Искусство спора

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2010 в 12:12, реферат

Описание работы

Спор – это публичное обсуждение проблем, интересующих участников, вызванное желанием как можно глубже, обстоятельнее разобраться в тех или иных вопросах, это столкновение различных точек зрения в процессе доказательства и опровержения.
Спор определяется как обсуждение того или иного вопроса, словесное состязание, в котором каждый отстаивает свое мнение, а также как разногласие, разрешаемое судом. Второе значение слова свидетельствует о том, что спор – это такая форма диалога, при которой дальнейшее отношение его участников ведет к обострению, превращению идейной конфронтации в материальную. Это опасное соседство спора с физическим столкновением подчеркивается происхождением французского термина «полемика» (от греч. polemikos – ‘воинственный, враждебный’). Спор может представлять и менее острую форму диалога. Так, в философских работах спор как стадия в эволюции диалога моделируется с помощью не висящего, а вертикально поставленного маятника, который от малейшего воздействия может упасть и вправо, и влево.

Работа содержит 1 файл

ИСКУССТВО СПОРА.doc

— 98.50 Кб (Скачать)

                         ИСКУССТВО СПОРА 

    Спор: понятие и определение. Спор – это публичное обсуждение проблем, интересующих участников, вызванное желанием как можно глубже, обстоятельнее разобраться в тех или иных вопросах, это столкновение различных точек зрения в процессе доказательства и опровержения.

Спор  определяется как  обсуждение того или  иного вопроса, словесное  состязание, в котором  каждый отстаивает свое мнение, а также  как разногласие, разрешаемое судом. Второе значение слова  свидетельствует о том, что спор – это такая форма диалога, при которой дальнейшее отношение его участников ведет к обострению, превращению идейной конфронтации в материальную. Это опасное соседство спора с физическим столкновением подчеркивается происхождением французского термина «полемика» (от греч. polemikos – ‘воинственный, враждебный’). Спор может представлять и менее острую форму диалога. Так, в философских работах спор как стадия в эволюции диалога моделируется с помощью не висящего, а вертикально поставленного маятника, который от малейшего воздействия может упасть и вправо, и влево.

   Близкими понятиями являются «диспут» и «дискуссия».

   Слово «диспут» происходит от лат. disputare – ‘рассуждать, спорить’. В тех ситуациях, когда речь идет о диспуте, имеется в виду коллективное обсуждение нравственных, политических, литературных, научных, профессиональных и других проблем, которые не имеют однозначного решения. В процессе диспута его участники высказывают различные суждения, точки зрения, оценки на те или иные события, проблемы.

Слово «дискуссия» происходит от лат. discussio – ‘рассмотрение, исследование’. Под дискуссией обычно подразумевается публичное обсуждение каких-либо проблем, спорных вопросов на собрании, в печати, в беседе. Отличительной чертой дискуссии выступает наличие в качестве объединяющего начала темы. Дискуссия часто рассматривается как метод, активизирующий процесс обучения, изучения сложной темы, теоретической проблемы.

Спор  рождается на довольно высоком уровне познания действительности. Для его возникновения необходимы два предварительных условия:

1) сформулирована и  получила признание  важная проблема;

2) предложено хотя  бы одно решение  этой проблемы.

Спор  возникает, когда  решение проблемы имеет как своих  сторонников, так  и своих противников.

     В историческом плане спор пережил две формы: физический (с позиции силы: кто сильнее, тот и получает) и спор в соответствии с нравственными и юридическими нормами (в случае равенства сторон). Принцип физического способа решения спора срабатывает на коротких исторических промежутках времени. На длинных временных дистанциях работает принцип «Кто прав, тот и сильнее». Подавляет оппонента только тот, кого не интересует ни истинность отстаиваемого положения, ни рациональность и нравственность основанных на нем целей.

Типология дискуссии обусловлена  логической структурой, целями участников, а также интеллектуальными возможностями, этическими установками и эмоциональными характеристиками.

Мысль, для обоснования  истинности или ложности которой строится доказательство (аргументация), называется тезисом доказательства. Тезис – это утверждение (или совокупность утверждений), представляющее собой вербальную формулировку основной доказываемой идеи, передающее суть выносимой на обсуждение концепции или предлагающее определенное толкование фактов.

Практически спор происходит следующим  образом: некто высказывает мысль (тезис), оппонент находит в ней уязвимые места (пункты разногласия), указывает на них и выдвигает положение, представляющееся оппоненту истинным (антитезис). Таким образом, тезис – это мысль, которая выделена из спорной мысли; антитезис – мысль, выдвинутая в противовес тезису и установившая пункты разногласий. Борьба между этими мыслями и составляет сущность наиболее важных правильных споров.

Спор  может развиваться  на двух уровнях: на уровне спора за истинность мысли (тезиса) и на уровне спора о доказательствах (аргументах). Возможен спор на обоих этих уровнях, когда от спора о доказательствах спорящие переходят к спору об истинности тезиса.

Спор может быть сосредоточенным и бесформенным. При сосредоточенном споре оппоненты все время имеют в виду спорный тезис, и все, что они говорят или приводят в доказательство, служит для того, чтобы защитить или опровергнуть его. Таким образом, спор происходит вокруг одной центральной мысли, одного стержня, не отходя от него и не отвлекаясь. Бесформенный спор не имеет такого порядка. Начинается он из-за какого-нибудь одного тезиса, затем спорящие хватаются за какие-то доказательства или частные мысли и начинают спорить уже из-за них, забыв об исходном положении. К концу бесформенного спора спорящие иногда с трудом могут вспомнить, из-за чего все началось. Поэтому при проведении дискуссий, при обсуждении серьезных вопросов важно уметь организовать спор сосредоточенный, по известному плану.

По  количеству участников спора отличаются споры простые (одиночные) и сложные. Простым считается такой спор, в котором принимают участие только два человека. Чаще же спор ведется между несколькими лицами, каждый из них выступает или на стороне защиты тезиса, или на стороне нападения на истинность тезиса. Такой вид спора играет важную роль в общественных делах, при обсуждении социально значимых проблем и вопросов. Чем больше умных и образованных людей участвует в споре, тем упорнее спор, чем важнее тезис спора, тем весомее могут получиться результаты.

Известной трудностью проведения сложного спора является его организация. Спор со многими участниками  может проходить успешно лишь в тех случаях, когда все его участники обладают достаточной дисциплиной, способностью схватывать суть того, что говорится, и пониманием сущности, задачи спора. В других случаях необходим руководитель спора.

Спор  может происходить  при слушателях и  без слушателей. Иногда это обстоятельство оказывает решающее воздействие не только на характер спора, но и на его результаты. Поддержка аудитории или ее неодобрение важны для участников, поэтому в спорах при слушателях наблюдается большее упорство во мнениях и склонность прибегать к уверткам и уловкам. Последним аргументом в споре является применение физической силы, оно не может быть оправдано никакими соображениями. Встречается и такой вид спора, как спор для слушателей. К нему прибегают в том случае, если участники спора пытаются не столько убедить друг друга, сколько убедить слушателей или произвести на них то или иное впечатление. Этот вид спора является широко распространенным способом проведения предвыборной агитации.

Письменный  спор считается более  приемлемой формой выяснения  истины по сравнению  с устным спором. Поэтому письменный научный спор представляет собой особую ценность, хотя и проследить за ним сложнее в силу его большой продолжительности во времени. Классическим примером такого спора является спор между физиками Н. Бором и А. Энштейном, продолжавшийся несколько десятилетий.

Аргументационная  и аргументационно-оценивающая  деятельность аргументатора  и оппонента. При проведении споров, дискуссий важным компонентом как аргументационной, так и аргументационно-оценивающей деятельности аргументатора и оппонента является учет возможности разнообразной интерпретации текста, создаваемого участниками дискуссии, а также их взглядов, общего интеллектуального и эмоционального склада.

Участник  идеальной дискуссии  реализует общие  этические и гносеологические установки идеального аргументатора и идеального слушателя. Эти обязательства связаны прежде всего с отношением к партнеру. Идеальный аргументатор наделяет своего партнера презумпцией равенства себе. Это означает, что в ходе идеальной дискуссии не могут ставиться под сомнение искренность реципиента, его беспристрастность, стремление к истине, компетентность и т. д., даже если такие сомнения возникают.

Рассмотрим  средства, с помощью которых происходит аргументационная деятельность. Аргументация осуществляется через построение определенного вида текста. Особенностью аргументационного текста является то, что в нем реализуется логико-лингвистическая структура, называемая «аргументационной конструкцией». В подобном тексте содержатся тезис и посылки аргументации, указание на связь между ними.

Для доказательства истинности или ложности тезиса приводятся другие мысли, которые называются доводами (аргументами). Доводы – это утверждения, с помощью которых обосновывается истинность тезиса и которые выдвигаются в поддержку тезиса и обладают доказательной силой для тех, кому адресована аргументация. Выделяются различные типы аргументов: аргументы с помощью примера, иллюстрации, образца, аналогии, с помощью определения и др. В качестве доводов могут выступать также факты. Это должны быть такие мысли, которые считаются верными не только нами самими, но и теми людьми, кому мы доказываем, и из которых вытекает истинность или ложность тезиса. В процессе выдвижения аргументов нужно следить за тем, чтобы тезис и доводы были связаны таким образом, чтобы тот, кто признает верным довод, должен будет признать верным и тезис. Если эта связь сразу не видна, нужно уметь показать, что она существует.

Выделяются  типичные ошибки в  аргументационной деятельности: а) ошибка в тезисе; б) в аргументации; в) в связи между аргументами и тезисом, то есть в рассуждении.

Ошибками  в тезисе являются: отступление от тезиса, подмена тезиса, потеря тезиса. Отступлением от тезиса считается случай, когда вместо исходного тезиса доказывается сходный или как-либо связанный с ним, или не имеющий видимой связи. Если спорящий осознает, что он не может доказать или защитить исходный тезис, он может попытаться этот тезис заменить. Данный вид ошибки называется подменой тезиса. Иногда участник спора в своих рассуждениях отходит от исходного тезиса настолько далеко, что забывает его. В этом случае ошибка называется потерей тезиса.

Ошибками  в доводах являются ложный довод (когда  аргумент представляет собой ложную мысль) и произвольный довод (он не является заведомо ложным, но требует доказательства сам по себе).

Ошибки  в связи между  аргументами и  тезисом состоят в том, что тезис не вытекает, не становится очевидным из тех доказательств, которые приводятся в рассуждении.

Спор  состоит из двух взаимодействующих сторон деятельности: аргументативной и аргументативно-оценивающей. С одной стороны, есть участник, предлагающий текст, называемый аргументационной конструкцией, а с другой – оппонент, воспринимающий, оценивающий аргументацию первого участника, выражающий к ней свое отношение. Оценка аргументации может выражаться вербальными и невербальными способами (к последним относятся жест, мимика, физическое действие и др.). Вербальными средствами выражения оценки аргументации являются: восклицания, вопросы, краткие замечания, развернутая аргументация, обосновывающая оценку оппонентом исходной аргументации.

Одна  и та же аргументационная конструкция может  оцениваться разными оппонентами по-разному. Оценка может быть верной и неверной, а ее выражение корректным и некорректным, уместным и неуместным. Например, некто утверждает: «Поскольку присутствуют обстоятельства А, Б, В, то можем заключить, что имеет место факт К». Данная аргументационная конструкция может быть оценена разными реципиентами следующим образом:

1. Он совершенно  прав. Обстоятельства  А, Б, В действительно  имели место, отсюда  мы просто обязаны  прийти к выводу, что есть К;

2. Он прав, потому  что я видел  своими глазами,  что В;

3. Он лжет, ибо факт  Б не имел места;

4. Он не прав, потому  что для наступления события К недостаточно А, Б, В, необходимо Д, а его, как известно, не было;

5. Он шутит, и  не стоит всерьез  разбирать его  аргументацию;

6. Не верьте ему, он говорит, что имеет место К, потому что сознательно хочет ввести нас в заблуждение;

7. Он говорит, что имело место А, потому что он хочет меня обидеть;

8. Он говорит, что имеет место К. Как он смеет! Надо лишить его возможности говорить такие вещи;

9. Я не понимаю,  как можно сомневаться  в правоте такого  уважаемого человека! Разумеется, имеет место К, если он так говорит.

Информация о работе Искусство спора