Особенности научного стиля

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 16:15, реферат

Описание работы

Несомненна связь формирования всего научного стиля русского языка с развитием стилей публицистического, а в значительной степени и художественного. Широкие пласты книжной и общенаучной лексики и фразеологии, приемы синтаксической организации текста, подчиненные логическому способу изложения, были общими как для естественнонаучных произведений, так и для прозы литературно-критической, художественно-очерковой, философской и политической.

Содержание

1. Вступление
2. Особенности научного стиля
1). Основные черты
2). Лексические особенности
3). Морфологические особенности
4). Синтаксические особенности
5). Фонетические особенности
3. Заключение
4. Литература

Работа содержит 1 файл

Научный стиль речи.doc

— 54.50 Кб (Скачать)


2

 

 

 

 

Содержание

 

1.      Вступление

2.      Особенности научного стиля

1). Основные черты

2). Лексические особенности

3). Морфологические особенности

4). Синтаксические особенности

5). Фонетические особенности

3.      Заключение

4.      Литература

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Слово “стиль” происходит от лат. stylus  остроконечная палочка. В древности оно означало заостренную с одного конца и закругленную  с другого палочку, стержень, из дерева, металла, кости.

Слово “стиль” стало означать качество написанного. В этом суть стилистики  умение выра­зить свою мысль по-разному, различными языковыми средствами, что и отличает один стиль от другого.

В русском языке образование научного стиля в его современном понимании и такой его раз­новидности, как стиль естественнонаучных сочинений, относится ко второй половине XIX в. Это период расцвета естествознания в русской науке, активной деятельности ученых-просветителей и громадной популярности естествознания в передовых слоях общества. Причем эти процессы не были изолированы от других сторон жизни общества, а проходили в тесной связи с революци­онно-демократическим освободительным движением.

Несомненна связь формирования всего научного стиля русского языка с развитием стилей публицистического, а в значительной степени и художественного. Широкие пласты книжной и общенаучной лексики и фразеологии, приемы синтаксической организации текста, подчиненные логическому способу изложения, были общими как для естественнонаучных произведений, так и для прозы литературно-критической, художественно-очерковой, философской и политической.

К научному стилю речи относится такой вид литературы, как статьи в научных журналах и сборниках, монографии, диссертации, энциклопедии, словари, справочники, учебная литература и др. Научные доклады и лекции, выступления на научных конференциях и совещаниях также яв­ляются образцами научного стиля речи.


Особенности научного стиля

 

1. Основные черты

 

Научный стиль есть речевая система, специально приспособленная для оптимального обще­ния людей в научной сфере деятельности. Научный стилю присущ ряд особенностей: монологический характер; первичность письменной речи; строгий отбор языковых средств; точность и сжатость формулировок; логичность в изложении; объективность.

Эти особенности позволяют адекватно, неизбыточно и доступно для восприятия и оценки формулировать знания.

В научном стиле речи можно выделить несколько подстилей, или разновидностей:

- собственно научный  наиболее строгий, точный; им пишутся диссертации, монографии, ста­тьи научных журналов, инструкции, ГОСТы, энциклопедии;

- научно-популярный (им пишутся научные статьи в газетах, научно-популярных журналах, научно-популярные книги; сюда относятся публичные выступления по радия, телевиде­нию на научные темы, выступления ученых, специалистов перед массовой аудиторией);

- научно-учебный (учебная литература по разным предметам для разных типов учебных заве­дений; справочники, пособия).

 

2. Лексические особенности

 

Для однозначности изложения в научном стиле преобладают слова, исключающие возмож­ность двусмысленности. В связи с этим характерной чертой научного стиля является его высокая терминированность – насыщенность терминами. Научная лексика постоянно дополняется новыми терминами. В сугубо научном (академическом) стиле термины не всегда поясняются. В научных и учебных произведениях для широкой аудитории и термины обычно разъясняются.

Эмоциональная нагруженность слова воспринимается как недостаток, мешающий пониманию, поэтому в научном стиле происходит смещение выбора в сторону более нейтральных слов. На­учно-гуманитарная, а также научно-естественная литература, где предмет исследования – человек и природа, допускают употребление эмоционально-экспрессивных средств языка. Научно-техни­ческая литература, предмет исследования которой – машина, не предполагает или предполагает в очень малой степени использование эмоциональных элементов. Значение имеет жанр научного произведения. Так, в свернутой информации (в реферате) эмоциональный элемент вовсе отсутст­вует, в научно-технических статьях он тоже крайне редок, в монографиях же встречаются чаще.

 

3. Морфологические особенности

 

Морфологические средства призваны подчеркивать эмоциональную нейтральность текста, способствовать смещению  фокуса внимания от  личности исследователя в сторону предмета ис­следования.

Типичным является употребление форм настоящего времени глагола, и эти формы имеют вне­временное значение. Чаще употребляются глаголы несовершенного вида (около 80% от всех гла­голов), так как от них образуются формы настоящего времени. Глаголы совершенного вида упот­ребляются значительно реже (≈ 20%) и используются часто в устойчивых оборотах типа: рассмот­рим…; докажем, что…; сделаем выводы; покажем на примерах и т.п.

Из форм наклонений в научной речи преобладает изъявительное. За ним следует сослагатель­ное в силу того, что в научном поиске необходимо отражается (и фиксируется в речи) элемент предположительности. Повелительное наклонение представлено редко (в основном при описании опытов – например, проверьте результаты…, сличите данные…).

Вместо формы 1 лица единственного и множественного числа местоимений Я или МЫ в на­учных текстах употребляются неопределенно-личные и безличные предложения.

Над глаголами преобладают имена существительные и прилагательные, поскольку определе­ния объясняется краткостью такого сочетания и высоким информативным весом именных форм, что чрезвычайно важно для научного изложения, цель которого – сообщить читателю большое число предметных значений в возможно более компактной форме.

Значительно реже, чем в других стилях, в частности, в разговорном и художественном, упот­ребляются одушевленные существительные. Частотны имена существительные среднего рода, на­пример, с суффиксами –ние, –ство, поскольку эти слова обозначают отвлеченные понятия.

В научной литературе широко применяются различные виды сокращений: графически (изд-во), буквенные аббревиатуры (ГОСТ), сложносокращенные слова (Госплан), сокращение без глас­ных (млрд.), сокращения смешанной формы (НИИцветмет).

Слова данный, известный, соответствующий используются в качестве средства связи;

В научном тексте прилагательных мало, причем многие из них употребляются в составе тер­минов, имеют точное, узкоспециальное значение. В художественном тексте прилагательных в процентном отношении больше, и преобладают здесь эпитеты, художественные определения.

 

4.                  Синтаксические особенности

 

Перед составителем текста стоит задача вместить довольно большой объем информации в ог­раниченный объем текста. Поэтому в научных текстах используется большое число  синтаксиче­ских средств, способствующих синтаксической компрессии. Так, для научного стиля характерны словосочетания имен существительных, в которых в функции определения выступает родитель­ный падеж имени, часто с предлогом для (обмен веществ, коробка передач, прибор для монтажа).

Простых предложений в научной речи столько же, сколько сложных (49,7% и 50,3%). Сред­ний размер простого предложения – около 20 слов, сложного – около 30. Среди сложноподчинен­ных преобладают предложения с одним придаточным.

Для научной речи характерно выяснение причинно-следственных отношений между явле­ниями, поэтому в научных текстах преобладают сложные предложения с союзной связью (с сою­зами). Богато представлены сложные сочинительные и подчинительные союзы и союзные слова, такие, как: несмотря на то что, ввиду того что, потому что, вследствие того что, тогда как, между тем как, в то время как и др.

Новое предложение или абзац часто начинаются с вводных слов, например: Таким образом, экспериментальные данные получены при помощи методов условных рефлексов и электроэнцефа­лографии. Используется в научной речи и группа вводных слов и словосочетаний, содержащих указание на то, кем высказана та или иная мысль, кому принадлежит то или иное выражение, ка­ков источник сообщения (по нашему мнению, по убеждению, по понятию, по сведению, по сооб­щению, с точки зрения, согласно гипотезе, определению и др.).

 

5.                  Фонетические особенности

 

Научная информация в основном существует в письменном виде, поэтому роль фонетических барьеров невелика. Полный стиль произношения должен обеспечить четкое восприятие словесной формы вообще и многосложной в частности. Этому же служит и относительно замедленный темп произношения слов. Понятийные словосочетания разделяются удлиненными паузами, чтобы адре­сат лучше воспринимал их смысл. Общий равномерно-замедленный темп речи также призван соз­давать благоприятные условия восприятия. Фонетические особенности научного стиля сводятся к следующим: подчиненность интонации синтаксическому строю научной речи, стандартность ин­тонации, замедленность темпа, стабильность ритмического и волнообразность интонационного рисунка. К особенностям произносительного научного стиля, как стиля книжного, относятся: ос­лабленная редукция гласных, ослабленная ассимиляция согласных, отчетливое произношение без­ударных слогов (с приближением к буквенному произношению), произношение заимствованных и интернациональных слов с приближение к источнику или к интернациональной норме и др.

Речь в дискуссии отличается большей эмоциональностью и экспрессивностью, она почти не уступает художественной разнообразием ритмомелодических рисунков.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Итак, научный стиль, отражая специфику той сферы, которую он обслуживает, - сферы науки, во всех лингвистических проявлениях отражает присущую этой сфере форму мышления. Он направлен на реализацию не только функции общения, но и функции познания, т.к. в процессе развертывания речи происходит доработка  и упорядочение самой мысли.

Научный стиль отражает те особенности научного познания и научного мышления, которые находят отражение в языковой форме, т.е. в определенном отборе и организации языкового материала.

Цель научного произведения - доказать истинность выдвинутой гипотезы. Поэтому все языковые средства в научном тексте направлены на реализацию двух задач: информативной и воздействующей. Но в отличие от публицистического стиля, сила воздействия научного текста непосредственно зависит от того, насколько доказательны аргументы , приводимые автором, насколько логично, ясно и точно изложено содержание в научном тексте.

Такие качества, как логичность, ясность, точность, не являются спецификой только научной речи. Они необходимы и деловому языку, и публицистическому, желательны и в разговорном. Однако в научном стиле эти качества являются требованием самой науки, без этих качеств научное произведение не может существовать.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

 

1.      Б.Н. Лозоновский. Журналистское воздействие на молодежь. Свердловск, 1986.

2.      В.Ф. Олешко. Социожурналистика. Екатеринбург, 1996.

3.      Н.Н. Богомолова. Массовая коммуникация и общение. М., 1988.

4.      В.Ф. Олешко. Заложники гласности. Екатеринбург, 1992.

5.      Русский язык и культура речи. /Под ред. проф. В.И. Макеншова. М., 2002. 

6.      Васильева А. Н. Курс лекций по стилистике русского языка: Научный стиль речи. М., 1976

7.      Л.С. Филиппова, В.А.Филиппов. Русский язык и культура речи. Курс лекций. Тюмень, 2000

 



Информация о работе Особенности научного стиля