Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 11:17, реферат
ПЛАТОН (Platon) (род. 427 — ум. 347 гг. до н.э.) — греческий философ. Родился в Афинах. Настоящее имя Платона было Аристокл. Прозвище Платон (Широкоплечий) было ему дано в молодости за мощное телосложение. Происходил из знатного рода и получил прекрасное образование.
Сибирский Институт Бизнеса и Информационных Технологий
Государственное и муниципальное управление
Платон.
Его вклад в риторику.
Омск 2012
«Глупца можно узнать по двум приметам: он много говорит о вещах, для него бесполезных, и высказывается о том, про что его не спрашивают» Платон.
БИОГРАФИЯ
ПЛАТОН (Platon) (род. 427 — ум. 347 гг. до н.э.)
— греческий философ. Родился в Афинах.
Настоящее имя Платона было Аристокл.
Прозвище Платон (Широкоплечий) было ему
дано в молодости за мощное телосложение.
Происходил из знатного рода и получил
прекрасное образование. Возможно, слушал
лекции гераклитика Кратила, знал популярные
в Афинах сочинения Анаксагора, был слушателем
Протагора и других софистов. В 407 г. стал
учеником Сократа, что определило всю
его жизнь и творчество. Согласно легенде,
после первого же разговора с ним Платон
сжег свою трагическую тетралогию, подготовленную
для ближайших Дионисий. Целых восемь
лет он не отходил от любимого учителя,
образ которого он с таким пиететом рисовал
впоследствии в своих диалогах. В 399 г.
Сократ, приговоренный к смерти, закончил
жизнь в афинском узилище. Платон, присутствовавший
на процессе, не был с Сократом в его последние
минуты. Возможно, опасаясь за собственную
жизнь, он покинул Афины и с несколькими
друзьями уехал в Мегару. Оттуда он поехал
в Египет и Кирену (где встретился с Аристиппом
и математиком Феодором), а затем в Южную
Италию — колыбель элеатизма (Парменид,
Зенон Элейский) и пифагорейства (Пифагор).
По другой версии, Платон из Египта возвратился
в Афины и лишь оттуда поехал в Италию.
В Таренте он посетил известного пифагорейца
Архита, а в Локрах — Тимея. Ок. 388 г. Платон
покинул Италию и уехал на Сицилию, в Сиракузы,
где правил Дионисий I Старший. Приверженцем
его философии стал родственник Дионисия,
молодой Дион, но Платон поссорился с тираном,
и тот удалил его из своего государства.
Возможно, общение с Дионом вдохновило
его по возвращении в Афины основать в
садах Академа первую философскую школу,
знаменитую Академию, где он преподавал
до самой смерти. До нас дошли, по-видимому,
все сочинения Платона. Полное их собрание
насчитывает 36 произведений, поделенных
на 9 тетралогий, которые наглядно демонстрируют
развитие философии Платона Среди них
находятся также неаутентичные диалоги.
Авторство и хронология сочинений Платона
долго и тщательно исследовались начиная
еще с эпохи эллинизма (Аристофан Византийский,
II в. до н. э.).
Деятельность Платона в Академии, которая
стала школой будущих политиков и юристов,
три его путешествия в Сиракузы и два величайших
произведения Государство и Законы свидетельствуют,
что одну из главных задач своей жизни
он видел в работе по исправлению государственного
устройства. Теорию идеального государства
он полнее всего представил в Государстве и развил в Законах. Произведения Платона отличают
прекрасный стиль, выдержанная композиция,
живой, полный неожиданных поворотов и
напряжения диалог, а также поэтическое
воображение и полет мысли. Они стали образцом
философского диалога, нашли многочисленных
подражателей и оказали огромное влияние
как на европейскую философию, так и на
литературу.
Риторика Платона
Особенности философских взглядов Платона
отразились и в его теории красноречия.
Он различает вещь и идею вещи, тело и душу.
Душа, идея, знание, вообще все человеческое
поведение интерпретируются в его философских
работах.
Идеи (высшая среди них - идея блага) - вечные
и неизменные умопостигаемые прообразы
вещей, всего преходящего и изменчивого
бытия.
Вещи - это лишь подобие и отражение идей.
К красноречию Платон подходит сквозь
призму своих философских воззрений: «Всякая
речь должна быть составлена, словно живое
существо, - у нее должно быть тело с головой
и ногами, причем туловище и конечности
должны подходить друг к другу и соответствовать
целому».
Красноречие - инструмент весьма тонкий,
и пользоваться им, по мнению Платона,
следует осторожно, по справедливости,
не злоупотребляя его огромными возможностями.
«Красноречие - это мастер убеждения, внушающего
веру в справедливое и несправедливое,
а не поучающего, что справедливо, что
нет».
Платон совершенствовал искусство диалога.
Сам Платон, будучи учеником Сократа, в
наибольшей степени способствовал развитию
и пропаганде диалога как нового метода
аргументации, который в большой мере
соответствовал ищущему, творческому
духу античной мысли. По сути дела, ему
мы и обязаны знакомством с этим методом
аргументации, которым широко пользовался
Сократ. Платоновские диалоги остроумные,
логично построенные, по внешнему впечатлению
загадочные, возбуждали интерес к предмету
спора или беседы. Платон обогатил живую
публичную речь приемами и формами полемики,
с помощью иносказаний и метафор сделал
ее язык ярким и выразительным. В диалоге
«Теэтет» высказываются различные соображения
об ораторском искусстве в связи с вопросами
о мудрости и постижении истины. Философ
осуждал «пустословие» тех, кто своей
речью заискивает перед народом, не стремясь
к истине. По мнению Платона – риторика
есть сноровка, умение, ловкость, которым
можно научиться, развить в себе. А прилагать
такую сноровку можно с различными целями
– добрыми и злыми.
Как считает Платон (диалог «Федр»), оратор
должен не гоняться за чужими мнениями,
а сам постигать и постичь истину того,
о чем он собирается говорить.
По мнению Платона, искусство оратора
во многом зависит от способности, умения,
охватывая все общим взглядом, возводить
к единой общей идее разрозненные объекты
речи и разделять все на виды, на естественные
составные части, а также умение возводить
частное к общему и из общего получать
частное.
Он считает, что преподаватель ораторского
искусства должен хорошо знать природу
каждой вещи и ее идеи, а через это знание
стремиться к познанию души, знать ее виды
и то, какая речь и как воздействует на
душу.
Выдвигая на первый план эмоциональную
убедительность речи, Платон не считает
важными логические доказательства, которые
отходили у него на второй план. Поэтому
он убежден, что в судах „решительно никому
нет никакого дела до истины, необходима
только убедительность". Оратор должен,
по мнению Платона, распрощаться с истиной,
но построить свою речь так, чтобы она
казалась для слушателей правдоподобной.
Что мы можем рассматриваются у Платона
и в диалоге „Горгий". В беседе, возникшей
между Сократом и Горгием и их учениками,
выделяются два вида убеждения: один вид
связан с сообщением веры без знания, другой
- дающий знание. Горгий и Сократ приходят
в диалоге к выводу, что красноречие должно
пользоваться первым типом убеждения,
то есть внушать веру, не давая знаний,
не пользуясь объективными доказательствами.
Слушатели должны принимать на веру то,
что выскажет им в эмоциональной речи
оратор. „Значит, оратор в судах и других
сборищах не поучает, что справедливо,
а что нет, но лишь внушает веру, и только".
Таким образом, не доказательства служат
основой красноречия, а эмоциональное
воздействие, эмоциональное убеждение,
эмоциональное внушение. И в этом недостаток
теории Платона.
Платон отверг ценностный релятивизм
софистов и отметил, что главным для ритора
является не копирование чужих мыслей,
а собственное постижение истины, нахождение
собственного пути в ораторском искусстве.
Но идею софистов о том, что хороший оратор
должен много работать над самоусовершенствованием
и речами, Платон поддерживает. Считая,
что риторика, как и всякое подлинное искусство,
есть творческая деятельность, она приводит
эмоции, страсти в системное, упорядоченное
состояние, воплощая тем самым высшую
справедливость. Эта творческая деятельность,
однако, требует тщательной подготовки
оратора. Философ неоднократно говорит
о необходимости для всякого оратора проходить
особую школу ораторского искусства, которая
научила бы его правильно, соразмерно
и эффективно сочинять речи.
Рассуждения Платона свидетельствуют
о том; что он придавал огромное значение
именно технической стороне речи, понимая
совершенную технику речи в тесной связи
с учетом психологии слушателей, считая
науку о красноречии важным философско-психологическим
учением. Подводя итог анализу риторических
взглядов Платона, можно согласиться с
А. Ф. Лосевым, который писал: „Ясно вытекает
вывод об огромном интересе Платона к
ораторскому искусству, об его постоянной
склонности строить теорию этого искусства,
хотя теория эта у него весьма несистематична".
Афоризмы, высказывания, цитаты и
изречения:
Бедность заключается не в уменьшении
имущества, а в увеличении ненасытности.
Бесстыдство - терпеливость души к бесчестью
во имя выгоды.
Бог в нас самих.
В своих бедствиях люди склонны винить
судьбу, богов и все, что угодно, но только
не самих себя.
Во всех государствах справедливостью
считается одно и то же, а именно то, что
пригодно существующей власти.
Воля - целеустремленность, соединенная
с правильным суждением.
Воспитание должно оказаться в силах сделать
и тела и души наипрекраснейшими и наилучшими.
Воспитание и наставления начинаются
с самых первых лет существования и продолжаются
до конца жизни.
Время - движущееся подобие вечности.
Время уносит все; длинный ряд годов умеет
менять и имя, и наружность, и характер,
и судьбу.
Все находятся в войне со всеми как в общественной,
так и частной жизни, и каждый с самим собой.
Все, что вызывает переход из небытия в
бытие, - творчество.
Всеми силами души надо стремиться к истине.
Гимнастика есть целительная часть медицины.
Глупца можно узнать по двум приметам:
он много говорит о вещах, для него бесполезных,
и высказывается о том, про что его не спрашивают.
Говорить без усталости, ничего не сказав,
- это всегда было высшим даром ораторов.
Для соразмерности, красоты и здоровья
требуется не только образование в области
науки и искусства, но и занятия всю жизнь
физическими упражнениями, гимнастикой.
Из демократии рождается тирания.
Истинна древняя пословица, что равенство
создает дружбу.
Как поэты любят свои творения, а отцы
- своих детей, так и разбогатевшие люди
заботливо относятся к деньгам - не только
в меру потребности, как другие люди, а
так, словно это их произведение.
Общаться с такими людьми трудно: ничто
не вызывает их одобрения, кроме богатства.
Крайняя несправедливость - казаться справедливым,
не будучи таковым.
Круглое невежество - не самое большое
зло: накопление плохо усвоенных знаний
еще хуже.
Кто в верности не клялся никогда, тот
никогда ее и не нарушит.
Кто любит за высокие нравственные достоинства,
тот остается верен всю жизнь, потому что
он привязывается к чему-то постоянному.
Кто не совершает несправедливости - почтенен;
но более чем вдвое достоин почета тот,
кто и другим не позволяет совершать несправедливостей.
Любимое часто ослепляет любящего.
Любовь и вожделение - совершенно разные,
даже противоположные, исключающие друг
друга чувства, в тот момент, когда человек
действительно любит, ему даже в голову
не придет мысль о телесном единении с
любимым существом.
Любовь- это стремление к бессмертному.
Мудрым является тот, кто сведущ в том
деле, которое он совершает.
Музыка воодушевляет весь мир, снабжает
душу крыльями, способствует полету воображения.
Мы понимаем под воспитанием то, что с
детства ведет к добродетели, заставляя
человека страстно желать и стремиться
стать совершенным гражданином, умеющим
справедливо подчиняться или же справедливо
властвовать.
Надежды - сны бодрствующих.
Наилучшее воспитание молодых людей, да
и самих себя, заключается не во внушениях,
а в явном для всех осуществлении в собственной
жизни того, что внушается другому.
Не на приданное, не на знатность, не на
красоту свою следует полагаться жене,
а на то, чем по-настоящему можно привязать
к себе мужа: на любезность, добронравие
и уступчивость, и качества эти проявлять
каждодневно не через силу, как бы нехотя,
но с готовностью, радостно и охотно.
Невежественными бывают только те, которые
решаются такими оставаться.
Невежество тем-то и тяжело, что невежда,
не будучи ни прекрасным, ни благим, ни
разумным, кажется довольным самим собою,
не считает себя нуждающимся и не стремится
к тому, в чем он, по его мнению, не нуждается.
Недобросовестные ораторы стремятся представить
плохое хорошим.
Нет более верного признака дурного устройства
городов, чем обилие в них юристов и врачей.
Никто из нас еще не родился бессмертным,
и, если бы это с кем-нибудь случилось,
он не был бы счастлив, как это кажется
многим.
Никто не знает, что такое смерть и не есть
ли она величайшее для человека добро.
И, однако, все ее страшаться как бы в сознании,
что она - величайшее зло.
Никто не становится хорошим человеком
случайно.
Основа всякой мудрости есть терпение.
Очень плох человек, ничего не знающий,
да и не пытающийся что-нибудь узнать.
Ведь в нем соединились два порока.
Первые детские ощущения - это удовольствия
и страдания, и благодаря им сперва и проявляются
в душе добродетель и порок.
Победа над самим собой есть первая и наилучшая
из побед.
Помощь - препятствие для существующего
или возможного зла.
Поэт, если только он хочет быть настоящим
поэтом, должен творить мифы, а не рассуждения.
Поэты должны быть изгнаны из государства.
Развитие телесной силы и жизнерадостности
во многом зависти от веселых, живых игр.
Разумный наказывает не потому, что был
совершен проступок, а для того, чтобы
он не совершался впредь.
Рассудительность - это умение обуздывать
свои вожделения и страсти.
Речь истины проста.
Рождение - это та доля бессмертия и вечности,
которая отпущена смертному существу.
Самая лучшая победа для человека - это
покорить себя самого: быть же покоренным
собою постыднее и ниже всего.
Сила магнита передается от железа к железу
подобно тому, как вдохновение музы передается
через поэта чтецу и слушателю.
Сколько рабов, столько врагов.
Следуя мне, меньше думай о Сократе, а больше
об истине.
Сократ - друг, но самый близкий друг - истина.
Сократ мне друг, но истина мне ближе.
Стараясь о счастье других, мы находим
свое собственное.
Стыд - страх перед ожидаемым бесчестьем.
Судьба - путь от неведомого к неведомому.
Те, кто достаточно умен, чтобы не лезть
в политику, наказываются тем, что ими
правят люди глупее их самих.
Тесная дружба бывает у сходных меж собою
людей.
Угождать во имя добродетели прекрасно
в любых случаях.
Хорошее начало - половина дела.
Хороший человек - тот, кто способен платить
другому добром.
Человек - игрушка Бога. Этому - то и надо
следовать. Надо жить играя.
Человек, поглупевший от суеверия, есть
презреннейший из людей.
Честь наша состоит в том, чтобы следовать
лучшему и улучшать худшее, если оно еще
может стать совершеннее.
Чтобы приобрести расположение друзей,
надо оценивать их услуги выше, чем это
делают они сами; наоборот, наши одолжения
друзьям надо считать меньшими, чем это
полагают наши друзья.
Чтобы речь вышла хорошей, прекрасной,
разве разум оратора не должен постичь
истину того, о чем он собирается говорить?