Платон. Его вклад в риторику

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 11:17, реферат

Описание работы

ПЛАТОН (Platon) (род. 427 — ум. 347 гг. до н.э.) — греческий философ. Родился в Афинах. Настоящее имя Платона было Аристокл. Прозвище Платон (Широкоплечий) было ему дано в молодости за мощное телосложение. Происходил из знатного рода и получил прекрасное образование.

Работа содержит 1 файл

Платон.docx

— 55.92 Кб (Скачать)

Сибирский Институт Бизнеса и Информационных Технологий

Государственное и муниципальное  управление

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Платон.

 

Его вклад в риторику.

 

 

 

 

 

 

                                                                            Выполнила:  

                                                                                                     Студентка группы  ГМУ-11

                                                                                 Величко Елена      

 

 

 

 

 

 

 

 

Омск 2012

«Глупца можно узнать по двум приметам: он много говорит о вещах, для  него бесполезных, и высказывается  о том, про что его не спрашивают»     Платон.

 

 

БИОГРАФИЯ

ПЛАТОН (Platon) (род. 427 — ум. 347 гг. до н.э.) — греческий философ. Родился в Афинах. Настоящее имя Платона было Аристокл. Прозвище Платон (Широкоплечий) было ему дано в молодости за мощное телосложение. Происходил из знатного рода и получил прекрасное образование. Возможно, слушал лекции гераклитика Кратила, знал популярные в Афинах сочинения Анаксагора, был слушателем Протагора и других софистов. В 407 г. стал учеником Сократа, что определило всю его жизнь и творчество. Согласно легенде, после первого же разговора с ним Платон сжег свою трагическую тетралогию, подготовленную для ближайших Дионисий. Целых восемь лет он не отходил от любимого учителя, образ которого он с таким пиететом рисовал впоследствии в своих диалогах. В 399 г. Сократ, приговоренный к смерти, закончил жизнь в афинском узилище. Платон, присутствовавший на процессе, не был с Сократом в его последние минуты. Возможно, опасаясь за собственную жизнь, он покинул Афины и с несколькими друзьями уехал в Мегару. Оттуда он поехал в Египет и Кирену (где встретился с Аристиппом и математиком Феодором), а затем в Южную Италию — колыбель элеатизма (Парменид, Зенон Элейский) и пифагорейства (Пифагор). По другой версии, Платон из Египта возвратился в Афины и лишь оттуда поехал в Италию. В Таренте он посетил известного пифагорейца Архита, а в Локрах — Тимея. Ок. 388 г. Платон покинул Италию и уехал на Сицилию, в Сиракузы, где правил Дионисий I Старший. Приверженцем его философии стал родственник Дионисия, молодой Дион, но Платон поссорился с тираном, и тот удалил его из своего государства. Возможно, общение с Дионом вдохновило его по возвращении в Афины основать в садах Академа первую философскую школу, знаменитую Академию, где он преподавал до самой смерти. До нас дошли, по-видимому, все сочинения Платона. Полное их собрание насчитывает 36 произведений, поделенных на 9 тетралогий, которые наглядно демонстрируют развитие философии Платона Среди них находятся также неаутентичные диалоги. Авторство и хронология сочинений Платона долго и тщательно исследовались начиная еще с эпохи эллинизма (Аристофан Византийский, II в. до н. э.). 
Деятельность Платона в Академии, которая стала школой будущих политиков и юристов, три его путешествия в Сиракузы и два величайших произведения Государство и Законы свидетельствуют, что одну из главных задач своей жизни он видел в работе по исправлению государственного устройства. Теорию идеального государства он полнее всего представил в Государстве и развил в Законах. Произведения Платона отличают прекрасный стиль, выдержанная композиция, живой, полный неожиданных поворотов и напряжения диалог, а также поэтическое воображение и полет мысли. Они стали образцом философского диалога, нашли многочисленных подражателей и оказали огромное влияние как на европейскую философию, так и на литературу.

Риторика Платона 
Особенности философских взглядов Платона отразились и в его теории красноречия. Он различает вещь и идею вещи, тело и душу. Душа, идея, знание, вообще все человеческое поведение интерпретируются в его философских работах. 
Идеи (высшая среди них - идея блага) - вечные и неизменные умопостигаемые прообразы вещей, всего преходящего и изменчивого бытия. 
Вещи - это лишь подобие и отражение идей. 
К красноречию Платон подходит сквозь призму своих философских воззрений: «Всякая речь должна быть составлена, словно живое существо, - у нее должно быть тело с головой и ногами, причем туловище и конечности должны подходить друг к другу и соответствовать целому». 
Красноречие - инструмент весьма тонкий, и пользоваться им, по мнению Платона, следует осторожно, по справедливости, не злоупотребляя его огромными возможностями. «Красноречие - это мастер убеждения, внушающего веру в справедливое и несправедливое, а не поучающего, что справедливо, что нет». 
Платон совершенствовал искусство диалога. Сам Платон, будучи учеником Сократа, в наибольшей степени способствовал развитию и пропаганде диалога как нового метода аргументации, который в большой мере соответствовал ищущему, творческому духу античной мысли. По сути дела, ему мы и обязаны знакомством с этим методом аргументации, которым широко пользовался Сократ. Платоновские диалоги остроумные, логично построенные, по внешнему впечатлению загадочные, возбуждали интерес к предмету спора или беседы. Платон обогатил живую публичную речь приемами и формами полемики, с помощью иносказаний и метафор сделал ее язык ярким и выразительным. В диалоге «Теэтет» высказываются различные соображения об ораторском искусстве в связи с вопросами о мудрости и постижении истины. Философ осуждал «пустословие» тех, кто своей речью заискивает перед народом, не стремясь к истине. По мнению Платона – риторика есть сноровка, умение, ловкость, которым можно научиться, развить в себе. А прилагать такую сноровку можно с различными целями – добрыми и злыми. 
Как считает Платон (диалог «Федр»), оратор должен не гоняться за чужими мнениями, а сам постигать и постичь истину того, о чем он собирается говорить. 
По мнению Платона, искусство оратора во многом зависит от способности, умения, охватывая все общим взглядом, возводить к единой общей идее разрозненные объекты речи и разделять все на виды, на естественные составные части, а также умение возводить частное к общему и из общего получать частное. 
Он считает, что преподаватель ораторского искусства должен хорошо знать природу каждой вещи и ее идеи, а через это знание стремиться к познанию души, знать ее виды и то, какая речь и как воздействует на душу.  
Выдвигая на первый план эмоциональную убедительность речи, Платон не считает важными логические доказательства, которые отходили у него на второй план. Поэтому он убежден, что в судах „решительно никому нет никакого дела до истины, необходима только убедительность". Оратор должен, по мнению Платона, распрощаться с истиной, но построить свою речь так, чтобы она казалась для слушателей правдоподобной. 
Что мы можем рассматриваются у Платона и в диалоге „Горгий". В беседе, возникшей между Сократом и Горгием и их учениками, выделяются два вида убеждения: один вид связан с сообщением веры без знания, другой - дающий знание. Горгий и Сократ приходят в диалоге к выводу, что красноречие должно пользоваться первым типом убеждения, то есть внушать веру, не давая знаний, не пользуясь объективными доказательствами. Слушатели должны принимать на веру то, что выскажет им в эмоциональной речи оратор. „Значит, оратор в судах и других сборищах не поучает, что справедливо, а что нет, но лишь внушает веру, и только". 
Таким образом, не доказательства служат основой красноречия, а эмоциональное воздействие, эмоциональное убеждение, эмоциональное внушение. И в этом недостаток теории Платона. 
Платон отверг ценностный релятивизм софистов и отметил, что главным для ритора является не копирование чужих мыслей, а собственное постижение истины, нахождение собственного пути в ораторском искусстве. 
Но идею софистов о том, что хороший оратор должен много работать над самоусовершенствованием и речами, Платон поддерживает. Считая, что риторика, как и всякое подлинное искусство, есть творческая деятельность, она приводит эмоции, страсти в системное, упорядоченное состояние, воплощая тем самым высшую справедливость. Эта творческая деятельность, однако, требует тщательной подготовки оратора. Философ неоднократно говорит о необходимости для всякого оратора проходить особую школу ораторского искусства, которая научила бы его правильно, соразмерно и эффективно сочинять речи. 
Рассуждения Платона свидетельствуют о том; что он придавал огромное значение именно технической стороне речи, понимая совершенную технику речи в тесной связи с учетом психологии слушателей, считая науку о красноречии важным философско-психологическим учением. Подводя итог анализу риторических взглядов Платона, можно согласиться с А. Ф. Лосевым, который писал: „Ясно вытекает вывод об огромном интересе Платона к ораторскому искусству, об его постоянной склонности строить теорию этого искусства, хотя теория эта у него весьма несистематична".

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

            

 Афоризмы, высказывания, цитаты и изречения: 
 
Бедность заключается не в уменьшении имущества, а в увеличении ненасытности. 
 
Бесстыдство - терпеливость души к бесчестью во имя выгоды. 
Бог в нас самих. 
 
В своих бедствиях люди склонны винить судьбу, богов и все, что угодно, но только не самих себя. 
 
Во всех государствах справедливостью считается одно и то же, а именно то, что пригодно существующей власти. 
 
Воля - целеустремленность, соединенная с правильным суждением. 
 
Воспитание должно оказаться в силах сделать и тела и души наипрекраснейшими и наилучшими. 
 
Воспитание и наставления начинаются с самых первых лет существования и продолжаются до конца жизни. 
 
Время - движущееся подобие вечности. 
 
Время уносит все; длинный ряд годов умеет менять и имя, и наружность, и характер, и судьбу. 
 
Все находятся в войне со всеми как в общественной, так и частной жизни, и каждый с самим собой. 
 
Все, что вызывает переход из небытия в бытие, - творчество. 
Всеми силами души надо стремиться к истине. 
 
Гимнастика есть целительная часть медицины. 
 
Глупца можно узнать по двум приметам: он много говорит о вещах, для него бесполезных, и высказывается о том, про что его не спрашивают. 
 
Говорить без усталости, ничего не сказав, - это всегда было высшим даром ораторов. 
 
Для соразмерности, красоты и здоровья требуется не только образование в области науки и искусства, но и занятия всю жизнь физическими упражнениями, гимнастикой. 
 
Из демократии рождается тирания. 
 
Истинна древняя пословица, что равенство создает дружбу. 
 
Как поэты любят свои творения, а отцы - своих детей, так и разбогатевшие люди заботливо относятся к деньгам - не только в меру потребности, как другие люди, а так, словно это их произведение. 
 
Общаться с такими людьми трудно: ничто не вызывает их одобрения, кроме богатства. 
 
Крайняя несправедливость - казаться справедливым, не будучи таковым. 
 
Круглое невежество - не самое большое зло: накопление плохо усвоенных знаний еще хуже. 
 
Кто в верности не клялся никогда, тот никогда ее и не нарушит. 
 
Кто любит за высокие нравственные достоинства, тот остается верен всю жизнь, потому что он привязывается к чему-то постоянному. 
 
Кто не совершает несправедливости - почтенен; но более чем вдвое достоин почета тот, кто и другим не позволяет совершать несправедливостей. 
 
Любимое часто ослепляет любящего. 
 
Любовь и вожделение - совершенно разные, даже противоположные, исключающие друг друга чувства, в тот момент, когда человек действительно любит, ему даже в голову не придет мысль о телесном единении с любимым существом. 
 
Любовь- это стремление к бессмертному. 
 
Мудрым является тот, кто сведущ в том деле, которое он совершает. 
 
Музыка воодушевляет весь мир, снабжает душу крыльями, способствует полету воображения. 
 
Мы понимаем под воспитанием то, что с детства ведет к добродетели, заставляя человека страстно желать и стремиться стать совершенным гражданином, умеющим справедливо подчиняться или же справедливо властвовать. 
 
Надежды - сны бодрствующих. 
 
Наилучшее воспитание молодых людей, да и самих себя, заключается не во внушениях, а в явном для всех осуществлении в собственной жизни того, что внушается другому. 
 
Не на приданное, не на знатность, не на красоту свою следует полагаться жене, а на то, чем по-настоящему можно привязать к себе мужа: на любезность, добронравие и уступчивость, и качества эти проявлять каждодневно не через силу, как бы нехотя, но с готовностью, радостно и охотно. 
 
Невежественными бывают только те, которые решаются такими оставаться. 
 
Невежество тем-то и тяжело, что невежда, не будучи ни прекрасным, ни благим, ни разумным, кажется довольным самим собою, не считает себя нуждающимся и не стремится к тому, в чем он, по его мнению, не нуждается. 
 
Недобросовестные ораторы стремятся представить плохое хорошим. 
 
Нет более верного признака дурного устройства городов, чем обилие в них юристов и врачей. 
 
Никто из нас еще не родился бессмертным, и, если бы это с кем-нибудь случилось, он не был бы счастлив, как это кажется многим. 
 
Никто не знает, что такое смерть и не есть ли она величайшее для человека добро. И, однако, все ее страшаться как бы в сознании, что она - величайшее зло. 
 
Никто не становится хорошим человеком случайно. 
 
Основа всякой мудрости есть терпение. 
 
Очень плох человек, ничего не знающий, да и не пытающийся что-нибудь узнать. Ведь в нем соединились два порока. 
 
Первые детские ощущения - это удовольствия и страдания, и благодаря им сперва и проявляются в душе добродетель и порок. 
 
Победа над самим собой есть первая и наилучшая из побед. 
 
Помощь - препятствие для существующего или возможного зла. 
 
Поэт, если только он хочет быть настоящим поэтом, должен творить мифы, а не рассуждения. 
 
Поэты должны быть изгнаны из государства. 
 
Развитие телесной силы и жизнерадостности во многом зависти от веселых, живых игр. 
 
Разумный наказывает не потому, что был совершен проступок, а для того, чтобы он не совершался впредь. 
 
Рассудительность - это умение обуздывать свои вожделения и страсти. 
 
Речь истины проста. 
 
Рождение - это та доля бессмертия и вечности, которая отпущена смертному существу. 
 
Самая лучшая победа для человека - это покорить себя самого: быть же покоренным собою постыднее и ниже всего. 
 
Сила магнита передается от железа к железу подобно тому, как вдохновение музы передается через поэта чтецу и слушателю. 
 
Сколько рабов, столько врагов. 
 
Следуя мне, меньше думай о Сократе, а больше об истине. 
 
Сократ - друг, но самый близкий друг - истина. 
 
Сократ мне друг, но истина мне ближе. 
 
Стараясь о счастье других, мы находим свое собственное. 
 
Стыд - страх перед ожидаемым бесчестьем. 
 
Судьба - путь от неведомого к неведомому. 
 
Те, кто достаточно умен, чтобы не лезть в политику, наказываются тем, что ими правят люди глупее их самих. 
 
Тесная дружба бывает у сходных меж собою людей. 
 
Угождать во имя добродетели прекрасно в любых случаях. 
 
Хорошее начало - половина дела. 
 
Хороший человек - тот, кто способен платить другому добром. 
 
Человек - игрушка Бога. Этому - то и надо следовать. Надо жить играя. 
 
Человек, поглупевший от суеверия, есть презреннейший из людей. 
 
Честь наша состоит в том, чтобы следовать лучшему и улучшать худшее, если оно еще может стать совершеннее. 
 
Чтобы приобрести расположение друзей, надо оценивать их услуги выше, чем это делают они сами; наоборот, наши одолжения друзьям надо считать меньшими, чем это полагают наши друзья. 
 
Чтобы речь вышла хорошей, прекрасной, разве разум оратора не должен постичь истину того, о чем он собирается говорить?


Информация о работе Платон. Его вклад в риторику