Оратор и его аудитория

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 22:58, реферат

Описание работы

«…Во все времена богатство языка и ораторское искусство шли рядом. В обществе, где презирается истинное красноречие, царит риторика, ханжество слова или пошлое краснобайство. И в древности, и в новейшее время – ораторство было одним из сильнейших рычагов культуры.»
А.П.Чехов
Зададимся первым вопросом кто такой оратор и что же такое ораторское искусство?
Оратор – это человек, обладающий даром речи, способный воздействовать на слушателе в нужном ему направлении; лицо, произносящее речь; лицо, профессионально занимающееся искусством красноречия.
Ораторское искусство – это высшая форма красноречия; один из видов искусного владения словом, всеми средствами общения с целью воздействия на слушателей, их убеждения, внушения. [В.В. Соколова, 1995г., Стр.188 ]

Содержание

Введение 3
Свойства личности оратора 4-5
Принцип «гармонирующего диалога» и средства его реализации 6
Индивидуальный речевой стиль оратора 7
Основные приемы управления вниманием аудитории 8-10
Ошибки неопытных ораторов 11
Три основные категории риторики этос, логос, пафос 12
Заключение 13
Библиографический список 14

Работа содержит 1 файл

оратор и его аудитория.doc

— 101.00 Кб (Скачать)

Более сложная схема риторического  анализа включает работу над выделением всех риторических средств воздействия, используемых оратором для достижения поставленной цели, оценку силы и уместности этих средств и т.п. Из совокупности и комбинации используемых оратором тропов и фигур складывался стиль (в значении  «своеобразие») ораторской речи: напыщенный или умеренный, гневно-сдержанный или ироничный, витиеватый или доходчивый. Многие из тех тропов и фигур речи, которые занимали место в классификации древней риторики, практически исчезли из речевого арсенала современных ораторов, но некоторые не только не исчезли, но и продолжают верно служить ораторскому делу, приобретая современные языковые формы, составляя основу риторических приемов воздействия на слушателей. 
 

 

Основные  приемы управления вниманием аудитории

1. Зрительный контакт с аудиторией

Одна из важных составляющих успешного выступления - умение оратора установить зрительный контакт с аудиторией. Нельзя начинать выступление, не установив эмоционального и зрительного контакта с аудиторией. Необходимо, прежде всего, продемонстрировать доброжелательное выражение лица с полуулыбкой.. Не меняя выражения лица, медленно и основательно оглядываем зал. Скользим по лицам, на мгновение задерживаясь на каждом (или почти на каждом). Если удалось поймать доброжелательный взгляд или ответную улыбку, можно сделать едва заметное мимическое движение: «Здравствуйте, и вы здесь! Очень рад вас видеть!». Даже если вы видите человека в первый раз в жизни. Так вы протягиваете незримые ниточки от глаз зрителей к своим глазам.

Зрительный контакт - способ получить обратную связь от аудитории: насколько аудитория поняла сказанное (может, нужно что-то повторить); не утомлена ли аудитория (может, нужно сделать перерыв); интересна ли аудитории тема (не пора ли перейти к другим вопросам); интересны ли аудитории вы (или пора сменить оратора).

В установлении и поддержании зрительного контакта самыми пренебрегаемыми частями зала являются галерка (последние ряды) и фланги (крайние места слева и справа). Именно оттуда раздаются самые каверзные вопросы. Именно там шелестят и кашляют. Почему? Мы не уделяем сидящим там достаточного внимания. Сектор обзора начинающего оратора составляет 30-35 градусов, опытного - 40-45. Таким образом, мы выхватываем глазами только центральную часть зала, с которой фактически и общаемся.

2. Речевые приемы  удержания внимания  аудитории

Для современной  ораторской речи является характерным  сочетание логико-аналитических и эмоционально-образных языковых средств. Как бы неинтересна была тема, внимание аудитории со временем притупляется. Его необходимо поддерживать с помощью следующих ораторских приемов:

* Вопросно-ответный  прием: оратор ставит вопросы и сам на них отвечает, выдвигает возможные сомнения и возражения, выясняет их и приходит к определенным выводам;

* Переход от  монолога к диалогу (полемике): позволяет приобщить к процессу  обсуждения отдельных участников, активизировать тем самым их интерес;

* Прием создания  проблемной ситуации: слушателям  предлагается ситуация, вызывающая  вопрос: "Почему?", что стимулирует  их познавательную активность;

* Прием новизны  информации, гипотез: заставляет  аудиторию предполагать, размышлять;

* Опора на  личный опыт, мнения, которые всегда интересны слушателям;

* Демонстрация  практической значимости информации;

* Использование  юмора (если он уместен): позволяет  быстро завоевать аудиторию;

* Краткое отступление  от темы: дает возможность слушателям "отдохнуть";

* Замедление с одновременным понижением силы голоса: способно привлечь внимание к ответственным местам выступления (прием "тихий голос");

* Прием градации - нарастание смысловой и эмоциональной  значимости слова. Градация позволяет усилить, придать эмоциональную выразительность фразе, сформулированной мысли;

* Прием инверсии - речевой оборот, который как  бы развертывает привычный, общепринятый ход мыслей и выражений на диаметрально противоположный;

* Прием апелляции  к собственным мыслям.

Среди приемов  ораторской речи, существенно повышающих ее эффективность и убедительность, следует особо выделить лексические приемы. Практически во всех руководствах по ораторскому искусству среди лексических приемов рекомендуется использовать так называемые тропы.

Действенным средством поддержания внимания аудитории являются специальные слова и выражения, которые обеспечивают обратную связь. Это личные местоимения 1 и 2 лица (я, вы, мы, мы с вами), глаголы в 1 и 2 лице (попробуем понять, оговоримся, отметим, прошу вас, отметьте себе, подумайте, конкретизируем и др.), обращения (уважаемые коллеги), риторические вопросы.

3. Поза и мимика оратора

Поза, жесты, мимика - принадлежность индивидуального стиля. Эти элементы кинетической системы  общения действуют на зрительный канал восприятия, акцентируют внимание на содержании информации, поступающей по слуховому каналу, повышают эмоциональность и тем самым способствуют лучшему усвоению высказанных мыслей. По мнению психологов, речь на 25% воспринимается зрительным путем.

Оратор должен добиться ощущения устойчивости, равновесия, легкости, подвижности и естественности на трибуне, перед аудиторией. Вид человека, который длительное время стоит неподвижно, утомляет слушателей. Во время длительного доклада опытный оратор меняет позу. Шаг вперед в нужный момент усиливает значимость того или иного момента речи, помогает сосредоточить на нем внимание. Отступая назад, оратор как бы дает аудитории возможность "отдохнуть" и затем переходит к другому положению речи. Вместе с тем, не следует расхаживать, двигаться в стороны во время выступления.

В целом, в правильной позе оратора сочетаются непринужденность осанки и легкость движений.

4. Жесты оратора

«Жест есть не движение тела, а движение души» Ф.И. Шаляпин

Жесты - это любые  движения, усиливающие впечатление от высказываемых идей оратора. Они представляют собой проявления его настроения и мыслей.

В ораторском искусстве  используются:

1. Ритмические  жесты. Они подчеркивают логическое  ударение, замедление и ускорение  речи, место пауз.

2. Эмоциональные.  Они передают оттенки чувств (сжатый кулак, овальное движение руки и др.).

3. Указательные. Их рекомендуется использовать  в очень редких случаях, когда  есть предмет, наглядное пособие, на которые можно указать.

4. Изобразительные.  Они наглядно представляют предмет, показывают его (например, винтовую лестницу).

5. Символические.  Они несут определенную информацию. К этой группе относятся жест  категоричности (сабельная отмашка кистью правой руки), жест противопоставления (кисть руки исполняет в воздухе движение «там» и «здесь»), жест разъединения (ладони раскрываются в разные стороны), жест обобщения (овальное движение двумя руками одновременно), жест объединения (пальцы или ладони рук соединяются).

Конечно же оратору  необходимо соблюдать определенные правила жестикуляции, ведь одно неправильное движение или неправильно понятый аудиторией жест, может навредить оратору.

1. Жесты должны  быть непроизвольны. Оратор должен  прибегать к жесту по мере  ощущения потребности в нем.

2. Жестикуляция  не должна быть непрерывной.  Не следует жестикулировать руками  на протяжении всей речи. Не каждая фраза нуждается в подчеркивании жестом.

3. Нужно научиться  управлять жестами. Необходимо  помнить, что жестикуляция - элемент  равновесия всей позы. Никогда  жест не должен отставать от  подкрепляемого им слова.

4. Внесение разнообразие  в жестикуляцию. Нельзя пользоваться  без разбора одним и тем  же жестом во всех случаях, когда нужно придать словам выразительность.

5. Жесты должны  отвечать своему назначению. Их  количество и интенсивность должны  соответствовать характеру речи и аудитории.

 

Типичные  ошибки неопытных  ораторов:

1. Оратор выходит  и становится в позу с руками за спиной.

Впечатление, что  руки связаны за спиной, но он молчать  все равно не может. Ощущение закрытости, скованности, жестикуляция работать не будет. Также создается впечатление, что человек что-то там прячет. Зритель не видит рук, облик оратора подсознательно ассоциируется с некой опасностью.

Знаете, как родился  жест рукопожатия? В средневековье  этого жеста еще не существовало, и когда воины встречались  на одной тропе, они издалека показывали друг другу правую руку. Это означало - у меня нет в руке оружия, и я иду с добрыми намерениями. Постепенно этот жест трансформировался в рукопожатие при сближении. Поэтому руки оратора люди должны видеть для того, чтобы от него не исходило ощущение угрозы.

2. Оратор выходит  и становится в позу с руками, скрещенными на груди в позе Наполеона.

Такое положение  оратора будет опять же подсознательно восприниматься как подчеркнутая демонстрация превосходства. Это еще и поза вредного преподавателя: «Ну-ну, молодой  человек, давайте свою зачетку, все равно не сдадите…»

3. Руки оратора  скрещены не сзади, а спереди  ниже пояса: «поза футболиста».

В такой позе читается скованность, закрытость, плюс только ленивый не спросит себя, что же он там защищает. Это не те ассоциации, которые надо сразу  рождать у аудитории.

4. Руки в карманах.

Это является грубым нарушением этикета для бизнес-аудитории, после которого докладчик просто не воспринимается серьезно публикой. Еще хуже, если руки в карманах брюк, а не пиджака. Все предметы в руках  визуально усиливают впечатление дрожащих рук.

Исключение: если речь или доклад настолько объемны, что без записей не обойтись, но тогда их можно взять и положить рядом на стул, стол, трибуну и подглядывать, а если по-другому невозможно, зачитывать текст.

Основным показателем  чувств оратора является выражение его лица. Мимика стимулирует эмоции аудитории, способна передать гамму переживаний. Выражение лица оратора должно соответствовать характеру речи.

У хорошего оратора, как замечал А.Ф. Кони, "лицо говорит  вместе с языком". Лицо и весь внешний облик выступающего должны выражать доброжелательное и даже дружественное отношение.

Аудитория не любит  сердитых или безучастных.

Может случиться, что благодаря умственному напряжению вы начнете хмуриться или, мысленно витая где-то в пространстве, примете отчужденный вид.

Чтобы иметь  представление о своей мимике во время речи, крайне необходимо практиковаться перед зеркалом и изучать свое лицо.

 

Три основные категории риторики этос, пафос, логос

Термины "этос", "пафос", "логос" --- основные для риторики. Этосом принято называть те условия, которые получатель речи предлагает ее создателю . Эти условия  касаются времени, места, сроков ведения речи, и этим определяется часть содержания речи, по крайней мере, ее тема, которую получатель речи может считать уместной или неуместной. Неуместную речь получатель речи вправе отклонить. Главным признаком уместности является тема речи, при условии, что время, место и сроки речи согласованы между участниками речевой коммуникации.

Пафосом принято называть намерение, замысел создателя речи, имеющего цель развить перед получателем определенную и интересующую его тему. Пафос ограничивается категорией этоса с одной стороны, т.е. может реализоватьс лишь в пределах ее места и времени. Другим ограничением пафоса являютс словесные средства, которыми располагает создатель для установления контакта с получателем речи.

Логосом принято называть словесные средства, использованные создателем речи в данной речи при реализации замысла речи. Логос требует, помимо воплощени  замысла, использовать такие словесные средства, понимание которых было бы доступно получателю речи.

Таким образом, этос создает условия для  речи, пафос --- источник создания смысла речи, а логос --- словесное воплощение пафоса на условиях этоса.

Информация о работе Оратор и его аудитория