Текст, его структура и признаки

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 17:38, доклад

Описание работы

Попытки изучения текста, если не считать отдельных замечаний А.А. Потебни, предпринимались, начиная с двадцатых годов XX века. Но самостоятельным объектом лингвистического анализа, рассматриваемым за пределами предложения, текст стал во второй половине XX века. В числе первых появились работы И.А. Фигуровского, Н.С. Поспелова.

В лингвистике и психолингвистике до сих пор нет общепринятого определения понятия «текст» (в зарубежных работах чаще всего употребляется термин «дискурс»). Причина этого заключается в том, что ученые, как правило, выделяют те аспекты текста, которые, на их взгляд, являются основными, не претендуя при этом на полноту определений.

Содержание

1. Текст. Разграничение понятий «текст» и «предложение».

2. Структура текста.

3. Понятие сложного синтаксического целого (ССЦ).

4. Композиционно-структурные особенности ССЦ.

5. Цепная и параллельная связь предложений в ССЦ и тексте.

6. Термин «абзац» в двух значениях. Соотношение абзаца и ССЦ.

7. Причины выделения абзацев.

8. Основные функционально-смысловые типы ССЦ.

9. Основные признаки текста.

Работа содержит 1 файл

Текст.doc

— 74.00 Кб (Скачать)

Красноватое солнце невысоко висело над длинными, похожими на снеговые поля, слоистыми облаками. В саду стояли покрытые инеем розовые деревья. Неясные тени на снегу были пропитаны тем же тёплым светом. 

Было необыкновенно  тихо.  

(А.Н. Толстой.) 

  

Повествовательное ССЦ характеризуется тем, что его микротема раскрывается в процессе развития действий, состояний, событий и т.п. Этот тип ССЦ отличает динамичность, последовательность сообщаемого. В повествовании много глаголов, а также слов, указывающих на последовательность действий: однажды, сначала, затем, потом, после этого, немного погодя, позже, через некоторое время, тогда, тут, вдруг, неожиданно, вот и, наконец и т. п. 

Например: 

         В одном болоте на кочке  под ивой вывелись дикие утята. 

Вскоре после  этого мать повела их к озеру по коровьей тропе. Я заметил их издали, спрятался за дерево, и утята подошли к самым моим ногам. 

Трёх из них  я взял себе на воспитание, остальные  шестнадцать пошли себе дальше по коровьей тропе.  

(По М.М. Пришвину) 

  

Повествовательный тип ССЦ противопоставлен описательному. Основное различие представлено в антонимичности их главных характеристик: динамика (в первом случае) – статика (во втором).  

ССЦ типа рассуждения  основывается в логическом плане  на умозаключении и представляет собой развитие микротемы, состоящее из трех частей: а) тезис, б) доказательство (аргументация) и в) вывод (заключение, обобщение и т.д.). Но в названном типе не всегда наблюдается наличие всех трех частей: в каждом конкретном случае может отсутствовать (или же быть неявно выражена) какая-то из них (это соответствует в логике полному или неполному, т.е. сокращенному, умозаключению). ССЦ типа рассуждения характеризуются причинно-следственным значением, обусловленным их структурой. В рассуждении часто используются слова, указывающие на ход развития мысли и причинно-следственные связи: почему, потому что, так как, ведь, во-первых, во-вторых, в-третьих, поэтому, вот почему. 

            Например: 

  

Наше отечество, наша родина – матушка Россия. 

Отечеством мы зовём Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши. Родиной мы зовём её потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным нам языком, и всё в ней для нас родное; а матерью – потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку; как мать она защищает и бережёт нас от всяких врагов. 

Много есть на свете  и кроме России всяких хороших  государств и земель, но одна у человека мать – одна у него и родина.  

(К.Д. Ушинский) 

  

Перечисленные выше три типа ССЦ различаются между собой и интонацией, характерной для каждого из них. Наиболее выраженной является интонация перечисления в описательных ССЦ.

В чистом виде ССЦ  описательные, повествовательные и  типа рассуждения встречаются не всегда. Очень распространенными являются ССЦ, в которых наблюдается комбинация названных типов. Например, в художественной прозе часто встречаются ССЦ, в которых присутствуют и элементы описания, и элементы повествования. Кроме того и рассуждение может включать в себя как элементы описания, так элементы повествования. Это придает тексту выразительность. 

  

9. Текст обладает  определенными признаками, основными  из которых являются следующие:  

1.     Информативность. Любой текст  должен нести определенную 

информацию, т.е. обладать признаком информативности.  

И.Р. Гальперин  предлагает различать три вида информации в тексте: 

а) содержательно-фактуальную (СФИ); 

б) содержательно-концептуальную (СКИ); 

в) содержательно-подтекстовую (СПИ). 

Содержательно-фактуальная  информация содержит сообщения о фактах, событиях, процессах, происходящих, происходивших, которые будут происходить в окружающем нас мире, действительном или воображаемом. Содержательно-фактуальная информация эксплицитна по своей природе, т.е. всегда выражена вербально. 

Содержательно-концептуальная информация сообщает читателю индивидуально-авторское понимание отношений между явлениями, описанными средствами СФИ, понимание их причинно-следственных связей, их значимости в жизни народа. Эта информация может быть различно интерпретирована, т.к. она, как правило, имплицитна, т.е. вербально не утверждается. 

Содержательно-подтекстовая информация представляет собой скрытую  информацию. Подтекст всегда имплицитен. Он присутствует не во всех текстах. Поэтому  данный вид информации является факультативным (в отличие от первых двух основных видов). 

С позиций методической терминологии СФИ – это тема, а СКИ  – основная мысль текста. Таким образом, для реципиента наиболее важной задачей будет являться выявление  именно этих двух видов информации. 

2. Связность.  Связность является сугубо лингвистической  категорией, так как она выражена  средствами, изучаемыми языкознанием. Все предложения в тексте стоят  в определенном порядке и связаны  друг с другом по смыслу  и грамматически. Этот признак  обеспечивается не одним или несколькими приемами, а достаточно серьезным комплексом  разнообразнейших средств. В каждом конкретном произведении используется определенная их часть.  

Можно выделить следующие виды связности: 

1) локальная  (выявляемой, например, в пределах абзаца); 

2) глобальная (определяемой  в рамках целого текста);  

3) контактная (связанные  компоненты текста находятся  рядом друг с другом, в непосредственной  близости) 

4) дистантная (связанные  компоненты отдалены друг от  друга, между ними находятся отрезки текста определенного объема).  

3. Смысловая  целостность (цельность). Текстом  мы называем только тот речевой  продукт, который воспринимаем  как целое. Признак смысловой  целостности, по мнению некоторых  ученых (А.А. Леонтьева, Ю.А. Сорокина  и др.), является категорией психолингвистики, т.к. здесь присутствует ориентировка на реципиента: для автора собственный текст, как правило, всегда целостен. Для реципиента же смысловая целостность текста обеспечивается: 

– единством  темы (СФИ); 

– единством  основной мысли (СКИ). 

  

Соотношение понятий  связности и смысловой целостности  текста 

  

 Если связность  может определяться на двух  или нескольких последовательных  предложениях, то цельность, в  противоположность ей, определяется  на всем тексте. Связность обычно является условием цельности, но цельность не может определяться через связность. С другой стороны, связный текст не всегда обладает характеристикой цельности: такого рода факты особенно хорошо известны психиатрам, хотя обычны также и в нормальной речи. 

4. Завершенность.  Текст можно считать завершенным  тогда, когда с точки зрения  автора его замысел получил  исчерпывающее выражение. Для  реципиента же признак будет  очевиден, если он осознал замысел  автора и сделал вывод о  том, что получил всю необходимую информацию о предмете речи. 

Завершенность (как и целостность) определяется на всем тексте, а не на его отдельных  частях. Применительно к последним  можно говорить лишь об их относительной  законченности.  

5. Членимость. Текст  всегда делится на более мелкие составляющие: тома, части, главы, параграфы, ССЦ, предложения ... Кроме всего прочего, это продиктовано удобством восприятия информации: размер части обычно рассчитан на возможности читателя воспринимать объем информации "без потерь".  

6. Ситуативность. Под ситуативностью подразумевается соотнесенность с реальной или вымышленной ситуацией, на основе которой строится текст. Читатель понимает текст только тогда, когда он осознает ситуацию, о которой идет речь. Поэтому некоторые детали, необходимые для адекватного восприятия текста, но не описанные в нем, извлекаются именно из определенной ситуации. 

7. Интенциональность.  Суть данного признака заключается  в том, что текст всегда представляет  собой результат реализации определенного  коммуникативного намерения (интенции) его автора. 

 

ЛИТЕРАТУРА

1.     Васильев С.А. Синтез смысла  при создании и понимании текста: Философские проблемы. – Киев: Наук. думка, 1988. – 240 с. 

2.    Гальперин  И.Р. Текст как объект лингвистического  исследования. – М.: Наука, 1981.- 139 с.  

3.    Гиндин  С.И. Внутренняя организация текста (элементы теории и семантический  анализ): Автореферат дисс. ... канд. филол.  наук. – М., 1972. – 23 с. 

4.    Дейк  Т.А. ван. Язык. Познание. Коммуникация (пер. с англ.) / Сост. В.В. Петрова  / Под ред. В.И. Герасимова. – М.: Прогресс, 1989. – 312 с. 

5.    Дридзе  Т.М. Язык и социальная психология. – М.: Высш. школа, 1980. – 224 с. 

6.    Жинкин  Н.И. Речь как проводник информации. – М.: Наука, 1982. –  158 с. 

7.    Зарубина  Н.Д. К вопросу о лингвистических единицах текста // Синтаксис текста / Отв. ред. Г.А. Золотова. – М.: Наука, 1979. – С. 103-112. 

8.    Зарубина  Н.Д. Текст: Лингвистический и  методический аспекты. – М.: Русский  язык, 1981. – 113 с. 

9.    Кожевникова  К. Об аспектах связности в  тексте как целом // Синтаксис текста / Отв. ред. Г.А. Золотова. – М.: Наука, 1979. – С.49-67. 

10. Колшанский  Г.В. Коммуникативная функция  и структура языка. – М.: Наука, 1984. – 176 с. 

11. Леонтьев А.А.  Текст и его восприятие. Понятие  текста в современной лингвистике и психологии // Психолингвистическая и лингвистическая природа текста и особенности его восприятия / Под ред. Ю.А. Жлуктенко, А.А. Леонтьева. – Киев: Изд-во при Киевском гос. ун-те издательского объединения «Вища школа», 1979. – С. 7-18. 

12. Лосева Л.М. Как строится текст: Пособие для учителей / Под ред. Г.Я. Солганика. – М.: Просвещение, 1980. – 94 с. 

13.          Москальская О.И. Грамматика текста. – М.: Высш. школа, 1981.– 184 с. 

14.          Москальская О.И. Текст – два  понимания и два подхода // Русский язык: Функционирование грамматических категорий. Текст и контекст  / Отв. ред. Н.Ю. Шведова. – М.: Наука, 1984. – С. 154-162.  

15.          Нечаева О.А. Функционально-смысловые  типы речи (описание, повествование,  рассуждение) : Автореферат дисс. ... докт. филол. наук. – М., 1975. – 46 с. 

16.          Одинцов В.В. Стилистика текста. – М.: Наука, 1980. – 264 с. 

17. Онхайзер И.  Номинация в текстах разных  функциональных стилей // Словообразование. Стилистика. Текст: Номинативные  средства в текстах разных функциональных стилей. – Казань: Изд-во Казанск. ун-та, 1990. – С. 5-13. 

18.          Откупщикова М.И. Синтаксис связного  текста. – Л.: Изд-во ЛГУ, 1982. –  104 с. 

19.          Падучева Е.В. О структуре абзаца // Труды по знаковым системам. 2: Тартуский гос. пед. ун-т. Ученые записки. – Вып. 181. – Тарту, 1965. – С. 284-291. 

20.          Пешковский А.М. Русский синтаксис  в научном освещении. – М.: Гос.  уч.-пед. изд-во Министерства Просвещения  РСФСР, 1956. – 512 с. 

21.          Поспелов Н.С. Мысли о русской грамматике: Избранные труды / Сост. Е.А. Иванчикова / Отв. ред. Н.И. Толстой. – М.: Наука, 1990. – 182 с.  

22.          Потебня А.А. Мысль и язык. –  Киев: СИНТО, 1993. – 192 с. 

23.          Розенталь Д.Э., Теленкова М.А.  Словарь-справочник лингвистических терминов: Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1976. – 543 с.  

24.          Севбо И.П. Структура связного  текста и автоматизация реферирования.  – М.: Наука, 1969. – 136 с. 

25.          Сильман Т.И. Проблемы синтаксической  стилистики. – Л.: Просвещение, 1967. – 152 с. 

Информация о работе Текст, его структура и признаки