Особенности научно-информативных текстов

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2011 в 10:00, контрольная работа

Описание работы

Основная мишень сотворения научно-информационных текстов – сообщение информации. Общее количество информации, содержащейся в тексте – это его информационная насыщенность.. Информативность текста тесновато связана с его связностью и цельностью. Языковые особенности научного стиля определяются тем, что основной задачей автора научного текста является описание мира как объекта познания: он должен представить сведения, касающиеся предмета исследования, и доказать, что они являются истинными.

Содержание

Введение - 3
1 Научно-информативный стиль речи - 3
2 Особенности написания научно-информативных текстов
- 5
3 Примеры научно-информативных текстов - 10
3.1. Реферат - 10
3.2. Аннотация - 13
3.3. Конспектирование - 15
3.4. Тезисы - 17
Заключение - 20
Список литературы

Работа содержит 1 файл

контрольная.doc

— 121.00 Кб (Скачать)

         В силу своей малой употребительности  образные средства в научно-информативном тексте непредсказуемы, всегда неожиданны. Поэтому они оказывают сильное впечатление на читателя или слушателя, так как активизируют не только интеллектуально-понятийное, но и образное мышление. Эти качества особенно необходимы научно-популярным  и научно-учебным произведениям, поэтому именно в этих текстах образные средства используются особенно часто.    

         Эмоциональность, как и экспрессивность,  в научном стиле, который требует объективного, «интеллектуального» изложения научных данных, выражается иначе, чем в других стилях. Восприятие научного произведения может вызывать определенные чувства у читателя, но не как ответную реакцию на эмоциональность автора, а как осознание самого научного факта. Хотя научное открытие воздействует независимо от способа его передачи, сам автор научного произведения не всегда отказывается от эмоционально – оценочного отношения к излагаемым событиям и фактам. В наиболее значительных в смысловом отношении частях текста могут появиться такие языковые средства, которые открыто выражают авторское отношение, авторские эмоции.

          Стремление к ограниченному использованию  авторского «я» - это не дань  этикету, а проявление отвлеченно – обобщенной стилевой черты научной речи , отражающей форму мышления. Отвлеченно – обобщенный, абстрагирующий характер мышления проявляется в научной речи на лексическом, морфологическом и синтаксическом уровнях. Например, в лексике – широкое использование слов с отвлеченным значением, частотность слов, обозначающих широкое понятие (множество, система, структура), в морфологии – устраненность конкретного временного плана глагола, в синтаксисе – использование безличных и неопределенно – личных предложений, страдательных оборотов и т.п.  Поэтому отсутствие морфологически выраженного   авторского «я» не является обязательной чертой любого научного текста.

         Научно-информативные тексты оформляются в виде отдельных законченных произведений, структура которых подчинена законам жанра. Можно выделить следующие жанры научной прозы: монография, журнальная статья, рецензия, учебник (учебное пособие), лекция, доклад, информационное сообщение (о состоявшейся конференции, симпозиуме, конгрессе), устное выступление (на конференции, симпозиуме и т.д.), диссертация, научный отчет. Эти жанры относятся к первичным, т.е. созданным автором впервые. К вторичным текстам, т.е. текстам, составленным на основе уже имеющихся, относятся: реферат, автореферат, конспект, тезисы, аннотация. При подготовке вторичных текстов происходит свертывание информации в целях сокращения объема текста.

         К жанрам учебно–научного подстиля  относятся: лекция, семинарский доклад, курсовая работа, реферативное сообщение. 

         Жанровое разнообразие научно-информативного стиля соответственно отражается на отборе и функционировании языковых единиц. При этом одни жанры замкнутые, более стандартные (например, рецензия), другие допускают варьирование в зависимости от того, какую конкретную цель преследует данное произведение, для какой аудитории предназначается и т.п. Так, например, журнальная статья может содержать описательный материал, носить полемический характер, заключать обзор литературы.

         Современные научные произведения  представлены главным образом  в форме монолога. Монологическая форма в наибольшей степени соответствует содержанию и задачам научных произведений.  

      3. Примеры научно-информативных текстов.

                                             3.1.Реферат

            Реферирование - интеллектуальный творческий процесс, включающий осмысление текста, преобразование информации аналитико-синтетическим способом и создание нового (вторичного) текста. Реферат - адекватное по смыслу изложение содержания первичного текста. Реферат отражает главную информацию, содержащуюся в первоисточнике, новые сведения, существенные данные. Подготовка рефератов - один из наиболее сложных видов самостоятельной работы, реферирование приучает человека вдумчиво работать с литературой, ориентироваться в ней, выбирая необходимую информацию. Реферат должен быть информативным, отличаться полнотой изложения, объективно передавать содержание первичного текста, корректно оценивать материал, содержащийся в первоисточнике. Реферат может быть репродуктивным, воспроизводящим содержание первичного текста, и продуктивным, содержащим критическое или творческое осмысление реферируемого источника. Репродуктивные рефераты бывают двух видов реферат-конспект и реферат-резюме.

- Реферат-конспект содержит в обобщенном виде фактическую информацию, иллюстративный материал, сведения о методах исследования, полученных результатах и возможностях их применения.

- Реферат-резюме приводит только основные положения, тесно связанные с темой текста.

       Продуктивные рефераты представлены рефератом-обзором и рефератом-докладом.

Реферат-обзор составляется на основании нескольких первичных текстов, дает сопоставление различных точек зрения по конкретному вопросу.

- Реферат-доклад имеет развернутый характер, наряду с анализом информации, приведенной в первоисточнике, дает объективную оценку состояния проблемы.

          В структуре реферата любого типа выделяется три основных компонента:

- библиографическое описание,

- собственно реферативный текст,

- справочный аппарат.

Как и  любой научный текст, реферат  имеет определенную композицию:

- Вступление. Задачи вступления могут быть следующими: дать исходные данные текста (название исходного текста, где опубликован, в каком году), сообщить сведения об авторе (фамилия, имя, отчество, специальность, ученая степень, ученое звание), вскрыть смысл названия работы, чему она посвящена, в связи с чем написана. Перечисление основных вопросов и проблем, о которых говорится в первоисточнике.

- Анализ самых важных, по мнению референта, вопросов, содержащихся в исходном тексте. Проводя такой анализ, необходимо обосновать важность выбранных вопросов, коротко передать мнение автора по этим вопросам, выразить свое мнение по поводу суждений автора первоисточника.

- Общий вывод о значении всей темы или проблемы реферируемого текста.

       Таким образом, реферат имеет следующие признаки:

- содержание реферата полностью зависит от содержания реферируемого источника;

- содержит точное изложение основной информации без искажений и субъективных оценок;

- имеет постоянные структуры: заголовочную часть с библиографическим описанием, собственно реферативную часть, в которой обобщаются сведения об авторах, называется основная тема и проблематика источников, дается подробное или сжатое изложение наиболее важных вопросов, делаются выводы.

         В реферате используются речевые клише, характерные для данного жанра научного стиля речи:

- Автор останавливается на вопросе…

- Он анализирует…

- Оценивая, он отмечает…

- Далее  автор рассматривает…

- При этом он отмечает…

- Самым серьезным последствием этого является…

- Отсюда  автор делает вывод, что…

- Задача, по мнению автора, заключается в том, чтобы…

- Автор  рассматривает…

      Завершая анализ материала по теме "реферат", предлагаю проанализировать структуру реферата и речевые клише, используемые при его написании.

Автор, название, выходные данные (библиографическое  описание).

 Тема статьи, книги. Указывается общая тема первоисточника. При этом можно использовать следующие выражения: Статья (книга, монография…) посвящена… (теме, вопросу, проблеме).

Композиция. Указывается, из скольких и каких структурных частей состоит источник (обычно книга). При этом используются следующие выражения: Книга (статья) состоит из (включает в себя, содержит)… (трех разделов и т.п.).

Основное  содержание. Излагаются конкретные результаты или выводы автора в соответствии со структурой статьи. Могут быть использованы следующие выражения:

- Во введении указывается (отмечается), что…

- В первой главе освещается…

- Автор отмечает (указывает, делает вывод), что…

- Вторая глава посвящена (содержит)…

- По мнению автора,…

- В третьей главе…

- В заключении указывается (отмечается), что…

Наличие иллюстративного материала. Отмечается наличие иллюстраций, рисунков, таблиц, других наглядных материалов. Используются, например, такие выражения: Свои рассуждения автор иллюстрирует конкретными фактами и примерами, приводит рисунки, фотографии, таблицы… и т.п.

Адресат. Отмечается, для кого предназначен текст. Используются следующие выражения:

- Статья предназначена для специалистов в области…

- Представляет интерес для… (широкого круга читателей) и т.п.  

3.2.Аннотация

         Аннотация - сжатая, краткая характеристика книги (статьи или сборника), ее содержания и назначения. В аннотации перечисляются главные вопросы, проблемы первичного текста, иногда характеризуется его структура, композиция. Как правило, аннотация состоит из простых предложений. Аннотация имеет две обязательные части: содержательная характеристика первоисточника, цель автора; адресат аннотируемого текста.

          Кроме названных частей, могут присутствовать факультативные части: композиция, структура первичного текста; иллюстративный материал, приведенный в первоисточнике.

         Перечисленные смысловые части аннотации оформляются с помощью речевых клише:

Характеристика  содержания текста:

- В статье (книге) рассматривается…

- В книге изложены…

-Статья посвящена…

- В статье даются…

-В основу работы положено…

-Автор останавливается на следующих вопросах…

-Автор затрагивает проблемы…

-Цель статьи - показать…

-Цель автора - объяснить (раскрыть)…

-Целью статьи является изучение…

-Автор ставит своей целью проанализировать…

Композиция  работы:

- Книга состоит из… глав (…частей)…

- Статья делится на … части

- В книге выделяются … главы

Назначение  текста:

- Статья предназначена (для кого; рекомендуется кому)…

- Сборник рассчитан…

- Предназначается широкому кругу читателей…

- Для студентов, аспирантов…

- Книга заинтересует…

         Приведем пример аннотации.

      Соловьев В.С. Философия искусства и литературная критика. - М., 1991.

Владимир  Сергеевич Соловьев (1853-1900) - крупнейшая фигура в умственной, общественной и культурной жизни России последней трети XIX века. Мыслитель и поэт, он выступил завершителем целой эпохи философских исканий и дал толчок новым идейным и художественным течениям XX века, в особенности символизму. Включенные в сборник сочинения В.С. Соловьева в соответствии с важнейшими темами его эстетической мысли распределены по следующим разделам: "Красота как преображающая сила", "Нравственная миссия художника", "Статьи о русских поэтах", "Энциклопедические статьи. Рецензии. Заметки". 

Информация о работе Особенности научно-информативных текстов