Ораторское искусство Древней Руси. Публичная речь

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2011 в 11:42, реферат

Описание работы

С ораторской прозой Русь познакомилась в конце Х - начале XI в. на примере лучших образцов византийского и южнославянского красноречия. После того как князь Владимир Святославович в 988 г. крестил Русь, в истории древнерусской культуры начинается период освоения духовных богатств христианских стран. Теорию красноречия древнерусские книжники заимствовали из Византии, где существовала целостная и стройная система ораторских жанров.

Содержание

Введение 3
1. Ораторское искусство Древней Руси 4
2. Публичная речь 8
Заключение 10
Список использованных источников и литературы 11

Работа содержит 1 файл

Общая риторика.docx

— 27.29 Кб (Скачать)

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО  ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ «МОСКОВСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ, СТАТИСТИКИ И ИНФОРМАТИКИ (МЭСИ)»

МИНСКИЙ ФИЛИАЛ 
 
 

  Индивидуальное задание  для промежуточного  контроля

По  дисциплине «Общая риторика»

Тема: «Ораторская искусство  Древней Руси. Публичная  речь»                                                            
 
 

Выполнил:                                                            Лабус С.А.

Экстерн группы №56

Специальности:

«Антикризисное  управление»                                
 

Руководитель:     

Методист 1-ой категории                                        Чекан В.В. 
 

Минск 2011

                                         

                                            

                                                 Содержание  
 

 Введение                                                                                                   3 

 1. Ораторское искусство Древней Руси                                                      4

 2. Публичная речь                                                                                    8 

  Заключение                                                                                            10    

  Список использованных  источников и литературы                           11 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   Введение

Риторика - это наука о способах убеждения, разнообразных формах преимущественно  языкового воздействия на аудиторию. Задача риторики с древнейших времен и сегодня - обучать, радовать, вдохновлять. Воздействие может осуществляться как в устной, так и в письменной форме с помощью аргументов, доказательств  для формирования новых или изменения  старых стереотипов восприятия и  поведения.

Публичная речь в различных ситуациях общения  преследует разные цели, но, как правило, она прагматична, поэтому должна быть продуманной, логически выстроенной. Публичная речь может рассматриваться как своеобразное произведение искусства, которое воздействует одновременно и на чувства и на сознание. Если речь действует только на способность логического восприятия и оценки явлений, не затрагивая чувственность сферы человека, она не способна производить сильное впечатление. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                           1. Ораторское искусство Древней Руси

С ораторской прозой Русь познакомилась в конце  Х - начале XI в. на примере лучших образцов византийского и южнославянского  красноречия. После того как князь  Владимир Святославович в 988 г. крестил  Русь, в истории древнерусской  культуры начинается период освоения духовных богатств христианских стран. Теорию красноречия древнерусские  книжники заимствовали из Византии, где  существовала целостная и стройная система ораторских жанров. Творчество таких замечательных византийских ораторов, как Василий Великий, Иоанн  Златоуст и других, оказало большое  влияние на развитие южнославянского  красноречия, на вдохновенные речи Константина  Философа, Иоанна, экзарха Болгарского, Климента Охридского. Киевская Русь, по существу, явилась наследницей греко-славянской риторической традиции.

Время рождения древнерусского красноречия - IX в. И в первых же оригинальных произведениях ораторской прозы  отчетливо проявляются три ее характерные черты:

во-первых, несмотря на имевшиеся в распоряжении древнерусских книжников переводные византийские и южнославянские образцы, несмотря на заимствованную тематику и приемы оформления ораторских сочинений, древнерусские авторы стремятся по-своему осмыслить факты действительности, выйти за пределы традиционной тематики, стать ближе к современности, к истории своего народа;

во-вторых, в истории древнерусского ораторства как бы отсутствует период ученичества. Сочинения первых русских риторов - митрополита Илариона, Феодосия Печерского, Кирилла Туровского - поражают совершенством  формы, глубиной и оригинальностью  идей, новизной поэтических находок;

в-третьих, поскольку на Руси практика устного  публичного выступления не получила широкого распространения (это ни в  коей мере не означает, что ораторы  вообще не выступали перед публикой), то речи создавались прежде всего  как письменные памятники, рассчитанные не на сиюминутное произнесение, а  на чтение и длительное размышление. Вот почему авторы так часто обращаются к "слушающим и читающим".

Таким образом, древнерусское красноречие, оставаясь в общем русле византийско-славянской традиции, является при этом шагом  вперед в литературном развитии стран, близких между собой в вопросах государственного устройства, идеологии, культуры.

В ораторской прозе Древней Руси можно выделить две разновидности: красноречие  дидактическое (учительское) и панегирическое (торжественное). Каждому из них соответствуют  свои тематика, язык, художественные средства. Дидактическое красноречие обычно преследовало цели морального наставления, информации, объяснения новых понятий. Ораторы, ориентируясь на нуждающихся  в поучении простых людей, стремились говорить просто, безыскусно, почти  не прибегая к цитированию авторитетных источников. В этих сочинениях содержались  требования скромности, трудолюбия, заботы о семье и родителях, стремления к знаниям, отвращения от пьянства и  т.д. Таким образом, ораторы ставили  перед собой серьёзные задачи воспитания высоких моральных качеств  и идеалов гражданского служения. Памятники панегирического красноречия  были приурочены к знаменательным датам  церковной истории или посвящались  событиям государственного значения - успешному походу против врага, строительству  собора и т.д. В пределах избранной  темы древнерусские авторы зачастую затрагивали важные вопросы внутренней и внешней политики, государственного устройства, церковной и светской власти. Эти произведения обращены прежде всего к образованным людям, которые способны постичь глубину  идеи, оценить искусство мастера  в разработке темы, насладиться красотой стиля, торжественного и витиеватого. Это достигалось применением  сложных тирад, синтаксических конструкций, ораторы часто прибегали к  игре однокоренными словами, вопросно-ответной форме изложения, риторическим вопросам и восклицаниям, использованием всевозможных тропов.

Классификация жанров древнерусскою красноречия  сложна, но наиболее распространенными  были поучение (для дидактических  сочинений) и слово (торжественное  красноречие). Последнее характеризуется  следующими жанровыми особенностями:

    - слово в своей основе публицистично, его главные функции - воздействовать на общественное мнение, выражать и пояснять потребности, которыми было занято общество в тот период;

     -  автор слова - своеобразный "печальник Русской земли", понимающий огромную ответственность за судьбу родины; при всем осознании своих личных "малости", "худости", "недостоинства" - традиционно христианского выражения скромности - не может молчать, видя "великие настроения века сего" пытается активно вмешиваться в общественную жизнь и учит как простых людей, так и "сильных мира сего";

     - церковнославянский язык и культовая предназначенность часто оказываются лишь внешней оболочкой слова, под которой скрывается светское, мирское содержание; так, именно в этой форме на Руси впервые были высказаны многие политические идеи, сделаны открытия в области философии, эстетики, литературы.

Наиболее  выдающимися представителями древнерусского красноречия были митрополит Иларион, Лука Жидята и Кирилл Туровский.

О жизни  и судьбе митрополита Илариона известно крайне мало. Он по праву считался лучшим церковным оратором Древней Руси, IX в. По свидетельству "Повести временных  лет" в 1051 г, великий киевский князь  Ярослав Мудрый и собор русских  епископов поставили Илариона, "русского родом", в митрополиты. Это решение  можно считать первым шагом к  освобождению Русской церкви от административного  влияния церкви Византийской" до того регулярно присылавшей на Русь своих митрополитов. К этому времени  уже было создано "Слово о Законе и Благодати" (не ранее 1037 и не позднее 1050 г.). Сведения о дальнейшем пребывании Илариона на кафедре митрополита  скудны. Известно лишь, что в 1055 г. на это место вновь назначен грек по имени Ефрем, о судьбе же Илариона никогда и нигде более не говорится.

Если  митрополит Иларион мог позволить  себе обращаться к слушателям со словами "преизрядно украшенными", то у  его современника новгородского  проповедника Луки Жидяты была иная аудитория. Проповедовал он в Новгороде - северном крае, где всегда с подозрением  относились к словесным изыскам, характерным для Южной Руси. Летописные сведения о нем скупы. Доподлинно известно, что в 1034 г. Ярослав Мудрый возвел Луку на епископскую кафедру  Новгорода, а 1034 г. по ложному доносу он был осужден преемником Илариона митрополитом Киевским Ефремом и  три года содержался в Киеве, после  чего был оправдан. Умер Лука Жидята в 1060 г.

Временем  настоящего расцвета русского красноречия  стал XII в. Самым знаменитым его представителем был Кирилл Туровский. Известно, что  Кирилл, сын богатых родителей, рано став монахом-аскетом, всю жизнь  занимался чтением и толкованием  христианских книг. Слава о нем  шла по всей Туровской земле. По предложению  князя и при поддержке народа Кирилл был поставлен епископом  в Турове.

Со времени  крещения Руси прошло более ста лет. "Властители мира сего и люди, погрязшие  в житейских делах, прилежно требуют  книжного поучениям, - писал Кирилл Туровский. В то время многих верующих уже не удовлетворяло простое  толкование текстов Священного Писания: они хотели получать от искусства  проповедника удовольствие. Хотели слушать  проповеди, составленные по всем правилам ораторского мастерства. И этим требованиям  в полной мере отвечали речи Кирилла  Туровского. Кирилл Туровский является автором "Притчи о душе и теле", "Повести о белоризце и мнишестве", "Сказания о чернородском чине", восьми слов на церковные праздники, тридцати молитв и двух канонов (песнопений в честь святых). Ритмичность и  плавность языка, слог, насыщенный витиеватыми  оборотами и изысканными сравнениями, образы, красочные, абстрактные и  одновременно зримые, почти реально  осязаемые, риторическая амплификация (тема словесно варьируется, развивается  во всех своих смысловых и эмоциональных  оттенках до тех пор, пока ее содержание не будет полностью исчерпано, в  результате она приобретает форму  замкнутого в стилистическом отношении  фрагмента - риторической тирады) - таковы стилистичские черты произведений Кирилла. Вот как, например, утверждал  Кирилл Туровский важность духовных ценностей: "Сладки медвяные соты, и  сахар - доброе дело, но добрее обоих  книжный разум, ибо это сокровище  вечной жизни". Если золотая цепь, унизанная жемчугом и драгоценными камнями, радует глаз и сердце видящих  ее, то тем более приятна "духовная красота, праздники святые, веселящие  верные сердца и души освещающие".

Замечено, что картины природы у Кирилла  Туровского складываются в определенную систему символов: весеннее обновление - Воскресение Христово, ветры - греховные  помыслы, песни - цветы, которые святую Церковь украшают. Таким образом, жизнь природы наполняется высоким  духовным смыслом.

Обращает  на себя внимание и такая особенность  творчества Кирилла, как смелое объединение  в одно художественное целое элементов  двух культур - византийской и русской  народной; двух поэтических систем - высокой риторики и устного творчества; двух языковых стихий - церковнославянской и русской. Так, в "Слове об артосе" описание весны по жизнеутверждающим, оптимистическим мотивам, постоянным эпитетам (весна красная, холмы высокие, ветры буйные и т.д.) близко к народным "веснянкам". Сопоставление ветхозаветных  и новозаветных образов напоминает в "Словах" Кирилла фольклорный  параллелизм, при котором толкование сложных христианских понятий переводится  на народно-поэтический язык. Туровский епископ добавляет новые подробности к жизни Христа - в духе народных сказок представляет его скользящим по морю, ступающим по воздуху. С трагическими нотами русских народных причитаний перекликается горестная лирика плача Богоматери в "Слове об Иосифе".

Таким образом, опираясь на византийскую и  русскую народную традицию, Кирилл Туровский создал свой неповторимый и оригинальный стиль, эстетическая значимость которого сопоставима со "Словом о полку Игореве". Современники именовали Кирилла, "Златоустом, паче всех воссиявшим на Руси", Видимо, не позднее XII в. он был причислен  к лику святых, и не последнюю  роль в этом сыграло его ораторское мастерство. 

                                               2. Публичная речь 

Деятельность человека, профессия которого связана с постоянным произнесением речей, чтением лекций и докладов, просто немыслима без основательных знаний принципов и правил ораторского искусства. К числу таких людей относятся политики, профессора, преподаватели, прокуроры, адвокаты и др. Для них публичная речь — главнейшее оружие. Ораторство  —  сильнейший  рычаг культуры. Однако теоретические вопросы ораторского искусства, являющегося одним из средств человеческого познания, разработаны мало.

Человеческое  познание проявляется в разных формах. Существуют две разновидности человеческой способности познания: научная и  художественная; есть две формы человеческого  мышления: логическая и образная. Наука  и искусство, как две формы  познания, взаимно дополняют друг друга.

Информация о работе Ораторское искусство Древней Руси. Публичная речь