Нравственные принципы риторики: этика публичных выступлений

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2011 в 07:14, курсовая работа

Описание работы

Основная цель работы – раскрыть понятие «ораторские нравы» и «судебная этика».
В ходе достижения данной цели ставятся и решаются следующие задачи:
1) Рассмотрение теоретических подходов к теме данной работы
2) Выявление основных проблем в современных условиях
3) Формирование путей решения обозначенных проблем (на примере анализа отрывков из работ известных судебных деятелей)
4) Формулирование выводов и предложений по этой теме

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Ораторские нравы. Этические требования, предъявляемые к оратору…………………………………………………………………………...5
1. Ораторские нравы ………………………………………………………5
2. Этические требования, предъявляемые к оратору ……………….7
Глава 2. Этические нормы, предъявляемые к оратору в суде………….9
Заключение……………………………………………………………………..13
Список используемой литературы………………………………………….14

Работа содержит 1 файл

Нравственные принципы риторики. Этика публичных выступлений.doc

— 70.00 Кб (Скачать)

    А.Ф. Кони первый сформулировал этические требования к прокурору. Он считал, что данный участник судопроизводства  не имеет права быть необъективным к подсудимому. В своей работе «Нравственные начала в уголовном процессе» он говорит о том, что прокурор по своей сути «говорящий публично судья»[3, С.20]. Долг прокурора заключается в том, чтобы вызвать у слушателей уважение к закону и создать представление об общественной опасности преступления.

    Н.Н.  Ивакина подчеркивает, что прокурор должен быть сдержан и корректен по отношению к подсудимому. Вот некоторые примеры нарушения этики речевого поведения прокурора:

«Он и здесь  врет, товарищи судьи, что он не матерился. Матерился он» [2, С.195].

    Просторечные  слова «врет», «матерился» нарушают  официально-деловой стиль речи, что  придает этому высказыванию фамильярный тон.

    О нарушение норм судебной этики свидетельствует ситуация, когда выступающий путает фамилии, понятия или факты. Это также неэтично и свидетельствует о недостаточном ознакомлении говорящего с фактами дела. Такое явление сразу порождает недоверие аудитории к оратору.

    А.Ф. Кони считал, что для судебного деятеля также непозволительно читать по бумаге. Он должен общаться с аудиторией, поддерживать контакт, уделять ей внимание. В противном случае, оратор проявляет таким образом неуважение к аудитории.

    Множество требований предъявляется и к адвокату. Так как он является субъектом, представляющим и защищающим интересы подсудимого, то он несет большую ответственность за свое поведение в зале суда. Неотъемлемыми требованиями, по мнению Н.Н. Ивакиной, являются безусловное уважение к суду, сдержанность и корректность.

    Поскольку судебная речь достигает слушателей только тогда, когда аудитория уважительно относится к оратору, следовательно, очень важно, чтобы участник судебного процесса уважительно относился и к аудитории, и к оппоненту. Н.Н. Ивакина в своей книге «Основы судебного красноречия (риторика для юристов)» приводит в пример этого качества высказывания известнейших судебных защитников. Так, П.А. Александров, выступавший по делу Веры Засулич, обвинительную речь прокурора охарактеризовал как «благородную», а прокурор П.Н. Обнинский назвал адвоката Ф.Н.Плевако «моим талантливым противником». К сожалению, такое взаимоуважение находит очень мало места в процессе судопроизводства на сегодняшний день. Полемика, по мнению Н.Н. Ивакиной, необходимая черта судебных прений, но спор должен быть безупречно вежлив, иначе он выходит за рамки объективности и смешивается с личной неприязнью. Все это приводит к предвзятому мнению сторон и неспособность принимать здравомыслящие суждения.

    Однако не меньшее значение в судебном процессе принадлежит и уважительное отношение к подсудимому, и сочувствие к потерпевшему. Н.Н. Ивакина в своей работе «Основы судебного красноречия (риторика для юристов)» отразила мысли об этих явлениях, которые были озвучены В.И. Жуковским вследствие ответа на неэтичную реплику прокурора:

«- Что такое Юханцев? – сказал прокурор. – Стоит ли его распластывать на столе вещественных доказательств?

- Зачем же такое пренебрежение к подсудимому!» [2, С.193].

    Н.Н.  Ивакина подчеркивает, что стоит  выразить сочувствие потерпевшему, и приводит в пример вступление  речи адвоката Л.Н. Гранова:

«Товарищи судьи! Нет слов, произошла трагедия. И, желая оказать помощь Куркину, желая, м-м, в силу своих профессиональных обязанностей это сделать, я, тем не менее, в начале своего выступления, не могу не выразить искреннего соболезнования потерпевшим, которые в результате этого нелепого случая лишились сына, молодого человека в расцвете сил и здоровья» [2, С.192].

    Особое  место в судебной этике занимает  юмор. Он призван для повышения выразительности речи, но не всегда использование данного понятия может быть уместно. Например, в деле, где рассматриваются человеческие драмы и трагедии, юмор не уместен.

    Итак, в данной главе рассматривались этические требования, предъявляемые к судебному представителю. На примере речей известных адвокатов и остальных судебных деятелей выяснились основные принципы поведения судей, а также требования, которым должно соответствовать речевое поведение прокурора и адвоката. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение. 

      Судебная  речь – одна из самых ответственных речей, от которой в свою очередь зависит судьба и жизнь человека. Именно поэтому очень важно, чтобы речь в суде соответствовала официальной обстановке общения.

    «Слово  – одно из величайших орудий  человека, - писал А.Ф. Кони. – Бессильное  само по себе, оно становится  могучим и неотразимым, сказанное  умело, искренно и вовремя.  Оно способно увлекать за собою самого говорящего и ослеплять его и окружающих своим блеском. Поэтому нравственный долг судебного оратора – обращаться осторожно и умеренно с этим оружием и делать свое слово лишь слугою глубокого убеждения» [3, С.19].

    В данной работе были изучены такие понятия как «ораторские нравы», а также этические требования, предъявляемые к оратору при выступлении. Во второй главе, в частности, были рассмотрены этические требования, предъявляемые к оратору в суде.

    Анализ  используемой литературы показал, что проблема судебной этики поднималась практически с самого начала процессуальной деятельности в России. Однако, на сегодняшний день, нравственность в суде значительно уступает этическим нормам в конце XIX- начале XX.

    Это свидетельствует о том, что необходимо развивать данную область судопроизводства, так как только тогда можно по-настоящему говорить о справедливом и беспристрастном правосудии.  
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы. 

  1. В.И. Аннушкин «Риторика. Вводный курс», учебное пособие, Второе издание, исправленное, М., 2007
  2. Н.Н. Ивакина «Основы судебного красноречия (Риторика для юристов)», учебное пособие, Второе издание, переработанное и дополненное, М., «ЮристЪ», 2006
  3. А.Ф. Кони «Нравственные начала в уголовном процессе», «Госюриздат», М., 1956
  4. Аристотель «Риторика», перевод Н. Платоновой, «Античные риторики», М., 1978
  5. Г.Н. Иванова-Ульянова, «Культура устной речи. Интонация, паузирование, темп, ритм», учебное пособие, «Флинта: наука», М., 1998

Информация о работе Нравственные принципы риторики: этика публичных выступлений