Работа над текстом описанием, в начальной школе

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 22:02, курсовая работа

Описание работы

В настоящее время общепризнана целесообразность изучения в начальных классах всех уровней языка в их взаимосвязи. Теоретической основой такого подхода есть положение о том, что язык – это целостная система, и осознанное овладение им как средством коммуникации возможно лишь при условии комплексного использования его лексического состава, знаний по грамматике (морфологии и синтаксису), словообразования, фонетики, орфоэпии, а в письменной речи – еще и по орфографии и пунктуации [6].

Содержание

Введение:…………………………………………………………………………3
Глава I Текст как дидактическая единица……………………………………..7
1.1. Текст основные признаки текста………………………………………….7
1.2. Принципы отбора текстов для младших школьников……………………8
1.3. Анализ требований ФГОС по формированию текстовых умений………10
Выводы по первой главе………………………………………………………. 12
Глава №2 Функционально-смысловой тип текста. Описания……………….13
Описание как тип текста…………………………………………………13
Методика работы над описанием на уроках русского языка………….14
-описание в учебниках по русскому языку…………………………….27
- - изложение описание
сочинение описание……………………………………………………27
……………………………………………………29
Выводы по второй главе………………………………………………………..30
Заключение:……………………………………………………………………..31
Библиографический список источников и литературы………………………32
Приложение:
Разработки уроков с УУД…………………………………………...1
Детские работы:
- изложение.
- сочинение.
3. Анализ детских работ

Работа содержит 1 файл

курсовая работа над текстом.docx

— 82.51 Кб (Скачать)

  На уроке по внеклассному чтению проводится подробная беседа о книге: кратко излагается сюжет, описываются главные действующие лица, прочитываются отдельные небольшие отрывки, анализируется идейное содержание произведения. Учащиеся говорят, что им особенно понравилось в книге, обосновывают свое мнение. К уроку обычно подготавливается небольшая выставка: портрет автора, иллюстрации. Детей следует ознакомить с несколькими образцами отзывов о прочитанных книгах, разобрать их.

  На следующем уроке составляется коллективный отзыв, обсуждается, обычно записывается на доске, редактируется, а затем переписывается в тетради с возможными дополнениями и изменениями. Отзыв о прочитанной книге – это свободное сочинение. Здесь была бы вредна какая- либо общая схема, невозможен единый образец. Детские отзывы разнообразны. Тем не менее можно выделить несколько типов, которые встречаются в школе. Самым простым, примитивным является пересказ содержания книги. Школьники не умеют еще давать оценку прочитанному. Ну а такой отзыв «полезен». Часто дети передают в своих отзывах не весь сюжет, а один эпизод, понравившийся им. Такой отзыв уже содержит простейшую оценку прочитанного: школьник выделяет из всего сюжета то, что, по его мнению, заслуживает наибольшего внимания.

 Во многих отзывах  дается элементарная характеристика  одного или нескольких героев  прочитанной книги, т.е. обыкновенно  рассказывается о том, какие  поступки, подвиги героев взволновали  читателя. В то же время дети  выказывают свое презрение к  врагам и предателям, возмущение  подлостью, трусостью, лживостью  отрицательных персонажей. В отзывах  такого типа читательские оценки  выражаются вполне ясно и определенно.  Наиболее развитые и начитанные дети пишут отзывы, в которых есть сравнение, сопоставление прочитанного с фактами, известными ученику из других книг и из жизни. Такие отзывы очень интересны. В них встречаются обобщения, а иногда и яркие образы. Наибольший интерес представляют отзывы, в которых речь идет не об одном, а о ряде произведений одного писателя или даже разных писателей (С. Маршака, А. Барто, С. Михалкова, А. Гайдара, Г. Скребицкого). Об одном произведении этого писателя говорится подробнее. Такие работы разнообразны, самостоятельны, в них отражается начитанность школьника, его умение обосновывать свое мнение, обобщать.  Во II классе тоже можно писать отзывы. Но во II классе нужно работать индивидуально, с хорошо развитыми детьми, так как фронтальная работа здесь еще трудна.

 

Сочинения миниатюры 

  Широкую популярность в школах приобрели сочинения малых форм, или миниатюры. К сочинениям – миниатюрам, которые проводятся в устной или письменной форме преимущественно на уроках грамматики, предъявляются все те же требования, что и к сочинениям крупных размеров. Однако подготовительная работа здесь занимает значительно меньше времени; длительные наблюдения не нужны, беседа очень короткая (всего 2-3 вопроса) или совсем отсутствует, план не составляется в письменной форме, меньше времени уделяется подготовке устного текста. Зато нередко добавляется грамматическое задание. Дети используют в сочинении – миниатюре изучаемые грамматические формы, активизируют их. Приведу пример такого сочинения:

                                         

                                             КОТЕНОК.

  Маленький котеночек ползал по полу. У него ушки остренькие, а сам он рыженький, глаза черненькие, точно бусинки.(16 слов; II класс)

 Написано при изучении  темы « Имя прилагательное»;  употреблено четыре прилагательных, они помогли изобразить котенка  живо и ярко.

 Систематическое выполнение  подобных сочинений создает непрерывность  в развитии связной речи, повышает  самостоятельность учащихся.

 

Описание  в учебниках по русскому языку

  Теоретические, базовые знания об основных функциональных типах текстов учащиеся получают в 3 классе на уроках русского языка. Следует отметить, что 3 класс является основным и с точки зрения формирования представления учащихся о многих уровнях языковой системы и их единицах.

В основном теория текста излагается достаточно подробно в учебнике для 3-го класса, содержащего к тому же большое количество разнообразных  упражнений по изучаемой теме [3].

 

В отличие от учебника для 2-го класса, в учебнике 3-го класса на изучение текста отводится уже 8 уроков, а основным функциональным типам  текстов посвящены отдельные  уроки [3].

Анализ учебников для  начальной школы показал разнообразные  приемы работы над текстами описание, повествование, рассуждение. Изучение основных типов текстов проводится в сравнительно-сопоставительном аспекте.

Структурно-семантические  особенности текстов определяют основные направления работы с текстами разного функционально-смыслового назначения. Названные типы текстов  изучаются в начальной школе  по-разному в зависимости от этапа  изучения данной темы. Так, в 2 классе у  учащихся на практике формируют представление  о текстах-описаниях без термина. Например, в учебнике по русскому языку  для 2-го класса [2] есть описания белки, осины, орешника, дуба [2, с. 162-170].

В 4 классе дети продолжают изучать  теорию текста и в разнообразных  упражнениях совершенствовать полученные умения. Это свидетельствует о  более углубленном изучении темы в последнем классе начальной  школы.

Таким образом, в начальной  школе текст изучается как  единица языка со свойственными  ему характерными особенностями  и как продукт речевой деятельности, созданный по законам, которые определяют его структуру и содержание.

-сочинение описание: проводить сочинения с элементами описания предметов, т.е. когда красиво, образно, эмоционально, словом, художественно описывается детьми какой-то предмет. В методике, в частности у М. Р .Львова , виды подобных работ имеют такое название: «образно-эмоциональное описание предмета».

 Сочинение описание  способствует развитию точности  в выборе слов, словосочетаний, предложений,  четкому оформлению собственных  мыслей. Ученики же, давая художественное  описание предмета, учатся наблюдать,  выделять его основные признаки, выделять по этим признакам  предмет среди других предметов.  Используются описания отдельных  предметов по непосредственным  и по прошлым наблюдениям. Элементы  эмоционального описания предмета включаются в сочинения постепенно. Они состоят на первых парах из 2-3 предложений. Чтобы учащиеся могли включать элементы описания в свои творческие работы, они под руководством учителя предварительно составляют короткие устные и письменные зарисовки (2-3 предложения) описательного характера хорошо знакомых предметов и явлений природы, внешности человека.[

 Начинается такая работа  уже с I класса, ибо в школу  приходят малыши с огромным  эмоциональным зарядом, воображением, удивленными глазами. Дети учатся  описывать березу, липу, цветок, листочек. Пока это небольшие устные  сообщения, эмоциональные рассказы.

 Приведу пример сочинения-описания  предмета «Веточка березы в  вазе». В начале урока можно  прочитать стихотворение С. Есенина  «Береза». Затем я ставлю в  вазу принесенную веточку березы. Предлагаю детям такие вопросы:» Какое впечатление произвела на вас эта веточка березы? Какое настроение она вызвала у вас? Какой вид придает веточка нашему классу, когда за окном еще снег, хотя и ярко светит апрельское солнце? Как появилась у нас эта чудесная веточка?»

  Цель такой беседы: подготовить учеников к сочинению с элементами образно-эмоционального описания. « Эта веточка принесла в наш класс радость. Так хочется поделиться с другими ребятами этой радостью, - говорю я. - Опишите эту веточку так, чтобы другие люди , прочитав сочинение, смогли увидеть то, что увидели сегодня вы, чтобы читающий пережил ту же радость, что и вы. Подумайте, как вы начнете»

 Здесь важно заметить, что начать свое сочинение  каждый ученик может по-своему  и интересно. Далее предлагается  детям внимательно рассмотреть  веточку (можно тихо подойти  к столу, где стоит веточка)  и описать ее. В течение 20-25 минут дети пишут сочинение:  «На столе учителя в классе  стоит зеленая веточка. За окном  снег, но уже ярко светит апрельское  солнце…»

  После написания сочинения проверяются работы учеников, исправляются орфографические ошибки. Оценки пока не ставятся. На следующем уроке.

 На следующем уроке провожу анализ сочинений. На столе стоит та же вазочка.

Цель этого урока: вызвать у ребенка потребность совершенствовать написанное, научить их этому. Обязательно читаю наиболее удачные отрывки из сочинений, кратко их комментирую. Затем работы раздаю учащимся. Обсуждаем названия: «Зеленая веточка», «Маленькая радость», «Гостья весны». Далее провожу анализ построения предложений с элементами описания. В первой части описания следовало назвать предмет, чтобы заинтересовать читателя. Дети читают и обсуждают эту часть своих сочинений. Во второй части описания, которая является основной, дети отмечают, какие стебелек, листья и сережки.

В конце анализа делаю  вывод: «Многие дети обратили внимание на стебелек, листья, сережки. НО вы заметили лишь то, что сразу бросается в  глаза, на что указывала я. Снова  рассмотрите веточку и ответьте, одинаковой ли величины листья, на которые  падает луч солнца; сколько листьев  не каждой веточке, какого цвета сережки, как можно более точно описать  их форму и оттенки желтого  цвета, чем отличается основной стебелек от своих ответвлений по цвету, размеру, форме.» Учащиеся получают задание на дом: еще раз описать веточку березы. Напоминаю детям, что они должны описать «нашу» веточку, поэтому надо стараться все время «видеть» ее перед собой. И обязательно передать свое настроение, отношение к веточке. В классе составляем альбом интересных работ.

 

 

-изложение описание

    Переходной ступенькой к изложению является свободный диктант. Он способствует развитию умения уловить ход мыслей автора, запомнить их последовательность, связь. Свободный диктант подготавливает учащихся к более сложному виду работы – изложению.

    Работа над изложением начинается с восстановления деформированного текста. В процессе этой работы дети понимают, что слова в предложениях связаны друг с другом по смыслу и грамматически, а предложения выражают законченную мысль и имеют границы.

    Требования к текстам, выбираемым для письменного изложения высоки.

  • Во-первых, темы изложений должны быть ценными как в воспитательном, так и в образовательном отношении, должны расширять познавательный опыт учащихся.
  • Во-вторых, тексты должны быть доступны и интересны детям, не перегружены новыми для них трудными словами и оборотами речи.
  • В-третьих, текст для изложения должен быть несложным по композиции.

    Изложения являются  первыми ступеньками к сочинению.  Сочинение является наиболее  трудным видом творческих работ,  оно в школе занимает особое  место. 

Творческие сочинения  разнообразны по видам и характеру  заданий: сочинения по пословицам и  опорным словам, по личным наблюдениям  и впечатлениям, по картине.

 

 

 

 

Вывод по второй главе:

В этой работе я рассмотрела  проблемы, которые встречаются в  работе при написании сочинений  на уроках русского языка в начальной  школе.

Сочинение в начальной  школе является важнейшим методом  воспитания ребенка. Потому что при  изложении своих мыслей он приучается концентрировать свои мысли на объекте  изучения, анализировать, затем правильно  формулирует свои идеи, приходит к  какому-нибудь выводу.

 В этой работе была  проанализирована методическая, литературоведческая  литература, труды выдающихся педагогов  и психологов, детские работы. Были  определены наиболее содержательные  методы обучения.

 Проделав данную работу, можно сделать вывод, что нужно  осуществлять постоянный контроль  над развитием мышления школьника  путем систематической диагностики,  т.е., изучая его сочинения, вовремя  внося поправки в его мировоззрения,  стилистику, орфографию. Только в  этом случае развивающий эффект  обучения будет максимальным.

 Анализ сочинений показал,  что учащимся интересна работа  с элементами описания, а проведение  ее систематически и целенаправленно  приучает детей к культуре  чтения. Ребенок не пройдет мимо  описания какого-то предмета в  художественном произведении, он  обязательно прочтет и

подивится красоте описываемого писателем предмета. А что-то, может  быть, возьмет и для своего будущего сочинения.

                                          

 

 

 

 

 

 

 

 

                                          

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 Развитие речи - важная задача обучения родному языку. Речь - основа всякой умственной деятельности, средство коммуникации. Умение ученика сравнивать, классифицировать, систематизировать, обобщать формируется в процессе овладения знаниями через речь и проявляется так же в речевой деятельности. Логически четкая, доказательная, образная устная и письменная речь ученика - показатель его умственного развития.

Умение составить грамотный, связный текст, подчиненный единой теме очень важный показатель развитости речи ученика начальных классов.

В ходе написания курсовой работы убедилась в важности формирования у младших школьников текстовых умений. Ведь умение анализировать готовый текст, создавать свой необходимо не только на уроках русского языка, не только на других уроках, но и в повседневном общении учащихся начальных классов с родителями, учителями, друзьями.

Мы считаем особенно важным при формировании текстовых умений младших школьников приучение к  использованию красивой, грамотной, литературной речи. А для этого  необходима не только систематическая  работа учителя, но его личный пример.

При написании данной курсовой работы  руководствовалась поставленными задачами. В ходе написания данной курсовой работы проанализировала лингвистическую и методическую литературу по рассматриваемой проблеме, рассмотрела конспекты уроков развития речи учителей начальных классов, разработала и предложила свои конспекты уроков по развитию речи и текстовых умений учащихся 4-го класса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Библиографический список источников и литературы.

1.Анализ художественного  текста. Вып. 1. М.,1979г.(гл. ред. Н.М.Шанский)

Информация о работе Работа над текстом описанием, в начальной школе