Язык и речь

Дата добавления: 17 Марта 2012 в 19:25
Автор: s******@yandex.ru
Тип работы: лекция
Скачать полностью (13.77 Кб)
Работа содержит 1 файл
Скачать  Открыть 

Лекция по русскому языку и культуре речи (в исправленном варианте).doc

  —  73.50 Кб


 

 

 

Лекция №1 по русскому языку и культуре речи на тему:

 

«Язык и речь»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Преподаватель:                                                                         Буйских Т.М.

Студент:                                                                                     Гревцева А.В.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва 2010г.

Лекция №1 по русскому языку и культуре речи на тему:

«Язык и речь»

 

1.       Язык

Имеется несколько точек зрения на происхождение языка:

  1. Язык – это биологическое явление, он наследуется от родителей.
  2. Язык – это психологическое явление, «проявление духа Божьего и человеческого».
  3. Язык – это социальное явление. Он возник и развивается в силу потребностей людей в общении.

Существует несколько определений понятия язык:

Язык – это социально-обработанная, исторически изменчивая знаковая система, служащая основным средством общения и представленная разными формами существования, каждая из которых имея, по крайней мере, одну форму реализации: устную или письменную.

Язык – это система знаков, единицы которой имеют упорядоченную структуру. Универсальными единицами являются фонемы, морфемы, лексика, синтаксис. Единицы языка взаимосвязаны, они взаимодействуют и имеют иерархические отношения. Каждая единица образует свой уровень языка.

В каждом языке существуют правила, нормы в употреблении тех или иных единиц. Существует первичный (слова, предложения) и вторичный язык (схемы, знаки, формулы). Вторичные языки заменяют первичные.

 

1.1 Функции языка

Язык – более функциональная система. Язык связан с созданием, хранением и передачей.

Основные функции:

  1. Коммуникативная (заключается в способности языка служить средством общения между людьми.)
  2. Когнитивная (обеспечивает мышление, познание и ориентацию в мире.)
  3. Эмоциональная (предполагает эмоциональную яркость речи в рамках принятого в обществе этикета)

 

 

 

 

1.2 Формы существования национального языка

Русский язык является национальным языком русского народа. Национальный язык существует в четырёх формах:

  1. Территориальные диалекты (устная форма языка)
  2. Жаргоны (профессиональные: д`обыча, комп`ас; социальные: зачётка, ботаник)
  3. Городское просторечие (небось, не ахти, коли)
  4. Литературный язык

Территориальные диалекты употребляются лицами, проживающими на определенной территории.

Территориальные диалекты:

       Север

[г] – взрывное: [бегут]

[т] – твердое в окончаниях 3-го лица единственного и множественного числа глаголов: [колит], [колют]

[о] – оканье: [хорошо]

[ч] = [ц] – «цай» вместо «чай»

       Юг

[т'] – мягкое в окончаниях 3-го лица единственного и множественного числа глаголов: [несёт'], [несут']

[Λ] – аканье: [вада], [трава]

Раньше горожане пользовались литературным письменным языком и просторечием в устной речи. Постепенно вырабатываются нормы устной речи. Тот, кто не следует нормам, использует городское просторечие.

 

Литературный язык.

Первые академии в Европе занимались обработкой и формированием русского языка. Литературный язык является высшей формой существования национального языка, основой культуры речи, так как:

  1. обслуживает все сферы деятельности человека (политика, культура и т.д.)
  2. способен выразить абстрактные понятия.
  3. стабилен, устойчив, поскольку нормирован.
  4. обработан мастерами слова.
  5. имеет устную и письменную форму.
  6. представлен национальными стилями.

 

 

2. Речь и её особенности

Язык – это система знаков и символов, а речь – это процесс пользования языком. Речь- это реализация языка. Язык обнаруживает себя только через речь.

Речь конкретна, протекает во времени, обличена в звуковую форму, письменную, графическую. К речи относятся и продукты говорения в виде речевого произведения, фиксируемые памятью или письмом.

Отличия речи от языка:

  1. Речь конкретна, неповторима, актуальна, реализуется в пространстве.
  2. Речь активна, линейна, стремится к объединению слов в речевом потоке.
  3. Речь менее консервативна, динамична, подвижна.
  4. Речь отражает опыт говорящего, обусловлена контекстом и ситуацией.
  5. Речь вариантна, спонтанна и неупорядочена.
  6. Речь позволяет себе индивидуальные отклонения.

 

Язык творит речь и сам творится


 

2.1 Понятие о культуре речи

Культура речи – это владение нормами устного и письменного литературного языка,

имеется в виду правила произношения, словоупотребления, морфологии, синтаксиса,

построения текста, постановки ударения + умение пользоваться выразительно-изобразительными средствами с учетом намерения говорящего.

Существуют две стадии:

  1. Умение правильно говорить и писать
  2. Приобщение к речевому мастерству

Аспекты культурной речи:

  1. Нормативный аспект (от звука до текста)

- орфоэпические нормы ([т']ермин, к[р']ем)

- акцентологические нормы (тв`орог – твор`ог)

- орфографические нормы (прибивать, примыкать; медальон, почтальон,; брюзжать, дребезжать; косный, опасный и т.д.)

- пунктуационные нормы (постановка знаков препинания: На небе ярко сверкнула, как живой глаз, первая звездочка)

- лексические нормы (одеть ребёнка – надеть пальто)

- морфологические нормы (выздоровею, выздоровеет; машу, машет и допуст. махаю, махает)

- синтаксические нормы (В работе семинара активно участвовал двадцать один человек)

  1. Коммуникативный аспект

Предлагает коммуникативные качества речи (точность, понятность, логичность, чистота, выразительность, изобразительно-выразительные средства).

  1. Этикетный (этический)

Владение говорящим нормами языкового поведения, принятыми в данном обществе.

 

2.2 Речевое общение

Речевое общение – это мотивированный живой процесс взаимодействия между участниками коммуникации, который направлен на реализацию конкретной жизненной целевой установки.

Коммуникация – синоним слову «общение».

Речевое общение:

       Форма (ответ на вопрос: - Как зовут твоего старшего брата? - Эдуард; речевое поведение – совокупность речевых поступков: обидеть, приласкать)

       Типы (брюзгла, молчун, болтун и т.д.)

       Содержание (речевая деятельность)

Речевое общение предполагает единство речевой деятельности и речевого поведения:  значение языковой системы, владение речью + соблюдение социальных норм речевого поведения. Минимальной единицей речевого общения является речевой акт.

Речевой акт – действие, которое совершается между людьми.

Речевой акт имеет три этапа:

1.       Докоммуникативный этап

2.       Коммуникативный этап

3.       Посткоммуникативный этап

На первом этапе происходит мыслительная подготовка, определяется речевое намерение. Коммуникативный этап: высказывание материализуется, восприятие высказывания. В речевом акте важно учитывать статусные (возрастные, половые) и ситуативные (лидер, капризный ребенок).

 

 

 

Структура речевого общения:

    

адресант               код            ситуация              код            адресат

Отправитель     →      сообщение     →     получатель

 

Речевая ситуация общения, которая включает предмет общения, участников общения их характеристики, взаимоотношения, время, место.

Речевые ситуации:

       Канонические (традиционные)

       Неканонические (когда речь не имеет адресата)

Речевое событие – речевая практика в контексте речевой ситуации (бытовой диалог).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 



Описание работы
Имеется несколько точек зрения на происхождение языка:
Язык – это биологическое явление, он наследуется от родителей.
Язык – это психологическое явление, «проявление духа Божьего и человеческого».
Язык – это социальное явление. Он возник и развивается в силу потребностей людей в общении.
Содержание
содержание отсутствует