Приемы словарной работы при расматривании игрушек

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 21:26, доклад

Описание работы

В основе высказываний детей об игрушках лежит непосредственное восприятие игрушки, что оказывает влияние на сенсорное воспитание детей и развитие наблюдательности. Занятия с игрушками носят творческий характер, на них развиваются мышление и воображение. Игрушка создает возможность закрепить и активизировать словарь, но может служить и источником новых слов. Игрушка вызывает положительные эмоции, желание высказаться. Поэтому она используется как средство обучения описанию и повествованию.

Работа содержит 1 файл

приемы словарной работы при расматривании игрушек логопедия.docx

— 33.46 Кб (Скачать)

Рассказывание по игрушкам

В основе высказываний детей  об игрушках лежит непосредственное восприятие игрушки, что оказывает  влияние на сенсорное воспитание детей и развитие наблюдательности. Занятия с игрушками носят  творческий характер, на них развиваются  мышление и воображение. Игрушка  создает возможность закрепить  и активизировать словарь, но может  служить и источником новых слов. Игрушка вызывает положительные  эмоции, желание высказаться. Поэтому  она используется как средство обучения описанию и повествованию.

Занятия с игрушками были разработаны Е. И. Тихеевой. Система  обучения рассказыванию по игрушкам оставалась долгое время в неизменном виде. Более поздние исследования и методические разработки (А. М. Бородич, Э. П. Короткова, О. И. Соловьева, Н. А. Орланова) внесли уточнения в методику обучения, сохранив суть прежней системы.

Исследователи последних  лет (О. С. Ушакова, А. А. Зрожевская) в  формировании связной речи на материале  игрушки исходили из того, что детей  надо учить не видам рассказывания, а умению строить монолог-описание и монолог-повествование, опираясь на категориальные признаки текста.

Для обучения монологической речи используются следующие виды игрушек:

·         дидактические (матрешки, башенки, пирамидки, бочонки);

·         сюжетные (образные): куклы, машины, животные, посуда, мебель, транспорт; готовые наборы игрушек, объединенные одним содержанием: стадо, зоопарк, птичий двор;

·         наборы, составленные воспитателем или детьми, – мальчик, девочка, сани, собака; девочка, домик, курица, кошка; заяц и собака.

Поскольку каждая новая игрушка  вызывает у ребенка радость, удовольствие, желание поговорить о ней, для  занятий нужно использовать новые  или чем-то обновленные знакомые игрушки (кукла в новом платье, фартуке, шапочке; мишка, сидящий в  машине). Это вызовет у ребенка  новые мысли, эмоциональное отношение  к игрушке, речевую реакцию.

Виды занятий  по игрушкам.

1.      Описание игрушки – связное последовательное описание внешнего вида игрушки, иногда с добавлением личного отношения ребенка к ней, или описание действий и образа жизни изображенного в игрушке живого существа.

Описание игрушек  может проводиться в виде дидактической  игры («Магазин игрушек» (посуды, одежды), «Чудесный мешочек», «Кто это?», «Почтальон принес посылку» и др.). Для описания следует подбирать игрушки, которые  бы привлекали внимание детей, были яркими, выразительными, выделялись своим внешним  видом, чтобы о них можно было высказать свое мнение, сравнить (две  куклы в разных костюмах; два зайца, разные по цвету и размеру). Дидактические  игры на описание, как правило, проводят после нескольких занятий, на которых  дети приобрели некоторые умения описывать игрушку, приобрели определенный словарный запас и соответствующие  представления. Одним из условий эффективности игры являются ее живость, определенный ритм, эмоциональность, активное участие каждого ребенка. Если дети не умеют описывать игрушки, нуждаются в постоянной помощи и подсказке взрослого, игровая ситуация нарушается, игра превращается в вялотекущее упражнение.

Одним из видов  описания игрушки является отгадывание  и составление загадок детьми. Вначале дети учатся отгадывать загадки, а затем составлять загадки-описания.

Например, вниманию детей предлагается 5 – 6 игрушек  для рассматривания их внешнего вида и определения качеств – цвета, формы, размера, материала. Появление  игрушек может быть обыграно –  почтальон принес посылку. Затем  об одной из игрушек дается загадка: «Грива на шее волной, хвост трубой, меж ушей челка» (конь); «Идет мохнатый, идет бородатый, рожищами помахивает, бородищей потряхивает, копытами постукивает» (баран).

Отгадывание загадок  можно связать с рассматриванием  игрушек перед их описанием или  рассказыванием по ним. Постепенно дети подводятся к самостоятельному составлению  загадок.

2.      Сюжетные рассказы (повествования).

·         рассказ по набору игрушек – связный последовательный рассказ про группу игрушек, чаще всего сопровождаемый игровыми действиями воспитателя с игрушками по типу игры-драматизации. Его составление облегчается тем, что ребенок рассказывает о действиях, которые совершает сам. Речь его опирается на деятельность ряда анализаторов;

·         рассказ по отдельной игрушке – это связный последовательный рассказ о воображаемых действиях и приключениях одного героя – данной игрушки. Это наиболее трудный вид рассказывания. Игрушка только определяет главного героя, а образы других действующих лиц, действия и ситуации придумывают сами дети на основе творческого воображения и собственного опыта.

В учебной и методической литературе нет единой точки зрения на содержание и методику проведения занятий с детьми, на последовательность постановки задач обучения описательной и повествовательной речи и последовательность разных видов занятий с игрушками. Опираясь на исследования и опыт работы, мы изложим свое понимание методики обучения связной речи на материале  игрушек.

Напомним, что на занятиях с игрушками следует  обучать детей речевым умениям, необходимым для составления  описательных и повествовательных  монологов: сформировать элементарное представление о структуре текста и научить связывать предложения  и части высказывания. В описании – определять объект, последовательно  описывать части, свойства, качества, действия его, в конце высказать  оценочное суждение. В повествовании  – выделять главную тему, развивать  сюжет и соблюдать структуру (завязка, развитие действия, кульминация, развязка).

Рассмотрим методику обучения монологической речи на занятиях с игрушками.

В младшем дошкольном возрасте вначале стоит задача научить  детей сосредоточиваться при  рассматривании игрушек и предметов, затем научить отвечать на вопросы  по их описанию. Детей подводят к  составлению с помощью воспитателя  высказываний об игрушках из 2 – 3 предложений. Индивидуально и по подгруппам организуется беседа-разговор: какие игрушки есть у тебя дома? Какую игрушку ты больше любишь? Кто ее купил или подарил? Какая она (размер, цвет, материал)? Как ты с нею играешь? Какие игрушки тебе нравятся в детском саду?

На первых порах  особенно важен выбор игрушек  для занятий. Они должны привлекать к себе внимание детей ярко выраженными  качествами (цвет, форма, размер), активизировать речь, создавать настроение. Игрушки  могут быть одинаковыми по названию, но разными по внешнему виду (кукла  большая в пальто и берете, кукла  маленькая в одеяле и коляске; кошки белая и черная).

На занятии обучение описательным умениям можно организовать в игре «Найди и опиши». Подбираются  разные игрушки: две куклы – одна с бантом, другая без банта, две  кошки разного цвета. Игрушки  поочередно рассматриваются, сравниваются; уточняются их характерные особенности  и различие; активизируется словарь. Затем воспитатель «прячет» игрушки (так, чтобы дети их быстро нашли) и  предлагает найти их: «Андрюша найдет белую кошечку, Миша – черную, а  Соня – куклу с бантом». Дети находят  и приносят игрушки, называют и с  помощью вопросов воспитателя описывают («Какая у тебя кошечка? Что у кошечки  на голове? А это что?»). В итоге  такой беседы разрозненные ответы детей  обобщаются в виде связного высказывания: «Миша нашел черную кошечку. У  нее на голове ушки, большие глаза, усы. Есть у кошечки и длинный  хвост. Она лакает молочко и мяукает: мяу! мяу!»

Когда дети научатся хорошо и правильно отвечать на вопросы, им предлагают повторить описание воспитателя. Таким образом, здесь используются приемы, направленные на оказание ребенку  помощи в описании предмета: рассматривание, вопросы, обобщение педагога (образец  описания).

На следующем  этапе можно рекомендовать совместное составление описания (СНОСКА: В  раскрытии методики обучения описательной и повествовательной речи использованы исследования, проведенные под руководством Ф. А. Сохина и О. С.Ушаковой).

В гости к детям  приходит котенок. Его рассматривают («Какой котенок? – Маленький, пушистый, шаловливый. – Как его можно  назвать ласково? – Котеночек, котик. – Что любит котик? – Молоко. – Давайте вместе расскажем про  него»). Дается логико-синтаксическая схема описания: воспитатель начинает предложение, а дети продолжают: «Это (котенок). Он (маленький, пушистый). Котенок  любит (молоко). Кто хочет рассказать про котенка?»

Остальные виды занятий  с игрушками проводятся как рассказ  воспитателя для детей. Придумываются  несложные сценки-рассказы с набором  игрушек, рассказ сопровождается драматизацией, в которую включаются по ходу действия высказывания детей.

На занятиях по описанию игрушек используются стихи, потешки, загадки. Так, воспитатель  может загадать загадку про собаку: «С хозяином дружит, дом сторожит, живет  под крылечком, хвост колечком». После отгадывания загадки игрушка  показывается, рассматривается и  описывается. Занятие завершается  чтением потешек, стихов.

В среднем дошкольном возрасте закладываются основы для  развития умения самостоятельно описывать  игрушки и самостоятельно составлять рассказ-повествование о них.

Описание игрушек  и составление рассказов об игрушках предваряет их рассматривание, в процессе которого уточняются особенности внешнего вида и образ жизни воплощенного в игрушке живого существо, подбираются  сравнения, определения. Можно специально дать образные слова и словосочетания: пугливый заяц; осторожная, хитрая лиса; черный, мохнатый, мягкий медвежонок и  др.; провести лексическое упражнение.

В процессе обучения дети должны интуитивно понять, что  описание проводится по определенному  плану. Этому способствуют правильно  организованный ход рассматривания игрушек и продуманная постановка вопросов, специальные упражнения.

Последовательность  изложения в описании зависит  от умения детей поэтапно обследовать  предмет – от восприятия его в  целом к выделению существенных признаков. Поэтому воспитатель  задает вопросы в определенном порядке, учит детей думать, в какой последовательности они будут описывать игрушку. Это поможет соблюдать логику описания.

Построение связного текста вызывает у детей затруднение. Они часто не знают, как начать высказывание и чем его закончить, как связать предложения. Исследования доказывают, что уже в процессе рассматривания игрушек, в вопросно-ответной форме следует показать детям  возможные связи между предложениями. Наиболее распространенное средство связи  – повтор слов (Это котенок. Котенок  маленький. У котенка пушистая шерсть). Рассматривая ежа, можно провести упражнение: «Кто это?» – «Это еж». – «Кто колючий?» – «Еж колючий». –  «У кого на спине иголки?» – «У ежа на спине иголки». В вопросе  содержится ключевое слово, которым  ребенок будет оперировать в  своем ответе.

Другой вариант  постановки вопросов, когда правильная форма повторяющихся слов заключается  в самом вопросе: «Кто это?» –  «Зайчик». – «Какие уши у зайца?»  – «У зайца длинные уши». –  «Какой хвост у зайца?» – «У зайца короткий хвост».

Затем можно использовать прием, когда дети, следуя образцу, описывают  игрушку.

«Скажи, как Петрушка», «Скажи, как я». Петрушка и ребенок  получают одинаковые по содержанию игрушки, но один мишка большой черный, а  другой маленький коричневый. Петрушка: «У меня мишка большой черный».

Ребенок: «У меня тоже мишка, но маленький и коричневый». Петрушка: «У моего медведя уши  круглые пушистые». Ребенок: «У моего  мишки тоже уши круглые пушистые»  и т.д.

Петрушка: «У меня большая красивая кукла». Ребенок: «У меня большая белая машина». Петрушка: «У куклы черные глаза, светлые волосы». Ребенок: «У машины руль и круглые  колеса» и т.д.

В первом варианте дети восстанавливают предложенную им структуру описания, заменяя лишь два слова. Во втором – дети, сохраняя структуру предложения, самостоятельно заполняют его новыми словами.

Когда дети научатся описывать игрушку с помощью  взрослого, можно предложить описать  одну из 3 – 4 игрушек на основе образца  по одной из них. Кроме образца  используются и другие приемы: подсказ  слова, дополнение, совместное описание, поощрение. В конце занятия для поддержания интереса надо показать заводную или другую игрушку.

Одновременно у  детей формируются навыки повествовательной  речи. Детей подводят к составлению  рассказов также по вопросам воспитателя. Важно сформировать элементарные представления  о структуре высказывания (начало, середина, конец). Для осознания структуры  повествования рекомендуется использовать схему составления совместного  с детьми рассказа. Сначала дается представление о том, как можно  по-разному начинать рассказ («Однажды», «Как-то раз», «Дело было летом»). Давая  зачин рассказа, взрослый предлагает ребенку заполнить его содержанием.

Приведем пример схемы рассказа «В лес за ягодами»: «Дело было... (летом). Собрались... (подруги  в лес за ягодами). Взяли они... (корзиночки) и. (отправились в лес). Идут девочки и весело... (разговаривают). На небе появились... (темные тучки). Вдруг  загремел... (гром) и. (пошел дождик). Девочки… (испугались) и. (спрятались поддерево). Когда дождь закончился, они... (пошли  домой)».

Заполнение схемы  помогает ребенку усвоить средства связи между предложениями и  частями текста, формирует умение пользоваться словами-связками вдруг, тогда.

Постепенно дети начинают самостоятельно составлять рассказы. Педагог помогает развивать сюжет, используя слова-связки, глагольную лексику (позвал – убежал, встретил и., стали они.), учит включать диалог действующих лиц (спросил – ответил), элементы описания внешнего вида героев. Для рассказа вначале отбираются 2–3 игрушки. Детям легче развить  сюжет и включить в повествование  всех действующих лиц, подобрать  слова к действиям, использовать прямую речь. Позднее количество игрушек  можно увеличить.

На этом этапе  основным приемом обучения является образец, который дается после рассматривания. Приведем пример рассказа «Собака и  заяц». «Однажды вышла Жучка на улицу. Шла-шла, захотелось ей есть. Вдруг идет навстречу заяц. Подошла к нему Жучка и говорит: «Здравствуй, зайчик!»  Заяц отвечает: «Здравствуй, Жучка!»  – «Нет ли у тебя чего-нибудь поесть?»  – «Есть морковка, возьми, пожалуйста!»  Понюхала Жучка морковку, покачала головой: «Нет, спасибо, я морковку не ем». И пошли они каждый своей  дорогой».

Информация о работе Приемы словарной работы при расматривании игрушек