Риторика Аристотеля

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2012 в 18:27, реферат

Описание работы

Греция IV в. дала плеяду блестящих ораторов. Начало культивирования устного слова было положено софистами, которые, будучи сами выдающимися мастерами красноречия, обучали и других этому искусству. Они основали школы, где за плату каждый желающий мог узнать правила построения речи, надлежащей манеры ее произнесения, эффектной подачи материала. В Афинах, центре культурной жизни Эллады, все видные политические деятели были превосходными ораторами.

Содержание

1. Краткая история доаристотелевской риторики. Ораторское искусство Греции IV века
2. "Риторика" Аристотеля
3. Заключение
4. Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

риторика.doc

— 66.00 Кб (Скачать)

Особое внимание автор "Риторики" обращает на различие между энтимемами двух видов: диалектическими  и риторическими, в которых посылки  имеют общий, универсальный характер, с одной стороны, и с другой, энтимемами частного характера. 

    Для характеристики первых Аристотель использует понятие топа, или общего места. "В них, - пишет он, - мы говорим общими местами, топами". В энтимемах частного характера посылками служат суждения, относящиеся к отдельным видам явлений и конкретных событий. Хотя знание последних способствует лучшему пониманию конкретных, специальных наук, тем не менее знание топов и основанных на них силлогизмов позволяет, во-первых, выявить связь между общим и частным, во-вторых, умело их использовать в качестве общепризнанных средств убеждения.  

Такова в общих чертах аристотелевская концепция риторики, опирающаяся скорее на логику, чем  на философию и диалектический метод  в сократовско-платоновском понимании  этого термина. В отличие от Платона  диалектика для Аристотеля означает анализ всех несиллогистических форм рассуждения, в частности аналогии и индукции.  

    Убедительность речей в огромной степени зависит от эмоциональной природы людей или, как говорит Аристотель, от их страстей. Под влиянием страстей возникает или исчезает доверие людей, с ними же связано изменение их решений по различным вопросам, чувство удовольствия и неудовольствия, выражающееся в гневе, сострадании, страхе и т. п. Поскольку именно страсти часто оказывают решающее влияние на поведение людей, то Аристотель всю вторую часть своей "Риторики" посвящает скрупулезному исследованию различного рода страстей, а самое главное тому, как оратор должен воспользоваться ими для достижения своей цели. 

     С эмоциональной стороной речей тесно связан их стиль. Чтобы речь произвела должное впечатление, стиль должен быть полон чувства, отражать характер и соответствовать истинному положению вещей. Поэтому о вещах, вызывающих презрение и негодование, советует великий грек, необходимо "говорить языком гневающимся, о вещах похвальных с восхищением, а о вещах, возбуждающих смирение и сострадание, - языком смиренным". Другими словами, истинное положение вещей диктует соответствующий стиль речи. 

Заключение. 

       В аристотелевских сочинениях нашли отражение все важнейшие принципы, на которых основывается доказательность, эмоционально-психологическая и стилистическая адекватность публичной речи. Можно с полной уверенностью сказать, что "Риторика" Аристотеля представляет собой наиболее глубокое и систематическое исследование важнейших проблем ораторского искусства, в особенности тех, которые связаны с аргументацией.  

       Именно на этой основе в античном мире сформировалась аристотелевская традиция, которая, в отличие от платоновской, переносит центр тяжести с диалога на публичную речь, будь то выступление на форуме, народном собрании, в судебном заседании и т. п. В связи с этим значительно расширились и обогатились приемы и методы аргументации, а вместе с ними и возможности самой риторики.

      Можно поэтому сказать, что Аристотель заложил фундамент риторической системы, которая получила название классической, и которая на протяжении свыше двух с половиной тысячелетий принималась в качестве образца для обучения искусству публичной речи. Более того, идеи Аристотеля послужили основой для возникновения одного из современных направлений в теории аргументации, которое его родоначальник бельгийский философ Х. Перельман назвал "Новой риторикой". Это свидетельствует о том, что аристотелевская риторика ориентировалась прежде всего на логические принципы убеждения, что придавало ей прочные, надежные основания и обеспечивало стройность и последовательность в процессе аргументации. 

 

 

 

 

 

 

 

                               Список литературы. 

1.  Античные риторики. М., 1978. Античные теории языка и стиля. СПб., 1996.  

2.  Аристотель. Соч. в 4 - х т. М., 1976.  

3.  Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М., 1979.  

4.  Лосев А. Ф. История античной эстетики. Аристотель и поздняя классика. М., 1976. 

5.  Аристотель. Риторика. Кн.III//Аверинцев С.С. риторика и истоки европейской литературной традиции. М., 1996 

6.  Аристотель и античная литература. М., 1978 

7.  Брынская О.П. систематизация основных понятий риторики, данных в трактате Аристотеля "Риторика". М., 1987 




Информация о работе Риторика Аристотеля