Роды и виды ораторского искусства

Дата добавления: 29 Октября 2011 в 09:35
Автор: Пользователь скрыл имя
Тип работы: реферат
Скачать полностью (19.00 Кб)
Работа содержит 1 файл
Скачать  Открыть 

Военная риторика.doc

  —  67.50 Кб
 

СОДЕРЖАНИЕ: 

Введение

Ораторская  речь

Военное красноречие

Заключение

Список  используемой литературы 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

Введение 

    Роды  и виды ораторского искусства  формировались постепенно. Так, например, в России XVII-XVIII веков авторы риторик  выделяли пять основных типов (родов) красноречия: придворное красноречие, развивающееся в высших кругах дворянства; духовное (церковно-богословское); военное красноречие - обращение полководцев к солдатам; дипломатическое; народное красноречие, особенно развивавшееся в периоды обострения борьбы, во время которой вожаки крестьянских восстаний обращались с пламенными речами к народу,

    Роды  и виды красноречия выделяются в  зависимости от сферы коммуникации, соответствующей одной из основных функций речи: общению, сообщению и воздействию.

    Также существует несколько сфер коммуникации:

  • деловая;
  • социально–бытовая;
  • научная;
  • информационно – пропагандистская;

Военно-патриотическая речь или речь митинговая относится к социально–бытовой сфере коммуникации. Здесь следует отметить, что такое деление не может иметь абсолютного характера. По форме же все эти речи будут иметь общие черты.

      Виды  военного красноречия:

  • речь-приказ,
  • инструктивная речь,
  • выступление на военно-политическую тему,
  • воодушевляющая речь,
  • призыв.

    Военно-патриотическая речь обычно произносится командиром перед решающим сражением. Разумеется, в сфере военного искусства используются разнообразные виды красноречия. Но по своей форме, жанровым особенностям они не отличаются существенно от социально-политического и академического красноречия. Предельно краткая речь носит призывный патриотический характер, сурова по сути и всегда одухотворена идеей героизма, требует совершения личного подвига, проявления массового мужества. Одна из особенностей такой речи определяется тем, что она не подлежит обсуждению и тем более критике. Пафосная по характеру, мужественная по призывному интонационному строю, лаконичная по форме, четкая и ясная в установках, военно-патриотическая речь — это не только призыв к подвигу и геройству, но и приказ. Такая речь особенно впечатляет и воодушевляет ее слушателей, если произносится человеком, известным своей смелостью, отвагой и пользующимся популярностью. 

    Исторический  аспект военного красноречия  в России

    История не оставила прямых свидетельств об ораторском искусстве Древней Руси. Но по документам и сохранившимся литературным произведениям можно составить представление об основных особенностях и принципах древнерусского красноречия. Первоначально оно существовало только в устной форме былинно-песенного творчества.

    Другой  формой было красноречие политическое. Сходки старейшин, народные собрания и  особенно вече требовали от участников навыков публичного выступления. Вече выработало особые традиции обращения  к народу, закрепленные в типе вечевой речи, которая чаще всего представляла собой политическую программу выступающего. Эти речи отличались четкостью композиции, предельной лаконичностью и высокой образностью.

    Известно  в Древней Руси и дипломатическое  красноречие. Одна из первых серьезных  дипломатических акций относится еще к X веку, когда после знаменитой победы князя Олега под Царьградом княжескими послами был заключен «Договор русских с греками».

    Еще один вид красноречия — торжественное. Пиры, тризны, встречи победителей  не обходились без соответствующих речей.

    После принятия Русью христианства развивается  гомилетика — торжественное и  учительное красноречие. Оформившееся как литературный жанр в Византии, оно широко было известно на Руси в  «словах» и поучениях отцов церкви.

    Достойным образом в Древней Руси было представлено военное красноречие – обращение к войску проявить стойкость и мужество.

    В России военное ораторское искусство достигло сравнительно высокого уровня. Не раз обращался к воинам Петр I. Выдающимся военным оратором был и полководец А. В. Суворов. Его беседы с солдатами, его речи и приказы, дошедшая до нас «Наука побеждать» наглядно показывают, как искусно владел он словом.

    Говоря о военных ораторах, следует упомянуть и русского полководца конца XVIII — начала XIX в. М. И. Голенищева-Кутузова. Он неоднократно обращался с речами к солдатам и народу, призывал их к борьбе с врагами Отечества в ходе войны 1812 года. Среди русских дипломатов-ораторов XVII—XVIII вв. видное место занимает А. О. Ордын-Нащокин.

    При Екатерине II во второй половине XVIII в. выдвинулись талантливые дипломаты-ораторы Н. И. Панин и Г. А. Потемкин. Обращаясь к народу с яркими речами и руководители крестьянских восстаний — Степан Разин, Емельян Пугачев и Петр Болотников — знаменитые ораторы из народа. К сожалению не все их речи дошли до нас, но мы знаем о них по мемуарам, по «прелестным письмам» (воззваниям).

    Военное красноречие и умение внятно донести до подчиненного приказ – это залог успеха военных действий. Военное красноречие в русской армии являлось элементом военного управления и важнейшим средством воодушевления войск. Так, например, Петр Великий перед Полтавским сражением произнес следующую речь:

    «Воины! Се пришел час, который должен решить судьбу Отечества; и вы не должны помышлять, что сражаетесь за Петра, но за Государство, Петру врученное, за род свой, за Отечество, за православную нашу веру и церковь! Не должна вас также смущать слава неприятеля, яко непобедимого, которую ложну быти вы сами победами своими над ним неоднократно доказали. Имейте в сражении пред очами вашими правду и Бога, поборающего по вас; на того единого, яко всесильного во бранех, уповайте, а о Петре ведайте, что ему жизнь его недорога; только бы жила Россия, благочестие, слава и благосостояние ее» [3].

      
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение 

    На протяжении многовековой истории своего развития ораторское искусство использовалось в различных сферах жизни общества. Военное красноречие требует ясности, краткости и силы.

    Чтобы иметь влияние на массу войск, начальник обязательно должен быть понят солдатами и овладеть их доверием. Кроме того, речь полководца должна соответствовать характеру армии и ее обстановке.

    Например, уже в древности полководец был вместе с тем и оратор. Генрих IV начал новую эпоху в истории Военное красноречие красноречия: вместо речей для него достаточно было нескольких слов, лишь бы они шли прямо к цели. Густав-Адольф присоединил к этому еще печатные приказы.

    Образцами Военное красноречие красноречия могут считаться: речь Александра Македонского перед сражением при Иссе, Юлия Цезаря после неудачи при Диррахиуме, приказ Фридриха Великого перед Россбахским сражением, многие приказы Суворова и Наполеона, приказ Кутузова при отступлении Наполеона к Смоленску в 1812 г. Исполнен силы и простоты приказ Нельсона перед сражением при Трафальгаре в 1805 году: "Англия ожидает от всех и каждого исполнения своей обязанности". 
 
 
 
 
 
 
 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 
 
 

1. Военное красноречие, основанное на общих началах словесности. Сочинение ординарного профессора Императорского Санкт-Петербургского Университета Якова Толмачева.- С.-Пб, 1825. Часть 2-я.

2. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. В 4 т. М.: ТЕРРА, 1995 Г.

3. Культура русской речи: Учебник для вузов/ Отв. Ред. д.ф. н., проф. Л.К. Граудина и д.ф.н., проф., Е.Н. Ширяев.-М.: Норма, 2005 г.

4. Суворов А.В. Письма. Издание подготовил В.С. Лопатин. — М.: Наука, 1986

5. Энциклопедия Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А. (1890 - 1916гг).

Описание работы
Роды и виды ораторского искусства формировались постепенно. Так, например, в России XVII-XVIII веков авторы риторик выделяли пять основных типов (родов) красноречия: придворное красноречие, развивающееся в высших кругах дворянства; духовное (церковно-богословское); военное красноречие - обращение полководцев к солдатам; дипломатическое; народное красноречие, особенно развивавшееся в периоды обострения борьбы, во время которой вожаки крестьянских восстаний обращались с пламенными речами к народу,
Содержание
Введение
Ораторская речь
Военное красноречие
Заключение
Список используемой литературы