Этимология слов

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2012 в 18:58, статья

Описание работы

И сейчас не трудно показать, что у профессора Сорокина был дар предсказания будущих событий. Дело в том, что практически на сто процентов оправдались его прогнозы в отношении того, в каком направлении пойдет наше общество. Что касается его краткосрочных прогнозов, то их достоверность на самом деле во многом превосходит достоверность прогнозов большинства других прогнозистов, многие из которых увидели, как их прогнозы не оправдывались уже через несколько лет.

Работа содержит 1 файл

Этимология слов1.docx

— 37.12 Кб (Скачать)

Выполнил Михайлин Д.С       гр.21-01

этимология  слова скот

Фразеология           Скотъ (бранн.).  \ Скотъ во скотѣхъ!

Ср. Не скотъ во скотѣхъ коза, не звѣрь во звѣрѣхъ ежъ, не рыба въ рыбахъ ракъ и не птица въ птицахъ нетопырь.   \скот, -а́

Синонимы             скот, скотина см. грубый, животное

Этимология           СКОТ. Общеслав. Того же корня, что готск. skatts "деньги", нем. Schatz "богатство" и т. д. Последнее объясняется тем, что скот служил разменной монетой.

Толковые словари       СКОТ, а́, м.

1. только ед., собир. Четвероногие домашние сельскохозяйственные животные. Рогатый с. Племенной с. Крупный, мелкий с. Вагон для скота. 2. перен. Грубый, подлый человек (простореч. бран. вульг.). Выведите вон этого скота! М. Горький. Всякому дураку подарки давай, всякий скот на водку просит. Сухово-Кобылин. Какому-нибудь скоту придет фантазия за вас свататься. А. Островский.

этимология  слова деньги

Орфография и  орфоэпия        де́ньги, де́нег, деньга́м (устар. де́ньгам: в "Бе́шеных де́ньгах" А. Остро́вского)

Этимология     ДЕНЬГИ. Искон. Форма мн. ч. от др.-рус. деньга, заимств. из тюрк. яз., в которых соответствующее слово тäнгä со значением "серебряная монета" — суф. производное от тäн "копейка" < "белка" (ср. др.-рус. куна "1/22 гривны" < "куница"). Последнее отражает функционирование ранее в роли денег пушнины.

Фразеология   Деньги слѣпы.  Торгъ безъ глазъ, а деньги слѣпы: за что отдаешь, не видятъ (о неразумной тратѣ).   Ср. Какъ-же покупать мертвыя души? гдѣ-жъ дуракъ такой возьмется? и на какія слѣпыя деньги станетъ онъ покупать ихъ.

Гоголь. Мертвыя души. 1, 9.       См. Протереть глаза денежкамъ.

Деньги занять — остуду принять. Деньги не щепки.   Бешеные деньги. Кровные деньги. На чистые деньги. Деньги счет любят. Шальные деньги. Просадить деньги. Деньги, что вода. На деньги люди чутки. Деньги найдут друга. Положить на зубок деньги. Лопатой загребать (деньги). Лишние деньги — лишние заботы. В воду бросить (деньги). Время — деньги.

Синонимы       Деньги, монета, казна, капитал, касса, финансы; деньжонки, мелочь, презренный металл; бумажка; (простор.) аржаны. Купить на наличные, на чистые деньги, расплатиться чистоганом. Деньги трудовые, кровные. Судят не по уму, а по карману (посл.). 
Л бросать деньги, бросать деньги за окно, бросать деньги на ветер, денег куры не клюют, денег куры не клюют, жечь деньги, изводить деньги, не при деньгах, ни за какие деньги, переводить деньги, при деньгах, трясти деньги

трясти деньги. изводить деньги. переводить деньги. жечь деньги.

деньги на прожитие. бросать  деньги (за окно, на ветер)..бросать деньги.

Толковые словари     ДЕ'НЬГИ, нег, ньгам-ньга́м, ед. (истор.) де́ньга, и, и (простореч.) деньга́, и́, ж. [тюрк. tamga — клеймо, печать].

1. только мн. Металлические и бумажные знаки, являющиеся мерой стоимости при купле-продаже. Медные д. Заработал много денег. 2. только мн. Капитал, состояние, средства (разг.). Он теперь при больших деньгах. Ни за какие д. не отдам. Время — д. Пословица. 3. только ед. деньга́, и́, собир. То же, что деньги (простореч.). Зашибать деньгу́. У Павлинского всегда водилась вольная деньга́. Слткв-Щдрн. 4. де́ньга, и, ж. То же, что денежка в 1 знач. (истор.). ◊ Денег стоит (разг.). — недешево.

Толковый словарь Ушакова, 1935-1940 г.

этимология  слова товарищ

Орфография и  орфоэпия      това́рищ-вкла́дчик, това́рища-вкла́дчика

товарищ-однокурсник.

Этимология             ТОВАРИЩ. Искон. Суф. производное от товар. Товарищ исходно — "компаньон" (по торговле).

Синонимы               Товарищ, сотоварищ, сверстник, друг, коллега, собеседник, собрат, собутыльник, сослуживец, соратник, соотечествен-ник, единоверец, единоплеменник, соплеменник, соотчич, сородич, земляк, соратник, однокашник, соумышленник, клеврет, помощник, сподвижник, сотрудник; общник, пайщик, попутчик, спутник. Женский род: подруга, товарка. Ср. Друг, Участник Помощник. друг, пара, помощник, участник

Фразеология           Пеший конному не товарищ.

Горшок чугуну не товарищъ.

ТОВА'РИЩ, а, м.

1. Человек, действующий, работающий вместе с кем-н., помогающий ему, делающий с ним общее дело, связанный с ним общим занятием, общими условиями жизни, и потому близкий ему. Мы с ними старые товарищи. Это мой школьный т. Боевой т. Т. детства. Т. детских лет. Он снова простирает руки товарищам минувших лет. Пушкин. Великим подспорьем всего его существования, неизменным товарищем и другом была ему его тетка. Тургенев. Прощай, мой товарищ, мой верный слуга (обращение Олега к коню). Пушкин. С таким товарищем не скучен скучный путь. Жуковский. || по чему. Человек, к-рого объединяет с кем-н. общность чего-н. (занятий, деятельности, переживаний и т. п.). Т. по школе. Т. по классу. Т. по оружию. Т. по партии. Т. по профессии. Т. по работе. Т. по несчастью (шутл.). 2. Член своей политической партии (в языке революционных партий, в особенности — коммунистов). Этот т. — прекрасно образованный марксист. Поручить дело нескольким энергичным товарищам. Доклад будет сделан товарищем из районного комитета. — На этой (Таммерфорсской) конференции впервые лично встретились Ленин и Сталин. До этого они поддерживали связь между собой письмами или через товарищей. История ВКП(б). || Член советского общественного коллектива, человек, принадлежащий к советскому обществу, всякий, кто, вместе с другими, участвует в общей советской работе (нов.).

этимология  слова богатый

Орфография и  орфоэпия        бога́тый    духовно богатый.

Садко — Богатый  гость.

Синонимы      богатый, ценный, щедрый богатый последствиями.

Этимология   БОГАТЫЙ. Общеслав. Суф. производное от богъ "богатство, имущество, доля" (ср. счастья-доли мне нет). Структурно точно соответствует лат. fortunatus "богатый" (от fortuna "богатство, счастье, судьба"). См. фортуна, убогий.

Толковые словари

свернуть

БОГА'ТЫЙ, ая, ое; -га́т, а, о.

1. Обладающий большим имуществом, преимущ. денежным. Б. человек. Б. город. 2. чем. Обильный. Богатая хлебом страна. Книга, богатая мыслями. 3. Изобильный, содержащий что-н. во множестве, полный. Б. урожай. Богатая мысль. У этого певца б. голос. Б. опыт. Богатые перспективы. 4. Великолепный, пышный, роскошный. Богатая упряжь. Богатое убранство. 5. в знач. сущ. бога́тый, ого, м. Богач. Б. и в будни пирует, а бедный и в праздник горюет. Пословица.

Толковый словарь Ушакова, 1935-1940 г.

Фразеология

Богатый как хочет, а бедный как может.

Богатый какъ хочетъ, а бѣдный какъ можетъ.

Ср. Въ какое время люди должны обѣдать? — «Говорятъ, что какой-то классическій мудрецъ сказалъ, что богатый когда хочетъ-съ, а бѣдный, когда можетъ-съ».

Лѣсковъ. На ножахъ. 6, 14.

Богатому не спится; богатый вора боится.

ВЗЯТИЕ  БЕРЛИНА  РУССКИМИ  ВОЙСКАМИ.

1760.

Из Записок Гочковскаго.  

 

Geschichte eines patriotischen Kaufmanns aus Berlin, Namens I. E. Gotzkofsky, von ihm selbst geschrieben, Augsburg. 1789. Малая 8-ка, 154 стр. 1).

На эту редкую книжечку указал нам, в 1858 году, в бытность нашу в Берлинt, известный Немецкий писатель Фарнгаген-фон-Энзе, как на содержащую в себе сведения о занятии Берлина Русскими войсками в 1760 году, и тогда же сообщил, что автор ея, Гочковский, был Еврей. Фарнгаген мог знать о происхождении Гочковскаго от покойной знаменитой супруги своей, Еврейки Рахили Левин, которая никогда собирала у себя в доме ученое и литературное общество Берлина, у которой (1837—1839) бывали наши Грановский, Батков 2), Станкевич, Фролов и другие Русские люди. Сам же Гочковский (род. 1710) называет себя Польским дворянином.

По бедности занявшись торговлею  галантерейными товарами, Гочковский расторговался. Он издавна был известен  Прусскому королевскому дому и самому Фридриху II-му, который покровительствовал его фабрикам, бархатной и шелковой. Через Гочковскаго выписывались картины для Потсдамскаго дворца.

После Цорндорфской баталии т. е. в 1758 году, Гочковский оказал какия-то услуги находившемуся в Берлине пленному бригадиру Сиверсу, и тот впоследствии не позабыл про них. Год спустя, Пруссаки потерпели от нас такое поражение, что король их, по собственному его свидетельству (в известных его Записках), по- 

 

1) История купца-патриота из Берлина, по имени И. Е Гочковскаго, написанная им самим. Издана в Аугсбурге 1789.

2) Может быть, позднейшее роковое и под конец весьма заботившее его и тяготившее сближение Каткова с Евреями и объясняется впечатлениями тогдашней Берлинской жизни и умными беседами высокталантливой Рахили Фаригаген-фон-Энзе. П. Б.

Памятником, взятия Берлина  Русскими войсками осталась между прочим  табакерка, описание которой ниже следует. II. Б.

 

ДОСТОПАМЯТНАЯ ТАБАКЕРКА. 

 

Длина около 3 вершков;   высота:   1 вершок. Белая    эмаль по золоту. На эмали цветныя  изображения.

1)   На крышке снаружи: Русские солдаты и казаки (вензель: Е на сабр-таше) отдыхают у костра подле палаток.

2)  На крышке изнутри: двуглавый  орел держит  на красных лентах  продолговатый щит с тесною  Немецкою   надписью,   помещаемою  ниже. По сторонам: знамена разных  цветов, барабаны и литавры.

3)  С боков: а) Русские солдаты  и казаки; б) казак, выветривающий  свои платья; в) большая телега  о двух лошадях, нагруженная  разноцветными знаменами (трофеи?); сзади - часовой; г) Пруссии  солдат ломает ружье. На земле  разломанные  тесаки, ружья и  т. п.; д) снизу—знамя и барабан.

 

 

Типология культуры О. Шпенглера. Выстраивая свою типологию культуры, О.Шпенглер, так же как и Н.Я. Данилевский, дает отрицательный ответ на вопрос, есть ли единая общечеловеческая культура. Но в отличие от Н.Я. Данилевского, исходившего в поиске ответа на этот вопрос из разной функциональной роли, которую в истории играет каждая индивидуальная культура, благодаря доминированию в ней какого-либо вида деятельности, О. Шпенглер строит свой ответ на признании изолированности всех культур и сходстве лишь логики их изменения, по которой каждая индивидуальная культура неожиданно рождается, расцветает и умирает, не оставляя после себя ничего.

Жизненный цикл культур, по мнению Шпенглера, - это  жизненный цикл любого живого организма. Смерть каждой культуры и ее изолированность  от других культур не могут обеспечить единства культурной и в целом  исторической жизни человечества. В этом плане О. Шпенглер выделяет 8 типов культур, достигших своего завершения: китайская, вавилонская, египетская, индийская, античная (греко-римская), арабская, западноевропейская, майя. На стадии возникновения, по его мнению, находится русско-сибирская культура. Если критерием типологизации культур у Данилевского выступает деятельная природа человека, творческая деятельность, то у О. Шпенглера таким критерием оказывается внутренний, психологический строй коллективной души народа. Суть культуры в этом плане, по мнению Шпенглера - это стремление коллективной души народа к самовыражению. Каждой коллективной душе (народу) присущ свой мир переживаний, свое мироощущение, свой психический первосимвол, из которого происходит все богатство культурных форм, на основе которых коллективная душа живет чувствует, творит. Общеизвестна метафорическая фраза Шпенглера, что "каждая из великих культур обладает тайным языком мирочувствования, вполне понятным только тому, кто к этой культуре принадлежит. Чтобы понять культуру Индии, нужно иметь душу брамина"1. А чтобы понять европейскую культуру, надо иметь фаустовскую душу, в основе которой лежит специфический способ переживания пространства и времени, а именно - устремленность в бесконечность. В античной культуре О. Шпенглер видит аполлоновскую душу, основанную на принципе обозримого предела. Для греков существовало зрительно-обозримое трехмерное пространство.

О. Шпенглер полагает, что культура в  рамках историко-культурного типа существует изолировано от других, ничего не воспринимая, не заимствуя от них, следовательно, культурный диалог невозможен.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Краткий обзор культурологических концепций

Тайлор – первобытная культура

Хейзинг – игровая концепция (homo ludens)

Льюис Морган – Древнее  общество

Сорокин – Социодинамика

Бронислав – научная теория культуры

Питирим Александрович Сорокин (1889-1968) – выходец из беднейших слоев  коми-зырянского народа, освоивший  грамоту лишь в 14 лет. Вскоре он стал крестьянским революционером, вступив  в партию эсеров. Получив известность  еще до февральской революции 1917 года, он подвергался преследованиям царизма, вскоре стал одним из лидеров  своей партии. Активно сотрудничал  в Государственной Думе, был одно время секретарем главы правительства  – А.Ф. Керенского, позднее – профессором  Петроградского университета

основоположник  русской и американской социологических  школ. Его теория существования суперсистем  культуры — одна из наиболее оригинальных культурологических концепций XX в. Она  изложена в четырехтомном труде  «Социокультурная динамика» (1937—1941).  
Сорокин рассматривает историческую действительность как целостное единство различных культурных систем. Подчеркивая своеобразие каждой культуры, философ вместе с тем акцентирует внимание не только на общих чертах в их исторической судьбе, но фиксирует единые и неизменные тенденции, идеи, проблемы, составляющие то, что определяет содержание каждой культуры и выражает ее главную ценность,которая,в свою очередь, является «основой и фундаментом всякой культуры» f Сорокин П.А..Социокультурная динамика / /Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992.С. 429).

Все имевшие место  в истории человечества культурные системы философ делит на три  основных типа, которые, по его мнению, и образуют три суперсистемы: две  противоположные друг другу —  идеациональную и чувственную (или - сенситивную) и третью — смешанную, промежуточную между ними — идеалистическую. В основу различия двух противоположных суперсистем культуры Сорокин полагает главный критерий: представления о природе реальности. Идеациональная суперсистема имеет сверхчувственную природу, божественное начало. Чувственная — реальна, адекватна восприятию наших органов чувств.  
Сорокин подчеркивает, что в «чистом виде» в конкретном обществе идеациональная и чувственная суперсистемы культуры никогда полностью не реализуются. Речь может идти лишь о доминировании и об определенном господстве каждой из них в тот или иной исторический период. Предложенную типологию суперсистем культуры философ наполняет фактическим содержанием, выделяя основные ее составляющие — искусство, истину, мораль, право — и давая им характеристики.

Информация о работе Этимология слов