Ораторская искусство и политика

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2013 в 23:33, курсовая работа

Описание работы

При написании этой работы я поставила перед собой следующие цели и задачи.

Задачи:
Определить что такое политическая коммуникация;
Разложить «по полочкам» этапы развития речи, а значит и ораторского искусства;
Дать определение информационному обществу и выяснить степень его влияния на ораторское искусство;
Исследовать речь в политической коммуникации;
Дать определение термину «политическая риторика», а также раскрыть это понятие;
Немного углубиться в историю риторики, тем самым показать её развитие от древнейших времён и до нашего времени;
Определить виды современной политической риторики.

Содержание

Введение……………………………………………………………...3
Глава первая: Риторика и политика. От истоков к современности. Методы изучения политической риторики.
Политическая коммуникация…………………………………4
Развитие речи…………………………………………………..5
Информационное общество и его влияние на ораторское искусство.
Речь в политической коммуникации как предмет комплексного исследования…………………………………..6
Политическая риторика…………………………………………6
История и современное состояние политической риторики…7
Риторика речи современных российских политиков………10
Глава вторая: Политическая риторика на практике.
2.1. Судьбоносные ораторы мира…………………………………15
Адольф Гитлер. История вхождения в партию………………16
Адольф Гитлер "Речь в Рейхстаге". Комментарии к речи…..17
Заключение……………………………………………………………23
Список использованной литературы…………………

Работа содержит 1 файл

курсовик.риторика.doc

— 163.50 Кб (Скачать)


 

 

 

 

МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ

КИНО И ТЕЛЕВИДЕНИЯ»

 

 

 

 

                                                                        Факультет Массовых Коммуникаций

                                                                                                                       Кафедра русского языка

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

 

 

 

 

 

 

 

 

По дисциплине: риторика

Тема: Ораторская искусство и политика

 

 

                                                                      

Выполнила: Емельянова В. В,

   специальность: связи с 

общественностью

862 группа, 1 курс

Научный руководитель: к. ф. н.

Доцент Розова Н. А.

 

 

 

Дата сдачи:29.04.2009                       Оценка:____________

 

 

Санкт-Петербург

 

2009

Оглавление.

 

 

 

 

    Введение……………………………………………………………...3

    Глава первая: Риторика и политика. От истоков к современности.                       Методы изучения политической риторики.

      1. Политическая коммуникация…………………………………4
      2. Развитие речи…………………………………………………..5
      3. Информационное общество и его влияние на ораторское искусство.
      4. Речь в политической коммуникации как предмет комплексного исследования…………………………………..6
      5. Политическая риторика…………………………………………6
      6. История и современное состояние политической риторики…7
      7. Риторика речи современных российских политиков………10

      Глава вторая: Политическая риторика на практике.

2.1.   Судьбоносные ораторы мира…………………………………15

      1. Адольф Гитлер. История вхождения в партию………………16
      2. Адольф Гитлер "Речь в Рейхстаге". Комментарии к речи…..17

     Заключение……………………………………………………………23

Список использованной литературы………………………………24

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

 

Я выбрала тему «ораторское  искусство и политика», так как я думаю, что эта тема актуальна в современном, развивающемся обществе. Эта тема мне интересна. Ведь все мы в той или иной мере занимаемся ораторским искусством: любое поздравление, публичное выступление – это риторика, ораторское искусство. Почему же тогда политика? Политика – это то, без чего не может прожить ни один современный, совершеннолетний человек. Все мы ходим на выборы, слушаем речи политиков, в конце концов, смотрим телевизор. Предвыборные речи политиков – это часть политической риторики. Речи президента, губернатора, глав партий и многих других тоже относятся к политической риторике.

 

Многие авторы книг, трудов проводили исследования, выявляли виды политической речи, но самой полной и понятной работой по данной теме мне показалась монография «Речевая коммуникация в политике» под редакцией Л. В. Минаевой. Книга написана простым, можно сказать доступным языком, но в тоже время работа информативна. В работе приведены результаты исследований А. Л. Кобринского и группы сотрудников Института русского языка РАН, написавших монографию  «Культура парламентской речи».

 

При написании этой работы я поставила перед собой следующие  цели и задачи.

 

Задачи:

  1. Определить что такое политическая коммуникация;
  2. Разложить «по полочкам» этапы развития речи, а значит и ораторского искусства;
  3. Дать определение информационному обществу и выяснить степень его влияния на ораторское искусство;
  4. Исследовать речь в политической коммуникации;
  5. Дать определение термину «политическая риторика», а также раскрыть это понятие;
  6. Немного углубиться в историю риторики, тем самым показать её развитие от древнейших времён и до нашего времени;
  7. Определить виды современной политической риторики.

Целью же своей работы я поставила проанализировать конкретную речь конкретного политика.  Выбрала я Адольфа Гитлера. Но об этом будет подробно сказано во второй главе данной работы.

 

 

 

 

 

  1. Риторика и политика. От истоков к современности. Методы изучения политической риторики.

 

    1. Политическая коммуникация.

 

Ораторское искусство  и политика. Стоит в первую очередь разграничить эти понятия, нужно дать определение этим понятиям, и тогда станет проще говорить о проявлении ораторского искусства в политике! Итак: ораторское искусство-это искусство публичного выступления, с целью убеждения. Понятие политика имеет не одно значение, но в контексте данной работы лучше всего употребить такое определение: политика-это  искусство управления государством и обществом.

Если говорить о связи риторики и политики, то можно затронуть и тему взаимодействия государства и коммуникации. Ведь политика-это государство, умение им управлять, а риторика-это коммуникация. Значит, мы имеем право говорить о государственной коммуникации. Что же такое государственная коммуникация? Начнём давать определение этому понятию издалека, мы знаем, что политика осуществляется в определённом информационном пространстве. А значит, стоит ввести такое понятие как политическая коммуникация. Обратимся к А. И. Соловьёву, в своей монографии «Политология. Политическая теория. Политические технологии» он пишет, что политическая коммуникация-это «процесс передачи политической информации, благодаря которому она циркулирует от одной части политической системы к другой и между политической системой и социальной системой. Идёт непрерывный процесс обмена информацией между индивидами и группами на всех уровнях». Если говорить проще, то получается, что политическая коммуникация-это совокупность информационно-коммуникативных систем, используемых для информационного обеспечения политических процессов в обществе, и в зависимости от целей, структуры  участников политических процессов может быть несколько разновидностей. Говоря о политической коммуникации, мы можем разделить её на государственную и электоральную, но это только для демократических государств. Но вернём к определению государственной коммуникации. Попробуем определить это понятие через функции.

Итак, каковы же функции  государственной коммуникации?

 

Функции государственной  коммуникации:

  • Консервативная, направленная на сохранение статус-кво государственной системы, способствующая стабильному существованию социального организма;
  • Координирующая, призванная обеспечить координацию властных воздействий субъекта управления в соответствии с параметрами объекта управления и их возможными изменениями;
  • Интегрирующая, связанная с осуществлением такой государственной политики, которая бы учитывала интересы всех элементов общественной системы, способствовала выработке и принятию согласованных управленческих решений;
  • Мобилизационная, направленная на обеспечение легитимности существующего общественного порядка, получение поддержки и одобрения общества по поводу принимаемых управленческих решений;
  • Социализирующая, связанная с усвоением в процессе информационного обмена социально-политических норм, ценностей и традиций государства, повышением политической компетентности граждан.

[Громова Т. Н. «Государственная  коммуникация: теоретическая модель  и региональная практика//Теория  коммуникации и прикладная лингвистика», С. 45]

 

1.2. Развитие речи.

 

Ораторское искусство-это умение красиво говорить. В ораторском искусстве используется речь. Человечество с годами развивалось, а значит, развивалась и речь. В развитии человеческого общества можно выделить несколько этапов, каждый из которых характеризуется своим типом фактуры речи, используем для оформления информации, временем, необходимым для её  распространения информации и охватом аудитории. На каждом этапе появляются новые категории рече-деятелей, а также новые институты, влияющих на характер коммуникаций в обществе.

  • Первый этап-это период использования дописьменной устной речи.
  • Второй этап знаменуется появлением письменной речи. Появление письменной речи не сразу изменило характер информирования населения и управления им. Первое время письменная речь была доступна лишь грамотным, то есть представителям аристократии и духовенства. Остальное население же информировалось при помощи глашатаев.

Постепенно письменная речь начинает развиваться, это связанно с ростом количества грамотного населения. Таким образом, речь подходит к третьему этапу развития.

  • Третий этап связан с книгопечатаньем. Развитие полиграфического дела и становление органов печати к концу XVIII и началу XIX века привели к тому, что письменный текст стал товаром в виде книги или периодического издания. В связи с этим появляется резкая потребность в массовом образовании, круг образованных людей расширяется, а значит расширяется и аудитория, которая получает доступ к информации.

«Односторонность процесса коммуникации в масштабах общества, с одной стороны, и расширение класса грамотных, с другой, способствовали возрождению гражданской устной речи как инструмента, позволяющего населению поставить под контроль управленца, работающего с документом. В результате разрабатываются принципы выборной власти, складывается современный политический дискурс».

[Рождественский Ю. В. «Теория риторики», С. 473]

 

Постепенно речь развивалась и  дошла до современного положения, то есть человечество дошло до информационного  общества.

 

  • 1.3.Информационное общество и его влияние на ораторское искусство.
  •  

    В начале рассмотрения данного  вопроса стоит выяснить, что же такое информационное общество. Под  информационным обществом понимают общество, в котором «главным условием благополучия каждого человека и  каждого государства становится знание, полученное благодаря беспрепятственному доступу к информации и умению работать с ней, (...) в котором обмен информацией не будет иметь ни временных, ни пространственных, ни политических границ». 

    [Вершина М. С. «Политическая  коммуникация в информационном  обществе», С. 17-18]

     

    В современном обществе развиваются все сферы жизни, развитие виртуальной коммуникации, глобальной информационной сети привело к уравниванию устной речи как канала информации с речью письменной.

    С развитием общества, информация как никогда становится инструментом власти. Особенно это заметно в период избирательных кампаний. Если говорить об Интернете, то размещаемая в сети информация может как помочь избирателю, так и сознательно запутать его.

     

  • 1.4.Речь в политической коммуникации как предмет комплексного        исследования.
  •  

    Существует несколько областей социальной и институциональной речевой деятельности, где наиболее последовательно и эффективно реализуется проводимая государством политика, пропагандируются существующие отношения в обществе, а также ценностные приоритеты. К наиболее важным видам речевой коммуникации, призванным служить существующему политическому строю, с уверенностью можно отнести средства массовой информации и рекламу. Кроме того, публичные выступления политиков, парламентские дебаты, а также «горячая линия» с лидером страны играют немаловажную роль в осуществлении политического влияния государства.

    Как известно, любая политическая система стремится к стабильности, а властные структуры стремятся овладеть инструментами, призванными поддерживать и укреплять существующий политический строй. В связи с этим в настоящее время вырос интерес к изучению функционирования языка в данных видах речевой коммуникации. Становится очевидным, что без проникновения в сущность особенностей функционирования языка в обществе в целом и в отдельных общественных институтах невозможно проводить эффективную политику на государственном уровне.

  • 1.5. Политическая риторика.
  •  

    В современной научной литературе понятие «политическая риторика»  имеет два значения: это и теория политической речи, и продукты речевой деятельности политиков. В последнем случае можно объяснить, чем политическая риторика отличается от политической речи, поэтому использование выражения «политическая риторика» применительно к речевой практике нецелесообразно. Чтобы избежать двусмысленности, лучше говорить о политической риторике только как о научном направлении, в рамках которого изучается речь как средство получения и осуществления государственной власти и оказания влияния на властные структуры. Известно, что риторика возникла как теория ораторской речи, некоторые исследователи до сих пор считают, что риторика-это «наука об эффективной устной, публичной, нехудожественной речи».

    Информация о работе Ораторская искусство и политика