Обращение

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2012 в 21:07, реферат

Описание работы

Обращение – элемент речевого этикета, связанный с началом общения, который выражается в адресации к собеседнику по имени (фамилии), должностному или профессиональному признаку. Вся система обращений также национально специфична. Обращение имеет несколько целей. Во-первых, это обычное выражение вежливости и оказание уважения собеседнику. Во-вторых, указание на то, что конкретная информация будет адресована тому, кому адресовано данное обращение.

Работа содержит 1 файл

Обращение.docx

— 15.73 Кб (Скачать)

Обращение – элемент  речевого этикета, связанный с началом  общения, который выражается в адресации  к собеседнику по имени (фамилии), должностному или профессиональному  признаку. Вся система обращений  также национально специфична. Обращение  имеет несколько целей. Во-первых, это обычное выражение вежливости и оказание уважения собеседнику. Во-вторых, указание на то, что конкретная информация будет адресована тому, кому адресовано данное обращение.

В-третьих, обращение  снимает обезличивание, т. е. оказание внимания данному человеку показывает заинтересованность обращающегося  к личности как к субъекту делового или иного общения. В-четвёртых, обращение  вызывает положительные эмоции у  собеседника и соответственно чувство  удовлетворения от них. В-пятых, обращение  формирует аттракцию (чувство взаимной симпатии, привязанности, расположения). Следовательно, обращение – не просто элемент речевого этикета, дань вежливости, но и психологический приём управления общением.

Так, например, применение приема «имя собственное» предполагает использование положительных эмоций, особого внимания к личности. Как  утверждает Д. Карнеги, «звучание собственного имени – самая приятная мелодия  для человеческого уха». Последовательная реализация указанного психологического приёма в различных его модификациях, а не только в прямом обращении, связанном  с адресацией посредством называния  собеседника по имени и отчеству, создаёт доверительный контекст деловой беседы. Косвенными обращениями  могут служить упоминание заслуг собеседника, включение в беседу таких, например, выражений: «Как вам  известно, Иван Иванович», «Очень приятно  было познакомиться с вашим мнением  по этому вопросу, Николай Степанович», «Уверен, Мария Ивановна, что вас  это не оставит равнодушной». Беседа и знакомство начинаются с обращения, но для того, чтобы разговор не шёл  обезличенно, нужно чаще исполнять  «мелодию» обращения: именно она  показывает собеседнику, что он как  личность вам интересен. А это  самый простой путь достижения взаимопонимания.

В речи используются и специальные слова-обращения. Они  выполняют в общении несколько  функций, например, обозначают адресата речи (индексовые обращения); регулируют тон и дистанцию обращения (обращения-регулятивы).

Любое обращение, с  помощью которого мы обозначаем адресата речи, – это обращение-индекс: водитель! доктор! кондуктор! профессор! и т. п. Такие обращения широко используются в деловой речи. При необходимости  мы используем обращения-индексы и  в повседневной речи:

– Доктор, выпишите, пожалуйста, рецепт!

– Водитель, остановите машину у перекрестка, пожалуйста!

– Уважаемые покупатели! Для вашего удобства в нашем магазине работает камера хранения.

Клиенты, рекламодатели, партнеры, соучредители и т. п. –  все эти слова используются в  качестве обращений-индексов в различных  жанрах деловой речи: «Уважаемые клиенты  нашего банка! Сообщаем о ежегодной  выплате дивидендов держателям акций  и выплате процентов по вкладам  с 12 января 1998 года».

Обращения располагаются, как правило, в начале текста и  организуют его в значительной степени.

Обращения-индексы  сами по себе не являются вежливыми  или невежливыми. Их этикетная информация минимальна. В отличие от них обращения-регулятивы (брат, мамаша, друзья, коллеги) регулируют отношения с теми, кому адресуются. В деловой речи они используются гораздо реже:

– Уважаемые коллеги, хочу обратиться к вам со следующим  предложением…

– Дорогие друзья, позвольте мне в этот торжественный  час…

С употреблением  обращений-индексов и обращений-регулятивов, как правило, затруднений не возникает. Гораздо сложнее обстоят дела с общеупотребительным обращением. До 1917 г. в России существовали два  общеупотребительных обращения. Одно из них – сударь (сударыня)– было универсальным: в качестве разговорного обращения к свободному человеку оно известно в России с XVII в. По воспоминаниям  иностранцев, посещавших Москву в те времена, говорили тогда на Москве «сударь  такой-то», т. е. господин такой-то, и  относили ко всем взрослым людям независимо от их социального положения. Оно  входило в систему универсальных  обращений европейских стран: мистер – миссис, пан – пани, сеньор –  сеньора и т. д.

Обращение «господа», «дамы и господа» начинает использоваться в глубоком средневековье, в качестве обращения к князю, главе семьи, хозяину («господин»). Постепенно значение «владыка», «повелитель» исчезло. С  середины Х1Х в. так начали обращаться к людям, имевшим собственные  предприятия, земли, недвижимость и  т. п., а к концу XIX – началу XX в. это обращение используется как  официальное при адресации к  нетитулованным особам, включая широкие  слои чиновников и даже ремесленников.

Сегодня это обращение  переживает второе рождение. Оно все  активнее входит в деловое общение. Употребляя его, нужно помнить следующее.

Во-первых, в форме  единственного числа обращение  «господин» не употребляется самостоятельно, но только с фамилией, званием или  должностью:

Господин Онучкин, господин губернатор, господин председатель, господин профессор.

Во-вторых, обращение  «господа» или «дамы и господа» – это обращение равного к  равным. Иногда оно сочетается с  индексовыми обращениями при  условии однородности аудитории: господа  банкиры, господа предприниматели.

В-третьих, поскольку  обращение еще сохраняет как  старое лексическое значение, так  и социально-политический дореволюционный  оттенок («хозяин своего положения»), оно не должно употребляться по отношению к малоимущим, безработным и другим социально не защищенным слоям населения. В этом случае оно может звучать просто как издевательство: «господа безработные» или «господа беженцы».

Нужно быть чутким в выборе обращения, потому что сегодня  в отсутствие единого общеупотребительного национального обращения может  возникнуть масса непредвиденных ситуаций при употреблении уже ушедших  «товарищи», «граждане» и возвращающегося  «господа». Так, в армии еще сохраняются  обращения «товарищ генерал», «товарищ майор», в юридическо-процессуальной сфере – «гражданин» («гражданка»), в политике, культуре, официально-деловой  сфере все большее употребление приобретает обращение «господа».

Сегодня появляются попытки выработать новые официальные  обращения, объединяющие представителей всех национальностей и сословий: сограждане, соотечественники, россияне. Они используются только в форме  множественного числа при обращении  к публике. А вот при необходимости  обратиться к человеку в очереди, в автобусе, в мастерской часто  возникают затруднения. Совершенно недопустимыми, безграмотными являются обращения «мужчина» – «женщина». Использование таких обращений  – черта малокультурных людей. При  затруднении в выборе обращения  можно использовать описательные непрямые обращения: Простите, не затруднит ли вас…, Извините…, Будьте любезны…

Таким образом, можно  сделать вывод, что система обращений  существенно изменилась за последнее  время: возвращаются забытые обращения, уходят еще недавно казавшиеся единственно  возможными публичные обращения. Возвращение  утраченных этикетных знаков еще  не стало системным, поэтому в  каждой конкретной ситуации нужно ориентироваться  особо, учитывая традиции русского речевого этикета и фактор адресата.


Информация о работе Обращение