Язык и общество

Дата добавления: 29 Декабря 2011 в 19:47
Автор: V******@stud24.RU
Тип работы: реферат
Скачать полностью (15.70 Кб)
Работа содержит 1 файл
Скачать  Открыть 

Язык и общество.docx

  —  19.66 Кб

   Язык и  общество 

Язык возникает, развивается  и существует как социальный феномен. Его основное назначение заключается  в том, чтобы обслуживать нужды  человеческого общества и прежде всего обеспечить общение между  членами большого или малого социального  коллектива, а также функционирование коллективной памяти этого коллектива.

   

 Понятие общества  относится к одному из трудно  определимых. Общество — это  не просто множество человеческих  индивидов, а система разнообразных  отношений между людьми, принадлежащими  к тем или иным социальным, профессиональным, половым и возрастным, этническим, этнографическим, конфессиональным  группам, где каждый индивид  занимает своё определённое место  и в силу этого выступает  носителем определённого общественного  статуса, социальных функций и  ролей. Индивид как член общества  может быть идентифицирован на  основе большого количества отношений,  которые его связывают с другими  индивидами. Особенности языкового  поведения индивида и его поведения  вообще оказываются в значительной  мере обусловлены социальными  факторами. 

   

 Проблема взаимоотношений  языка и общества включает  в себя многие аспекты, в  том числе и такие, которые  входят в группы:

Социальная сущность языка:

"Функции языка  в обществе",

"Основные направления  социальной эволюции языков";

"История языка  и история народа".

Варьирование языка  в обществе:

"Функциональные  варианты (формы существования) языка",

"Язык и территориальная  дифференциация общества (территориальные  диалекты)",

"Язык и социальная  дифференциация общества (социальные  диалекты)",

"Язык и социальные  роли говорящих".  

Взаимодействие языков в многоэтническом обществе:

"Языки и этносы",

"Языковые ситуации",

"Национально-языковая  политика",

"Языковые контакты",

"Многоязычие в  социологическом аспекте".

Их исследованием  занимаются социолингвистика (социальная лингвистика), возникшая на стыке  языкознания и социологии,  а nакже этнолингвистика,этнография речи, стилистика, риторика, прагматика, теория языкового  общения,теория массовой коммуникации и т.д.

   

 Язык выполняет  в обществе следующие социальные  функции: 

коммуникативная / иформативная (осуществляемые в актах межличностной  и массовой коммуникации передача и  получение сообщений в форме  языковых / вербальных высказываний, обмен  информацией между людьми как  участниками актов языковой коммуникации, коммуникантами),

познавательная / когнитивная (обработка и хранение знаний в  памяти индивида и общества, формирование картины мира),

интерпретативная / толковательная (раскрытие глубинного смысла воспринятых языковых высказываний / текстов),

регулятивная / социативная / интерактивная (языковое взаимодействие  коммуникантов, имеющее целью обмен  коммуникативными ролями, утверждение  своего коммуниативного лидерства, воздействие друг на друга, организация  успешного обмена информацией благодаря  соблюдению коммуникативных постулатов и принципов),

контактоустанавливающая / фатическая (установление и поддержание  коммуникативного взаимодействия),

эмоционально-экспрессивная (выражение своих эмоций, чувств, настроений, психологических установок, отношения к партнёрам по коммуникации и предмету общения),

эстетическая (создание художественных произведений),

магическая / "заклинательная" (использование в религиозном  ритуале, в практике  заклинателей, экстрасенсов и т.п.),

этнокультурная (объединение  в единое целое представителей данного  этноса как носителей одного и  того же языка в качестве родного),

метаязыковая / метаречевая (передача сообщений о фактах самого языка и речевых актах на нём).История  каждого языка самым тесным образом  связана с историей народа, являющегося  его носителем.

идентифирующая (есть существенные функциональные различия между языком племени, языком народности и языком нации. Язык играет исключительно  важную роль в консолидации родственных (и не только родственных) племён в  народность и в формировании нации.

Один и тот же этнос может пользоваться одновременно двумя или более языками. Так, многие народы Западной Европы на протяжении всего Средневековья пользовались как своими разговорными языками, так и латинским. В Вавилонии наряду с аккадским (вавилоно-ассирийским) долгое время использовался шумерский язык.  И напротив, один и тот же язык может одновременно обслуживать несколько этносов. Так, испанский язык используется в Испании, а также (часто одновременно с другими языками) в Чили,  Аргентине, Уругвае, Парагвае, Боливии, Перу, Эквадоре, Колумбии, Венесуэле, Панаме, Коста-Рике, Сальвадоре, Гондурасе, Гватемале, Мексике, Республике Куба, на Филиппинах, в Республике Экваториальная Гвинея и т.д.  Этнос может утратить свой язык и перейти на другой язык. Это произошло, например, в Галлии в силу романизации кельтов.  

Описывая взаимоотношения  используемых в одном социальном коллективе разных вариантов языка  или же разных языков, говорят о  языковой ситуации. Языковые ситуации могут быть однокомпонентными и  многокомпонентными, равновесными и  неравновесными.  Примером однокомпонентной языковой ситуации может служить  Исландия.  Равновесная ситуация имеет место в Бельгии (одинаковый статус французского и нидерландского языков).

   

 Во многих государствах  Западной Африки наблюдаются  неравновесные ситуации: местные  языки обладают большей демографической  мощностью, а по коммуникативной  мощности они уступают европейским  языкам. Доминировать может один  язык: волоф в Сенегале. В Нигерии  доминируют несколько языков (хауса,  йоруба, игбо). Используемые языки  могут обладать разным престижем  (в случае диглоссии). На продуманный  анализ и взвешенные оценки  языковых ситуаций опирается  выбор рациональной языковой  политики, проводимой государством.  

Соотнесение разных языковых систем и разных типов культуры (а также разных способов категоризации  явлений мира) составляет содержаниеэтнолингвистики. Многие представители этнолингвистики  нередко неправомерно преувеличивают роль языка в познании мира (школа  Лео Вайсгербера в Германии, гипотеза языковой относительности, выдвинутая в США Эдвардом Сепиром и Бенджаменом  Л. Уорфом).  

Язык определённым образом отражает территориальную  дифференциацию народа, говорящего на нём, выступая в виде множества говоров, и социальную дифференциацию общества на классы, слои и группы, существующие между ними различия в использовании  в целом единого языка, выступая в виде множества вариантов, разновидностей, социальных диалектов (социолектов). В  языке в виде множества форм общего и специализированного характера, таких, как литературный язык, просторечие, койне, функциональные стили, подъязыки  науки, жаргоны и арго, отражается многообразие сфер и сред его применения.

<>На данном  языке сказываются появление  своей системы письма и формирование  наряду с устно-разговорным письменногоязыка, изобретение и распространение  книгопечатания, газет, журналов, радио,  телеграфа, телефона, телевидения,  Интернета. Поскольку общество  в процессе своего исторического  развития беспрерывно изменяется, меняются и функции обслуживающего  его языка, его социально-функциональная  стратификация, взаимоотношения  между территориальными и социальными диалектами, общественый статус разных форм существования языка.  

Ддя теоретического языкознания немалый интерес  представляет проблема взаимоотношения  внутренних (внутриструктурных) и внешних (прежде всего социальных) факторов развития языковой системы. Язык (и  прежде всего его словарь) чутко  реагирует на развитие материальной культуры (техника и технология), на достижения духовной культуры (мифологическое, философское, художественное, научное  постижение мира, формирование новых  понятий).

Описание работы
Язык возникает, развивается и существует как социальный феномен. Его основное назначение заключается в том, чтобы обслуживать нужды человеческого общества и прежде всего обеспечить общение между членами большого или малого социального коллектива, а также функционирование коллективной памяти этого коллектива.
Содержание
содержание отсутствует