Язык как средство человеческого общения

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2013 в 12:39, реферат

Описание работы

Язык определяется как средство человеческого общения. Это одно из возможных определений языка представляет собой главное, ибо характеризует язык не с точки зрения его организации, структуры и т. д., а с точки зрения того, для чего он предназначен.
Существуют и другие средства общения. Инженер может общаться с коллегой, не зная его родного языка, но они поймут друг друга, если используют чертежи. Чертеж обычно определяется как международный язык техники. Музыкант передает свои чувства с помощью мелодии, и его понимают слушатели. Художник мыслит образами и выражает это с помощью линий и цвета. И все это «языки», так часто и говорят «языком плаката», «языком музыки». Но это уже другое значение слова «язык».

Работа содержит 1 файл

Язык как средство человеческого общения.docx

— 41.69 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Язык как средство человеческого общения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Нальчик 2013

 

 

 

 

Введение

Язык определяется как  средство человеческого общения. Это  одно из возможных определений языка  представляет собой главное, ибо  характеризует язык не с точки  зрения его организации, структуры  и т. д., а с точки зрения того, для чего он предназначен.

Существуют и другие средства общения. Инженер может общаться с коллегой, не зная его родного  языка, но они поймут друг друга, если используют чертежи. Чертеж обычно определяется как международный язык техники. Музыкант передает свои чувства с  помощью мелодии, и его понимают слушатели. Художник мыслит образами и  выражает это с помощью линий  и цвета. И все это «языки», так часто и говорят «языком  плаката», «языком музыки». Но это  уже другое значение слова «язык».

Сегодня ни у кого не вызывает сомнения, что язык - явление социально  обусловленное. Развитие лингвистики  приобрело необратимый характер, а традиционное языкознание, продолжая  существовать, зачастую вытесняется  новейшими концепциями, расширяется  диапазон исследований в области  «язык - общество», требующий новых  самостоятельных методик. Язык и  общество тесно связаны друг с другом. Как не может быть языка вне общества, так и общество не может существовать без языка. Их влияние друг на друга взаимное.

Язык играет очень существенную роль в общественной жизни, является основой взаимопонимания, социального  мира и развития. Он обладает организующей функцией по отношению к обществу.

Наличие языка есть необходимое  условие существования общества на всём протяжении истории человечества. Любое социальное явление в своём  существовании ограничено в хронологическом  отношении: оно не изначально в человеческом обществе и не вечно. Так, не всегда существовала, по мнению большинства специалистов, семья; не всегда была частная собственность, государство, деньги; не изначальны также различные формы общественного сознания - наука, право, искусство, мораль, религия. В отличие от неизначальных и/или преходящих явлений общественной жизни, язык изначален, и будет существовать до тех пор, пока существует общество.

Наличие языка есть необходимое  условие материального и духовного  бытия во всех сферах социального  пространства. Любое общественное явление  в своём распространении ограничено своим «местом», пространством. Разумеется, в обществе всё взаимосвязано, однако, допустим, наука или производство не включают в себя (в качестве компонента, условия, предпосылки, средства и т.д.) искусство, а искусство не включает в себя науку или производство. Иное дело - язык. Он глобален, вездесущ. Сферы использования языка покрывают  всё мыслимое социальное пространство. Будучи важнейшим и основным средством  общения, язык неотделим от всех и  любых проявлений социального бытия  человека.

1. Историческое развитие языков в разные исторические эпохи

Развитие языков всегда было тесно связано с судьбами их носителей  и, в частности, с развитием устойчивых социальных форм объединения людей.

Поскольку отдельные коллективы наших далёких предков были ещё  слабо связаны между собой, закрепление  в их языке определённого содержания за определённым экспонентом не было одинаковым даже в пределах сравнительно небольших территорий. Поэтому формировавшиеся  родовые языки были изначально хотя и довольно сходными, но всё же разными. Однако в меру расширения брачных и иных контрактов между родами, а затем и хозяйственных связей между племенами начинается взаимодействие между языками. В последующем развитии языков прослеживаются процессы двух противоположных типов: процессы дивергенции, распадение единого языка на два или несколько различающихся между собой, хотя и родственных языков, и процессы конвергенции, сближения разных языков и даже замены двух или нескольких языков одним.

В реальной истории языков процессы дивергенции и конвергенции постоянно сочетаются и переплетаются  друг с другом.

В эпоху разложения первобытнообщинного  строя, с возникновением частнособственнических отношений и появлением классов  на смену племенам приходят народности. Соответственно, складываются языки  народностей. Взамен племенной организации  формируется чисто территориальная. Поэтому диалектное членение языка народности обычно бывает лишь отчасти связано со старыми различиями племенных языков и диалектов; в большей степени оно отражает складывающиеся территориальные объединения и их границы.

Иногда язык формирующейся  или уже сформировавшейся народности дополнительно получает функции  лингва франка, становясь языком межэтнического общения для ряда родственных и неродственных сопредельных племён, даже и не объединяющихся в народность. Примерами могут служить языки чинук у индейских племён Тихоокеанского побережья Америки, хауса в Западной Африке, суахили в Восточной Африке южнее экватора, малайский язык на островах Юго-Восточной Азии.

С возникновением и распространением письма начинается формирование письменных языков. В условиях массовой неграмотности  такой язык - достояние крайне узкого слоя, владение этим языком достигается  лишь в результате специальной профессиональной выучки. Кроме того, письменный язык консервативен, он придерживается авторитетных образцов, нередко рассматриваемых  как священные. Разговорный же язык народа развивается по своим законам. Постепенно разрыв между письменным и разговорным языком становится всё больше.

Свой письменный язык развивается  не у всех народностей. В силу тех  или иных причин функции языка  литературы и деловой переписки  выполняет в течение определённого  времени другой язык - язык завоевателей, авторитетной чужой культуры, религии, получившей международное распространение  и т.д. Так, в большинстве стран  средневековой Европы языком науки, религии и в значительной мере языком деловой переписки и литературы была «средневековая латынь» - язык, по-своему продолжавший традиции классической

Устно-разговорный язык характеризуется  значительной диалектной раздробленностью. Поэтому приближение литературного  языка к народному чревато утратой единства литературного языка. Между потребностью в единстве языка и стремлением сблизить литературный язык с народным возникает противоречие. Во многих случаях оно разрешается таким образом, что в основу единой нормы ложится один из диалектов - тот, который ходом исторического развития выдвигается на первое место.

У некоторых народов формирование национальных языков протекало в  условиях отсутствия объединяющего  центра, в обстановке конкуренции  или последовательной смены нескольких центров и длительного сохранения феодальной раздробленности. Так было в Европе у немцев, итальянцев.

Наконец, многие народности развиваются в нации, вообще не имея своего государства, в условиях более  или менее сильного национального  угнетения. Это, разумеется, накладывает  отпечаток на развитие соответствующих  языков, затрудняет формирование их литературной нормы. Так, в Норвегии, длительное время  бывшей под властью Дании, возникли два конкурирующих литературных языка - стихийно норвегизованный датский и второй, искусственно составленный, в XIX в. на базе норвежских диалектов.

Характерной чертой нового времени наряду с развитием наций  и национальных языков является также  неуклонный рост международных связей, всесторонних и всё более массовых контактов между народами, в том  числе контактов языковых. Большое  распространение получают в современном  мире двуязычие и многоязычие больших групп населения. Велика и всё больше возрастает роль языков межнационального общения и международных организаций - английского, французского, испанского, русского, китайского, арабского (эти шесть языков являются официальными языками ООН). Во всех языках мира наблюдается непрерывный рост общих элементов - интернационализмов. Маслов Ю.С. Введение в языкознание. М.: Высш. шк., 1987. - 272 с.

2. Язык как средство человеческого общения

2.1 Общение людей и общение животных: основные отличия

С точки зрения семиотики (конкретная система средств сообщения  определённых значений), язык - это естественная и вместе с тем неврождённая знаковая система, сопоставимая с другими  системами связи, существующими  в природе и культуре. К природным (биологическим) семиотическим системам относятся врождённые «языки» животных. Искусственные семиотики создаются  человеком для экономной и  точной передачи специальной информации (например, арабские цифры, географические карты, чертежи, знаки дорожного  движения, языки программирования и  т.д.). «Не придуманные» и в то же время небиологические семиотики  связаны с культурной историей человечества. Среди них есть семиотики более простые, чем язык (напр., этикет, ритуалы) и семиотики более сложные, чем язык - таковы семиотика искусства слова, «язык» кино, «язык» театра.

Для понимании природы человека особенно существенны отличия языка и общения людей от языков и коммуникативной деятельности животных. Основные из этих отличий таковы:

1. Языковое общение людей  биологически незначимо. Характерно, что эволюция не создала специального  органа речи и в этой функции  используются органы, первоначальное  значение которых было иным. Естественно,  речевое общение требует определённого  физиологического обеспечения, однако  эта материальная (артикуляционно-аккустическая) сторона процесса общения не является физиологически необходимой, в отличие от многих явлений в коммуникационной деятельности животных. Например, в коммуникации пчелиного роя одним из средств связи, регулирующих поведение пчёл, служит выделение пчелиной маткой особого маточного вещества и распределения его между остальными особями. Будучи коммуникативно значимым (т.е. являясь сообщением), выделение маточного вещества обладает и биологической значимостью, это необходимое звено в биологическом цикле пчелиного роя. Биологическая незначимость звучащей речи позволила людям выработать вторичные средства кодирования языковой информации - такие как письмо, азбука Морзе, морская флажковая азбука, рельефно-точечный алфавит Брайля и т.п., что повышает возможности и надёжность языковой коммуникации.

2. Языковое общение людей,  в отличие от коммуникации  животных, тесно связано с познавательными  процессами. Отдельный знак-сообщение  животного возникает как реакция  особи на случившееся событие,  уже воспринятое («познанное»)  органами чувств, и одновременно  как стимул к аналогичной реакции  других особей (к которым обращено  сообщение). В таком сообщении  нет информации о том, что  вызвало данный сигнал. Следовательно,  коммуникативные процессы у животных  не участвуют в отражении окружающего  и не влияют на верность  отражения.

Иная картина наблюдается  в познавательной деятельности человека. Уже восприятие, т.е. одна из ступеней чувственного познания, у человека опосредовано языком: «язык является как бы своеобразной призмой, через  которую человек «видит» действительность.. проецируя на неё при помощи языка опыт общественной практики». Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. М.: Красандр., 1969. - 214 с. Преимущественно на основе языка функционируют память, воображение, внимание. Исключительно велика роль языка в процессах мышления.

3. Языковое общение людей,  в отличие от коммуникативного  поведения животных, характеризуется  исключительным богатством содержания. В отличие от качественной и количественной неограниченности содержания языкового общения, коммуникации животных доступна только экспрессивная информация (т.е. информация о внутреннем - физическом, физиологическом - состоянии отправителя сообщения) и информация, непосредственно воздействующая на получателя сообщения (призыв, побуждение, угроза и т.д.). В любом случае, это всегда сиюминутная информация: то, о чём сообщается, происходит в момент сообщения.

4. С содержательным богатством  человеческого языка (в сопоставлении  с системами связи животных) связан  ряд особенностей в его строении. Главное структурное отличие  языка людей от языков животных  состоит в его уровневом строении: из звуков складываются части  слова (морфемы), из морфем - слова,  из слов - предложения. Это делает  речь людей членораздельной, а  язык - содержательно ёмкой и вместе  с тем компактной семиотикой.

В отличие от языка людей, в биологических семиотиках нет  знаков разного уровня, т.е. простых  и сложных, составленных из простых. В терминах лингвистики можно сказать, что в коммуникации животных отдельное сообщение - это одновременно и «слово» и «предложение», т.е. предложение не делится на значимые составляющие, оно нечленораздельно.

2.2 Функции языка

Функция языка как научное  понятие есть практическое проявление сущности языка, реализации его назначения в системе общественных явлений, специфическое действие языка, обусловленное  самой его природой, то, без чего язык не может существовать, как  не существует материя без движения.

Коммуникативная и познавательные функции являются основными. Они почти всегда присутствуют в речевой деятельности, поэтому их иногда называют функциями языка в отличие от остальных, не таких обязательных, функций речи. Мечковская Н.Б. Социальная лингвистика. М.Аспект пресс:, 1996. - 207 с.

Австрийский психолог, философ  и лингвист Карл Бюлер, описывая в своей книге «Теория языка» различные направленности знаков языка, определяет 3 основные функции языка:

1) Функция выражения, или экспрессивная функция, когда выражается состояние говорящего.

2) Функция призыва, обращения к слушающему, или апеллятивная функция. 3) Функция представления, или репрезентативная, когда один другому что-то говорит или рассказывает.

Функции языка по Реформатскому. Есть и иные точки зрения на функции, выполняемые языком, например, как понимал их Реформатский А.А. 1) Номинативная, то есть слова языка могут называть вещи и явления действительности. 2) Коммуникативная; этой цели служат предложения. 3) Экспрессивная, благодаря ей выражается эмоциональное состояние говорящего. В рамках экспрессивной функции можно ещё выделить дейктическую (указательную) функцию, объединяющую некоторые элементы языка с жестами. Реформатский А.А. Введение в языковедение. М.: 1967. - С.536

Коммуникативная функция языка связана с тем, что язык прежде всего является средством общения людей. Он позволяет одному индивиду - говорящему - выражать свои мысли, а другому - воспринимающему - понимать их, то есть как-то реагировать, принимать к сведению, сообразно менять свое поведение или свои мысленные установки. Акт коммуникации не был бы возможен без языка.

Информация о работе Язык как средство человеческого общения