Ораторское искусство в европейской культуре

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2013 в 22:58, реферат

Описание работы

B ХVІІ–ХІХ вв. риторику стали понимать как науку об аргументации преимущественно в письменной речи: общественное значение ораторской речи в это время снижается, а значение письменной литературы – богословия, религиозной и политической публицистики, философии, исторической прозы, документа – возрастает. Постепенно развивается частная риторика, в которой формулируются правила создания конкретных видов произведений – судебных речей, проповедей, писем, деловых бумаг, исторических, философских, научных сочинений и т.п.

Содержание

Введение 3
I. Начало европейского ораторского искусства 4
II. Риторика Средневековья 6
III. Риторика в эпоху возрождения 8
IV. Риторика в Новое время 10
Заключение 12
Список использованной литературы 14

Работа содержит 1 файл

ораторское искусство в европейской культуре.docx

— 36.17 Кб (Скачать)

Риторика оказалась востребована в разных сферах общественной жизни – политической, судебной, академической, церковной.

Если в целом оценивать  развитие риторики в эпоху Нового времени, то следует отметить ее упадок как отдельной науки. Она все больше сближается с языкознанием, особенно та ее часть, что касается изучения тропов и фигур. Этому во многом способствовал стиль барокко. О значительном влиянии философии на риторику говорить не приходится.

Таким образом, именно в этот период риторика окончательно превращается в дисциплину, которая занимается красотой, изяществом речи. Она все  больше отделяется от реальной практики общения и соответственно теряет статус самостоятельной науки. Постепенно складывается негативное представление  о риторической речи как о бессодержательной, высокопарной болтовне т.д..

XIX в. - Это упадок риторики  и как учебной дисциплины. В 1836 году один французский научный журнал отметил, что если бы риторику по традиции не продолжали изучать в учебных заведениях, то она давно умерла бы.

 

Заключение

Риторика в ходе своего существования претерпевала постоянные трансформации в связи с изменениями в культуре, со сменой мировоззренческих установок и системы ценностей. Менялись представления о прекрасной речи и правильном речевом поведении, область риторики оказывалась то более широкой и включала множество филологических, логических и сугубо практических аспектов, то более узкой, уступая свою роль другим наукам.

Европейское ораторское искусство  берет начало в античной Греции.

В Древней Греции риторика служила формированию гармоничной  личности, входя в систему образования  и достигая наивысшего развития в  эпоху демократии.

В Древнем Риме овладение  риторикой открывало путь к гражданской  и юридической карьере. Предмет  риторики менялся в связи с  переменами в общественной жизни.

Средневековье создает риторику проповеди, молитвы, поучения, эмоционального и яркого, должного оказывать нравственное воздействие на верующего.

К сожалению, к концу Средних  веков риторика стала инструментом схоластики, иссушившей богословие и  саму риторику. Этому способствовала и практика многочасовых диспутов, в которых не столько доказывалась истина, сколько демонстрировались  память и умение с помощью словесных  уловок достигать победы в споре.

Эпоха Возрождения отрицает подобную риторику и возвращает ту, которая способна служить высокому  искусству слова. Кроме красоты  у речи должен быть глубокий смысл. В ораторе видят прежде всего  эрудита, чья речь философски диалектична, эстетически приятна и гармонична, полна поэзии и мысли.

Как уже было отмечено, риторика в эпоху Возрождения сближается с поэтикой, уступая ей многое из своего богатого наследия. При этом происходит расширение функций риторики, усиливается ее влияние в гуманитарной сфере, в частности риторика выступает катализатором философской мысли, помогает обрести опору при ведении спора.

Понимание риторики различно в европейской культуре ХVП, ХVIII и  ХIХ вв., что неудивительно в  свете разнообразия, несхожести и  динамизма культурных процессов  Нового времени. Смена художественных стилей влияла и на риторику в ее взаимодействии с искусством. Так, барокко видело в риторике прежде всего богатство изобразительно-выразительных средств и довело до самых больших высот искусство использования фигур и тропов.

В культуре Просвещения ценится  интеллектуальное общение, которое  происходит в кругу философов  и ученых, соответственно образцовой считается речь насыщенная мыслью, ясная, точная, логичная, истинная. Вместе с тем риторика оказывается на периферии науки.

Кризис риторики продолжает углубляться, и к началу ХIХ в. почти повсеместно риторика в  Западной Европе перестает рассматриваться  как наука и вытесняется из сферы образования, однако в начале ХХ века начинается новый этап в  развитии риторики в связи с исследованиями в области языка и речи.

 

Список  использованной литературы

  1. Гринько Е.Н. Риторика и риторическая культура: история и теория - http://library.fentu.ru/book/gumi/105/contents.htm
  2. Гулуева Э. Г. Ораторское искусство античности - http://bibliofond.ru/view.aspx?id=480705#1
  3. Зубанова С.Г. Риторика. Ч.1. М., 2003.
  4. Лиммерман Х. Учебник риторики. М., 1998.
  5. Удалых Г.Д. Риторика.Ч.1. История риторики. Баку: Мутарджим, 2010. – 220 с.

1 Схола́стика (греч. σχολαστικός — учёный, Scholia — «школа») — систематическая европейская средневековая философия, сконцентрированная вокруг университетов и представляющая собой синтез христианского (католического) богословия и логики Аристотеля.

2 Каламбу́р (фр. calembour) — литературный приём с использованием в одном контексте разных значений одного слова или разных слов или словосочетаний, сходных по звучанию.

 


Информация о работе Ораторское искусство в европейской культуре