Новые слова и фразеологизмы, трудности их употребления. Монологическая и диалогическая речь

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Августа 2011 в 20:06, контрольная работа

Описание работы

Речь – неотъемлемая часть социального бытия людей, необходимое условие существования человеческого общества. Речь используется в процессе совместной трудовой деятельности для согласования усилий, планирования работы, проверки и оценки ее результатов. Речь является необходимым условием познавательной деятельности человека. Благодаря речи (языку) человек усваивает, приобретает знания и передает их.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………3
1. Новые слова и фразеологизмы, трудности их употребления...4
2. Монологическая и диалогическая речь………………………..9
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………13
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………14

Работа содержит 1 файл

Контрольная работа по РЯКР.doc

— 157.00 Кб (Скачать)

       Монологическая  речь – длительное, последовательное, связное изложение системы мыслей, системы знаний одним человеком. Она также развивается в процессе общения, но характер общения здесь  иной: монолог непрерываем, поэтому активное, экспрессивно-мимическое и жестовое воздействие оказывает выступающий. В монологической речи, по сравнению с диалогической, наиболее существенно изменяется смысловая сторона. Монологическая речь – связная, контекстная. Ее содержание должно, прежде всего, удовлетворять требованиям последовательности и доказательности в изложении. Другое условие, неразрывно связанное с первым, - грамматически правильное построение предложений.

       Монолог не терпит неправильного построения фраз. Он предъявляет ряд требований к темпу и звучанию речи.

       Содержательная  сторона монолога должна сочетаться с выразительной. Выразительность  же создается как языковыми средствами (умение употребить слово, словосочетание, синтаксическую конструкцию, которые  наиболее точно передают замысел говорящего), так и неязыковыми коммуникативными средствами (интонацией, системой пауз, расчленением произношения какого-то  слова или нескольких слов, выполняющим в устной речи функцию своеобразного подчеркивания, мимикой и жестикуляцией).

       Письменная  речь представляет собой разновидность  монологической речи. Она более развернута, чем устная монологическая речь. Это  обусловлено тем, что письменная речь предполагает отсутствие обратной связи с собеседником. Кроме того, письменная речь не имеет никаких дополнительных средств воздействия на воспринимающего, кроме самих слов, их порядка и организующих предложение знаков препинания.

       Монолог можно определить как развернутое высказывание одного лица.

Монолог характеризуется  относительной протяженностью (он может содержать различные по объему части текста, состоящие из структурно и по смыслу связанных высказываний) и разнообразием словарного состава. Темы монолога разнообразны и могут свободно меняться в ходе его развертывания.

       Различают два основных типа монолога. Во-первых, монологическая речь представляет собой процесс целенаправленного сообщения, сознательного обращения к слушателю и характерна прежде всего для устной формы книжной речи: устная научная речь (например, учебная лекция или доклад), судебная речь и получившая в последнее время широкое распространение устная публичная речь. Наиболее полное развитие монолог получил в художественной речи.

       Во-вторых, монолог - это речь наедине с самим  собой, т.е. монолог может быть не направлен непосредственному слушателю (это так называемый "внутренний монолог") и соответственно не рассчитан на ответную реакцию собеседника.

       Монолог может быть как неподготовленным, спонтанным, что характерно прежде всего для сферы разговорной  речи, так и подготовленным, заранее продуманным.

       По  цели высказывания монологическую речь делят на три основные типа: информационная, убеждающая и побуждающая.

       Устный  монолог распространен во всех функциональных стилях речи. Для разговорного стиля - это непринужденный рассказ, повествование о пережитом, увиденном или услышанном; для научного стиля - это сообщение и доклад; для публицистического - выступление на собрании или дискуссии; для официально-делового - информация и отчет.

     Устная  монологическая речь, как правило, продумывается, подготавливается заранее. Время на подготовку зависит от речевой ситуации, целей и задач. Так, доклад, лекция всегда требуют длительной подготовки, а выступление на собрании приходится иногда продумывать за несколько минут.

     Тематика  монологов шире, богаче, чем тематика диалогической речи.

     Высказывания  в монологе длиннее в сравнении  с репликами диалога, потому что  для выступающего очень важно, чтобы  его сообщение было понятно всем слушателям, а уровень их под готовки, как правило, различный и состав неоднородный.

     В монологе больше сложных предложений, простых осложненных и почти  нет неполных.

     Порядок слов в подготовленной монологической речи более строгий, он ближе к  письменной речи, больше соответствует  литературной норме.

     В устном монологе для более полной и точной передачи содержания используются уточняющие члены предложения, а также повторение отдельных элементов предшествующего высказывания.

     Поддерживать  контакт со слушателями, сосредоточивать  их внимание выступающему помогают слова-обращения, вопросительные предложения (не рассчитанные на ответ) и особые сочетания в форме побудительных предложений (например: перейдем к анализу следующего отрывка; обратите внимание на это; запомните данное определение и т.п.).

     Мимика  и жесты играют незначительную роль в монологе, а при выступлении по радио совсем не используются.

     Важные  функции в устном монологе выполняет  интонация: она помогает передать внутренний смысл высказывания и выразить отношение  выступающего к фактам и явлениям, о которых он сообщает. Поэтому интонация монолога должна соответствовать выражаемым мыслям и чувствам. Элементы интонации - темп, тембр, паузы, логическое ударение - следует выбирать в зависимости от темы монолога, целей и задач, которые ставит перед собой выступающий.

       Таким образом, монологическая речь значительно  сложнее диалога и по тематике, и по своему строению. Монолог - это  связная речь, организованная по правилам логики и грамматики как сложное  единое целое: все части монолога объединены и по смыслу, и грамматическими средствами. Значит, для овладения монологической речью одного знания грамматики недостаточно, необходимо еще иметь знания о тех предметах и явлениях действительности, о которых собираешься говорить, и иметь большой запас слов, называющих эти предметы и явления, а также усвоить средства выразительности (языковые и дополнительные - интонацию, мимику, жесты). Поэтому процесс развития и устной, и письменной формы монологической речи связан с выработкой и постоянным совершенствованием комплекса умений и навыков 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

       Итак, культура речи – это культура общения, культура речевой деятельности, овладение  которой предполагает высокий уровень  развития общей культуры человека, т.е. способность к культуре мышления, знание действительности, предмета речи, законов общения в целом и, наконец, законов, правил, норм использования средств языка для решения конкретной коммуникативной задачи. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                            СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Виноградов В. Стилистика. Теория поэтической речи. Поэтика. - М., 1983.
  2. Коляденко Г.С., Сенкевич М.П. Развитие речи с элементами стилистики. - Л., 1981.
  3. Пустовалов П.С., Сенкевич М.П. Пособие по развитию речи. - М., 1987.
  4. Русский язык и культура речи: Учебник / Под ред.В.И. Максимова. - М., 2003.
  5. Реформатский А.А. Введение в языковедение. М., 2002
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       Ответы  на тест.

Номер задания Варианты  правильных ответов
1) 2, 4
2) 1, 3
3) 1
4) 1, 4
5) 1, 4
6) 1, 2
7) 2, 4, 5
8) 2, 3, 5
9) 3, 4, 5
10) 2
11) 1, 5
12) 2, 4, 5
13) 2, 3, 4
14) 2, 3, 4
15) 1, 3
16) 1, 5
17) 2, 3, 4
18) 2, 3, 4, 5
19) 2, 5
20) 1, 3
21) 1, 3, 5
22) 4, 5
23) 5
24) 1, 2, 3
25) 1, 2
26) 3
27) 3, 5
28) 1, 3
29) 1, 2
30) 3, 5

Информация о работе Новые слова и фразеологизмы, трудности их употребления. Монологическая и диалогическая речь