Основы публицистиеского стиля

Дата добавления: 29 Ноября 2011 в 20:53
Автор: Пользователь скрыл имя
Тип работы: доклад
Скачать полностью (38.15 Кб)
Работа содержит 1 файл
Скачать  Открыть 

основы публицистики.docx

  —  42.09 Кб
 
 
 

Национальный  исследовательский университет

«МИЭТ»

  

Доклад 
 

По дисциплине «Русский язык»

На тему : Основы публицистиеского стиля 

Составил:

Студент ЭТМО-15

Терешин М.Д. 

Проверила:

Доцент Борисова Л.В. 
 

Москва

2011

Введение.

В русском  языке существуют несколько стилей речи. Стили речи — это исторически  сложившаяся система речевых  средств, используемых в той или  иной сфере человеческого общения. Каждый стиль речи выполняет свою определённую функцию.

Существуют  научный, официально-деловой, публицистический, разговорный и художественный стили речи.

Научный стиль — стиль научных сообщений. Сфера применения – наука.

Официально-деловой стиль используется для сообщения, информирования в официальной обстановке. Применяется для оформления документов, законов и т.п.

Разговорный стиль служит для непосредственного общения, когда автор делится с окружающими своими мыслями или чувствами. Обычная сфера его реализации – диалог.

Художественный  стиль используется в художественной литературе. Он воздействует на воображение и чувства читателя, передаёт мысли и чувства автора, использует всё богатство лексики, возможности разных стилей, характеризуется образностью, эмоциональностью речи

Публицистический  стиль речи - Публицистический стиль используется в общественно-политической сфере деятельности. О нем подробнее далее. 

Основы  публицистического  стиля.

        В латинском языке есть глагол publicare – "сделать общим достоянием, открыть для всех" или "объяснить всенародно, обнародовать". С ним и связано по происхождению слово публицистика. Публицистика – это особый тип литературных произведений, в которых освещаются, разъясняются актуальные вопросы общественно-политической жизни, поднимаются нравственные проблемы.

Предмет публицистики – жизнь в обществе, экономика, экология – все, что касается каждого. 

Публицистический  стиль - это язык газет, общественно-политических журналов, пропагандистских радио- и телепередач, комментариев к документальным фильмам, язык выступлений на собраниях, митингах, торжествах и т.п. Публицистический стиль – это речевая деятельность в области политики во всем многообразии ее значений. Основные средства публицистического стиля рассчитаны не только на сообщение, информацию, логическое доказательство, но и на эмоциональное воздействие на слушателя (аудиторию).

Характерными  особенностями публицистических произведений являются актуальность проблематики, политическая страстность и образность, острота и яркость изложения. Они обусловлены социальным назначением  публицистики, – сообщая факты, формировать  общественное мнение, активно воздействовать на разум и чувства человека.

Публицистический  стиль представлен множеством жанров:

1. газетные – очерк, статья, фельетон, репортаж;

2. телевизионные – аналитическая программа, информационное сообщение, диалог в прямом эфире;

3. ораторские  – выступление на митинге,  тост, дебаты;

4. коммуникативные  – пресс-конференция, встреча  "без галстука", телемосты;

5. рекламные – очерк, объявление, плакат, лозунг.

Функции публицистического  стиля.

       Одной из важных особенностей публицистического стиля является сочетание в его рамках двух функций языка: функции сообщения (информативной) и функции воздействия (экспрессивной).

Функция сообщения состоит в том, что авторы текстов публицистики информируют широкий круг читателей, зрителей, слушателей о значимых для общества проблемах.

Способ подачи информации в публицистическом стиле  также имеет свои отличительные  черты. Информация в публицистических текстах не только описывает факты, но и отражает оценку, мнения, настроения авторов, содержит их комментарии и  размышления. Другое отличие в предоставлении информации связано с тем, что  публицист стремится писать избирательно – прежде всего о том, что вызывает интерес у определенных общественных групп, он выделяет только те стороны жизни, которые важны для его потенциальной аудитории.

Второй  важнейшей функцией этого стиля –  функция воздействия. Цель публициста состоит не только в том, чтобы рассказать о положении дел в обществе, но и в том, чтобы убедить аудиторию в необходимости определенного отношения к излагаемым фактам и в необходимости желаемого поведения. Поэтому публицистическому стилю присущи открытая тенденциозность, полемичность, эмоциональность (что вызвано стремлением публициста доказать правильность своей позиции). 

Признаки публицистического стиля.

Лексические признаки.

  1. В публицистическом стиле всегда присутствуют готовые стандартные формулы (или речевые клише), которые носят не индивидуально-авторский, а социальный характер: горячая поддержка, живой отклик, резкая критика, наведение элементарного порядка и др.

    Речевые образцы отражают характер времени. Многие клише уже устарели, например: акулы империализма, болезнь роста, слуги народа, враг народа. Наоборот, новомодными для официальной прессы конца 90-х гг. стали слова и выражения: элита, борьба элит, элита криминального мира, высшая финансовая элита, раскручивать,  виртуальный, имидж, знаковая фигура, пирог власти, дитя застоя, деревянный рубль,  инъекция лжи.

  1. Отношения между отправителем и адресатом в публицистическом стиле подобны отношению между актером и зрителями. "Театральная" лексика – вторая яркая черта публицистического стиля. Она пронизывает все публицистические тексты: политическое шоу, на политической арене, закулисная борьба, роль лидера, драматические события, известный в политике трюк, кошмарный сценарий и др.
  2. 3. Характерной особенностью публицистического стиля является эмоционально-оценочная лексика. Эта оценка носит не индивидуальный, а социальный характер. Например, слова с положительной оценкой: актив, милосердие, помыслы, дерзать, процветание;  слова с отрицательной оценкой: насаждать, обывательский, саботаж, расизм, обезличка.
  3. В качестве оценочного средства в публицистике могут встретиться слова пассивного словарного запаса – архаизмы. Например: Доллар и его лекари. Военные барыши растут.
 

Морфологические признаки.

К морфологическим  признакам публицистического стиля  мы относим частотное употребление тех или иных грамматических форм частей речи. Это: 

1) единственное  число имени существительного  в значении множественного: Русский  человек всегда отличался выносливостью;  Преподаватель всегда знает студента;

2) родительный  падеж имени существительного: время  перемен, пакет предложений, реформа  цен, выход из кризиса и др.;

3) императивные  формы глагола:  Оставайтесь с  нами на первом канале!

4) настоящее  время глагола: в Москве открывается, 3 апреля начинается;

5) причастия  на -омый: ведомый, невесомый, влекомый;

6) производные  предлоги: в области, на пути, на  базе, во имя, в свете, в интересах,  с учетом. 

Синтаксические  признаки.

1) риторические  вопросы: Выдержит ли русский  человек? Хотят ли русские войны?

2) восклицательные  предложения: Все на выборы!

3) предложения  с измененным обратным порядком: Воюет армия с природой (ср.: Армия  воюет с природой). Исключение составляли предприятия добывающей промышленности (сравни: Предприятия составляли исключение);

4) заголовки  статей, очерков, выполняющие рекламную  функцию: Малые беды большого  флота. Зима – сезон горячий. 

В заголовках часто  используется специфический языковой прием – "соединение несоединимого". Он дает возможность минимальными языковыми средствами вскрыть внутреннюю противоречивость предмета или явления: трудящийся тунеядец, повторяемое неповторимое, мрачное веселье, красноречивое молчание. 

Заключение.

Публицистический  стиль речи – это незаменимый  инструмент, обладающий определёнными  и присущими только ему особенностями, свойствами и закономерностями. Правильно  используя эти свойства, можно  достичь желаемого результата.

Описание работы
В русском языке существуют несколько стилей речи. Стили речи — это исторически сложившаяся система речевых средств, используемых в той или иной сфере человеческого общения. Каждый стиль речи выполняет свою определённую функцию.
Содержание
содержание отсутствует