Античная натурфилософия.

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 12:55, контрольная работа

Описание работы

Первой в истории человечества формой существования естествознания была так называемая натурфилософия (от лат-natura — природа), или философия природы.
Натурфилософское понимание природы содержало много вымышленного, фантастического, далекого от действительного понимания мира.

Работа содержит 1 файл

Античная натурфилософия.docx

— 25.54 Кб (Скачать)

Античная  натурфилософия.

Первой в истории  человечества формой существования  естествознания была так называемая натурфилософия (от лат-natura — природа), или философия природы.  

Натурфилософское понимание природы содержало много вымышленного, фантастического, далекого от действительного понимания мира.

Когда в XIX веке естествознание достигло достаточно высокого уровня развития и был накоплен и систематизирован большой фактический материал, т. е. когда были познаны действительные причины явлений, раскрыты их реальные связи между собой, существование натурфилософии потеряло всякое историческое оправдание.

Впервые наука в истории  человечества возникает в Древней Греции в VI в. до н. э. Под наукой понимается не просто совокупность каких-то отрывочных, разрозненных сведений, а определенная система знаний, являющаяся результатом деятельности особой группы людей (научного сообщества) по получению новых знаний. В отличие от ряда древних цивилизаций (Египта, Вавилона, Ассирии) именно в культуре Древней Греции обнаруживаются указанные характеристики науки. При этом древнегреческие мыслители были, как правило, одновременно и философа ми, и учеными. Их достижения в математике, механике, астрономии навечно вошли в историю науки. Это был доклассический этап в развитие естествознания.    

Господство  натурфилософии обусловил такие особенности древнегреческой науки, как абстрактность и отвлеченность от конкретных фактов. Каждый

ученый стремился представить все мироздание в целом нимало не беспокоясь об отсутствии достаточного фактического материала о явлениях природы. Это проявилось, в частности, в древнегреческой концепции космоса, для которой к тому же характерен налет прежних мифологических представлений о мире.  Космоцентризм -  важнейшая характеристика древнегреческой натурфилософии.

Само слово  «космос» первоначально означало «порядок»  и применялось к обозначению  воинского строя или государственного устройства. Образ космоса, сложившийся  у древних мыслителей, наделялся  либо качествами, присущими живым  существам (например, рассмотрение космоса  в качестве огромного человекоподобного  организма), либо социальными качествами, отражавшими социальные отношения тогдашнего общества. Космос являлся как бы макрочеловеком, а человек – это микрокосмос. Другими словами, между природным миром, представлявшимся древнегреческим мыслителям в виде упорядоченного и гармоничного космоса, и человеческим миром нет пропасти. В нём воплощены все те силы «стихии», которые образуют космос.

Представление о «стихиях» как основных, простейших началах (элементах), из которых слагается  космос, возникли уже на первом этапе  становления античной натурфилософии.

Первый  этап развития древнегреческой натурфилософии (оинийский). Учение о первых началах мира. Пифагореизм.

С VI в. до н.э. начинается особый период в истории науки  и культуры Древней Греции. Как  известно, это был период, когда  древнегреческая цивилизация обрела господство в обширном регионе, охватывающем юго-восточное Средиземноморье, Малую  Азию и часть черноморского побережья. К данному времени завершилось  формирование древнегреческих городов-государств, в которых большое развитие получили торговля, ремесленное производство, культурная жизнь. По мере роста производительных сил древнегреческого общества возрастало и значение товарообмена. Появилось  и получило развитие денежное обращение. Различные по качеству товары можно, сопоставляя друг с другом, привести к общему денежному знаменателю. Эта чисто экономическая идея была затем распространена на природу . Появилась мысль о том, что все предметы окружающего мира состоят из простейших начал («стихий»). К таковым чаще всего относили огонь, воду, воздух и землю. Фалес Милетский полагал, что началом всего существующего является вода. Все возникает из воды и, в конце концов, обращается в воду, - учил он. Ученик Фалеса Анаксимен признавал за основу всего воздух, обладающий способностью разрежаться и уплотняться.Разрежаясь, воздух становится огнем, сгущаясь – облаками, водой и землей. Движение воздуха, порождающее многообразный мир, происходит вечно.Другой ученик Фалеса Анаксимандр Первоосновой мироздания он считал качественно неопределенное мифическое первовещество, которому он дал наименование «апейрон» (в переводе – беспредельное, неопределенное). Анаксимандр полагал, что «апейрон» первоначально представлял собой неопределенную туманную массу, находившуюся в постоянном круговом вращении, из которой в конце концов произошло все многообразие мира. Особое место в науке Древней Греции занимал Пифагор, который внес немалый для своей эпохи вклад в развитие математики и астрономии. Пифагор придерживался мнения о шарообразности Земли, ее вращения вокруг собственной оси. в своих космологических воззрениях Пифагор был геоцентристом, т.е. считал Землю центром Вселенной. Важной отличительной чертой микропонимания Пифагора было учение о числе как основе Вселенной. «Самое мудрое в мире - число», - учил он. Положив в основу космоса число; Пифагор придал этому старому слову обыденного языка новое значение. Это слово стало обозначать упорядоченное числом мироздание.

Ученики и последователи  Пифагора(пифагорейцы) рассматривали всю Вселенную как гармонию чисел и их отношений, приписывали определенным числам особые, мистические свойства, полагали, что, владея всеми вещами, числа могут определять и духовные, в частности, нравственные качества.

Второй  этап развития древнегреческой натурфилософии (афинский). Возникновение атомистики. Учение Аристотеля.

Этот этап, охватывающий V—IV вв. до н. э., был периодом времени  между возвышением Афин как города-государства  и подчинением Александром Македонским греческих полисов. Выдающимся представителем новой натурфилософской идеологии атомизма был Демокрит. Представляет интерес учение Демокрита о строении Вселенной. Из атомов, считал он, образуются не только окружающие нас предметы, но и целые миры, которых во Вселенной бесчисленное множество. При этом одни миры еще только формируются, другие—находятся в расцвете, а третьи уже разрушаются. Новые тела и миры возникают от сложения атомов. Уничтожаются они от разложения на атомы.

Одним из величайших ученых и философов античности, чья  деятельность совпала с афинским периодом развития древнегреческой  натурфилософии, был Аристотель.

В круг естественнонаучных интересов Аристотеля входили математика, физика, астрономия, биология. Среди  естественных наук ему удалось достичь  наибольших успехов в изучении живой  природы. Он определил жизнь как  способность к самообеспечению, а также к независимому росту и распаду. Исходя из своих представлений об отраслях знания, он впервые попытался дать классификацию наук. С точки зрения Аристотеля, следует различать науки: теоретические (где познание ведется ради него самого), практические (дающие руководящие идеи для поведения человека)и творческие (где познание осуществляется для достижения чего-либо прекрасного).

Третий  этап в древнегреческой натурфилософии (эллинистский). Развитие математики и механики.

Данный этап—примерно  с 330 по 30 г. до н.э.—начинается с подчинения Александром Македонским самостоятельных городов-государств Древней Греции и завершается возвышением Древнего Рима.

Характерной чертой истории эллинистского периода древнегреческой натурфилософии, так же как и ее предыдущего периода, являются идеи атомистики. Последние получили свое развитие в учении Эпикура (341—270 гг. до н.э.). Эпикур разделял точку зрения Демокрита, согласно которой мир состоит из атомов и пустоты, а все существующее во Вселенной возникает в результате соединения атомов в различных комбинациях. Вместе с тем Эпикур внес в описание атомов, сделанное Демокритом, некоторые поправки: атомы не могут превышать известной величины, число их форм ограничено, атомы обладают тяжестью и т.д Но самое главное в атомистическом учении Эпикура—это попытка найти какие-то внутренние источники жизни атомов.

Эллинистский период в древнегреческой науке характеризовался также и немалыми достижениями в области механики. Первоклассным ученым — математиком и механиком—этого периода был Архимед (287—212 гг. до н. э.). Он решил ряд задач по вычислению площадей поверхностей и объемов, определил значение числа p. Архимед ввел понятие центра тяжести и разработал методы его определения для различных тел, дал математический вывод законов рычага.  Архимед положил начало гидростатике, которая нашла широкое применение при проверке изделий из драгоценных металлов и определении грузоподъемности кораблей.Широчайшую известность получил закон Архимеда, касающийся плавучести тел. 

В эпоху Возрождения происходит поворот к эмпирическому и свободному от догматизма рационалистическому исследованию, во многом сравнимый с переворотом VI в. до н. э. Этому способствовало изобретение книгопечатания (середина 15-го века), резко расширившего базу для будущей науки. Прежде всего происходит становление гуманитарных наук, или studia humana (как называли их в противоположность богословию — studia divina); в середине XV в. Лоренцо Валла издаёт трактат «О подложности Константинова дара», заложив тем самым основы научной критики текстов, сто лет спустя Cкалигер закладывает основы научной хронологии. Параллельно идёт стремительное накопление новых эмпирических знаний (особенно с открытием Америки), подрывающее картину мира, завещанную классической традицией; жестокий удар по ней наносит теория Коперника.

Современное экспериментальное  естествознание зарождается только в конце XVI века, её появление связывают  с именем Галилея, первым систематически использовавшим эксперимент как  основной метод исследования. Теоретическое  обоснование новой научной методики принадлежит Фрэнсису Бэкону, обосновавшему в своём «Новом органоне» переход от традиционного дедуктивного подхода (от общего — умозрительного предположения или авторитетного суждения — к частному, то есть к факту) к подходу индуктивному (от частного — эмпирического факта — к общему, то есть к закономерности). Появление систем Декарта и особенно Ньютона — последняя была целиком построена на экспериментальном знании — знаменовали окончательный разрыв «пуповины», которая связывала нарождающуюся науку Нового времени с антично-средневековой традицией.

Естествознание  в средние века и эпоху возрождения.

Эпоха средних  веков характеризовалась в Европе закатом классической греко-римской  культуры и резким усилением влияния  церкви на всю духовную жизнь общества.В эту эпоху философия тесно сближается с теологией (богословием), фактически становится ее «служанкой». Возникает непреодолимое противоречие между наукой, делающей свои выводы из результатов наблюдение опытов, включая и обобщение этих результатов, и схоластическим богословием, для которого истина заключается в религиозных догмах. Научные знания эпохи средневековья ограничивались в основном познанием отдельных явлений и легко укладывались в умозрительные натурфилософские схемы мироздания, выдвинутые еще в период античности (главным образом в учении Аристотеля). В таких условиях наука еще не могла подняться до раскрытия объективных законов природы. Естествознание — в его нынешнем понимании — еще не сформировалось. Оно находилось в стадии своеобразной «преднауки».

Естествознание  Нового времени и  проблема философского метода

В истории изучения человеком природы сложились, как  известно, два прямо противоположных, несовместимых метода этого изучения, которые приобрели статус общефилософских, т.е. носящих всеобщий характер. Это — диалектический и метафизический методы.

При метафизическом подходе объекты и явления  окружающего мира рассматриваются  изолированно друг от друга, без учета  их взаимных связей и как бы в  застывшем, фиксированном, неизменном состоянии. Диалектический подход, наоборот, предполагает изучение объектов, явлений  со всем богатством их взаимосвязей, с  учетом реальных процессов их изменения, развития. . Одним из ярких выразителей диалектического подхода (несмотря на всю его наивность) был древнегреческий мыслитель Гераклит, о котором уже говорилось выше. Он обращал внимание на взаимосвязи и изменчивость в природе, выдвигал идею о ее беспрерывном движении и обновлении.

Новые научные  идеи и открытия второй половины XVIII — первой половины XIX вв. вскрыли  диалектический характер явлений природы. Специальнонаучные теории развития, появившиеся в космологии, геологии, биологии, давали естествоннонаучное обоснование диалектической концепции развития материального мира. Достижения естествознания этого периода опровергали метафизический взгляд на природу, демонстрировали ограниченность метафизики, которая все более и более тормозила дальнейший прогресс науки. Только диалектика могла помочь естествознанию выбраться из теоретических трудностей.

Развитие  знаний в XIV—XVI веках существенно повлияло на представления людей о мире и месте человека в нем. Великие географические открытия, гелиоцентрическая система мира Николая Коперника изменили представления о размерах Земли и её месте во Вселенной, а работы Парацельса и Везалия, в которых впервые после античности были предприняты попытки изучить строение человека и процессы, происходящие в нем, положили начало научной медицине и анатомии.

Крупные изменения  произошли и в общественных науках. В работах Жана Бодена и Никколо Макиавелли исторические и политические процессы впервые стали рассматриваться как результат взаимодействия различных групп людей и их интересов. Тогда же были предприняты попытки разработки «идеального» общественного устройства: «Утопия» Томаса Мора, «Город Солнца» Томмазо Кампанеллы. Благодаря интересу к античности были восстановлены, выверены и напечатаны многие античные тексты. Почти все гуманисты так или иначе занимались изучением классической латыни и древнегреческого языка.

Информация о работе Античная натурфилософия.