Понятие о графике. Принципы русской орфографии (фонетические, традиционные и дифференцирующие написания). Правописание гласных и согласны

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2011 в 00:32, курсовая работа

Описание работы

Тема «Понятие о графике. Принципы русской орфографии (фонетические, традиционные и дифференцирующие написания). Правописание гласных и согласных в корне» очень актуальна на данный момент, так как письменная речь — одна из форм существования языка, противопоставленная устной речи. Это вторичная, более поздняя по времени возникновения форма. Для хорошего специалиста в области бизнеса важно быть не только грамотным, но и хорошо знать историю развития и создания русской письменности.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………4
ГРАФИКА…………………………………………………………………..5
ГЛАГОЛИЦА И КИРИЛЛИЦА...................................................................8
ОРФОГРАФИЯ И ЕЕ ВАЖНЕЙШИЕ РАЗДЕЛЫ...……………………15
ПРИНЦИПЫ РУССКОЙ ОРФОГРАФИИ…………..………………….19
ПРАВОПИСАНИЕ ГЛАСНЫХ В КОРНЕ……………………………..21
Проверяемые безударные гласные…………………………………...21
Непроверяемые безударные гласные………………………………...22
Чередование гласных в корне………………………………………..23
ПРАВОПИСАНИЕ СОГЛАСНЫХ КОРНЕ…………………………….27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………...30
ИЛЛЮСТРАЦИОННЫЙ МАТЕРИАЛ………

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 180.50 Кб (Скачать)

 

ПРИНЦИПЫ РУССКОЙ ОРФОГРАФИИ

     ПРИНЦИПЫ  ОРФОГРАФИИ — это закономерности, лежащие в основе орфографической системы. Каждый принцип орфографии объединяет группу правил, являющихся приложением этого принципа к конкретным языковым явлениям.

     МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ ПРИНЦИП заключается в том, что значимые части слова (морфемы) сохраняют на письме единое написание. Он применяется при написании корней, приставок, суффиксов и окончаний. Например гласные звуки корня обозначаются на письме в безударном положении так же, как и под ударением — холь, холмистый, холмогорье; подставка под — в словах подпись, подписка сохраняет единое написание, хотя ее произношение разное, требовании одинакового написания одних и тех же морфем: приставок, корней, суффиксов и т. д. Например: степной — степь, рябиновый — сосновый, подписать — подпись, к ране — к воде. Этот принцип является ведущим в русской орфографии; ему подчинено написание большей части слов.

     ФОНЕТИЧЕСКИЙ  ПРИНЦИП заключается в том, что написание должно соответствовать произношению. Данный принцип орфографии обычно проявляется при передаче на письме чередований в одной и той же морфеме, например: расписать — роспись, бездомный — бесхозный.

     ТРАДИЦИОННЫЙ  ПРИНЦИП заключается в том, что признаётся правильным написание, закреплённое традицией. Это, например, написание русских и заимствованных слов с непроверяемыми гласными, непроверяемыми, непроизносимыми или удвоенными согласными в корне: собака, топор, вокзал, футбол, здоровье, аллея и др.

     ДИФФЕРЕНЦИРУЮЩИЙ  ПРИНЦИП написания реализуется в ситуациях, когда средствами орфографии необходимо разграничить одинаково звучащие слова: балл (оценка) и бал (танцевальный вечер), ожёг (глагол) и ожог (существительное), плачь (глагол) и плач (существительное), туш (существительное мужского рода) и тушь (существительное женского рода), орёл (птица), и Орёл (город).

     Кроме названных, в русской орфографии есть принципы, регулирующие слитное, раздельное и дефисное написание, употребление прописных букв, правила переноса слов и др.

     Кроме того, орфография устанавливает правила слитного, раздельного и дефисного написания, переноса слов, а также употребления прописных и строчных букв.

 

ПРАВОПИСАНИЕ ГЛАСНЫХ В КОРНЕ

Проверяемые безударные гласные

     В безударном слоге корня пишется  та же гласная буква, которая выступает в этом слоге, когда он находится под ударением. Проверка безударного гласного возможна путём изменения формы слова (вода воды, земля земли) или подбора однокоренного слова: столовый стол, остановка стать, завинтить винт, письмо пишет.

     При подборе однокоренных слов следует различать слова, близкие по звучанию, но различные по значению и написанию: развевается (веять) флаг развивается (развитие) промышленность;  полоскать (полощет) бельё —поласкать (ласка) щенка; спеши (спешка) в школу спи щи (списывать) упражнение; примерять (мерить) костюм примирять (мир) соседей.

     Примечание. Гласные о — а в безударных корнях глаголов совершенного вида нельзя проверять формами несовершенного вида на -ывать (ивать): опоздать поздно, но опаздывать, утоптать топчет, но утаптывать.

 

Непроверяемые безударные гласные

     В русском языке существует много  слов (заимствованных и исконно русских), гласные в корнях которых нельзя проверить ударением, подобрав однокоренное слово или изменив форму слова. Такие написания называются непроверяемыми. Написание таких слов определяется по орфографическому словарю, например: бечёвка, ватрушка, вестибюль,   галерея,    гармония,    гипотеза,    компот,    коридор, кочан, сапог, собака, кавычки, караван, палисадник, периферия, эликсир, эстакада и др.

     Необходимо  также различать слова, звучащие похоже или одинаково, но имеющие  разное лексическое значение и пишущиеся  по-разному. Например, кампания (от фр. саmpagne — мероприятие, поход, война) и компания  (от фр. compagnie — общество, группа людей); синьор (итал. signor — господин) и сеньор (исп. semor — господин), синьора (итал.) — сеньора (исп.), синьорина (итал.) — сеньорита (исп.).

     
абажур  абонемент абориген  абитуриент  авангард арбитраж  дивиденд диспетчер имплантация  инвестиция инцидент  ирония катаклизм  клиринг коалиция  компетентный компромисс компьютер контингент концепция  легализация либерализация лицензия  лояльность менеджер менеджмент муниципальный номенклатура облигация презентация  президент преимущество  престиж претендент претензия префектура прецедент приватизация привилегия приоритет ревизия респектабельный рецидивист ридикюль стипендия тенденция  теоретический эмитент
 

 

Чередование гласных в корне 

     Чередование гласных в корне характерны для  русского языка. Они могут зависеть от:

    • ударения;
    • последующей согласной;
    • суффикса, следующего за корнем;
    • значения корня
КОРЕНЬ ПРАВИЛО ПРИМЕР ИСКЛЮЧЕНИЯ
ЧЕРЕДОВАНИЕ А - О
гар /

гор-

В корне  гар-/гор- под ударение пишется а, без ударения пишется о загар; загорел  
зар-/

зор-

В корне  зар-/зор- без ударения пишется а, под ударением может писаться как а, так и о зарница; зарево, зорька  
клан-/

клон-

В корне  клан- /клон- без ударения пишется о, под ударением может писаться как а, так и о наклонить; кланяться, поклон  
твар-/

твор-

В корне твар-/твор- без ударения пишется о, под ударением может писаться как а, так и о творить; тварь, творчество утварь
кос-/кас- В корне  кос-/кас- перед согласным пишется о, пред суффиксом –а- пишется а коснуться, касаться  
крап-/

кроп-

Корень  кроп- со значением «покрывать каплями, брызгами» пишется с буквой о

Корень крап- со значением «покрывать мелкими пятнышками, точками» пишется с буквой а

кропить, кропления 
 

краплёный, крапление

 
 
лаг-/

лог-/

лож-

В корне  лаг- перед суффиксом –а- пишется а, в корне лож- не перед суффиксом –а- пишется о. В корне /лог-/ лож- под ударением всегда о предлагать, предложить, залог,       положит полог
плов-/

плыв-/

плав-

Корень  плов- употребляется в двух словах :пловец, пловчиха

Корень  плыв- употребляется в слове плывун и производных от глагола плыть

Корень  плав- употребляется в остальных случаях

пловец,

пловчиха, 

плывун,

плыву,

подплывать,

расплываться 

плавание,

сплавной

 
разн-/

розн-

В сложных  словах с первой частью разно- без ударения пишется а

В корне  разн-/розн- под ударением может писаться как а, так и о

разнородный, разноголосица 

разница;

розница,

разрозненный

порознь
рос(т)-/

рас(т)-/

ращ-

В корнях рас(т)-/ращ- без ударения а пишется перед ст и щ

В корне  рос- без ударения о пишется перед с

В корнях рос-/рост- под ударением всегда о

растить,

выращен 

вырос

заросль

нарост

рослый

росток,

Ростов,

Ростовщик

отрасль и его производные отраслевой, межотраслевой и т.п.

скак-/

скок-/

скач-/

скоч-

В корне  скак-/скок- буз ударения пишется а, под ударением – о 
 

В корне скач-/скоч- пишется а в формах глагола скакать и производных от  него глаголов; пишется о в приставочных глаголах на -скочить

скакать,

скаковой;

наскок,

соскок 

скачу,

поскачи;

вскочить,

выскочу,

подскочишь

Примечание: различаются в написании формы 1-го лица будущего времени, а также повелительного наклонения у глаголов заскакать («начать скакать») и заскочить («зайти ненадолго»):

заскачу и заскачи заскочу и заскочи.

мак-/

мок-/

мач-/

моч-

Корень  мак- со значением «погружать в жидкость» пишется с буквой а; корень мок- со значением «пропускать жидкость» пишется с буквой о

В корне мач-/моч- всегда пишется о

макать,

макнуть (сухарь);

вымокание, мокнуть 

намочи,

мочить,

вымоченный

 
 
 
 
 
В глаголах на

ивать пишется а:

вымачивать, смачивать

равн-/

ровн-

Корень  равн- со значением «ровный, одинаковый» пишется с буквой а

Корень ровн- со значением «ровный, прямой, гладкий» пишется с буквой о

поравняться,

равнение 
 

ровнять (дорогу)

не  ровен час,

уровень

поровну,

ровесник 
 

равнина

ЧЕРЕДОВАНИЕ Е-И
бир-/

бер-

В корне бир-/бер- перед суффиксом –а- пишется и; не перед суффиксом –а- пишется е собирать;

соберет

 
вис-/

вес-

В корне  вис-/вес- пишется и в глаголе висеть и производных от него, а также в приставочных глаголах на –висать; пишется е в словах вывесить, вывеска, подвесной, навесной, на весу висит,

отвисеться,

нависать,

свисать

 
дир-/

дер-

В корне  дир-/дер- перед суффиксом –а- пишется и; не перед суффиксом –а- пишется е обдирать;

обдерёт

 
мир-/

мер-

В корне  мир-/мер- перед суффиксом –а- пишется и; не перед суффиксом –а- пишется е замирать;

замереть

 
пир-/

пер-

В корне  пир-/пер- перед суффиксом –а- пишется и; не перед суффиксом –а- пишется е запирать;

запереть

 
тир-/

тер-

В корне  тир-/тер- перед суффиксом –а- пишется и; не перед суффиксом –а- пишется е обтирать;

обтереть

 
 

 

ПРАВОПИСАНИЕ СОГЛАСНЫХ В КОРНЕ

     Для того чтобы проверить сомнительные звонкие и глухие согласные, нужно  подобрать такую форму или  родственное слово, чтобы эти  согласные стояли в сильной позиции (перед гласным или сонорным (л, м, и, р)) звуком: сказка - сказать.

     Если  сомнительную согласную нельзя проверить, то её написание нужно запомнить или узнать в орфографическом словаре. ;

     Двойные согласные пишутся:

  • - на стыке морфем: приставки и корня (рассказать), корня и суффикса (длинный),
    • - на стыке двух частей сложносокращенных слов (роддом),
  • - в словах, которые нужно запомнить или определить по орфографическому словарю (вожжи, дрожжи, жжение, жужжать, можжевельник и однокоренные им слова; слова иноязычного происхождения (например, группа, класс) и производные от них (групповой, классный).

     Для того чтобы проверить написание  слов с непроизносимыми согласными, имеющих сочетание букв ветв, здн, ндск, нтск, стл, стн и т.п. необходимо подобрать такое однокоренное слово или так изменить форму слова, чтобы после первой или второй coгласной стояла гласная (грустный - грустить, свистнуть -свистеть); исключения: блеснуть (хотя 'блестеть'), лестница (хотя 'лесенка'), плеснуть (хотя 'плескать'), склянка (хотя 'стекло').

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

     Не  предосудительно ли славе российского народа будет, ежели его происхождение и имя положить столь поздно, а откинуть старинное, в чем другие народы себе чести и славы ищут?

М.В.Ломоносов 

     Благодаря просветительской деятельности Кирилла  и Мефодия более 60-ти народов, использующих кириллическое письмо, имеют богатейшее культурно-историческое наследие. Каждый славянин должен гордиться своим языком и возможностью излагать свои мысли на бумаге.

     Более десяти веков существует письменный язык и книжная культура. История  наших предков, их свершения и  мечты, прозрения и заблуждения, навеки запечатлены на страницах огромного количества книг. Записанное слово - самая надежная память человечества, оно способно веками хранить его опыт, знания и духовные ценности. И не важно, на чем это слово записано - на свитке папируса или на лазерном диске, ведь их назначение одинаково: сохранять духовный опыт человечества.

     Но  существует множество проблем, которые  волнуют общественность: современное  поколение мало читает во многом из-за того, что в жизни каждой семьи слишком важную роль стали играть телевизор, компьютер и прочие соответствующие блага, являющиеся результатом научно-технического прогресса, который для многих пользователей стал, увы, регрессом. Ребенок привыкает с первых лет своей жизни общаться преимущественно с техникой. А ведь так интересно и полезно почитать вместе с родителями книгу, обсудить ее, поговорить о проблемах, которых у вступающего в жизнь человека всегда бывает великое множество. К телевизору постепенно добавляются компьютер и Интернет, на просторах которого повзрослевший ребенок ищет единомышленников. Очень хорошо, если дети находят правильные источники информации и выбирают познавательные телевизионные программы. Но, ничто не заменит «живого» общения с книгой.

     Ведь  так обидно, когда люди забывают свою историю и не задают себе вопрос: ОТКУДА? Откуда все это появилось? Кто все это создал? Это так важно для развития человека, для понимания того, что ты должен ценить все, что у тебя есть. Ведь все это создавалось веками ради нашего же блага. И не удивительно, что дети плохо знают грамматику и не хотят читать книги.

     В своей работе я провела небольшой экскурс по истории славянской письменности и развитии русского языка и орфографии. Еще раз убедилась в том, что русский язык является одним из самых прекрасных и богатейших языков мира. Улучшила свои знания в области орфографии и истории.

     Эта работа очень полезна для меня как для будущего секретаря и специалиста в области бизнеса. Ведь очень важно уметь общаться и налаживать контакты со своими партнерами. 
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 
 

     1. Современный русский язык: учебное пособие в 3-х частях под общ. ред. И. А. Киселева. – Мн., «Вышэйшая школа», 1990, 1992, 1994.

     2. Проверяем свою грамотность: Орфография, пунктуация, стилистика. Тесты. М., 1997.

     3. Сочихина Н.М. Тесты-диктанты по русскому языка. — Мн.: Парадокс, 2001. — 320 с. («Эрудит»).

     4. Розенталь Д.Э. Русский язык. — М.:Издательский Дом ОНИКС: Альянс-В, 1999. — 416 с. — (Готовимся к экзаменам).

     5. Каринский H. M., Образцы глаголицы, СПБ, 1908.

Информация о работе Понятие о графике. Принципы русской орфографии (фонетические, традиционные и дифференцирующие написания). Правописание гласных и согласны