о работе Языя, речь, речевая деятельность