Школы риторики и красноречия Древней Греции и Рима

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2012 в 07:20, реферат

Описание работы

Когда говорящему удается сообщить не только информацию, но и чувства, когда важно не только не только что сказано, но и как это сказано - значит, он владеет искусством слова. В обычной речи слова прозрачны - так взгляд видит не оконное стекло, а то, что за ним. Художественная речь, как витраж: мы любуемся именно ею.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
О РИТОРИКЕ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ И РИМА
2 ТЕОРИИ РИТОРИКИ
2.1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ ПЛАТОНА И АРИСТОТЕЛЯ
2.2 ЭЛЛИНИСТИЧЕСКАЯ РИТОРИКА
2.3 РИТОРИКА ЦИЦЕРОНА
2.4 РИТОРИКА КВИНТИЛИАНА
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Работа содержит 1 файл

реферат риторика.doc

— 114.00 Кб (Скачать)

Выделяя три направления в ораторском искусстве - аттическое, азианское, родийское, или родосское (названное по месту возникновения - в Родосе, среднее между аттическим к азианским), - Квинтилиан все-таки считает: «Нет сомнения, что из всех родов слога аттический есть самый лучший». Вспомним, что Цицерон считал идеальным средний слог. Далее Квинтилиан продолжает: «В нем есть нечто общее всем прочим родам, то есть он требует тонкого и верного вкуса, а отличается от других смотря по качеству умов».

Труд Квинтилиана - это систематическое и строго продуманное изложение риторического учения с учетом достижений теоретической риторики и опыта классического красноречия. Квинтилиан рассказывает о всестороннем обучении оратора с детских лет, разделении речи, ее логическом построении, тропах и фигурах, стилях речи, качествах оратора и его моральном складе. Он доказывает, что для ораторского искусства необходимы два момента: обучение и следование определенным правилам. Общие правила облегчат проявление индивидуальности речи. По мнению ученого, специфичность ораторского искусства в том, чтобы убедить при помощи красивой речи. Риторика - искусство, одного дара природы для которого слишком мало, необходимо учиться и развивать его. Основная же цель оратора - при помощи этого искусства вмешаться в психику слушателей. Квинтилиан превозносит ясность, чистоту, правильность и соразмерность слога, украшения же могут выполнять свою функцию лишь в том случае, если соответствуют предмету речи и цели выступления.

Корнелий Тацит (ок. 57-ок. 117 гг.) оставил нам трактат «Разговор об ораторах». Его как политика и историка занимает больше не стиль речи, а смысл красноречия, место риторики в жизни общества. По Тациту, ораторское искусство не мирное и спокойное искусство, а искусство боевое, оно крепнет в ожесточенных схватках. Хорошие воины закаляются в войне, а не во время мира, так же и красноречие. В мирных условиях красноречие приходит в упадок. Он объясняет кризис ораторского искусства нравственной деградацией и, главное, политическими причинами: республиканский строй с политической свободой способствует развитию красноречия, монархия же, в которую превратился Рим, подавляя свободу, подавляет и красноречие.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

На протяжении всего периода античной культуры риторика предопределяла не только стиль речи, но и в значительной степени образ мыслей и поведения, т. е, философию жизни. Труды древних ораторов по риторике оказали огромное влияние на все дальнейшее развитие теории ораторского искусства, они внесли значительный вклад и на развитие практического красноречия.

В своих трудах ораторы поднимают проблемы, актуальные и сегодня. Их интересовал вопрос о том, что необходимо хорошему оратору, и сделали вывод, что совершенный оратор должен обладать природным талантом, памятью, иметь навык и знания, быть образованным человеком и актером.

Если для греков главное в риторике - искусство убеждать, то римляне больше ценили искусство говорить хорошо. Риторика, родившаяся в Древней Греции и получившая развитие в Древнем Риме, не погибла вместе с античной цивилизацией, а продолжала жить в Средние века и «Новое время».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

 

                  Рождественский Ю.В. Теория риторики. М.: Добросвет, 1997

                  Кохтев Н.Н. Риторика: Учебн.пособие для учащихся 8-9 классов 2-е изд.- М.: Просвещение, 1996г.

                  Античные риторики. М., 1978. Античные теории языка и стиля. СПб., 1996г

                  Корнилова Е.Н. Риторика – искусство убеждать. Своеобразие публицистики античной эпохи. М.: Изд-во УРАО, 1998. 206с



Информация о работе Школы риторики и красноречия Древней Греции и Рима