Русский язык и культура речи

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2011 в 18:44, доклад

Описание работы

Культура речи изучается в высших учебных заведениях как составная часть цикла гуманитарных дисциплин, предназначенного для студентов всех специальностей.
В современную эпоху высшее образование имеет особо важное значение для обеспечения устойчивого развития общества по пути экономических реформ, построения правового государства и гуманизации социальных отношений.

Работа содержит 1 файл

ответы.docx

— 60.95 Кб (Скачать)

1 Вопрос. «Русский язык и культура речи» как вузовская дисциплина»: цели, задачи, основные понятия.

Культура  речи изучается в высших учебных  заведениях как составная часть  цикла гуманитарных дисциплин, предназначенного для студентов всех специальностей.

В современную  эпоху высшее образование имеет  особо важное значение для обеспечения устойчивого развития общества по пути экономических реформ, построения правового государства и гуманизации социальных отношений. Эта особая роль высшего образования состоит не только в подготовке квалифицированных кадров, способных эффективно управлять экономикой и правовыми институтами в современном динамично меняющемся мире, но и в создании благоприятной общественной атмосферы, в повышении культуры социальных и межличностных отношений. Эта задача может быть решена только в том случае, если выпускник вуза получит необходимые знания и навыки образцового владения грамотной и красивой литературной речью на государственном языке Российской Федерации - русском языке.

Предметом культуры речи как учебной дисциплины являются нормы литературного языка, виды общения, его принципы и правила, этические нормы общения, функциональные стили речи, основы искусства речи, а также трудности применения речевых норм и проблемы современного состояния речевой культуры общества.

Важнейшими  задачами дисциплины являются:

  • закрепление и совершенствование навыков владения нормами русского литературного языка;
  • формирование коммуникативной компетенции специалиста;
  • обучение профессиональному общению в области избранной специальности;
  • развитие навыков поиска и оценки информации;
  • развитие речевого мастерства для подготовки к сложным профессиональным ситуациям общения (ведение переговоров, дискуссий и т.п.);
  • повышение культуры разговорной речи, обучение речевым средствам установления и поддержания доброжелательных личных отношений.

Главной целью курса культуры речи являетсяформирование образцовой языковой личности высокообразованного специалиста, речь которого соответствует принятым в образованной среде нормам, отличается выразительностью и красотой.

Курс культуры речи нацелен на формирование и развитие у будущего специалиста - участника  профессионального общения комплексной  коммуникативной компетенции на русском языке, представляющей собой  совокупность знаний, умений, способностей, инициатив личности, необходимых  для установления межличностного контакта в социально-культурной, профессиональной (учебной, научной, производственной и  др.) сферах и ситуациях человеческой деятельности.

Достижение  этой цели в полном объеме требует  не только внимательного изучения литературы по темам курса, но и дальнейшего  самообразования, с методами которого знакомит данный курс.

Культура  речи включает три аспекта:

  • нормативный;
  • коммуникативный;
  • этический.

Нормативный аспект культуры речи - один из важнейших, но не единственный. Он предполагает знание литературных норм и умение их применять в речи. Однако эффективность общения не всегда достигается одной правильностью речи. Важно учитывать, кому адресован текст, принимать во внимание осведомленность и интересы адресата. Язык располагает богатым арсеналом средств, позволяющим найти нужные слова для объяснения сути дела любому человеку. Среди языковых средств необходимо выбирать такие, которые с максимальной эффективностью выполняют поставленные задачи общения. Навыки отбора таких средств составляюткоммуникативный аспект культуры речи.

Соблюдение  норм поведения, уважение к участникам общения, доброжелательность, тактичность  и деликатность составляют этическую сторону общения.

Этические нормы  составляют необходимую часть культуры речи, а культура речи, в свою очередь, является важной частью общей культуры человека.

"Итак, культура  речи - это такой выбор и такая  организация языковых средств,  которые в определенной ситуации  общения при соблюдении современных  языковых норм и этики общения  позволяют обеспечить наибольший  эффект в достижении поставленных  коммуникативных задач", - так  определяет понятие культуры  речи известный современный лингвист  Е.Н. Ширяев (Ширяев Е.Н. Что такое культура речи // Мы сохраним тебя, русская речь. - М.: Наука, 1995. С. 9-10).

Термин культура речи многозначен. Среди его основных значений выделяют следующие:

  • "Культура речи - это совокупность знаний, умений и навыков, обеспечивающих автору речи незатрудненное построение речевых высказываний для оптимального решения задач общения" (Соколова В.В. Культура речи и культура общения. - М.: Просвещение, 1995. С. 15);
  • "Культура речи - это совокупность и система свойств и качеств речи, говорящих о ее совершенстве" (Там же, с. 15);
  • "Культура речи - это область лингвистических знаний о системе коммуникативных качеств речи" (Там же, с. 16).

Эти три значения взаимосвязаны: первое относится к  характеристике индивидуальных способностей человека, второе - к оценке качества речи, третье - к научной дисциплине, изучающей речевые способности  и качества речи. 

2. Характеристика  культурно-речевой ситуации в  современной России. Статус русского языка в современном мире, в Российской Федерации, в Республике Башкортостан.

Русский язык по общему числу говорящих занимает место в первой десятке мировых  языков, однако точно определить это  место довольно трудно.

Численность людей, которые считают русский  родным языком, превышает 200 миллионов  человек, 130 миллионов из которых  живут на территории России. В 300-350 миллионов  оценивается число людей, владеющих  русским языком в совершенстве и  использующих его в качестве первого  или второго языка в повседневном общении.

Всего же русским  языком в мире в той или иной степени владеют более полумиллиарда  человек, и по этому показателю русский  занимает третье место в мире после китайского и английского.

Спорным на сегодняшний день остается также  вопрос, падает в последние десятилетия  влияние русского языка в мире или нет.

С одной стороны, языковая ситуация на постсоветском  пространстве, где до распада СССР русский язык служил общепризнанным языком межнационального общения, весьма противоречива, и здесь можно  выявить самые различные тенденции. А с другой стороны, русскоязычная  диаспора в дальнем зарубежье  за последние двадцать лет выросла  многократно.

В XX веке русский язык вошёл в число так называемых мировых (глобальных) языков. Распространение русского языка географически и территориально было во многом следствием деятельности Российской империи, затем СССР, а ныне Российской Федерации, которая является крупнейшим суверенным государством планеты. Подобный мировой статус русского языка был закреплён в ООН, где русский является одним из рабочих языков.

Общее количество русскоязычных  в мире по оценке 1999 года — около 167 млн[1], ещё около 110 млн человек владеют русским языком как вторым[1].

В начале XX века русским  языком владели примерно 150 миллионов  человек - в основном подданные Российской империи. На протяжении последующих 90 лет число знающих русский язык увеличилось примерно до 350 миллионов человек, причем 286 миллионов из них проживали в СССР, где русский был государственным языком и для большей части её жителей являлся родным языком, а ещё свыше 70 миллионов человек (преимущественно в союзных республиках СССР, восточноевропейскихбалканскихстранах и ряде азиатских стран) также в той или иной мере знали русский язык.

К 2005 году, число владеющих  в различной степени русским  языком сократилось до 278 миллионов  человек, в том числе в самой  Российской Федерации - до 140 миллионов  человек. По оценкам 2006 г. русский язык является родным для 130 миллионов граждан  Российской Федерации, для 26,4 миллионов  жителей республик СНГ и Балтии и для почти 7,4 миллионов жителей стран дальнего зарубежья (прежде всего Германии и других стран Европы, США и Израиля), то есть в общей сложности для 163,8 миллионов человек. Еще свыше 114 миллионов человек владеют русским как вторым языком (преимущественно в странах СНГ и Балтии) или знают его как иностранный (в странах дальнего зарубежья).[2]

До 1991 года был языком межнационального общения СССР, де-факто исполняя функции государственного языка. Продолжает использоваться в странах, ранее входивших в состав СССР, как родной для части населения и как язык межнационального общения. В местах компактного проживания эмигрантов из стран бывшего СССР (Израиль,ГерманияКанадаСША и др.) — выпускаются русскоязычные периодические издания, работают радиостанции и телевизионные каналы. В странах Восточной Европы до конца 80-х годов XX века русский язык был основным иностранным языком в школах.

Русский является единственным из 10-12 ведущих мировых языков, который  на протяжении последних 15 лет неуклонно  утрачивал свои позиции во всех основных регионах мира.[2]

3 Понятие «культура речи», ее составляющие

      Наша  дисциплина называется "Русский  язык и культура речи". На русском  языке мы говорим с детства. А  что такое культура речи?

      Понятие "культура речи" емкое и многоаспектное. В общем плане его можно определить как умение четко и ясно выражать свои мысли, говорить грамотно, способность не только привлечь внимание своей речью, но и воздействовать на слушателей. Владение культурой речи – это своеобразная характеристика профессиональной пригодности для людей, занимающихся самыми различными видами деятельности: дипломатов, юристов, политиков, преподавателей школ и вузов, работников радио и телевидения, менеджеров, журналистов и т.д.

      Культура  речи как особая лингвистическая дисциплина имеет свое научное определение: это такое качество речи, которое обеспечивает максимально эффективное общение при соблюдении языковых,коммуникативных и этических норм. Как следует из данного определения, культура речи включает три составляющих компонента: языковой, коммуникативный и этический   

      Языковой  компонент культуры речи

      Языковой  компонент культуры речи предусматривает прежде всего ее нормативность, т.е. соблюдение норм литературного языка, которые воспринимаются его носителями  в качестве "идеала" или правильного образца. Языковая норма –  центральное понятие речевой культуры, а языковой компонент культуры речи считается главным. Вопрос о норме возникает тогда, когда есть два и более претендента на нее, например: нормативное киломéтр или ненормативное[*]   *килóметр, нормативное договóр и ненормативное  *дóговор и т.д.

Языковая  норма – это традиционно сложившиеся правила использования речевых средств, т.е. правила образцового и общепризнанного произношения, употребления слов, словосочетаний и предложений.Норма обязательна и охватывает все стороны языка. Различают нормы письменные и устные.

Информация о работе Русский язык и культура речи