Оратор и его аудитория

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 22:59, реферат

Описание работы

Зачем и кому сегодня может понадобиться риторика - учение об ораторском искусстве, - теории красноречия? Взаимосвязь логики и риторики. Искусство убеждения - это не только сила логических аргументов. Логическая аргументация, вся мощь и сила доказательств не может переубедить человека, который не желает менять свою позицию. Почему риторика не ограничивается областью достоверного знания?

Содержание

Введение 3
1.Понятие об ораторском искусстве 3
1.1.Типы ораторов 4
2.Подготовка и проведение публичного выступления 5
2.2.Владение материалом («что говорить») 5
2.3.Владение собой («как говорить») 7
2.4.Естественность поведения 7
2.5.Техника речи 7
2.6. Критерии оценки речи оратора 8 3. Контакт с аудиторией 9
3.1. Некоторые способы активизации внимания слушателей 10
Заключение 11
Список литературы 12

Работа содержит 1 файл

реф.docx

— 26.40 Кб (Скачать)

едеральное агентство  по образованию 

Государственное образовательное  учреждение 

 высшего профессионального  образования 

 «Ижевский государственный  технический университет» 

Факультет «Экономика, право и  гуманитарные науки» 

Кафедра «Лингвистика» 
 

Реферат 

«Оратор и его  аудитория» 
 

Выполнил: 

                     студент группы  2-65-1                                                         Созыкина М.С.                                                  

Принял: 

д.ф.н., профессор                                                                   Баранов В.А.                                          
 

Ижевск 2008 

Оглавление  
 
 

Введение                                                                                                                                  3 

1.Понятие об ораторском  искусстве                                                                                     3 

1.1.Типы ораторов                                                                                                      4 

2.Подготовка и  проведение публичного выступления                                                       5  

2.2.Владение материалом («что говорить»)                                                              5 

2.3.Владение собой  («как говорить»)                                                                         7 

2.4.Естественность  поведения                                                                                   7 

2.5.Техника речи                                                                                                          7 

                        2.6. Критерии оценки речи оратора                                                                          8     3. Контакт с аудиторией                                                                                                         9 

3.1. Некоторые способы  активизации внимания слушателей                              10 

Заключение                                                                                                                            11 

Список  литературы                                                                                                              12 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

Красноречие есть нечто  такое, что дается труднее, чем это, кажется, и рождается из очень  многих знаний и стараний. 

Марк Туллий Цицерон 

            Зачем и кому сегодня может  понадобиться риторика - учение об  ораторском искусстве, - теории красноречия?  Взаимосвязь логики и риторики. Искусство убеждения - это не  только сила логических аргументов. Логическая аргументация, вся мощь  и сила доказательств не может  переубедить человека, который не  желает менять свою позицию.  Почему риторика не ограничивается  областью достоверного знания? Практика  человеческого общения не сводится  к цепочкам строгих логических  рассуждений, а наоборот, весьма  часто сталкивается с неожиданными  действиями и высказываниями, как  раз высказывания и придают  многим выступлениям особую убедительность, наиболее воздействующую на слушателей. 

            Сегодня, в начале XXI в., очень остро  стоит вопрос об эффективности  коммуникации и мастерстве публичного  выступления. 

            Большинство преуспевающих людей  – хорошие ораторы. Наше общество  является информационным, поэтому  умение довести до аудитории  соответствующую информацию в  доходчивой, краткой и убедительной  форме – весьма ценный талант. "Блестящий человек, но говорит  невразумительно" – такая характеристика  может годиться для специалиста  по ядерной физике, но не подходит  ни к одному из известных  мне полновластных руководителей  корпораций. Они и блестящие люди, и говорят вразумительно.  

Что дает человеку свободное  владение речью? Человек, свободно владеющий  речью, пользуется уважением окружающих почти автоматически. Он всем интересен, ему легко вступить в контакт, он может влиять на собеседников. Ораторскому искусству можно обучиться. Открыть свой потенциал, научиться произносить речь перед публикой, обрести уверенность в себе могут практически все желающие.  

1.Понятие об ораторском  искусстве 

Термин "ораторское искусство" античного происхождения (от лат. oratoria). Его синонимы: "риторика" (от греч. rhetorike) и "красноречие" (рус.). 

Древние греки трактовали риторику как "искусство убеждения". Монологическая речь, по мнению Платона  и Сократа, Аристотеля и других философов, призвана обратить в свою веру слушающих. 

Начиная с Древней  Греции ораторское искусство было неразрывно связано с политикой. Все знаменитые ораторы Древней Греции были крупными политическими деятелями (Перикл, Демосфен).  

Во времена римской  цивилизации под риторикой стали  понимать "искусство говорить хорошо". Искусство здесь означало совершенствование  речи со стороны ее воздействия на слушателя и с точки зрения ее эстетической характеристики. Во II в. до н.э. в Риме появились первые школы риторики. Знаменитые ораторы  Древнего Рима, как и ораторы Древней  Греции, были политическими деятелями (Марк Катон Старший, Марк Туллий Цицерон). 

Сегодня в понятия "риторика", "ораторское искусство", "красноречие" вкладывают следующий  смысл:  

1) способность, умение  говорить красиво, убедительно;  ораторский талант;  

2) искусная речь, построенная на ораторских приемах;  высокая степень мастерства публичного  выступления. 

1.1. Типы ораторов 

С. Ф. Иванова в  работе «Специфика публичной речи» (М. , 1978)выявила индивидуальные речевые  типы: 

            1) Рационально - логический. Ораторы  этого типа склонны к анализу  явлений, к рассуждениям и строгой  аргументированности своих и  чужих поступков. Их подготовка  к любому высказыванию отличается  последовательным отбором и строгой  систематизацией материалов, обдумыванием  и разработкой подробного плана.  Этот выношенный план как бы  «сидит у них внутри», и ораторы  во время выступления не пользуются  им. Их часто заботит другое: как  сделать свою речь более яркой,  эмоциональной, какие подобрать  примеры, чтобы заинтересовать  аудиторию. «Логиками» чаще всего  бывают сангвиники. 

            2) Эмоционально - интуитивный. Представители  этого типа говорят страстно, увлеченно, пересыпая свою речь  остротами, каламбурами, но не  всегда могут уследить за жесткой  логической последовательностью  речи и «свести концы с концами». План своих выступлений пишут  не всегда, считая, что он их  сковывает. Наблюдается совпадение  эмоционального речевого типа  с холерическим темпераментом. 

            3) Философский. Ораторы - «философы»  более или менее эмоциональны, склонны к анализу, иногда бывают  очень организованны в своей  работе, а иногда без всякой  видимой организации раскрывают  какой-нибудь один вопрос, добираются  до корня, и вдруг, как лучом  света, озаряют все найденной  идеей. Их общая черта - стремление  к исследованию, глубокому осмыслению  явлений прямо на глазах у  слушателей, желание и умение  вовлечь в этот процесс аудиторию.  Чаще всего данную группу составляют  люди флегматического темперамента.

 Лирический, или  художественно - образный. Глубокая  эмоциональность, лиризм, внутреннее  волнение, острая впечатлительность,  проникновенность - черты, характерные  для типа. Чаще всего в основе  его - характер утонченный, меланхолический. 

2.Подготовка и  проведение публичного выступления 

В основе классической схемы ораторского искусства  лежит 5 этапов: 

1. Подбор необходимого  материала, содержания публичного  выступления; 

2. Составление плана,  распределение собранного материала  в необходимой логической последовательности; 

3. Словесное выражение", литературная обработка речи; 

4. Заучивание, запоминание  текста; 

5. Произнесение. 

            Как видно из выше написанного, 4 из 5 этапов в деятельности оратора  отводятся на подготовку речи. Греки говорили, что речи Демосфена  пропитаны маслом ночной лампады,  при свете которой он их  готовил. Да и он сам об  этом говорил: "Я, граждане афинские, признаю и не стану отрицать, что продумал и разучил свою  речь, насколько это было возможно". 

            Для современного оратора трудолюбие  Демосфена не просто поучительно.  Оно говорит о том, что ораторское  красноречие в лучшем значении  этого слова не посещает ленивых. 

2.2. Владение материалом («что говорить») 
 

Грамотная речь –  первая составляющая данного уровня, т.е. речь с соблюдением норм современного литературного языка.  

Словарный запас

. Хороший оратор  всегда имеет достаточный словарный  запас и обладает способностью  извлечь из памяти нужное слово  в нужный момент. Словарный запас  бывает активным (слова, активно  используемые в речи) и пассивным.  Активный словарь, как правило,  в 4–5 раз меньше пассивного.  

Задача оратора  – увеличивать активный словарный  запас. Это достигается, когда регулярно  используется внешний источник информации: при прослушивании лекций, при  просмотре теле- и радиопередач, прочтении книг. Пополнение словарного запаса происходит в основном за счет синонимов. Активный словарь оратора  формируют также многозначные слова, заимствования, фразеологизмы, антонимы. 

Композиция речи обусловлена психологией восприятия человека (речь строится так, чтобы  оратору было удобно ее воспринимать). Речи могут быть различными (по типам): академические, политические, судебные, информативные, развлекательные. Но любая  речь  с точки зрения ее структуры  строится по единому принципу. 

Речь состоит из трех частей: 1. Вступление, 2. Основная часть, 3. Заключение. Их основное назначение таково (см. табл. 2). 

Таблица 2 

Назначение частей речи

Часть речи 

Назначение 

Вступление 

Привлечь внимание слушателей, подготовить аудиторию  к восприятию основной части; завоевать  доверие, симпатию аудитории; вызвать  интерес к предмету 

Основная часть 

Сообщить информацию; обосновать ее 

Заключение 

Суммировать сказанное; сделать выводы; закрепить основную мысль в памяти слушателей (повторить  вкратце); призвать к действию 
 
 
 

Следует соблюдать  пропорции речи. Вступление плюс заключение должны составлять не более 1/3 всего  выступления. От того, как построено  вступление, зависит первое впечатление  слушателей об ораторе. Каждый оратор должен стремиться к тому, чтобы  сделать начало речи возможно более  конструктивным. Вот некоторые речевые  приемы, которые обычно используются ораторами во вступительной части: 

                - изложение плана предстоящей  речи; 

                - актуальность темы с позиции  сегодняшнего дня; 

                - история вопроса. 

При изложении основной части оратор должен следить за тем, чтобы предмет речи оставался  неизменным, чтобы на него "нанизывались" все аргументы, подчеркивая и  укрепляя те или иные аспекты. 

В заключении подводится итог выступления. Здесь особенно важен  регламент. Прерванное выступление  на полуслове придает речи в целом  незавершенность, недосказанность. С  другой стороны, излишне затянутое  заключение поневоле воспринимается как  новая (основная) часть речи. Заключение должно быть естественным, кратким  и вытекать из содержания. 

Информация о работе Оратор и его аудитория