Риторика конца ХIХ, ХХ века

Дата добавления: 26 Декабря 2011 в 18:23
Автор: z****************@mail.ru
Тип работы: реферат
Скачать полностью (20.55 Кб)
Работа содержит 1 файл
Скачать  Открыть 

Российская риторика ХХ и 19 века.docx

  —  23.11 Кб

Министерство  образования и науки Российской федерации.

Федеральное государственное бюджетное образовательное  учреждение

Высшего профессионального  образования

«Владимирский государственный университет имени

Александра  Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых»

(ВлГУ) 
 

Кафедра журналистики. 
 

Реферат по дисциплине « Русский  язык и культура речи»

На тему «  Риторика конца ХIХ, ХХ века» 
 

Выполнил: студент  группы

                          

                                                           Проверил:

                          

                            
 
 
 

Владимир 2011

Содержание

  1. Русская риторика IXX, XX века
  2. Современная школьная риторика в России
  3. Риторика ХХ века в Европе. 

    Русская риторика IXX, XX века

    Широкую известность в России получили многократно  переизданные курсы риторики А.Ф. Мерзлякова (1809-1828), Н. . Кошанского (1829-1850),   К.Зеяенецкого (1846-1852) и др. Исследователи считают первую половину 19 века временем расцвета русской риторики.

    Русская риторика конца 18 – начала 19 века имела  традиционную трехчастную структуру  – изобретение, расположение, выражение  – и рассматривала классический набор предметов риторики: общие  места, учение о страстях, периоды, тропы, фигуры и т.п.

    Характерной особенностью русской риторики, отличавшей ее от всех других риторик, было деление  ее на общую и частную. Общая риторика рассматривала общие законы речи, а частная описывала прозу, ее виды и разновидности. Эта традиция русской риторики шла от М.В. Ломоносова и продолжена выдающимися русскими филологами Я.В. Толмачевым, Н.Ф. Кошанским, М.М. Сперанским, К.П. Зеленецким и многими другими.

    Во  второй половине 19 века начинается постепенный  упадок риторики как науки о прозе (деловой, научной, ораторской). Центром  внимания филологической мысли становится изучение художественной прозы и  поэтических форм речи.

    В системе образования появляется новый предмет, получивший название «Теория словесности». Под этим названием  выходили школьные нормативные руководства  с 70-х годов 19 в. до 20-х годов 20 в. Содержание этих руководств показывает, что обучение филологии в школе постепенно все более ориентируется на исключительное изучение фольклора и художественной литературы. Если в ранние руководства  по теории словесности включается изучение прозаических форм речи, таких как  документы, «научная проза», то в поздних  руководствах, таких как руководство  Д.И. Овсянико-Куликовского, все внимание отдается художественной речи».

    Новая учебная дисциплина взяла из риторики ряд понятий и даже целых разделов, например, учение о композиции, о  стилях речи, о фигурах стиля. Но традиционная трехчастная схема  риторики нарушается. Многие вопросы, связанные с изложением изобретения, расположения и выражения, опускаются. Таким образом, как самостоятельная  учебная дисциплина риторика ко второй половине 19 века оказалась утраченной.

    Дальнейшее  развитие курса теории словесности  приводит к окончательному исчезновению из него правил риторики и самого термина  риторика. Система правил искусства  речи была окончательно заменена понятиями  художественной стилистики, поэтики  и эстетики. Задачей курса теории словесности в первой четверти 20 века становится формирование массового  читателя художественной литературы. Теория словесности как курс, обучающий  искусству речи, была разрушена, а  затем и исключена из состава  учебных дисциплин. Наследником  теории словесности по существу становится стилистика, которая разрабатывала  учение о видах языка и стиля. Наиболее крупными представителями  этого направления филологической науки были С.Н. Обнорский, Л.П. Якубинский, В.В. Виноградов, П.А, Ларин, Л.В. Щерба и др.

    После 1917 года делаются попытки возродить  риторику как науку об ораторском искусстве, как учение о прозе. В 1918 году в Петрограде был создан «Институт живого слова». Выступая на открытии этого института, А.В. Луначарский  говорил: Нужно вернуть человеку его живое слово. «Человек, который  умеет говорить, то есть который  умеет в максимальной степени  передать свои переживания ближнему, убедить его, если нужно выдвинуть аргументы или рассеять его предрассудки и заблуждения, наконец, повлиять непосредственно на весь его организм путем возбуждения в нем соответственно чувств, этот человек обладает в полной мере речью».

    В 1919 году ораторское искусство начали преподавать в Коммунистическом университете им. Я.М. Свердлова, а затем  в созданном в Ленинграде Институте  им. Володарского. В Московском университете и других вузах страны читался  курс риторики.

    В первые годы советской власти издано немало литературы по вопросам ораторского  искусства. Авторы делали попытку осмыслить  практику революционных ораторов, давали практические советы и рекомендации начинающим агитаторам. Впервые была описана пропагандистская речь.

    Дальнейшее  развитие нашего государства, укрепление тоталитарного режима, административно-командной  системы управления, массовые репрессии  привели к свертыванию различных  форм публичной речи и значительно  снизили интерес к научным  разработкам в области ораторского  искусства. В 50-60 годы ученые в основном занимались проблемами культуры речи. Все это привело к существенному отставанию в развитии риторики в нашей стране по сравнению с такими странами как США, Япония, Франция, в которых велась большая исследовательская работа в области ораторского искусства, речевого воздействия, словесной культуры, пропагандистского убеждения т. п.

    Общественный  и научный интерес к проблемам  ораторского искусства в нашей  стране вновь возродился в 70-х годах  в связи с запросами и требованиями устной агитации и пропаганды, особенно лекционной пропаганды. Ораторскому  искусству начали обучать в некоторых  вузах страны.

    Огромная  заслуга в привлечении общественного  внимания к теоретическим и практическим проблемам ораторского искусства  принадлежит Всесоюзной организации  общества «Знание». Она стала инициатором  и организатором ежегодных научно-практических конференций по вопросам ораторского  искусства и лекторского мастерства. Были открыты многочисленные школы  молодого лектора, университеты лекторского  мастерства, постоянно действующие  семинары для лекторов, агитаторов, пропагандистов.

    Стала разворачиваться исследовательская  работа в области ораторского  искусства. Появилось значительное количество диссертаций, опубликована многочисленная научная и методическая литература. Развитие риторической теории в современных условиях происходит на стыке целого ряда наук: философии, логики, психологии, языкознания, теории речевой деятельности, теории массовой коммуникации, социологии и т.д. Поэтому  проблемами ораторского искусства  занимаются специалисты разных областей знания.

    Современная школьная риторика в  России

    В современной России риторика является учебным предметом в школе. В  частности, концепция школьной риторики как учебного предмета реализована  в учебных пособиях для 1-11 классов  Т. А. Ладыженской. Основная цель школьной риторики — обучение успешному общению. В содержание школьной риторики включаются:

    понятийная  основа (коммуникативная ситуация, виды общения, речевые жанры, их структурные  и стилевые особенности и т. д.)

    инструментальные  знания о способах деятельности (типа инструкций, практических рекомендаций и т. д.);

    умения  общаться (анализировать и оценивать  общение, реализовывать речевой  жанр в соответствии с ситуацией  общения, в том числе с коммуникативной  задачей, характеристиками адресата и  т. д.);

    нравственно-риторические идеи (ответственность за произнесенное  слово, важность владения словом в современном  мире и т. д.).

    Риторика  ХХ века в Европе.

    Во  второй половине XX в. появился новый  термин – «неориторика», который обосновал профессор Брюссельского университета X. Перельман. Ее современная проблематика разрабатывается на стыке лингвистики, теории литературы, логики, философии, психологии. В работе «Трактат об аргументации: новая риторика», написанной в соавторстве с Л. Ольбрехтс-Титека, он подчеркивал, что положения устной речи или текста можно аргументировать не только математически, логически или эмпирически, но и с помощью средств, которые не обладают доказательной силой, но ориентированы на то, чтобы убедить в правоте высказанного тезиса. Это, по его мнению, игровые способы и средства, этические понятия и обращения к морали, различные способы рассудительности. Традиционная или классическая риторика дополнялась ставшими актуальными в XX в. новыми средствами убеждения и обоснования речи.

    Причем  характерно, что новая риторика приобрела  определенные национальные оттенки. В  США это риторическая критика  и риторическая методология. В Италии неориторика развивается в рамках литературной критики. В Бельгии сложились два направления неориторики: аргументированная риторика (X.Перельман, С. Тулмин и др.) и общая риторика (Ж. Дюбуа и др.).

    Общая риторика представлена «группой мю»  из Льежского университета. Название группы ее члены определяют от первой буквы греческого слова «метафора», самой замечательной, как они считают, из тропов и фигур риторики. Наиболее известны их книги «Общая риторика» и «Риторика поэзии». В работе «Риторика поэзии» они так определяют риторику:

    Риторика  – это дисциплина, изучающая приемы речевой деятельности, которые характеризуют, среди прочих дискурсов, литературный дискурс

    Во  Франции разработки в области  неориторики связываются с деятельностью Р. Барта. Наибольшее развитие получила так называемая метариторшса, которая занимается общей теорией риторики и интерпретацией ее понятий.

    Таким образом, после появления неориторики принято считать, что термин «риторика» имеет следующие смыслы:

    1)  комплексная дисциплина, изучающая  ораторское искусство;

    2)  наука об убеждающей коммуникации. При этом объектом риторики  являются любые разновидности  речевой коммуникации, которые рассматриваются  через призму осуществления заранее  выбираемого воздействия на получателя  сообщения;

    3) наука о порождении высказываний. Данная трактовка риторики принадлежит  современному итальянскому специалисту  в области семантики Умберто Эко, автору романа «Имя розы». Он считает, что такое понимание открывает перед теорией красноречия новые перспективы.

    Следовательно, развитие теории культуры за рубежом  вызвало пристальный интерес  к идеям и методам, которые  ранее разрабатывались 

 

    Список  литературы

1.Лихачев Д.  С. О речевой культуре // Слово  лектора. - 1989. - № 4. 
2.Ширяев Е. Н. Что такое культура речи // Русская речь. - 1991. - № 4. 
3.Далецкий Ч. Практикум по риторике. - М. , 1996. 
4.Абрамов Н. Искусство разговаривать// Русская речь. - 1991. - № 4. 
 

    риторикой – наукой о красноречии.

Описание работы
Русская риторика конца 18 – начала 19 века имела традиционную трехчастную структуру – изобретение, расположение, выражение – и рассматривала классический набор предметов риторики: общие места, учение о страстях, периоды, тропы, фигуры и т.п.
Содержание
Русская риторика IXX, XX века
Современная школьная риторика в России
Риторика ХХ века в Европе.