Понятие диалектики

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 16:33, контрольная работа

Описание работы

Введение
Метафизическая или догматичная философия основывается на рассудочном познании явлений, когда фиксируются отдельные свойства предмета независимо друг от друга. Догматическая философия держится односторонних определений рассудка и исключает противоположные им определения. Догматизм всегда допускает одно из двух противоположных определений, например, что мир или конечен, или бесконечен. Диалектический метод в противоположность метафизическому основывается на разумном познании, рассматривает предмет в единстве его противоположных определений
1. Понятие диалектики.
2. Диалектика как система. Принципы диалектики
3. Законы познания диалектики

Содержание

Введение

Понятие диалектики.

Диалектика как система. Принципы диалектики

3. Законы познания диалектики


Выводы

Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

№1.doc

— 71.00 Кб (Скачать)

Введение  

 

  1. Понятие диалектики.

 

  1. Диалектика как система. Принципы диалектики

 

3. Законы познания диалектики

 

 

Выводы

 

Список использованной литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Диалектика (греч. - искусство вести  беседу) - теория и метод познания действительности, наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления. Термин "диалектика" в истории философии употребляется в различных значениях .

А теперь, дадим определение диалектики, как одного из методов познания явлений. Диалектика - такое понимание мира и такой способ мышления, при котором различные явления рассматриваются в многообразии их связей, взаимодействии противоположных сил, тенденций, в процессах изменения, развития.

Взглядов на диалектику много. Сократ, например, рассматривал диалектику как искусство обнаружения истины путем столкновения противоположных мнений, способ ведения ученой беседы, ведущий к истинным определениям понятий. Платон называл диалектику логическим методом, с помощью которого на основе анализа и синтеза понятий происходит познание истинно сущего - идей, движение мысли от низших понятий к высшим. Софисты придали термину "диалектика" дурной оттенок, называя ее - искусство представлять ложное и сомнительное за истинное; мегарцы называли ее - искусство спора; в философии Аристотеля - способ доказательства, когда исходят из положений, полученных от других, и достоверность которых неизвестна. В философии Канта диалектикой называется логика видимости, которая не приводит к истине. Когда общая логика из канона превращается в органон для созидания утверждений, претендующих на объективность, она становится диалектикой. По Гегелю диалектика - своеобразный и единственно правильный метод познания, противоположный метафизике.

Метафизическая или догматичная философия основывается на рассудочном познании явлений, когда фиксируются отдельные свойства предмета независимо друг от друга. Догматическая философия держится односторонних определений рассудка и исключает противоположные им определения. Догматизм всегда допускает одно из двух противоположных определений, например, что мир или конечен, или бесконечен. Диалектический метод в противоположность метафизическому основывается на разумном познании, рассматривает предмет в единстве его противоположных определений

В марксистской философии термин "диалексика" употребляется в значении теории и метода познания явлений действительности путем постижения самодвижения предмета на основе внутренних противоречий. Марксистская диалектика исходит из признания  постоянного становления, развития явлений материального мира.

В современных вариантах диалектики практически отсутствует понимания  ее как о развитии. Доминирует представление  о диалектике как форме осмысления полярностей, противоположностей, пронизывающих  нашу жизнь, сознание, историю. Различные варианты толкования диалектики предлагают различные принципы взаимоотношений противоположностей - от возможного их гармонического синтеза до трагически непримиримого, вечного противостояния. Однако практически все модели диалектики содержат в себе установку на соединение этих противоположностей или, по крайней мере, указывают на потребность их объединения, имеющуюся у главного действующего лица диалектической коллизии - человека.

 

 

 

 

 

 

 

1. Понятие диалектики.

 

Диалектика как понятие появилось в античной философии (Сократ 470-399 гг. д.н.э.) Первоначально оно означало "искусство вести беседу", рассуждать и доказывать, обосновывать свою точку зрения, искусство ставить вопросы, искать истину путем столкновения согласования различных мнений. Диалектика включает в себя учение о всеобщей связи явлений и их развития, о противоречиях бытия и мышления, переходе количественных изменений в качественные, перерывах постепенности, скачках, отрицании отрицания и т.д.

Как философская наука, диалектика имеет длительную историю, уходя корнями во времена античности, но как бы заново открывая в идеалистической форме в трудах представителей немецкой классической философии Канта и Гегеля.

Термин "диалектика" в школе  Сократа-Платона означал умение вести беседу так, чтобы вскрыть противоречия в суждениях противника и найти таким путем истину. Уже в таком подходе содержался зародыш современного понимания диалектики как учения, рассматривающего материальный мир и мир идей в движении, противоречиях, развитии.

1) Платон представлял диалектику  как метод анализа и синтеза  понятий, его называют диалектиком  понятий. Уже первые философы  рассматривали мир как единое  целое. Предметом диалектики в  данном случае выступает взаимосвязь  предметов и явлений окружающего  мира. Взаимосвязь это такое отношение между объектами и их свойствами, когда изменение одного объекта или его свойств вызывает изменение другого объекта или его свойств. Для глубокого понимания взаимосвязи явления необходимо рассматривать и обособленность явлений, т.е. связь и обособленность взаимосвязаны между собой. Хорошо об этом писал Аристотель: "Природе не свойственно смешиваться чему попало с чем попало." Связи носят конкретный характер. Учет данного факта позволяет показать несостоятельность: астрологии, френологии, хиромантии и.т.д

2) Предмет диалектика - это изменение  движения. Уже первые философы  признавали изменчивость или  движение фундаментальной характеристикой  бытия. Согласно Гераклиту "все  течет и все изменяется." Глубоко  диалектической является идея Эпикура о самопроизвольном отклонении атомов.

3) Противоречивость бытия (Анаксимандр,  Гераклит, Зенон). Противоречивость  имеет место как в объективном  мире (противоречивость неживой  и живой природы) так и в  самом процессе познания и  мышления. Кант например, говорил о противоречивости мышления в своих известных антиномиях.

4) Понятие диалектика отражает  такую форму изменения как  развитие. Развитие - это процесс  появления чего-то нового необратимого. Существуют различные трактовки  развития. В греческой философии была создана концепция круговорота, согласно которой все подвержено циклическим изменениям. Целостная концепция развития была создана немецкими философами, которые открыли законы диалектики.

5) Диалектика понимается и как  метод познания, преобразования действительности.

Метод - это путь познания, средство познания. Метод имеет объективное  содержание. Объективным содержанием  математических методов познания является количественная сторона бытия. Объективным  содержанием диалектического метода являются законы диалектики. Диалектику Энгельс определял трояко.

1) Диалектика это наука  о взаимосвязях.

2) Диалектика это наука  об общих законах, движениях  и развития.

3) Диалектика это наука  о формах и методах мышления.

 Все это определения взаимосвязаны друг с другом.

 

 

 

 

2. Диалектика как система.  Принципы диалектики

 

Диалектика  включает в себя учение о всеобщей связи явлений и их развития, о  противоречиях бытия и мышления, переходе количественных изменений  в качественные, перерывах постепенности, скачках, отрицании отрицания и т.д.

Итак, что  же такое диалектика?Диалектика -научный метод познание.

Объективная диалектика - это диалектика реального  мира, природы и общества, она  выражает беспрерывное развитие и изменение, возникновение и уничтожение  явлений природы и общества.

Субъективная  диалектика - это отражение объективной  диалектики, диалектики бытия в голове человека, в его сознании. Иными  словами, объективная диалектика царит  во всей природе, а субъективная диалектика, диалектическое мышление есть только отражение господствующего во всей природе движения путем противоположностей. Значит, зависимость здесь такова: диалектика вещей определяет диалектику идей .

Диалектика  как учение о развитии рассматривает  три круга проблем: особенности, отличающие развитие от всяких других типов изменений, вопрос об источнике развития и его формах.

Прежде всего, отметим, что под философскими принципами понимается совокупность наиболее общих  исходных посылок, основополагающих идей, характеризующих понимание мира. Принцип всеобщей связи является основным в диалектическом взгляде на мир. Об этом говорит вся история развития диалектики. А в механическом материализме взаимосвязь понималась как механическое соединение и разъединение каких-либо элементов. Все в мире оказывается взаимосвязанным. Поэтому такие важные для жизни человечества проблемы, как сохранение мира, охрана окружающей среды, развитие науки и техники, приобретают особый, не только теоретический, но и практический смысл, ибо нарушение или игнорирование установившихся в природе взаимозависимостей чреваты большими бедами.

В основание  современной диалектики положены принципы: субстанционального единства мира; развития; детерминизма; системности. Согласно первому  принципу все мировые процессы детерминированы  материальной субстанцией.

Принцип развития требует рассматривать все процессы как результат определенным образом  направленных изменений. В материалистической диалектике развитие - философская  категория, выражающая процессы, связанные  с преобразованием качества предметов, с появлением новых качественных состояний, которые как бы развертывают потенциальные возможности, скрытые и неразвернутые в предшествующих качественных состояниях. Процесс развития - это всегда переход одного качества в другое, направленное формирование новых систем, новых типов организации, которые рождаются из предшествующих им систем. Существует две разновидности процессов развития:

процессы  качественных превращений, не выходящие  за рамки соответствующего вида материи, определенного уровня ее организации;

процессы  перехода из одного вида материи к  другому.

Развитие - это  необратимое, направленное закономерное изменение материальных и идеальных  объектов, обусловленное противоречиями системы. Развитие совершается при  наличии всеобщей связи и взаимообусловленности предметов и явлений, их составляющих элементов.В мире существует бесконечное количество связей между вещами и явлениями.

Всеобщая универсальная взаимосвязь всех явлений - исходная предпосылка принципа детерминизма. Детерминизм предполагает наличие разнообразных объективно существующих форм взаимосвязи явлений, многие из которых выражаются в виде отношений, не имеющих непосредственно причинного характера, т.е. прямо не содержащих в себе моментов порождения, производства одного другим. К ним относятся функциональные зависимости, отношения симметрии, взаимодействия частей в системе, связь состояний в движении и развитии.

Формой причинной связи, при которой данное состояние системы однозначно определяет все ее последующие состояния, причем степень возможности появления нового состояния определяется уже не динамическими, а статистическими закономерностями. Статистическая закономерность - это форма причинной связи, при которой данное состояние системы определяет ее последующее состояние не однозначно, а лишь с определенной вероятностью, являющейся мерой возможности реализации заложенных в прошлом тенденций изменения.

Альтернативой детерминизму выступает индетерминизм - концепция, которая либо отвергает причинность вообще, либо отрицает ее всеобщий характер. Сторонники индетерминизма утверждали, что к определенным областям, (например, волевым действиям, процессам, происходящим в микромире) принцип причинной обусловленности неприменим. В действительности же оказался непригодным старый механический детерминизм.

Неотъемлемым элементом диалектики является принцип системности, в  соответствии с которым любой  процесс или явление следует  понимать как целостное образование. Эффект системности обнаруживается в появлении у него новых свойств, возникающих в результате взаимодействия элементов (атомы водорода и кислорода, например, объединенные в молекулы воды, радикально меняют свое обычное свойство). Другой важной характеристикой системности является иерархичность, субординация - последовательное включение систем низших уровней в системы более высоких уровней. Благодаря этому окружающий мир имеет внутреннюю целесообразность.

Системный способ объединения  элементов выражает их принципиальное единство.

Современная диалектика содержит в себе и другие принципы. Нет строгого для всех обязательного перечня принципов диалектики, нет именно потому, что принцип - это не столько четко фиксированное понятие, сколько сам способ рассмотрения и понимания предметов и явлений объективного мира.

Таким образом, исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что диалектика является не только учением о всеобщей, универсальной связи и развитии, но и научным методом познания, позволяющим вскрывать сущность явлений и процессов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Законы познания диалектики

 

Любая наука, учебная дисциплина имеют  определённый метод. Под методом  понимается совокупность принципов, правил, приёмов научной деятельности, применяемых для получения истинных знаний, объективно отражающих действительность. Методология - учение о методе, теоретическое обоснование используемых в науке методов познания материального мира.

Информация о работе Понятие диалектики