Способы повышения речевой культуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2010 в 22:54, реферат

Описание работы

Интерес к проблемам речевой культуры в настоящее время велик, об этом свидетельствуют следующие факты: при президенте РФ создан комитет по вопросам русского языка, разрабатывается Государственный закон о русском языке, Государственным образовательным стандартом предмет введен во все учебные заведения (средние и высшие), выходит много учебных пособий, справочной литературы, популярной по вопросам речевой культуры.

Работа содержит 1 файл

Способы повышения речевой культуры.doc

— 51.50 Кб (Скачать)

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное  учреждение высшего  профессионального

образования

«Волгоградский  государственный  педагогический университет»

Институт  дошкольного, начального образования и  специальной педагогики

Факультет дошкольного и начального образовании

Кафедра русского языка и  методики его преподавания в начальной школе 
 
 
 
 
 

Реферат на тему:

«Способы  повышения речевой культуры» 
 

Русский язык и культура речи 
 
 
 

                                                Исполнитель: студентка  группы

                                                П 12 (б)

                                                Фисун Е. С.

                                                Научный руководитель:

                                                Бурмистрова Е. А., канд. филол.

                                                наук, доцент 
 
 
 
 
 

Волгоград, 2010

Введение

      Интерес к проблемам речевой культуры в настоящее время велик, об этом свидетельствуют следующие факты: при президенте РФ создан комитет по вопросам русского языка, разрабатывается Государственный закон о русском языке, Государственным образовательным стандартом предмет введен во все учебные заведения (средние и высшие), выходит много учебных пособий, справочной литературы, популярной по вопросам речевой культуры.

      Наконец-то общество осознало, в каком плачевном  состоянии находится речевая  культура. Даже появилось такое понятие  – «экология речевой среды

      Итак, интерес к проблемам речевой  культуры связан с создавшейся неблагополучной ситуацией в речевом пространстве, с низким уровнем речевой культуры. Следующей причиной большого общественного интереса к проблемам речевой культуры является повышение требований к речевой подготовки современного специалиста.

      Владение  культурной речи – показатель профессионального уровня, профессиональной пригодности преподавателей, юристов, социальных работников, психологов, специалистов по связям с общественностью, менеджеров, всех тех, в профессиональной деятельности которых слово является главным «инструментом».

      Профессиональный  успех, профессиональный рост во многом определяется владением речевой  культурой. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Понятие «культура речи» следует рассматривать  в нескольких аспектах: наука, характеристика качества речи, учебная дисциплина.

1. Культура  речи – лингвистическая наука,  занимающаяся проблемами нормализации  речи, разрабатывающая рекомендации  по умелому пользованию языком.

2. Культура речи  – это такой выбор и такая  организация языковых средств,  которые в той или иной ситуации общения при соблюдении современных языковых норм и этики общения позволяют обеспечить наибольший эффект в достижении поставленных коммуникативных задач.

(Граудина Л. К.,  Ширяев Е. Н.. Культура русской речи: Учебник для вузов. М.:

Издательская  группа НОРМА-ИНФРА М, 1999.)

      Итак, три составляющих компонента определяют сущность культуры речи – нормативный, коммуникативный, этический.

      Признаки  характерисики хорошей речи:

1. Правильность  речи, т. е. соответствие принятым  в определенную эпоху литературно-языковым нормам: произношения, ударения, образования и употребления грамматических форм, словоупотребления.

2. Точность  – коммуникативное качество речи, проявляющееся в использовании  слов в полном соответствии  с их значением.

3. Ясность  – качество речи, обеспечивающее адекватное понимание сказанного. «Говори так, чтобы тебя нельзя было не понять», – писал еще в античные времена римский учитель красноречия Квинтилиан.

4. Уместность  – соответствие слов и выражений  целям и условиям общения.

5. Логичность  речи, то есть соответствие законам логики. Небрежность языка обусловливается нечеткостью мышления. «Что неясно представляешь, то неясно и выскажешь; неточность и запутанность выражений свидетельствует только о запутанности мыслей» (Чернышевский).

6. Простота речи, т. е. безыскусственность, естественность, отсутствие вычурности, «красивостей» слога. «Под напыщенностью и неестественностью фразы скрывается пустота содержания» (Л. Толстой).

7. Чистота  речи, т. е. устранение из нее  слов нелитературных, диалектных, жаргонных, просторечных, вульгарных.

8. Живость  речи, т. е. отсутствие шаблонов; выразительность, образность, эмоциональность.

9. Благозвучие  речи, т. е. соответствие требованиям  приятного для слуха звучания, подбор слов с учетом их  звуковой стороны. (Введенская Л. А., Кашаева Е. Ю., Павлова Л. Г. Русский язык и культура речи: Учебное пособие для вузов. Ростов – на - Дону: Феникс, 2003.)

      Существуют  следующие средства и методы повышения  речевой культуры:

1. Приобретение  новых знаний, накопление сведений  из различных областей науки и техники, получение информации из периодической печати, передач радио и телевидения, чтение научной, публицистической, художественной литературы.

2. Расширение  лингвистического кругозора, знаний  о языке.

3. Обогащение  словарного запаса.

4. Развитие  речевого слуха. Следует слушать,  как говорят, как произносят  слова, как употребляют слова,  т. е. обращать внимание не  только на содержание речи, но  и на форму преподнесения материала,  языковое мастерство, ораторские приемы.

5. Практика говорения (ведение беседы, переговоров, выступление в массовой аудитории, участие в дискуссиях и т. п.).

6. Овладение  техникой речи. Основные элементы  речевой техники – фонационное  (речевое) дыхание, голос (правильные  навыки голосообразования) и дикция (степень отчетливости в произношении слов, слогов, звуков). Хорошо поставленный голос, правильное дыхание во время говорения, четкая дикция, безупречное произношение позволяют выступающему привлечь внимание аудитории, наилучшим образом донести до слушателей содержание выступления, воздействовать на их сознание, воображение, волю. Владение техникой речи помогает лучше передать смысловые связи между частями речевого высказывания.

Чтобы поддерживать свой речевой аппарат  в рабочем состоянии следует  систематически выполнять рекомендованные специалистами упражнения по технике речи.

7. Знакомство  с основами ораторского мастерства.

8. Анализ  текстов. Читая тексты, важные  документы, выполняйте роль редактора  – текст читается медленно, слово  за словом, пытаясь установить, как иначе можно толковать отдельные слова и предложения, какие мысли сформулированы неясно. Задача заключается в том, чтобы найти слабые места в тексте.

9. Овладение  нормами литературного языка  – одно из важнейших условий  совершенствования речевой культуры.

10. Овладение  технологиями речевого общения.  Современному деловому человеку  необходимо освоить методику  организации и проведения различных  видов бесед, переговоров, презентаций,  телефонных разговоров и т.  д., овладеть стратегией и тактикой  поведения в наиболее типичных ситуациях делового общения.

11. Развивайте  эпистолярной жанр, пишите письма, оттачивайте слог, вырабатывайте  собственный стиль. «Перо –  лучший и превосходнейший творец  и наставник красноречия» (Цицерон)

12. Одним  из эффективных способов совершенствования речевой культуры является работа со словарями. Методы и средства повышения речевой культуры, изложенные выше, – это своеобразные ориентиры в работе студента над совершенствованием собственной речи.

      Одним из важнейших условий формирования речевой культуры является обогащение словарного запаса. Для успешного усвоения «новых» для вас понятий следуйте методическим советам. Свободное использование лексического запаса предполагает определенную частотность практического применения слов.

      Каждое  слово в процессе закрепления его в личном словаре проходит три стадии.

      Первая  стадия может быть названа стадией  узнавания и, воспроизведения, т. е. человек узнает новое слово или  выражение, его значение, может правильно  реагировать на него и может воспроизвести контекстно. Обилие эквивалентов помогает усвоению изучаемых слов и выражений. Часто человек употребляет слова свободно лишь в одном его стилистическом варианте и испытывает затруднения, если сталкивается с необходимостью употребления другого синонимического выражения. На этой стадии рекомендуется самостоятельно выполнить упражнения на перифраз, замену нового слова известным синонимом; вопросы, включающие новые слова, передачу содержания текста с опорой на новые слова. Новые слова и выражения заучиваются как иностранные и служат своеобразными ключами для воспроизведения содержания текста.

      Вторая  стадия: говорящий самостоятельно выбирает новые слова или выражения, используя  их в заданной ситуации, подбирает  синонимы к новым словам, употребляет  их при устном изложении прочитанного или услышанного материала. Бывает так, что на этой стадии обучающийся по смыслу говорит правильно, но длинно, путано, неясно, без должной эстетической окраски.

      Третья  стадия: закрепление нового слова  – является наиболее важной, ответственной, творческой. Говорящий самостоятельно составляет, ситуацию, используя новые слова и выражения в общении с собеседником. Эта методика способствует успешному овладению устной речью. (Данцев А.А.,

Нефедов. Н. В. Русский язык и культура речи для технических вузов.        Ростов – на  - Дону: Феникс, 2001) 
 
 
 
 
 

Заключение

      Культура  человека наиболее ярко и непосредственно проявляется в его речи. В определенном смысле культура речи человека, манера выражать свои мысли и чувства являются его визитной карточкой. Первое представление о человеке и его первоначальная характеристика, как правило, формируются на основании впечатления, которое возникает от речевой манеры собеседника.

Сегодня важно не только уметь построить свое устное высказывание, убедительно отстаивая собственную позицию (естественно, с соблюдением правил культуры речевого общения), но и уметь понимать чужую речь и адекватно реагировать на нее.

      Поэтому человек должен постоянно совершенствовать свою речь: читать классическую художественную литературу, содержащую лучшие образцы речевой культуры; внимательно вслушиваться и перенимать речевые приемы наиболее интеллигентных дикторов радио и телевидения, артистов, лекторов; расширять свой словарный запас, совершенствовать свою дикцию, образность, четкость, яркость и выразительность своей речи. Только при этих условиях он сможет в совершенстве владеть культурой речи.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Используемая  литература

  1. Граудина Л. К.,  Ширяев Е. Н. . Культура русской речи: Учебник для вузов. М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА М, 1999
  2. Л. А. Введенская, Е. Ю. Кашаева, Л. Г. Павлова. Русский язык и культура речи: Учебное пособие для вузов. Ростов – на - Дону: Феникс, 2003
  3. Данцев А. А., Нефедов Н. В, Русский язык и культура речи для технических вузов. Ростов – на  - Дону: Феникс, 2001

Информация о работе Способы повышения речевой культуры