Красноречия

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 14:13, контрольная работа

Описание работы

Риторика - это искусство построения и публичного произнесения речи, искусство владения живым словом. Как искусство она близка поэзии, актерскому и режиссерскому мастерству: изучает мимику и телодвижения, учит владеть голосом и чувствами.
Условием появления и развития ораторского искусства является демократия, свободное участие граждан в общественно-политической жизни страны.

Содержание

Введение
Часть 1
1.1. Виды красноречия
1.2. Подготовка к выступлению
Часть 2
2.1.Составные части риторики
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

РИТОРИКА.docx

— 42.17 Кб (Скачать)

ГОУ ВПО «Тюменский государственный  нефтегазовый университет» 

Институт  гуманитарных наук 

Кафедра Связи с общественностью 
 
 
 

Красноречия 
 
 
 
 

  Выполнила:

студентка 1 курса  ССОз -10 

Проверил: Медведев П.С.

 
 
 
 
 

Тюмень 2011

Содержание:

Введение  
Часть 1  
   1.1. Виды красноречия  
   1.2. Подготовка к выступлению  
Часть 2  
   2.1.Составные части риторики  
Заключение  
Список  литературы  

Введение

     Искусство красноречия ценилось во все времена  у всех народов. "Перед кем же люди трепещут? На кого взирают потрясенно, когда он говорит? Кем восторгаются? Кого считают, чуть ли не богом среди  людей? Того, кто говорит стройно, блистая яркими словами и образами, вводя даже в самую прозу некий  стихотворный размер, - одним словом, красиво", - утверждал великий  оратор древности Цицерон.

Русский оратор М.М. Сперанский в "Правилах высшего  красноречия" добавлял: "Красноречие  есть дар сотрясать души, переливая  в них свои страсти, и сообщать им образ своих понятий".

Не  умея владеть речью, трудно добиться успеха на любом поприще: военном, дипломатическом, торговом. Поэтому еще в Древней  Греции возникло ораторское (лат) искусство. Его синонимами являются греческое слово "риторика" и русское слово "красноречие".

Риторика - это наука о способах убеждения, разнообразных формах преимущественно языкового воздействия на аудиторию. Задача риторики с древнейших времен и сегодня - обучать, радовать, вдохновлять. Воздействие может осуществляться как в устной, так и в письменной форме с помощью аргументов, доказательств для формирования новых или изменения старых стереотипов восприятия и поведения.

Красноречие, как отмечали античные философы, - это способ познания, толкования сложных явлений, оно должно нести людям знания. Оно оперирует фактами, событиями, цифрами, укладывая их в определенную систему. Риторика пользуется открытиями и достижениями многих наук. Она опирается на психологию, философию, логику, этику, эстетику и другие науки. Риторика - это наука, которая учит рассуждать, логически мыслить, обобщать. Многие ораторы были крупными учеными, политическими деятелями своего времени.

Риторика  - это искусство построения и публичного произнесения речи, искусство владения живым словом. Как искусство она близка поэзии, актерскому и режиссерскому мастерству: изучает мимику и телодвижения, учит владеть голосом и чувствами.

Условием  появления и развития ораторского  искусства является демократия, свободное  участие граждан в общественно-политической жизни страны.

Часть 1.

1. Виды красноречия

Каждое  выступление соответствует своей  ситуации, происходит в определенной сфере человеческой деятельности. В  ораторской деятельности выделяют отдельные  роды и виды.

В настоящее  время роды и виды красноречия  соответствуют сферам коммуникации и выделяют академическое, социально-политическое, судебное, духовное, социально-бытовое  красноречие.

Академическое красноречие - род речи, помогающий формированию научного мировоззрения, отличающийся научным изложением, глубокой аргументированностью, логической культурой. В России академическое красноречие  сложилось в первой половине XIX в. Университетская трибуна была средством  пропаганды научной мысли, передовых  научных идей. К числу выдающихся ученых-ораторов относятся физик  Л.Д. Ландау, историк В.О. Ключевский, физиолог И.М. Сеченов, ботаник К.А. Тимирязев  и др.

Характерными  чертами академического красноречия  являются: высокий уровень научности, логика, доступность изложения, наглядность, яркость и эмоциональность. Особое место отводится научности изложения. Оно предполагает знакомство лектора  с новыми разработками и открытиями не только в данной области науки, но и в соседних областях, свободное  владение всем материалом, умение разъяснить отдельные положения, умение делать выводы, обобщения.

Оратору, читающему текст лекции, доклада, необходимо помнить, что перенасыщение  выступления фактическим материалом утомляет слушателей, как утомляют их частые повторы, сложные конструкции, монотонность. Говорить просто о сложном - - вот задача, которую должен ставить перед собой лектор. Вторая задача - научить творчески мыслить, разбудить сознание слушателей, заставить их самостоятельно искать ответы на поставленные вопросы.

Судебное  красноречие - род речи, призванный оказывать целенаправленное и эффективное  воздействие на суд, способствовать формированию убеждений судей и  присутствующих в зале суда граждан. Русское судебное красноречие начинает развиваться после судебной реформы  1864 г., когда слушание дел стало гласным. На процессах могли присутствовать журналисты и просто любопытные.

Выдающиеся  судебные ораторы прошлого - В.Д. Спасович, К.И. Арсеньев, А.И. Урусов, Ф.Н. Плевако, А.Ф. Кони.

Судебная  речь должна формировать определенные нравственные позиции у суда и  слушающих. Цель судебного процесса - законный обоснованный приговор. Выяснить, доказать, убедить - составляющие судебной речи. Особенности судебной речи - знание психологии, социальных проблем, полемичность, предварительная обусловленность  содержания, официальность и итоговый характер речи.

В судебном красноречии выделяют речь защитника  и обвинителя. Предметом спора  является квалификация преступления, которая определяет вид и меру наказания. В судебных речах отражается общественно-политическое значение дела, дается характеристика личности подсудимого. Также раскрываются причины и  условия, способствовавшие совершению преступления. Судебные речи должны быть интересны, ярки, написаны правильным литературным языком, логичны и доказательны.

Образцом  высокого слога могут служить  речи Ф.Н. Плевако.

"Покойный  был борцом за права, за честь;  покойный спасал обвиняемых, защищал  сирого и обиженного. Так неужели  ему нужна тризна, неужели ему  приятнее слезы осужденного, как  благоухание кадильника?

Нет, иную услугу хотелось бы оказать ему, иное слово, чем беспощадное обвинение, хочется услышать в помянные дни по нем".

Социально-бытовая  речь самая распространенная. В настоящее время даже неподготовленному человеку приходится выступать перед коллегами, родственниками, друзьями. Традиции социально-бытовой речи в России восходят к придворному красноречию XVIII в. Для придворного красноречия было характерным использование сравнений, метафор, образность и витиеватость. В XIX в. слог меняется, становясь все более свободным и простым. В настоящее время сложились традиции произнесения социально-бытовой речи с использованием определенных речевых клише.

"В  этот праздничный день разрешите  мне по поручению нашего коллектива  от всей души поздравить уважаемого  Ивана Ивановича с днем рождения  и пожелать ему долгих лет  жизни, здоровья и плодотворной  работы".

Духовное (церковно-богословское) красноречие  имеет в России давние традиции. В Киевской Руси выделяли два его  подвида: дидактическое, имеющее целью  наставление, поучение, и панегирическое, торжественное, посвященное торжественным  событиям или датам. Проповедники Древней  Руси избирали для своих проповедей философские, политические, нравственные темы. Известны проповеди Кирилла  Туровского - XII в., Тихона Задонского - XVIII в., патриарха Московского и всея Руси Пимена - XX в. и др.

Особенностью  духовного красноречия в России является осмысление истории, элемент  воспитания, обращение к внутреннему  миру человека.

Духовное  красноречие изучает специальная  наука - гомилетика.

Роды  красноречия не замыкаются в себе, между ними нет четких границ, часто  они переплетаются по тематике.

2. Подготовка к выступлению

Прежде  всего, чтение и изучение нового в  данной области, информированность  о том, что происходит в стране и в мире. Необходимо не просто чтение и запоминание, а осмысление и  анализ полученного материала, применение полученной информации в материале  выступления. Также необходимо владеть  техникой речи. Это хорошо поставленный голос, хорошее произношение, четкая дикция. Частью повседневной подготовки является совершенствование культуры устной и письменной речи. Оратор должен уметь критически осмысливать свои выступления и совершенствовать их, должен слушать выступления других ораторов и учиться у них.

Таким образом, подготовка речи начинается задолго  до выступления и состоит из нескольких этапов, например, по предложению немецкого  ученого X. Леммермана, таких:

сбор  материала,

отбор материала и его  организация,

обдумывание материала,

подготовка  тезисов или плана,

стилистическое  оформление,

написание текста выступления,

мысленное освоение,

проба речи.

Кроме первого, подготовительного этапа, следующий этап - это подготовка к конкретному выступлению. Она  определяется видом ораторской речи, зависит от темы, целей, состава аудитории.

Подготовка  речи начинается с определения ее темы. Тема должна быть не абстрактной, а ясной и понятной для слушателей, точной и лаконичной Тема может быть выбрана самим автором или ее может определить случай, ситуация.

Тема  раскрыта, если освещены все выбранные  аспекты, приведено достаточное  количество нужных фактов, когда вывод  логически вытекает из содержания лекции и слушателям все понятно. Затем  определяют цель выступления, так как  в одном случае цель - информировать  слушателя, в другом - заставить слушателя  переживать, в третьем - принять позицию  автора. Так, задача информационной речи - дать слушателям новые знания. Информационная речь содержит факты, события, размышления  и выводы. Развлекательная речь призвана доставить слушателям удовольствие, снять стресс. Агитационные речи убеждают слушателей, воодушевляют, побуждают  к действию. Часто эти цели бывают объединены. Необходимым элементом  подготовки является оценка состава  слушателей и обстановки. Оратор заранее  должен выяснить, какова предполагаемая численность слушателей, социальный состав аудитории, возраст, образовательный  и культурный уровень, национальность, В отдельных случаях - вероисповедание. Также необходимо узнать, где будет  проходить выступление - в большом  зале, маленьком помещении, какова акустика выбранного помещения, не тесно ли будет  слушателям. Следующий этап работы - подбор материала для конкретного  выступления.

Выступающий должен изучить официальные документы, справочную и научно-популярную литературу, обобщить наблюдения и размышления. В ходе этой работы рекомендуется  делать записи, выписывать цитаты, цифры, факты, вести картотеку. Как бы мастерски  ни владел оратор речью, текст речи необходимо готовить заранее. Подготовка заранее написанного текста имеет  много преимуществ. Его можно  проверить, исправить ошибки, внести дополнения и изменения, можно показать кому-либо для проверки. Кроме того, когда оратор работает над речью, он еще раз тщательно продумывает  все детали выступления. Чтобы речь прозвучала, дошла до слушателей, чтобы  оратор не уклонялся от темы, нужно  расположить материал определенным образом. Поэтому очень важна  композиция выступления - составление, расположение материала выступления. В композиции можно выделить пять частей: зачин, вступление, основная часть, заключение, концовка речи. Но отдельные  части ее могут отсутствовать.

Список  литературы

Александров Д.Н. Риторика. - М.: 1999.

Информация о работе Красноречия