Риторика любовных конфликтов

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2011 в 17:26, дипломная работа

Описание работы

Бесспорным является факт присутствия в жизни каждого человека разного рода конфликтов. В таких ситуациях люди ведут себя по-разному, но чаще всего при конфликте человек испытывает дискомфорт и напряжение, нередко приводящее к стрессовой ситуации. Большинство людей не знают, как вести себя в конфликте, как разрешать его, поскольку ни в школе, ни в вузе не обучают таким умениям.

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретические основы обучения студентов-филологов приемам бесконфликтного любовного общения
1. Любовь как психологический и коммуникативный фено-мен
1.1. Лексическая, философская и психологическая основы понятия «любовь»
1.2. Классификации любовных отношений
2. Любовный конфликт как коммуникативное явление
2.1. Причины любовных конфликтов и коммуникативные тактики поведения в конфликте
2.2. Жанровое своеобразие любовных конфликтов
Выводы
Глава 2. Методика обучения студентов-филологов бескон-фликтному любовному общению
1. Готовность студентов педагогического вуза к бескон-фликтному любовному общению
1.1. Исходные положения и организация констатирующего эксперимента по выявлению готовности студентов-филологов к бесконфликтному любовному общению
1.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента
2. Исходные положения, этапы и организация эксперимента по обучению студентов-филологов созданию и использованию конструктивных речевых жанров для разрешения любовного конфликта
3. Ход опытного обучения приемам бесконфликтного лю-бовного общения
4. Анализ результатов опытного обучения студентов бес-конфликтному общению
4.1. Характеристика критериев оценки анализа любовных конфликтов
Выводы
Заключение
Библиографический список
Приложение

Работа содержит 1 файл

диплом риторика любовных конфликтов.doc

— 809.50 Кб (Скачать)

     Следующий вопрос (№7) выявлял знания студентов о конструктивных и деструктивных жанрах в ситуациях любовного конфликта. Мы выяснили, что 5% респондентов затруднились ответить на данный вопрос. Анализ результатов показал, что мнения студентов относительно деления жанров неоднозначны. Вероятно, это определяется и самой неоднозначностью заявленных жанров: некоторые из них в зависимости от реальной ситуации общения могут привести и к конструктивному и к деструктивному разрешению конфликта. Представим эти результаты в виде таблицы (см. Таблица 1).

     Таблица 1.

     Количественное  соотношение конструктивных/деструктивных  жанров любовного  конфликта

Речевой жанр Конструктивный Деструктивный
Обвинение 89% 3%
Оскорбление 89% 0
Упрек 84% 8%
Угроза 76% 0
Комплимент 0 81%
Извинение 8% 86%
Утешение 3% 84%
Оправдание 30% 62%

     Восьмой вопрос анкеты был направлен на выявление частотных речевых жанров, которые респонденты применяют в своей речевой практике при любовном конфликте. При анализе мы пришли к следующим выводам:

29% студентов  при любовном конфликте предпочитают  использовать извинение; 15%  – упрек; 14% часто используют оправдание; 12% – утешение; 11% респондентов в любовном конфликте используют комплименты; 6% признались, что часто используют оскорбление; по 3% опрошенных в своей речевой практике применяют обвинение и угрозу. 4% студентов не смогли дать ответ на данный вопрос, потому что не любили или не вступали в конфликты. И еще 3% предпочитают решать конфликты путем конструктивного диалога. Немаловажно и то, что 30% опрошенных студентов отметили, что выбор жанра зависит от ситуации и от того, кто явился инициатором конфликта. И лишь 5% респондентов пояснили, что в конфликте всегда виноваты оба партнера и при разрешении конфликта оба должны применять конструктивные жанры, чтобы сгладить противоречия.

     Последний вопрос (№9) позволил выяснить, какой путь развития конфликта предпочтут респонденты в конкретной конфликтной ситуации. В ходе анализа ответов респондентов мы выявили, что большинство (46%) в данной ситуации предпочтут поговорить с возлюбленным (-ой) и прояснить ситуацию лично, но при этом не будут использовать деструктивных речевых жанров. А 16% студентов ответили, что никак не обратят внимание на сплетни, но если ситуация повторится, то обязательно поговорят с любимым человеком. Еще 14% опрошенных решили, что сначала необходимо подтвердить полученную информацию, чтобы избежать ненужных конфликтов. 8% ответили, что за подобной информацией сразу последует конфликт, в котором они буду применять упреки, оскорбления, обвинения и в конце произойдет завершение отношений. Важно, что 11% респондентов предпочитают вообще жить без любви, именно потому, что в любовных отношениях всегда возникают конфликты. И 5% опрашиваемых не смогли дать ответ на данный вопрос.

     Таковы  общие результаты, полученные при анкетировании студентов факультета русского языка и литературы Кузбасской государственной педагогической академии.

     Обобщив результаты, полученные в ходе анкетирования  студентов, мы пришли к следующим  выводам.

  1. Подавляющее большинство респондентов имеют четкое представление о том, что такое конфликт. Под конфликтом они понимают столкновение мнений, взглядов, идей между двумя или несколькими лицами.  
  2. Большинство студентов знакомы с понятием любовного конфликта, под которым они понимают столкновение мнений, интересов людей, находящихся в любовных отношениях, основанное на непонимании друг друга или ревности. Это наиболее частотное определение термина, даваемое респондентами.
  3. Почти все опрошенные студенты хотя бы раз в жизни находились в ситуации любовного конфликта, поэтому они имеют достаточно четкие представления о причинах таких конфликтов. Чаще всего причиной любовных конфликтов в данной студенческой аудитории является ревность, почти столь же распространены такая причины, как недостаток внимания и разные взгляды на будущее и в целом на жизнь. Но некоторые респонденты отметили, что в их жизни не возникает любовных конфликтов, поскольку они никогда не были влюблены. Такая ситуация вполне объяснима тем, что ребята находятся в еще достаточно юном возрасте, и судьба пока не подарила им такого чувства.
  4. Большая часть любовных конфликтов, возникающих в жизни наших респондентов, завершается примирением, хотя многие испытали и разрыв отношений, и долгую ссору. Примечательно, что некоторые отметили и то, что их любовные конфликты проходят сами собой. Все это подтверждает мысль о том, что студенты не умеют правильно находить выход из конфликтной  ситуации.
  5. На основании анализа текста-образца мы выявили, что большинство респондентов могут правильно проанализировать ситуацию любовного конфликта и определить его причину. В частности, по мнению студентов, причиной данного конфликта явилось несовпадение взглядов героев на домашние обязанности, на быт и в целом на семейную жизнь и их нежелание понять и помочь друг другу. Кроме этого, многие студенты очень эмоционально реагировали на поведение Татьяны и Димы, называя героиню ленивой, а Диму – тряпкой. Помимо анализа причины конфликта необходимо было проанализировать поведение героев и предложить конструктивное решение. Большинство опрошенных посчитали, что героям необходимо обсудить сложившуюся ситуацию в ходе конструктивного диалога. Примерно столько же посчитали, что в конфликте виновата Татьяна, поскольку она не понимает своих обязанностей, и единственный выход из конфликта возможен в том случае, если героиня пересмотрит свои взгляды на быт. Многие же отметили, что распределение обязанностей должно происходить до начала семейной жизни. Это подчеркивает, что современные молодые люди основательно подходят к понятию брака и, чтобы избежать ненужных конфликтов, договариваются о своих обязанностях заранее. Примечательно и то, что совсем немногие оценили предложенный исход конфликта как единственно верный.
  6. Большинство студентов имеют точное представление о том, какой жанр относится к деструктивному, а какой – к конструктивному. Наибольшие разногласия вызвал такой жанр как оправдание. Многие отнесли его и к деструктивному, и к конструктивному. Это вполне объяснимо тем, что этот жанр, как и многие другие, не может быть гарантом положительного результата. Во многом успех употребления того или иного жанра зависит от невербальных компонентов и формального содержания. И порой невозможно предугадать, как отреагирует любимый человек на сказанное ему. Поэтому, ребята правы в том, что многие жанры заняли свое место в ряду и конструктивных, и деструктивных.
  7. Уровень бесконфликтности у студентов достаточно высок, поскольку наиболее популярный жанр, которым они пользуются в реальной речевой практике – это извинение. А, опираясь на анализ результатов, полученных на основании девятого вопроса, можно сказать о том, что большинство могут разрешать конфликты путем диалога, без обвинений и упреков. Но, тем не менее, многие отметили, что в своей практике часто используют деструктивные речевые жанры, и данную конфликтную ситуацию решат именно деструктивно: сначала будут оскорблять и обвинять любимого, а потом и вовсе положат конец отношениям.  Поэтому изучение принципов бесконфликтного любовного общения им необходим.

     Полученные  сведения учитывались при разработке содержания, формы и дидактической  базы обучающего эксперимента.

     2. Исходные положения,  этапы и организация  эксперимента по обучению студентов-филологов созданию и использованию конструктивных речевых жанров для разрешения любовного конфликта

     При проведении опытного обучения необходимо было решить следующие задачи.

  1. Разработать программу опытного обучения студентов. Для этого:
  • отобрать и определить основные понятия, о которых пойдет речь на экспериментальных занятиях; уточнить и конкретизировать их значение;
  • отобрать минимум теоретических сведений, необходимых студентам-филологам для того, чтобы научиться правильно вести себя в ситуации любовного конфликта, эффективно применять конструктивные жанры для осуществления бесконфликтного любовного общения;
  • определить:

    - комплекс опорных и формируемых коммуникативных умений;

    - методы и приемы введения новой информации;

    - последовательность введения материала и формирования необходимых умений;

    - разработать систему занятий, направленных на формирование коммуникативных умений, которые необходимы для реализации бесконфликтного любовного общения;

  • отобрать наиболее эффективные средства обучения;
  • проверить на практике эффективность предлагаемой системы обучения.
  1. Разрабатывая исходные положения экспериментальной методики, мы опирались на достижения современной психологической, педагогической, лингвистической наук, а также учитывали данные, полученные при проведении констатирующего эксперимента.

     Представляем  исходные положения разработанной системы обучения студентов-филологов жанрам бесконфликтного любовного общения.

     1) Психологической и психолингвистической основой создания методики опытного обучения стали:

  • понятие о любви как психологическом и коммуникативном феномене;
  • понятие о любовном конфликте и его причинах (психологических и коммуникативных);
  • учет того, что студенты имеют представление о тактиках поведения в конфликте.

     2) Литературоведческой  основой методики опытного обучения являются произведения классической и современной литературы: Бунин И. А. «Чистый понедельник», «Пароход «Саратов», «Галя Ганская», «Таня»; Гоголь Н. В. «Ночь перед Рождеством»; Горький М. «Макар Чудра»; Куприн А. И. «Олеся»; Леконт В. «Свадебный «подарок»; Островский А. Н.  «Гроза»;  Павленко Г. «Большие мелочи любви»; Разумовская Л. «Счастье»; Толстой Л. Н. «Анна Каренина»; Тургенев И. С. «Ася», «Отцы и дети»; Чехов А.П. «Супруга», «Попрыгунья».

     3) При организации опытного обучения мы учитывали, что студенты уже имеют определённый опыт разрешения любовных конфликтов. Мы, в ход экспериментального обучения, постарались включить сведения о жанровых особенностях конструктивных жанров и приемах бесконфликтного любовного общения, что позволит студентам по возможности  предотвращать любовные конфликты, а также эффективно их разрешать.

     4) Экспериментальная программа должна органично включаться в учебный процесс с учетом других действующих программ вузовской подготовки студентов.

     Созданная программа опытного обучения имеет  следующие особенности:

  • В ней реализуются общедидактические принципы обучения: принцип научности, преемственности, систематичности и последовательности обучения, принцип связи теории с практикой и др.
  • Учитываются особенности мыслительной деятельности студентов педагогического вуза: развитое абстрактное мышление, умение систематизировать, отбирать необходимую информацию и др. Программа направлена на развитие этих способностей.
  • Программа носит интегративный и междисциплинарный  характер. Она направлена на развитие общекоммуникативных умений студентов с опорой на их литературоведческие, лингвистические и психологические знания.

     5) В программу эксперимента  входят следующие  группы коммуникативных заданий:

     а) задания аналитического характера, требующие углубленного, содержательного анализа образцов, представляющих собой примеры любовных конфликтов, например, задания, связанные с анализом видеофрагмента и установлением причины конфликта, анализом тактик поведения, которые использовали герои, определением тех речевых жанров (их уместности, цели), к которым прибегали герои в ходе конфликта;

     б) задания аналитико-конструктивного характера, предполагающие воссоздание части высказывания или трансформацию деструктивного жанра в конструктивный в предложенной ситуации любовного общения;

       в) творческие задания, которые требуют создания своего высказывания, например, на основе заданной ситуации любовного конфликта выйти из нее с помощью использования конструктивных тактик и определенных речевых жанров. 

     Место заданий разных групп определяется в программе опытного обучения с учетом необходимости постоянной актуализации знаний и закрепления ранее сформированных умений.

     6) Для опытного обучения были отобраны следующие дидактические материалы: фрагмент из кинофильма «Служебный роман» (ситуация любовного конфликта между Калугиной и Новосельцевым, который разворачивается в конце фильма), фрагмент из кинофильма «Жестокий романс» (ситуация любовного конфликта между Ларисой и Паратовым после приезда Паратова в город) и фрагмент из кинофильма «Жестокий романс» (ситуация любовного конфликта между Паратовым и Ларисой, который произошел на теплоходе «Ласточка», когда Сергей Сергеевич признался, что обручен); образцы любовных конфликтов из произведений художественной литературы.

     При отборе дидактического материала мы учитывали следующее: его методическую целесообразность; доступность содержания текстов; наглядность и достоверность; жанровое своеобразие любовных конфликтов. Мы намеренно брали образцы как современные, так и несовременные, чтобы выяснить, как со временем трансформировался любовный конфликт (или, наоборот, не изменился) – на уровне причин, тактик поведения, жанров и т.д. 

     Отобранные  и подготовленные средства обучения: слайды и стенограммы видеофрагментов представлены в Приложениях 3, 4, а тексты-образцы в содержании хода занятий.

     Формирующий эксперимент проводился с группами студентов 3 курса очного обучения факультета русского языка и литературы Кузбасской государственной педагогической академии. Выбор этих студентов был сделан по следующим причинам:

    - во-первых, они владеют базовыми знаниями в области психологии, конфликтологии, языкознания и жанрологии и опорными коммуникативными умениями (прогнозировать возможное развитие речевой ситуации; учитывать адреса высказывания, определять свой коммуникативный статус и статус собеседника; строить высказывание в заданных коммуникативных условиях; распознавать интенцию собеседника и добиваться достижения собственного коммуникативного намерения и т.д.), важными для введения и использования конструктивных речевых жанров;

Информация о работе Риторика любовных конфликтов