Культура речи

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2011 в 11:13, контрольная работа

Описание работы

Выполнение заданий, ответы на вопросы.

Работа содержит 1 файл

Культура речи (готовое).doc

— 132.50 Кб (Скачать)

Г.П. прошу уточнить все возможности помещения рекламы  на радио и на телевидении: стоимость, время показа, возможности приглашения на интервью создателей фильма.

Чем объясняется  их наличие в итоговой части беседы? Подведение итогов разговора, распределение  обязанностей.

Какие глаголы: обсудить, побеседовать, поговорить, обменяться мнениями уместнее использовать в деловой беседе дружеского характера?

Побеседовать, поговорить 

17) Подчеркните слова,  принадлежащие письменной  деловой речи:  

Десять, торжественный, подлежит изъятию, чуть-чуть, домовладелец, тетрадь, истец, мешанина, инвентаризация, местожительство, жульничать, текущий период, нынешний, безотлагательно, уведомление, в самом деле, нижеизложенный, немножко, бюрократ.  

18) Подберите к данным  существительным  глаголы, с которыми  они сочетаются  в деловой речи:  

Приказ, выговор, служебное письмо, счёт, оклад, порицание, контроль, акт, благодарность, апелляция.

Подсказка: предъявить, осуществлять, направить, составить, устанавливать, возложить, объявить, вынести, издать, подать, предъявить.

Издать приказ, возложить выговор, направить служебное письмо, предъявить счёт, устанавливать оклад, вынести порицание, осуществлять контроль, составить акт, объявить благодарность, подать апелляция. 

19) Выпишите слова,  относящиеся к  морской терминологии. С какой целью  они использованы?  

В поисках слов нельзя пренебрегать ничем. Никогда не знаешь, где найдёшь настоящее слово.

Изучая море, морское дело и язык моряков, я  начал читать лоции – справочные книги для капитанов. В них  были собраны все сведения о том  или ином море: описание глубин, течений, ветров, берегов, портов, маячных огней, подводных скал, мелей и всего, что необходимо знать для благополучного плавания. Существуют лоции всех морей…

По лоции можно  судить, как резко изменились некоторые  понятия. Например, о самом жестоком и разрушительном ветре (Чёрного моря. – Авт.) – новороссийском норд-осте (боре) – в лоции говорится так:

«Во время норд-оста берега покрываются  густою мрачностью».

Для наших прадедов «мрачность» означала чёрный туман, для нас она – наше душевное состояние.

Вся морская  терминология, так же как и разговорный язык моряков, великолепна. Почти о каждом слове можно писать поэмы, начиная от «розы ветров» и кончая «гремящими сороковыми широтами» (это не поэтическая вольность, а наименование этих широт в морских документах).

А какая крылатая романтика живёт во всех этих фрегатах и баркентинах, шхунах и клиперах, вантах и реях, кабестанах и адмиралтейских якорях, «собачьих» вахтах, звоне склянок и лагах, гуле машинных турбин, сиренах, кормовых флагах, полных штормах, тайфунах, туманах, ослепительных штилях, плавучих маяках, «приглубых» берегах и «обрубистых» мысах, узлах и кабельтовых – во всём том, что Александр Грин называл «живописным трудом мореплавания». (К.Паустовский)

Лоции, бор, «мрачность», «роза ветров», «гремящие сороковые  широты», фрегаты, баркентины, шхуны и клипера, ванты и реи, кабестаны и адмиралтейские якоря, «собачьи» вахты, склянки, лаги, турбины, сирены, кормовые флагах, плавучие маяки, «приглубые» берега и «обрубистые» мысы, узлы и кабельтовые.

Использованы  с целью показать живописный образ моря, морской стихии и тяжелой трудной жизни моряков со всей ее романтикой. 

20) В тексте выделите  средства, с помощью  которых достигается  логичность изложения.  Найдите грамматические  формы и синтаксические  конструкции, свойственные научной речи.  

Язык – это  продукт общественной деятельности, это отличительная особенность  общества.

А зачем нужен  язык? Для чего нужна человеку членораздельная речь?

Во-первых, для того, чтобы люди могли обмениваться мыслями при всякого рода совместной деятельности, то есть он нужен как средство общения.

Во-вторых, язык нужен для того, чтобы сохранять и закреплять коллективный опыт человечества, достижения общественной практики. Когда Архимед открыл свой закон, то первое, что он при этом сделал, - сформулировал этот закон в словах, выразил свою мысль так, что она стала доступной для понимания и его современникам, и нам, далёким потомкам. Когда вы учитесь в школе, вы усваиваете достижения общественного опыта по учебникам, где необходимые сведения изложены в языковой форме.

Наконец, в-третьих, язык нужен для того, чтобы человек мог с его помощью выразить свои мысли, чувства, эмоции. Например, в стихах человек передаёт самые сокровенные мысли, чувства, переживания. И всё это благодаря языку.

Без языка не было бы самого человека, потому что всё то, что есть в нём человеческого, связано с языком, выражается в языке и закрепляется в языке. (А.А.Леонтьев)

Характерны слова  в прямом и точном значении, слова  с отвлеченным значением (обобщенные явления). Мысль сформулирована и доказана, сделано это максимально логично и последовательно. 
 
 
 

21) Познакомьтесь с  фрагментами деловых  писем. Определите  вид каждого письма.

1 Некомерческое  благодарственное письмо, инициативное, не требующее ответа, адноаспектные:

Уважаемый г.Игнатьев! Мне представилась возможность поблагодарить Вас за согласие помочь нам в проведении ежегодной кампании по сбору средств в пользу организации «Мир вашему дому». Думаю, что вы получите удовлетворение от того, что Ваши усилия пойдут на пользу вышеназванной организации.

Надеюсь вскоре увидеть Вас на одном из наших  собраний.

2 Некомерческое,  письмо-подтверждение, подтверждение,  одноаспектное:

Уважаемый г.Павлов!

Мы будем рады обслужить Вас и Ваших гостей во время ужина в нашем ресторане  «Харбин» 30.12.95 г.

Мы приложили  все усилия, чтобы кухня и сервис оказались сверх Ваших ожиданий.

Благодарим за возможность обслуживать Вас.

3. Некоммерческое, письмо-сообщение, ответ, многоаспектное:

Уважаемый г.Матвеев!

К сожалению, мы вынуждены сообщить Вам, что не сможем сделать пожертвования Вашему фонду. Наша компания делает пожертвования только в крупные многоцелевые компании, как, например, Ассоциация национальных музеев.

Жертвуя средства этим организациям, мы содействуем  не одному, а ряду полезных дел, не оказывая никому предпочтения.

Надеемся, что  Вы поймёте нашу позицию. Тем не менее  мы поддерживаем Ваши цели и изложенный замысел. Желаем Вам успеха в Вашей  компании.

4. Коммерческое, письмо-запрос, инициативное письмо, требующее ответа, одноаспектное:

Просим выслать  необходимую нам документацию по эксплуатации машин последней модели, закупленных у вас во II квартале 1995 г.  

  1. Некоммерческое, сопроводительное письмо, ответ, одноаспектное:

Высылаем запрошенную  Вами дополнительную документацию по эксплуатации машин модели УКШ-17.

Получение просим подтвердить.

Приложение: Документация на 15 стр. в 1 экз.

6. Некоммерческое, письмо-подтверждение, ответ, одноаспектное:

Подтверждаем  получение запрошенной нами документации. Благодарим за быстрое выполнение заказа.  

22) Прочитайте фрагменты  из сатирического  диалога Лукиана  «Зевс трагический». В каком фрагменте  используется как  аргумент а) ссылка  на авторитет;  б) факты из  жизни и суждения  по их поводу. Укажите  также вопросы  оппонента, уточняющие  точку зрения партнёра и требующие однозначного ответа.  

    Тимокл: Ответь же мне, проклятый: по-твоему, боги не заботятся о нас?

    Дамид: Нет.

    Тимокл: Как  же так? Всё на свете происходит без их заботы?

    Дамид: Вот  именно.

    Тимокл: И попечение над вселенной не находится в руках некоего бога?

    Дамид: Не находится.

    Тимокл: Значит, всё как бы несётся по какому-то неразумному течению?

    Дамид: Да.

    Тимокл: О люди, как терпите вы такие слова  и не бьёте преступника камнями?

    Дамид: Тимокл, почему ты убеждён в божеском попечении о вселенной?

    Тимокл: Во-первых, убедил меня в этом порядок явлений: солнце, совершающее всегда один и тот же путь, и луна, возвращающиеся времена года, произрастающие растения и возникающие живые существа. Всё это устроено столь искусно, что может и питаться, и мыслить, и двигаться, и ходить, и быть строителем, сапожником и всем другим; это не кажется тебе делом Промысла?

    Тимокл: <…> Я задам вопрос, а ты отвечай  мне. Не кажется ли тебе Гомер прекраснейшим поэтом?

    Дамид: И даже очень.

    Тимокл: Так вот кто убедил меня, говоря о Промысле богов.

    Дамид: Да ведь все с тобой согласятся, удивительный ты человек, в том, что Гомер – прекрасный поэт, но ни он, ни другой какой-либо поэт не является достоверным свидетелем в таких делах; ведь им важно сказать не истину, а только очаровать слушателей, и поют они в мерных стихах свои мифы только ради наслаждения.  

23) Проанализируйте  фрагменты «Диалога  о театре» между  драматургом В.Розовым  и режиссёром Г.Товстоноговым.  

Какая общая  цель стоит перед участниками  обсуждения? Какую точку зрения отстаивает каждый из них? Какие мысли развивает в первом высказывании Розов, какого типа аргументы он использует в этом высказывании? Сколько этих аргументов приводит он в защиту основного тезиса? В чём суть возражений Товстоногова? Что предшествует возражению? Какой аргумент развивает мысль Товстоногова? С чем затем не согласен Розов, какой аргумент он использует для доказательства своей точки зрения? Найдите слова и предложения, в которых спорящие выражают частичное согласие с позицией оппонента?

Розов: Я уже  давно говорю, что являюсь сторонником  психологического театра. Я считаю, что театр говорит своим собственным  языком, и это – язык чувств, он гораздо более универсален, чем  любой другой. <…> Вот я иду  по улице, стоят двое и разговаривают на каком-то языке, для меня совершенно непонятном. Я прохожу мимо, я не понимаю ничего. А дальше я вижу: стоят парень и девушка, она заливается слезами и рыдает, уронив голову ему на плечо, а парень гладит девушку по голове и что-то неслышно шепчет в ухо. <…> Если я пишу пьесу, то ищу те слова, их сочетания, ту ленту азбуки Морзе, которая позволит актёру выразить состояние героя пьесы. Поэтому лексика и синтаксис драматурга могут казаться даже странными и неожиданными, главное – выбить на ленте дорожку чувств. <…> Язык чувств универсален и интернационален. Глядя спектакль на любом языке мира и зная завязку, можно понять весь спектакль. Я уже вижу – ревнует, негодует, подозревает и так далее. А если я буду слушать какой-нибудь доклад, то, даже зная начало, ничего не пойму. Поэтому возвращаясь к консерватизму, я должен сказать, что признаю и театр интеллектуальный, но считаю его в какой-то степени обеднённым. По-настоящему театр состоялся тогда, когда произошло потрясение.

Товстоногов: У  меня есть возражение… Понимаете, я совершенно согласен с вашей посылкой: я тоже за театр глубинного психологического содержания. Но он может быть разным. Вот, скажем, Брехт, который утверждает, что сегодня только мысль может взволновать и что, в конечном счете, она будет действовать на чувство. Изменился, по существу, способ. Художественный театр начала века и «Современник» сегодня – и тот психологический театр, и этот, но средства-то совсем другие, они обновляются.

Розов: Да, здесь  я целиком согласен.

Товстоногов: И интеллектуальный театр, он тоже, в конечном счете, эмоциональный, если это хороший интеллектуальный театр. Просто воздействие через голову, а не прямо на сердце, скажем так, если опрощать. <…>

Информация о работе Культура речи