Развитие риторики в Древнем Риме. Подготовка к выступлению

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2011 в 00:27, контрольная работа

Описание работы

Рим, которому предстояло объединить античный мир в одной великой империи с единой культурой, поначалу ничем не обнаруживал признаков своего будущего величия. Несмотря на то, что в доисторические времена Апеннинский полуостров был относительно плотно населен, место будущего Рима и прилегающая территория до начала 1 тыс. до н.э. пустовали. Люди не могли здесь жить и заниматься земледелием из-за вулканической активности и мощных пластов вулканического пепла, покрывавшего землю.

Работа содержит 1 файл

Риторик.doc

— 123.50 Кб (Скачать)

        Перифразис — своего рода ярлык,  нечто вроде товарной марки.  Эта его функция особенно ярко  проявляется в так называемых  перифрастических определениях. Такие определения чрезвычайно охотно используют в рекламных девизах (слоганах). Например: "Твикс — сладкая парочка". Перифразис в свою очередь может основываться на других тропах: метафорах ("черное золото" об угле или нефти) и метонимиях ("трудовая копейка" о трудовых сбережениях).     

        Антифразис — употребление слова  в прямо противоположном значении  с соответствующей интонацией. Часто антифразис отождествляют с иронией, и он, в самом деле, является проявлением иронии, которая, однако, к нему не сводится, так как в иронической речи слова могут и не употребляться в прямо противоположном значении. Антифразис — концентрированное, точечное применение иронии, когда штраф называют подарком, скупость — щедростью.     

        Гипербола выглядит достаточно  экспрессивно: Самым разумным было бы сжечь всю нефть или забросать ее плутонием, закатать сверху цементом (Я. Ростовский). Однако злоупотреблять гиперболами (насыщать ими текст) не стоит. Это относится и к рекламным текстам, которые для возвращения потребительского доверия нуждаются скорей в деинтенсификации (см. ниже).     

        Все тропы основаны на сопоставлении  двух представлений (стекло и  вода, город и его население, "град Петров" и "Петербург", хорошее и плохое дело), лишь одно из которых реализовано в речи.     

        В группу тропов входят и  грамматические тропы (так называемые аллеотеты), основанные на использовании грамматической формы в несвойственном ей значении, например, риторический вопрос, когда форма вопроса выражает утверждение.     

        Вопрос в риторике применяется  довольно активно, вследствие  чего любой вопрос в публицистической речи часто называют риторическим. В действительности же можно выделить два вида вопросов: гипофору, когда вопрос обращен к самому оратору и он на него отвечает, и собственно риторический вопрос, когда ответ на вопрос не предполагается. Вот пассаж из журнальной статьи на экономическую тему, где встречаются оба вида вопросов: О чем это говорит? Либо о том, что Чубайс (Немцов?) не имел возможности выступить с публичным заявлением такого рода (в силу потери авторитета), либо о том, что он не имел ничего против оскорбившего инвесторов закона. ... Следовательно, есть о чем призадуматься иностранным инвесторам: известный реформатор, "архитектор реформ", не смог ничего предпринять против принятия закона. Как же теперь поверить такой стране? (Деловой еженедельник "Компания", 1998, N 18). Первый вопрос — гипофора. Им открывается абзац, и это характерная для гипофоры позиция. Последний вопрос — риторический. Им рассуждение заканчивается, и это также характерная позиция.

      Амплификации      

        Амплификация подобна тропу, но здесь в речи представлены оба сопоставимых компонента (применительно к нашим примерам, иллюстрирующим тропы, это: стекло и вода, город и его население и т.п.).     

        Наиболее известный случай амплификации  — сравнение (вода как стекло).     

        Плеоназм — избыточность выражения:  Главная цель здесь — создание  конкуренции, конкурентоспособных предприятий (С. Креппель). Плеоназм здесь довольно умеренный, и именно это делает его эффективным — останавливает внимание на идее конкуренции. Злоупотреблять плеоназмом не следует.     

        Ряд амплификаций связан с  контрастом.     

        Антитеза — высказывание, содержащее  некоторое противопоставление: Вертикальные  отношения слабели, а горизонтальные становились все более и более сильными (В. Найшуль). Антитеза часто функционирует глобально, организуя вокруг себя весь текст. Иногда противопоставление проводится в пределах одной лексемы. Такая антитеза называется дистинкцией: То есть выборы и демократия — это не одно и то же. Есть выборы и есть выборы. (В.Рыжков).     

        Коррекция — конструкция, в  которой ставится под сомнение  только что утвержденное, а затем  утверждается с большей силой:  Значит, алкогольная зависимость  непобедима? Нет! Сегодня российской  гомеопатической ассоциацией создан  и опробован в лучших клиниках России эффективный препарат "САНАС", устраняющий патологическую тягу к алкоголю. (рекламный текст).     

        Градация — расположение частей  высказывания в порядке нарастания  или убывания какого-либо признака. Чаще это не столько смысловое, сколько стилистико-интонационное нарастание: Мне кажется, что ситуация как раз противоположная: отсутствие именно тесной связи политики и экономики, в результате чего наши политические деятели не слышали, не чувствовали, не знали, что нужно экономике, и привело к непоследовательности, шараханьям и задержке в проведении реформ, то есть к мучительному переходу к рыночной экономике в России (С. Потапов). Градация здесь — "не слышали, не чувствовали, не знали", а также "к непоследовательности, шараханьям и задержке". Реже используется градация в рекламном тексте: Колготки, много колготок, ну очень много ажурных колготок.

      Неспециальные средства усиления изобразительности      

        Кроме специальных средств усиления  изобразительности (словесных фигур,  тропов и амплификаций), существуют и неспециальные средства усиления изобразительности, изучением которых занимается экспрессивная стилистика. Это атрибуция, гипонимизация и экспрессивная синонимия (Хазагеров, Ширина, 1994).     

        Атрибуция — это конкретизация  речи с помощью определений  и обстоятельств. Ср.: дом и кирпичный дом.     

        Гипонимизация — это замена  общего названия частным. Ср.: здание и коттедж.     

        Экспрессивная синонимия — это  замена нейтрального слова более  экспрессивным синонимом. Ср.: высококлассный и элитный.     

        В следующем отрывке из рекламного текста можно найти все эти средства: Все уже сложено в новенький портфель: пенал с вкусно пахнущим ластиком, красивые тетради в глянцевых обложках, книги с ароматом типографской краски и склеенными страницами. Атрибуция достигается здесь с помощью определений "новенький", "красивый", "глянцевый", "типографский", "склеенный" и обстоятельства "вкусно". Экспрессивная синонимия проявляется в выборе слов "аромат", "новенький" (ср. "новый"). Но основой всего текста, дающей возможность применить экспрессивную синонимию и атрибуцию, является именно гипонимизация. Исключив гипонимизацию, мы получили бы следующую фразу: Школьные принадлежности сложены в новый портфель.

      6. Изобразительные средства и доводы      

        Изобразительной стороне ораторской речи принадлежит важнейшая, основополагающая роль. Жан-Жак Руссо утверждал, что "...самые убедительные речи, бесспорно, те, где заключено больше всего образов." Это значит, что сила аргументированности речи непосредственно зависит от ее изобразительности. Аудитория верит оратору благодаря тому, что свои доводы он подкрепляет образностью, изображая обсуждаемые предметы внешнего мира и свой внутренний настрой.     

        Сфера естественных доказательств,  когда, в частности, используются  ссылки на очевидцев (ими могут быть и сами убеждаемые), нуждается в ярких картинах внешней ситуации. В таком случае целесообразно использовать такие изобразительные средства, как атрибутизация, гипонимизация, синонимизация, а также тропы и амплификации – метафоры, метонимии, сравнения. Первая группа средств дает яркую, но очевидную и легко наблюдаемую картину мира. Тропы же способствуют изображению более тонких подробностей и деталей, не столь очевидных и потому менее доступных наблюдению. Подкреплением естественных доказательств могут служить также и диаграмматические фигуры, способные изображать явления внешнего мира.     

        Логические доказательства тоже  делают необходимым широкое использование  средств, связанных с внешней  изобразительностью. Таковы, например, рассуждения по аналогии или индуктивные доводы, которые не являются абсолютными доказательствами, имея лишь вероятностный характер. Отсюда важность картин возможных внешних ситуаций. Силлогизмы же в большей степени потребуют от оратора таких изобразительных средств, которые смогут передать его внутренний настрой, ход его мыслей, смогут продемонстрировать концентрацию внимания.     

        Изображение окружающего мира  следует также использовать для  подкрепления доводов к пафосу  и к этосу. Так, с максимальной  изобразительностью перед аудиторией должны предстать предметы угрозы и обещания, объекты сопереживания и отвержения. К реализации этических доводов особо предрасположены развернутые сравнения, которые концентрируют и еще более утверждают мысль, разделяемую аудиторией.     

        Огромное значение для убеждающей  речи имеют фигуры, способные  изображать внутренний мир человека. Для того чтобы склонить аудиторию к необходимому решению, оратору необходимо "заразить" ее своими эмоциями. Уверенный эмоциональный настрой оратора, использующего этические или чувственные доводы, передается с помощью фигур прибавления – таких, как анафора,  кольцо,  геминация.     

        Нарастающую до очень высокой  степени уверенность могут передавать  тропы и амплификации, основанные на контрасте, – градация,  коррекция,  антитеза,  антифразис.     

        Неизменность оценок, последовательность  хода мыслей, сопровождающие логические  доводы, реализуютя с помощью таких фигур, как эпанод,  период,  зевгма. Бывают и такие случаи, когда оратору нужно временно скрыть от аудитории свою коммуникативную установку, изобразить неуверенность, растерянность и пр. В таком случае следует употреблять фигуры размещения и перестановки – парцелляцию,  парентезу,  инверсию.  

      Существует  и другая классификация средств  выразительности: 

      Дубитация - это ряд вопросов к воображаемому собеседнику, служащих для постановки проблемы и обоснования формы рассуждения, например: "Все чаще в средствах массовой информации публикуются социологические данные о популярности претендентов на высокую должность и прогнозы о вероятном победителе, Ни насколько надежны эти данные? Можно ли им доверять? Или эти только средство формирования общественного мнения, своеобразный способ пропаганды желанного кандидата? Эти вопросы носят как политический, так и научный характер".

      Дубитация - это и своего рода план дальнейшего  изложения, и способ установить контакт  с адресантом. Вопрос всегда обращен  к собеседнику и требует от него ответной реакции. Таким образом, высвечивание тех или иных граней проблемы происходит как бы на глазах у слушателя и при его участии. От этого убедительность вывода возрастает (если принял исходный тезис и не обнаружил нарушений логики в рассуждениях, то вывод безусловно верен).

      Дубитация является важным композиционным приемом: она выполняет роль зачина, который может находиться как перед, так и после краткого изложения сути дела. Благодаря своим интонационным особенностям дубитация формирует очень динамичное вступление.

      Объективизация - это вопрос, на который  оратор отвечает сам, например: "Какие претензии предъявляются к переселенцам? Утверждают, что они опустошают пенсионную кассу и поглощают основные средства, выделяемые на пособия по безработице".

      Объективизация - это языковое средство, служащее для  высвечивания отдельных сторон основного вопроса по мере развертывания текста. Фигуры этого типа располагаются главным образом в начале частей выступления. Фиксируют поворотные пункты мысли и продвигают рассуждение вперед. Смена утвердительной интонации на вопросительную позволяет оживить внимание слушателя, восстановить ослабший контакт с ним, внести разнообразие в монолог, создав иллюзию диалога.

      Объективизация - это отголосок сократического диалога.

      Противоположностью  объективизации является обсуждение – постановка вопроса с целью обсудить уже принятое авторитетными лицами решение или обнародованный вывод, например: "Людям, реально смотрящим на вещи, давно предложено позаботиться о себе самих. Какие маневры может предпринять обычный москвич?". Сначала - утверждение, затем - вопрос. Эта фигура замедляет рассуждение, как бы отбрасывает участников коммуникации назад, но она и учит сомневаться, перепроверять выводы авторитетных лиц. Решенная проблема на глазах у слушателя вновь превращается в проблему, что наводит на мысль о непродуманности принятого решения и не может не подрывать авторитета тех, кто его вынес.

      Риторический  вопрос - это экспрессивное  утверждение или  отрицание, например: "Станет ли связываться со Сбербанком человек, чьи сбережения в нем погорели?" [МК- 1996) = "Не станет связываться...". Риторический вопрос интонационно и структурно выделяется на фоне повествовательных предложений, что вносит в речь элемент неожиданности и тем самым усиливает ее выразительность. Некоторая театральность этого приема повышает стилистический статус текста, поднимает его над обыденной речью. Риторический вопрос нередко служит эффектным завершением, например: "Новые граждане к трудным условиям приспосабливаются лучше: в России научились. Чем это плохо для Германии?".  Открытый вопрос провоцирует слушателя на ответ. Высокая эмотивность вопроса вызывает столь же эмоциональную ответную реакцию.

Информация о работе Развитие риторики в Древнем Риме. Подготовка к выступлению