Риторика Платона

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 19:52, реферат

Описание работы

Точная дата рождения Платона неизвестна. Следуя античным источникам, большинство исследователей полагает, что Платон родился в 428—427 годах до н. э. в Афинах или Эгине в разгар Пелопоннесской войны между Афинами и Спартой. По античной традиции днём его рождения считается 7 таргелиона (21 мая), праздничный день, в который, по мифологическому преданию, на острове Делос родился бог Аполлон.

Работа содержит 1 файл

АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ВЫСШЕГО НЕПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.docx

— 30.40 Кб (Скачать)

 

АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

 

 

БЕЛГОРОДСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

КООПЕРАЦИИ, ЭКОНОМИКИ И  ПРАВА

 

 

КАФЕДРА СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ И ПСИХОЛОГИИ

 

 

 

РЕФЕРАТ

по дисциплине «Риторика» :

 

 

«РИТОРИКА ПЛАТОНА»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Белгород 2011 

Биография

Точная дата рождения Платона неизвестна. Следуя античным источникам, большинство исследователей полагает, что Платон родился в 428—427 годах до н. э. в Афинах или Эгине в разгар Пелопоннесской войны между Афинами и Спартой. По античной традиции днём его рождения считается 7 таргелиона (21 мая), праздничный день, в который, по мифологическому преданию, на острове Делос родился бог Аполлон.

Платон родился  в семье, имевшей аристократическое  происхождение, род его отца, Аристона (465 — 424), восходил, согласно легендам, к последнему царю Аттики Кодру, а предком Периктионы, матери Платона, был афинский реформатор Солон. Также, согласно Диогену, Платон был зачат непорочно.

Перектиона была сестрой Хармида и Крития, двух известных фигур из числа Тридцати тиранов, недолговечного олигархического режима, последовавшего за развалом Афин в конце Пелопоннесской войны. Помимо Платона у Аристона и Периктионы было ещё трое детей: два сына — Адимант и Главкон, и дочь Потона, мать Спевсиппа. Согласно тексту Государства, Адамант и Главкон были старше Платона. Однако Ксенофонт в своих Меморабилиях сообщает, что Главкон был младше Платона.

Первым учителем Платона был Кратил. Около 407 года познакомился с Сократом и стал одним из его учеников. Характерно, что Сократ является неизменным участником практически всех сочинений Платона, написанных в форме диалогов между историческими и иногда вымышленными персонажами.

После смерти Сократа  в 399 до н. э. уехал в Мегару. По преданию, посетил Кирену и Египет в течение 399—389 годов. В 389 году отправился в Южную Италию и Сицилию, где общался с пифагорейцами. В 387 году Платон возвращается в Афины, где основывает собственную школу — Платоновскую Академию. По древним преданиям, Платон умер в день своего рождения в 347 году.

Согласно Диогену  Лаэртскому, настоящее имя Платона — Аристокл (др.-греч. Αριστοκλής; буквально, «наилучшая слава»). Платон — прозвище, означающее «широкий, широкоплечий». Напротив, существуют исследования, показывающие, что легенда об его имени Аристокл возникла в период эллинизма.

Риторика Платона

Теоретические разработки Платона  были, несомненно, шагом вперед. Можно  уже говорить о более системной  теории ораторского искусства, которая  оказала огромное влияние на ораторов-практиков  и теоретиков того времени. Большое  влияние его теория оказала и  на Цицерона, который неоднократно в своих теоретических исследованиях  ссылается на Платона. Тонкими и  крепкими нитями философия Платона  пронизывает не только мировую философию, но и мировую культуру. В европейской  истории после Платона еще  не было ни одного столетия, когда не спорили бы о Платоне, то непомерно  его восхваляя, то всячески его принижая в каком-либо отношении.

Особенности философских взглядов Платона отразились и в его  теории красноречия. Он различает вещь и идею вещи, тело и душу. Душа, идея, знание, вообще все человеческое поведение  интерпретируются в его философских  работах, в частности в диалоге  «Федр» (в нем он также излагает теорию красноречия), в виде идеального прообраза на небе.

Идеи (высшая среди них - идея блага) - вечные и неизменные умопостигаемые прообразы вещей, всего преходящего  и изменчивого бытия.

Вещи - это лишь подобие и отражение  идей. Душа же заключена в темницу  нашего тела, после смерти которого она переходит в космос. Вместе с тем он говорит здесь о диалектике, которая определяется не только как искусство собеседования, то есть искусство задавать вопросы и отвечать на них, но и как умение возводить все единичное и частное к общей идее и, наоборот, низводить ее планомерно к единичному до получения неделимых и единичных элементов. При этом общая идея, составленная из частностей, мыслится как цельность, то есть новое качество, которое только что возникло и не содержалось в его отдельных элементах. Учение Платона об идеях является предпосылкой его эстетики.

К красноречию Платон подходит сквозь призму своих философских воззрений: «Всякая речь должна быть составлена, словно живое существо, - у нее  должно быть тело с головой и ногами, причем туловище и конечности должны подходить друг к другу и соответствовать  целому». Значит, требуется прежде всего ясное разделение речи на части так, чтобы четко было видно, где общий принцип, где частности, как этот общий принцип, или принцип общей идеи, определяет все частности, чтобы можно рациональным путем переходить от общего к частному и от частного к общему.

Как считает Платон, оратор должен не гоняться за чужими мнениями, а сам  постигать и постичь истину того, о чем он собирается говорить; правильная, истинная, точная речь должна исходить из подлинного определения своего объекта, предмета речи.

По мнению Платона, искусство оратора  во многом зависит от способности, умения, охватывая все общим взглядом, возводить к единой общей идее, разрозненные объекты речи и разделять  все на виды, на естественные составные  части, а также умение возводить  частное к общему и из общего получать частное.

В диалоге «Федр» Платон предлагает композицию речи: вступление, изложение  и свидетельства, доказательства, правдоподобные выводы. 

Некоторые практики, по словам Платона, выделяют еще подтверждение и  добавочное подтверждение, может быть опровержение и добавочное опровержение.

Он считает, что преподаватель  ораторского искусства должен хорошо знать природу каждой вещи и ее идеи, а через это знание стремиться к познанию души, знать ее виды и  то, какая речь и как воздействует на душу. Он должен соотнести виды речей  и виды души и их состояний, установить соответствие каждого вида речи каждому  виду души. Знать, какую душу какими речами и по какой причине непременно удастся убедить, а какую - нет.

Выдвигая на первый план эмоциональную  убедительность речи (воздействие на душу), Платон не считает важными  логические доказательства, которые отходили у него на второй план. Поэтому он убежден, что в судах «решительно никому нет никакого дела до истины, необходима только убедительность».  

Оратор должен, по мнению Платона, распрощаться с истиной, но построить  свою речь так, чтобы она казалась для слушателей правдоподобной.

Некоторые вопросы красноречия, его  сущности, его цели рассматриваются  у Платона и в диалоге «Горгий». В беседе, возникшей между Сократом и Горгием и их учениками, дается ряд определений риторики как процесса. Горгий - главное действующее лицо диалога, выражающее идеи Платона, считает, что красноречие составляет величайшее благо и дает людям как свободу, так равно и власть над другими людьми. Он говорит, что риторика - это «способность убеждать словом и судей в суде, и советников в Совете, и народ в Народном собрании, да и во всяком ином собрании граждан. Владея такой силой, ты и врача будешь держать в рабстве, и учителя гимнастики, а что до нашего дельца, окажется, что он не для себя наживает деньги, а для другого - для тебя, владеющего словом и умением убеждать толпу». Платон выразился в свойственной ему «размышляющей» манере, однако вполне ясно, чтобы понять конструктивность мысли.

Красноречие должно прежде всего воздействовать, убеждать. Эта мысль связана с его взглядами на познание, которое, по мнению Платона, есть анамнезис (воспоминание) души об идеях. Ведь душа до соединения ее с телом созерцала в космосе некоторые (определенные) идеи. Поэтому о чувственных вещах и явлениях возможно не знание, а только весьма и весьма вероятное «мнение». Отсюда красноречие прежде всего связано с убеждением, влиянием на душу, на мнение. И основной принцип красноречия как искусства убеждения, по Платону, состоит в том, чтобы внушить, что справедливо и несправедливо, хорошо и дурно. В диалоге, однако, выделяются два вида убеждения: один вид связан с сообщением веры без знания, другой - дающий знание. Горгий и Сократ приходят в диалоге к выводу, что красноречие должно пользоваться первым типом убеждения, то есть внушать веру, не давая знаний, не пользуясь объективными доказательствами. Слушатели должны принимать на веру то, что выскажет им в эмоциональной речи оратор. 

Красноречие - инструмент весьма тонкий, и пользоваться им, по мнению Платона, следует осторожно, по справедливости, не злоупотребляя его огромными  возможностями. «Красноречие - это мастер убеждения, внушающего веру в справедливое и несправедливое, а не поучающего, что справедливо, что нет». 

Таким образом, не доказательства служат основой красноречия, а эмоциональное  воздействие, эмоциональное убеждение, эмоциональное внушение. И в этом недостаток теории Платона. Стремление к эмоциональному внушению приводило  к свободной интерпретации факта  как такового и к его эмоциональной  оценке, которая всецело зависела от восприятия этого факта оратором и аудиторией.

В связи с эмоциональным воздействием красноречие сравнивается с другими  искусствами: музыкой, поэзией, театром. Отсюда делаются выводы, что риторика, очевидно, не может быть просто сноровкой  и угодничеством для достижения удовольствий, а должна быть сознательно  проводимым искусством насаждения благих чувств. Риторика должна создавать  в душе «строй и порядок», приводя  ее из состояния раздробленности  в состояние цельности, на котором  основывается ее совершенство. И здесь, как видим, повторяется космическая  идея перехода от частного к общему, от отдельного к целому.

Красноречие должно иметь благие намерения, оно изгоняет из души стремление к  дурным удовольствиям и несправедливости, очищает душу. совершенствует ее.

Риторика, как и всякое подлинное  искусство, по мысли Платона, есть творческая деятельность, она приводит эмоции, страсти в системное, упорядоченное  состояние, воплощая тем самым высшую справедливость. Эта творческая деятельность, однако, требует тщательной подготовки оратора. И здесь Платон поддерживает идею софистов, которые тоже считали, что хороший оратор должен много  работать над самоусовершенствованием  и речами. Философ неоднократно говорит  о необходимости для всякого  оратора проходить особую школу  ораторского искусства, которая  научила бы его правильно, соразмерно и эффективно сочинять речи. 

Рассуждения Платона свидетельствуют  о том, что он придавал огромное значение именно технической стороне речи, понимая совершенную технику  речи в тесной связи с учетом психологии слушателей, считая науку о красноречии  важным философско-психологическим  учением.

 

Литература

  1. drevnijmir.ru/fo/ljudi/11/300.php
  2. student.zoomru.ru/ritorika/ritorika-platona/20998.html
  3. libsib.ru/ritorika/teoriya-ritoriki/platon-ob-iskusstve-krasnorechiya
  4. www.portal-slovo.ru/history/37056.php
  5. http://ru.wikipedia.org/wiki/Платон

Информация о работе Риторика Платона