Речевое событие

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 18:47, реферат

Описание работы

Цель данной работы: проанализировать с помощью метода научного анализа.
Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи: рассмотреть и проанализировать основные понятия и идеи, с помощью которых современные лингвисты описывают речевое поведение человека, определить, каким образом эти понятия используются новой риторикой наряду с традициями классической риторики, проанализировать формулировку основных законов и принципов общей современной риторики.

Содержание

1.Введение
2. Речевое событие
2.1 Важнейшие составляющие речевого события
2.2 Дискурс
2.3 Речевая ситуация
3. Структура речевой ситуации
3.1 Участники речевой ситуации
3.2 Цели речи в процессе речевого общения
4. Как совершать поступки с помощью слов: речевое действие (речевой акт)
5.Заключение

Работа содержит 1 файл

речевой поступок.docx

— 30.90 Кб (Скачать)

Современная лингвопрагматика и риторика считают целью говорящего тот результат, который он, сознательно или неосознанно, хочет получить от своей речи. Подводя итог всего вышесказанного, важно сказать, что речевые намерения (цели) участников общения – важный элемент структуры речевой ситуации.

2.3 Условия и  обстоятельства речевой ситуации

Завершающим этапом описания структуры речевой ситуации послужит рассмотрение её условий и обстоятельств. Они определяют её, но не имеют прямого  отношения к «действующим лицам», т.е. участникам речевого взаимодействия. Вспомним так называемые «ремарки»  в драматургических произведениях, с помощью которых авторы описывают  место действия, время. Чтобы описать  и представить речевую ситуацию, конечно же, не обязательно описывать  её до мельчайших подробностей, необходимы только те условия и обстоятельства, которые действительно важны  для нее, существенны. К примеру, имеет ли важность время произнесения вашей речи? Естественно, так как  суточный ритм активности человека влияет на его внимание и способность  восприятия. Предположим, если часы вашего выступления придутся на период, когда  любой слушатель склонен «клевать носом», то придется применить специальные  средства, чтобы оживить публику  и её внимание. Эти факты нужно  обязательно учитывать при представлении  речевой ситуации предстоящего публичного выступления. Так же большое значение на исход речевого общения имеет  настроение адресата. Нужно уметь  определять в какой момент лучше  всего воплощать свои цели в жизнь  с помощью языкового воздействия.

 

3. Как совершать  поступки с помощью слов: речевое  действие (речевой акт) 

Из предыдущих глав нам  известно, что человек произносит какое-нибудь высказывание не просто так, он поступает так, потому что желает получить некий результат. Это означает, что говоря, мы действуем, т.е. совершаем  поступок. Таким образом, с помощью  слов можно управлять поведением людей; отношение знака языка (слова) к человеку и изучает прагматика. Отношение языкового знака к внеязыковому миру изучает семантика, отношения между знаками внутри языка – синтаксис, а отношение знаков к использующему их человеку – прагматика. Лингвопрагматика возникла благодаря научной деятельности Дж. Остина, Дж. Р. Сёрла, Х. Грайса и других лингвистов в 60–70-е годы XX века. Главным постулатом лингвопрагматики можно считать утверждение известнейшего лингвиста и философа языка Джона Остина: «Слово есть дело». То есть, произнося высказывание, мы совершаем определенное действие, направленное на адресата. Это действие, определяемое целью говорящего, и называется в неориторике и прагматике «речевой акт», «речевой поступок», «речевое действие». Все эти термины являются синонимами.

Еще одним моментом, являются слова-перформативы - это такие слова и выражения, которые, будучи произнесенными в реальной речевой ситуации, сами по себе являются поступками. Таковы, например, глаголы: просить, обещать, благодарить, поздравлять и подобные. Когда мы говорим «благодарю вас», мы самой этой фразой производим действие, совершаем поступок, выражаем благодарность. «Обещаю тебе принести книгу» – речевой акт «обещание». «Поздравляю» произносим мы и совершаем таким образом ритуал поздравления – тоже поступок, речевой акт. Но речевые поступки вовсе не всегда требуют определенных, специальных, словарных средств. Возьмем слова – предложения «да» и «нет». Представим церемонию бракосочетания. Люди, произнесшие в этом речевом событии «да», тоже совершают, таким образом, конкретное действие, поступок, который надолго определит их судьбу, – вступают в брак. Таким образом, в громадном большинстве жизненных коллизий – в повседневном общении, в профессиональной деятельности – речь, не будучи столь очевидно действенной, все же всегда может быть понята как поступок. Именно так и учит понимать речь риторика, древняя и новая.  «Сила словесного воздействия может быть незаметна, но она всегда велика».

Заключение

В данной своей работе я рассмотрела все основные понятия и идеи, с помощью которых современные лингвисты описывают речевое поведение человека:

1)  Речевое событие;

2)  Дискурс;

3)  Речевая ситуация;

4)  Структура речевой ситуации;

5)  Участники и отношения между ними в речевой ситуации;

6)  Цели речи в процессе речевого общения;

7)  Условия и обстоятельства речевой ситуации;

8)  Речевой акт.

Речевое событие – это  основная единица речевой коммуникации, некое законченное целое со своей  формой, структурой, границами.

Дискурс – это живая речь, произносимая в процессе развертывания речевого события.

Речевая ситуация – это  условия, обстановку, в которой происходит речевое общение между участниками, включая самих участников, которые  существенно влияют на речевое событие.

Структура речевой ситуации включает в себя следующие компоненты: участники речевого взаимодействия, отношения между этими участниками, цели речи в процессе речевого общения, условия и обстоятельства речевой  ситуации.

Речевой акт – это минимальная  единица речевой деятельности, выделяемая и изучаемая в теории речевых  актов – учении, являющемся важнейшей  составной частью лингвистической  прагматики. Действие, определяемое целью  говорящего.

Кроме того, мы выяснили, каким  образом эти понятия используются новой риторикой наряду с традициями риторики классической. Знание теоретических  аспектов риторики очень важно в  наши дни, так как можно применять  его на практике. Эти аспекты помогают нам понять основы речевого поведения  людей в процессе общения, учат анализировать  его, контролировать собственное речевое  поведение и дают понять, как можно  сделать его более эффективным.

Таким образом, из всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что значение изучения риторики сегодня  огромно. Если человек сформировал  в себе такие личностные качества, как активность, коммуникабельность, умение не теряться в сложных ситуациях  общения, еще и отлично владеет  языковыми средствами, – он достигнет  успеха, уважения, а возможно – и  известности.

 

 

Список использованной литературы

1.  Михальская, А.К. Лингвопрагматика и риторика ХХ века // Психолингвистика в очерках и извлечениях: Хрестоматия. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – С. 433-446.

2.  Михальская, А.К. Риторика и речевое поведение // Основы риторики. 10-11 кл.: Учеб. для общеобразоват. Учреждений. – 2-е изд., с измен. – М.: Дрофа, 2001. – С. 50-68.

3. http://www.bestreferat.ru/referat-208635.html

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

1.Введение

2. Речевое событие

2.1 Важнейшие составляющие речевого события

2.2 Дискурс

2.3 Речевая ситуация

3. Структура речевой ситуации

3.1 Участники речевой ситуации

3.2 Цели речи в процессе  речевого общения

4. Как совершать поступки  с помощью слов: речевое действие (речевой акт)

5.Заключение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Министерство  образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего  профессионального образования

Казанский национальный исследовательский технологический  университет

Институт  управления, экономики и социальных технологий

 

 

 

 

 

 

Реферат на тему:

«Что такое речевой поступок»

 

 

 

 

                                                                                                          Выполнила :студентка гр.3101-111

                                                                                                               Лещова Л.А.

                                                                                                           Проверила: Старший преподаватель

                                                                                                            Гарифуллина Н.К.

 

 

 

 

 

Казань, 2012

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Речевое событие